Школьный музей
статья на тему
Работа музея по гражданско-патриотическому воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey_kak_tsentr_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как центр гражданско-патриотического воспитания
«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины – во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории, углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.
Основной целью работы музея является воспитывать человека, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Основные методы и формы работы:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны;
- экскурсии по музейным выставкам, экскурсионная деятельность;
- подготовка экскурсоводов;
- шефство над ветеранами войны и труда;
- вечера, конференции, концерты, праздники;
- оформление тематических выставок, проведение общешкольных линеек,
посвященных памятным датам.
Основные направления работы музея:
- информирование учащихся о знаменательных событиях и памятных датах;
- подготовка и проведение мероприятий к знаменательным датам истории;
- поисково-исследовательская деятельность;
- экскурсионная работа;
- проведение занятий по музейной педагогике;
- экспозиционное направление работы музея.
- фондовое направление работы школьного музея.
Материалы музея привлекаются на уроках истории, географии, литературы и др. Педагоги используют различные приемы работы: рассказ, показ, самостоятельная работа учащихся с экспонатами, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, повторное обращение к ранее изученному материалу, привлечение технических средств. Широкое распространение получают уроки с использованием и привлечением музейных предметов и копий. Такой урок в классе открывает новые пути сочетания рассказа учителя и осмотра экспонатов с работой над учебниками, со справочниками, книгой вообще, картой, с чтением периодической печати. На этом уроке имеются большие возможности для выполнения письменных познавательных занятий.
В музее школы есть большие возможности для проведения различных мероприятий:
- конкурсов рисунков, рассказов, стихов, стенных газет, заочных путешествий и т.п.;
- тематических вечеров, викторин, олимпиад;
- презентации книг местных краеведов.
Большие возможности музея как экскурсионного центра не только школы, но и своего региона. На базе музея проводятся:
- тематические беседы лекторской группы с учащимися нашей школы и других школ;
- проведение юными экскурсоводами тематических и обзорных экскурсий по экспонатам музея;
- организация и проведение различных выставок;
- знакомство родителей, жителей и всех желающих с материалами музея.
Во внеклассной работе традиционными стали:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда;
- проведение торжественных линеек и награждение лучших учащихся школы;
- сбор материалов по имеющимся экспонатам;
- изучение жизни и подвигов земляков – защитников Отечества;
- участие в регулярных областных и республиканских конкурсах музеев учреждений образования;
- просветительская работа среди учащихся и местного населения по популяризации и расширению знаний о Великой Отечественной войне;
- оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда;
- изучение боевого пути воинских частей, соединений, партизанских отрядов, освобождавших местные города, деревни;
- уход за памятниками Великой Отечественной войны.
На протяжении всего учебного года проводятся уроки мужества на базе музея для учащихся всех возрастов, сопровождающиеся видеофильмами и соответствующими познавательными рассказами и комментариями. В работе музея используется новое оборудование (телевизор, компьютер и др.).
Таким образом, музей открывает перед педагогами большие возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с учетом их подготовки, возраста, интереса.
Эффективность проводимой работы по патриотическому воспитанию выражается в положительных отзывах от посетителей музея.
Я считаю, что школьный «Краеведческий музей им. Б.Б. Городовикова» стал тем местом, где воплощены замыслы и реализованы многие цели учителей и ребят. Наш музей помогает выполнять воспитательные функции, формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает общественную активность учащихся, даёт возможность развивать у учащихся творческие способности, а также коммуникативность. У современных учащихся новое мировоззрение и естественно, чтобы воспитать их патриотами и гражданами своей страны, нужно воспитывать их на прошлом наследии, но применяя современные методы, формы и подходы для привития правил и норм общественной жизни. Поэтому патриотическое и гражданское воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Практически школьный музей стал учебно-материальной базой в проведении ряда внеклассных мероприятий. В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно – массовая работа. В практике работы нашего школьного музея используются не только экскурсии по музейным экспозициям, но и посещение памятных мест города и района. Учащиеся знакомятся с музеями района, потом создают сообщения о своих поездках и рассказывают о них младшим школьникам. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность у учащихся.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в городе. Рассказы на уроках мужества о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей и работе в тылу позволяет учащимся знакомиться с участниками и очевидцами войны. Заставляет задуматься детей о значимости этих людей для страны, своей малой Родине. Такие встречи делают исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Это помогает обогатить внутренний мир учащихся. Мы организуем совместные встречи с ветеранами войны (тружениками тыла) и труда, проводим для них праздники, приглашаем на всевозможные школьные мероприятия, учащиеся просто посещают их, поздравляя с праздниками. При их поддержке и помощи собран материал и оформлена папка «Ветераны ВОВ», «Ветераны педагогического труда». Данный материал используется на классных часах и уроках мужества. Формирование гражданской позиции проявляется у учащихся и 9 Мая, когда они идут на митинг, с гордостью стоят у памятников, чувствуя благодарность к погибшим героям и живым ветеранам войны, застывают в почётном карауле у захоронения, с интересом и творчески участвуют в литературно – музыкальной композиции, несут гирлянду памяти или портреты погибших солдат.
Наша школа в современных условиях стала центром воспитания подрастающего поколения в патриотическом воспитании. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. Школьный музей несёт огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории и событиях своего города и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей А.С.Пушкина.
Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...
Школьный музей.
Созданный в школе музей 5 дивизии народного ополчения помогает при изучении истории и проведении внеклассных мероприятий....
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных ...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...