роль детской организации в социуме, в территориально-образовательной среде
методическая разработка на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

Материал для старших вожатых по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_do_v_sotsiume_v_ter-obr_srede.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Понятие детской организации, история её развития……………………………. 4

Глава 2. Критерии деятельности детских общественных организаций…………………   6

Глава 3. Роль ДО в социуме, в территориально-образовательной среде………………..    8

Заключение …………………………………………………………………………………. 10

Список использованной литературы……………………………………………………… 11

Введение

Оттого, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, оттого, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества. Поэтому значительно возрастает роль детских организаций и объединений (ДО) как фактора успешной социализации ребёнка и его адаптации в обществе. Стремление к объединениям, созданию своих правил и законов, похожих на законы общества, стремление к самореализации, всё это дало возможность появиться разным детским организациям и объединениям в городе Бузулуке. В МОУ «СОШ № 1»  возникла ДО «Галактика» возникла  11 января 2005-2006 учебного года; в МОБУ «НОШ № 11» - ДО республика «Самый Маленький Активный Коллектив» («СМАК»).

В ДО существует много средств для активизации учащихся: участие в выпуске школьной и классной газеты, проведение мероприятий,  акций. Таким образом, участие в работе ДО способствует успешной адаптации и социализации личности ребёнка, развитию коммуникативных качеств.

Рассмотрение ДО как средства развития социально-активного пространства  детей и подростков отражено в трудах следующих учёных: В.А. Лая, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского, Г.А. Абросимова, Л.В. Алиевой, Н.Ф. Басова, И.П. Иванова, Г.М. Иващенко, В.А. Кудинова, М.Е Купельдиновой, А.Г. Лутошкина, А.М. Пановой, М.Р. Новиковой, К.Д. Радиной и других. Рассмотрим подробнее идеи некоторых педагогов.

Немецкий педагог В.А. Лай большое внимание уделял вопросу о школьных общинах, в которых совместная практическая деятельность ребят способствует их социализации и расширению связей.

П.Ф. Каптерев и К.Д. Ушинский  стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи.

В.А. Сухомлинский  рассматривал коллектив и ДО как средство нравственного и духовного развития ребёнка.

В процессе разработки этого материала были определены: объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования.

Объект исследования – детская организация.

Предмет исследования – формы и способы организации работы по развитию социально-активного пространства детей и подростков.

Цель исследования – теоретически обосновать, что ДО играет важную роль в социуме, территориально-образовательной среде, является средством развития социально-активного пространства детей и подростков.

Задачи исследования:

  • рассмотреть  проблему в её научном освещении;
  • изучить психолого-педагогическую литературу о возрастных особенностях подростков;
  • изучить методическую литературу по данному вопросу.

Психолого-педагогические  особенности детей младшего школьного возраста. Членами объединения республики «СМАК»  являются учащиеся 1-4 классов. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

 Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внеш­ней стороны явлений к познанию их сущности. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Психолого-педагогические особенности подростков. Членами ДО являются подростки, то есть учащиеся 5-8 классов.

Внутри каждого возраста дети отличаются друг от друга по интересам. К моменту перехода в среднюю школу дети отличаются по разным параметрам. Такие различия существуют:

  • в общем развитии – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора;
  • в интересах – от ярко выраженных до почти полного их отсутствия.

Таким образом, во внеурочной деятельности подростков есть свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, которые заключаются в избирательной готовности, в сензитивности (повышенной восприимчивости) к тем или иным сторонам деятельности.

Интересы подростков различаются по направленности деятельности.  Одни ребята предпочитают подготовку того или иного материала, другие проявляют большую активность при использовании материала в практической деятельности, поэтому необходимо формировать и поддерживать убеждения о том, что только человек, принимающий активное участие во всех делах ДО, может быть по-настоящему полезен для общества.

В современном обществе важно расширение социального пространства, сотрудничество со многими организациями.  Именно поэтому была выбрана тема самообразования «Роль  детской организации в социуме, в территориально-образовательной среде».

Глава 1. Понятие детской организации, история её развития

Детская организация -  это формальный коллектив детей.

Это самостоятельная, гуманистическая, общественная организация с ярко выраженной социально-значимой и личностно-ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.

Коллектив -  социальная группа, объединённая на основе значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

Функции:

  • организационная. Коллектив – основная форма организации детской жизнедеятельности;
  • регулятивная. Коллектив – носитель и пропагандист определённых мировоззренческих установок;
  • консолидирующая.  Коллектив  - форма объединения;
  • воспитательная. Коллектив целенаправленно воздействует на каждую личность, формирует её взаимодействие.

Воспитание в коллективе – одно из общих направлений работы с детскими группами. Человек – существо социальное и, начиная с малых лет, должен жить совместно с другими людьми. Поэтому зарождение общественных объединений уходит своими корнями в первобытное общество, в котором создались первые дома молодёжи. В них подрастающее поколение получало необходимые знания об окружающем мире, согласно царящим в то время представлениям, получало необходимые трудовые навыки. Со временем дома молодёжи совершенствовались, видоизменялись: появились школьные общины, скаутские объединения. Появление ДО относят к 1907 году.

Этапы развития ДО:

1907 год – Роберт Баден Пауэл, британский офицер, организовывает  первый экспериментальный палаточный лагерь для мальчиков в Англии.

1908 год - Роберт Баден Пауэл выпускает книгу «Scayting for boys», положив тем самым начало скаутскому движению.

1909 год, 30 апреля – Олег Иванович Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из семи мальчиков «Бобр». Этот день считается днём рождения российского скаутинга.

1910 год -  штаб-ротмистр Г.А. Захарченко организовал объединение  «Московская дружина юных разведчиков» при Александровском юнкерском училище.

В августе 1914 года под покровительством генерала Воейкова О.И. Пантюхов организует «Общество содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут».

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герл-скаутов). Затем организации девочек-разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. - в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов (то есть в два с лишним раза больше, чем комсомольцев в 1918 г.).

Русские скаутские дружины существенно различались по содержанию деятельности: традиционный скаутизм (создание отрядов и дружин, мастерских, где дети и подростки получали трудовые навыки); объединения «лесных братьев» (последователей Э. Сеттон-Томпсона); юкизм (так называемый «новый скаутинг по-пролетарски»).

В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены.

19 мая 1922 года  - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

 В октябре 1922 года все пионерские отряды, организованные в разных городах России, были объединены в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

 В 1924 году пионерской организации было присвоено имя В. И. Ленина.

1930 год – принято решение о введении всеобщего обязательного обучения. Теперь отряды и дружины формируются не на предприятиях, а в школах.

1941-1945 года – Великая Отечественная война. Пионеры тушат пожары после налётов вражеской авиации, собирают тёплые вещи для фронтовиков, помогают эвакуированным,  трудятся у станков и на полях. Пионеры-герои: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и многие другие.

1945-начало 1950-х годов – пионеры вместе со взрослыми восстанавливали города и сёла, работали.

1957 год – появляется «коммунарская методика»  И.П. Иванова.

1960 год – подготовлена программа «Ориентир», в которой реализовывался возрастной подход к работе в пионерской организации. Появление первых научных, исследовательских кружков, секций, обществ.

На пороге 80-х — 90-х годов получили развитие следующие тенденции:

  • Развитие вариативности в детском движении (коммунары, скауты). В ноябре 1990 г. в Институте молодёжи был проведён учредительный съезд Ассоциации возрождения российского скаутинга. 65 делегатов из разных городов России, а также Украины и Молдовы приняли в нём участие.
  • Демократизация и обогащение деятельности пионерской организации, создание перспективных и содержательных новых программ, форм и видов деятельности, проведение на демократической основе слета Всесоюзной пионерской организации в Артеке (сентябрь 1990 г.), создание программы обновления пионерской организации.
  • Создание национальных детских организаций в Прибалтике и на Украине, ознаменовавших собой начало распада единой Всесоюзной пионерской организации.
  • Начало процесса деполитизации пионерской организации, придание её деятельности гуманистического характера, обращение не к интересам партии и государства, как главной цели, а к интересам личностей членов организации.

1990 год – 10 слёт ВПО им. В.И. Ленина, ставший переломным в детском движении в России.

1990 год – образование Союза Пионерских Организаций – Федерации Детских Организаций (СПО-ФДО).

1990 год – образовалась областная детская организация «Республика оренбургских пионеров».

Глава 2. Критерии деятельности детских общественных организаций

Вне зависимости от направлений деятельности, масштабов организации, количества ее членов, срока деятельности в грамотно функционирующем детском общественном объединении присутствуют основополагающие моменты.

К критериям деятельности ДО относятся: история и культура организации, ее деятельность, актив, взаимодействие с окружающей средой, ресурсы, работа с потенциальными членами объединения.

История организации. Важным моментом в развитии организации является создание ее истории - фиксирование дат, событий, мероприятий, героев и партнеров, достижений. На начальном этапе необходимо создать летопись организации.

Культура организации. Это лицо организации. Необходимо разработать принципы и законы деятельности объединения, утвердить символику. В процессе функционирования организации возникнут ее традиции, обычаи, ритуалы.

Деятельность. Главная цель ДО - создание условий для всестороннего развития ребят в различных сферах жизни. Данная цель реализуется через включение членов организации в реальную социально-значимую многопрофильную деятельность. Направления деятельности, конкретные программы каждая организация выбирает самостоятельно, исходя из своих потребностей и условий, однако необходимо помнить, что объединяющим началом служат совместные дела, в которых участвуют все члены организации.

Актив. Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, формируют нравственные ценности. От того, кто выступает в роли актива, насколько хороша их подготовка зависит успешность деятельности всей организации. Необходимо проводить обучение актива по разным направлениям деятельности организации.

Взаимодействие с социумом. Часто школьная (или внешкольная) детская организация замыкается на себе и своей деятельности, в то время как должна быть вовлечена в общий водоворот событий. У организации должна быть возможность сравнивать себя с какой-либо другой организацией, обмениваться опытом работы, чувствовать себя причастной к общему делу. Для этого необходимо установить контакты с другими организациями, например наладить переписку с организациями из других регионов.

Ресурсы. Любое дело нуждается в ресурсах, которые можно привлечь для его осуществления и развития. Организация должна знать и использовать все виды ресурсов:

* кадровые: специалисты-профессионалы, добровольцы, собственные и привлеченные;

* методические: программы деятельности, технологии, разработки и т. д.;

* информационные: СМИ и интернет-пространство;

* материально-технические: оборудование, оргтехника, транспорт, помещения, средства связи, реквизит, инвентарь, расходные материалы;

* финансовые;

* связи: система договоров с различными лицами и организациями, личные связи.

Работа с потенциальными членами организации. Активно работающую организацию всегда должен волновать вопрос привлечения новых членов, чтобы не возникло проблем с преемниками. С самого момента образования организации надо начинать работу с ее потенциальными членами, постоянно пополнять их ряды. Организация может приглашать к участию в своих мероприятиях, устраивать специальные мероприятия рекламно-агитационного характера. Особое внимание следует обратить на работу с учащимися начальной школы. Уже в младшей школе дети должны знать о существовании организации и стремиться к членству в ней.

Глава 3. Роль ДО в социуме, в территориально-образовательной среде

Чтобы ДО выступала как средство развития социально-активного пространства детей и подростков, прослеживалась её роль в социуме, необходимо повышение интереса к ней и стабильное её функционирование.

При этом, по мнению педагога И.П. Подласого, необходима опора на следующие  принципы воспитания и деятельности:

  • Опора на положительное.  Необходимо выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать недостаточно сформированные качества, доводя их до необходимого уровня. Точно также и в ДО, опираясь на достигнутые результаты, сотрудничество с другими учреждениями, занимающимися вопросами  воспитания, нужно вести работу по  увеличению данных результатов;
  • единство воспитательных воздействий. Все лица, общественные институты, причастные к процессу воспитания, должны действовать сообща, предъявляя согласованные требования. Для развития ДО нужны единые и объединённые усилия, требования со стороны администрации ОУ, классных руководителей, воспитателей, вожатой.

ДО может вести работу по расширению социально-активного пространства детей и подростков через сотрудничество как на внутришкольном, так и на городском, областном уровнях.

Формами и способами, способствующими этому, являются:

  • участие в работе Совета лидеров. Это ведёт к расширению пространства классов-отрядов: ребята разных классов взаимодействуют между собой. Работа на Заседании капитанов кораблей даёт аналогичные результаты.

Появляется возможность обсудить социально-значимые дела, проекты, начать работать над ними, что даёт возможность проявить себя в социуме различного уровня;

  • проведение общешкольных мероприятий и участие в них также  способствует расширению пространства классов, осознанию роли в социуме;
  • участие ДО в конкурсах, акциях, мероприятиях различного уровня, оказание помощи в их подготовке и проведении – это тоже своеобразный вклад в социум, в территориально-образовательную среду, так как мероприятия носят различный характер.

К сожалению, часто это – соревнования между организациями, что с одной стороны, является положительным моментом (способствует развитию творческих способностей, мышлению), с другой  - отрицательным (участники заинтересованы только в получении того или иного места, а не в обмене имеющегося опыта, его углубления);

  • тимуровская работа. Члены ДО оказывают посильную помощь на дому старшему поколению, перенимают у него опыт.

Поздравляют с Днём  пожилого человека;

  • участие в областных профильных лагерях;
  • уборка закреплённой территории;
  • дежурство по классу, по школе, в столовой;
  • уход за школьными растениями;
  • выпуск школьной газеты.

Всё это способствует:

  •  развитию и расширению навыков коммуникации,
  • обмену опытом,
  • развитию организаторских способностей личности ребёнка и получению необходимых деловых навыков,
  • повышению роли ДО в социуме, в территориально-образовательной среде.

Главное, чтобы дела ДО были посильны для её членов, даже если работа прослеживается на уровне школьного социума.

Социально-активное пространство ШДОО «Галактика»

  1. ЦДОД:
  • акции «Остановите СПИД!» правовая акция, «Георгиевская ленточка»;
  • «Клуб делового общения» (лидеры);
  • «Клуб юного журналиста» - городская газета «Смайл - TV»;
  • детская общественная правовая палата;
  • волонтёры ЗОЖ - акция «Остановите СПИД»;
  • конкурсы, мероприятия;
  • ОЗШ «Лидер».
  1. Работа с ветеранами (тимуровская работа).
  2. ООО «СПО-ФПДО» - конкурсы.
  3. ЦДТ «Радуга» - конкурсы.
  4. Учреждения культуры - ШДОЛ «Данко».
  5. МОУ «СОШ № 1»:
  • мероприятия,
  • конкурсы,
  • акции,
  • работа направлений.

Социально-активное пространство ШДО республика «СМАК»

  1. МОБУ «НОШ № 11»:
  • обучение актива,
  • мероприятия,
  • конкурсы,
  • поручения;
  • выпуск газеты «Вести от СМАКа».
  1. ЦДТ «Радуга»:
  • конкурсы.
  1. ЦДОД «Содружество»:
  • «Клуб юного журналиста»,
  • конкурсы,
  • мероприятия,
  • акция «Георгиевская ленточка».
  1. ООО «СПО-ФПДО» - конкурсы.
  2. ОТДМ им. В.П. Поляничко  - конкурсы.

Заключение

В процессе разработки данного материала были определены актуальность исследования, цель исследования, задачи исследования, объект исследования, предмет исследования.

Чтобы рассмотреть проблему в научном освещении была изучена методическая и психолого-педагогическая литература.

Цель исследования – теоретически обосновать, что ДО играет важную роль в социуме, территориально-образовательной среде, является средством развития социально-активного пространства детей и подростков.

Задачи исследования:

•        рассмотреть  проблему в её научном освещении;

•        изучить психолого-педагогическую литературу о возрастных особенностях подростков;

•        изучить методическую литературу по данному вопросу.

История детских организаций берёт начало с 1907 года. Сразу же объединения детей стараются стать полезными, нужными в обществе.

На протяжении многих лет педагоги разрабатывали способы и формы организации работы по развитию социально-активного пространства ДО, повышения её роли в обществе, территориально-образовательной среде. Наиболее оптимальными являются:

  • участие в конкурсах, акциях, мероприятиях;
  • тимуровская работа;
  • выполнение поручений.

Список использованной литературы

  1. М.В. Гомезо. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1984 г.
  2. И.В. Дубровина. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1998 г.
  3. М.М. Загвязинский. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Просвещение, 2007 г.
  4. В. Сластёнин, И. Исаев. Педагогика. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 2009 г.
  5. Н.Е. Щуркова и другие. Новые технологии процесса воспитания. - М.: Просвещение, 1995 г.
  6. http://otherreferats.allbest.ru
  7. http://otherreferats.allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль детской организации в современной школе

роль детской организации в современной школе...

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...

Методическая разработка Тема: "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы"

Школа не может быть безразличной к переменам в социально экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не зав...

Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"

В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...

Школьные СМИ. Роль в популяризации деятельности детских организаций в образовательном учреждении

Организация школьных СМИ и работы работы совместно с ученическим самоуправлением и детским объединением....