Внеклассное мероприятие "Дети войны"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Данное мероприятие проводилось мной и десятиклассниками для учеников 5 классов. Материал прост, доступен и несёт высокий нравственный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Детям, пережившим ту войну, Поклониться нужно до земли!
Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвется,
Смерть поведет парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернется сам назад.
Два «супербога»: Гитлер– Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть!
Ведущая: На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд российского народа. Началась Великая Отечественная война.
Советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.
Как вы думаете, а кто остался дома? Старики, дети, женщины. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
Инсценировка «Ой, Мишка, как же страшно мне!»
Ведущая: Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:«Не плачь, не плачь…Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
Ведущая:… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Девочка: Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
Ведущая:… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
Девочка: «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Ведущая: Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
Девочка: «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
Ведущая:… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна,
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!
Ведущая: Дети войны очень быстро повзрослели. В своё маленькое сердце они приняли большую боль войны.
1. Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
2. У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил,
но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
3. Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
4. Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
5. Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
6. Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
7. Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
Ведущая: Вся страна от мала до велика встала на защиту своей Родины. Каждый помогал, чем мог. Дети сразу повзрослели, потому, что надо было помогать взрослым
Слайд «мальчик и токарный станок».
Во время войны в тылу жил обычный мальчик Женя. 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Все мужчины ушли воевать. Цеха, выпускавшие раньше промышленные товары, теперь производили патроны для ружей. Женька решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтобы попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Ведущая: Дети и подростки работали на заводах, становились на табуретку или ящик, чтоб доставать до станка. В любую погоду в неотапливаемом помещении они работали. Такие вот Вани и Сани, Пети и Вовы в тылу ковали патроны, гранаты, винтовки.
…. Чтоб строчил пулемётчик за синий платочек, за дом свой родной..
Ведущая: Маленькие жители страны видели, как устают мамы от тяжелой работы в тылу. Как ждут долгожданного сообщения по радио о событиях на фронтах. Всей душой им хотелось помочь взрослым, своей стране.
Слайд танк «Малютка»
Ведущая: Однажды в редакцию одной газеты («Омская правда») пришло письмо …Я, Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычовка Смоленской области. Я хочу домой Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, что бы они тоже отдали свои деньги на танк! И назвали его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Ада.
Ведущая: И редакцию завалили тысячи детских писем!
Читают дети
1. Адик Солодов, 6 лет, писал: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги - 135 рублей 56 копеек - на строительство танка «Малютка»».
2. Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко».
3. Таня Чистякова: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».
4. Шура Хоменко из Ишима: «Мне рассказали о письме Ады Занегиной, и я внёс все свои сбережения - 100 рублей - и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения».
Эти письма, написанные по-печатному, читала Аде вслух мама. Одно было от 20-летнего солдатика, раненного подо Ржевом: из госпиталя он писал о том, что письмо Ады Занегиной вдохнуло в него, обездвиженного, с перебитым позвоночником, жаждущего только скорейшего избавления от мук, новую жизнь - и вот он уже идёт на поправку…
Ведущая: Танк был сделан и воевал на нём сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк.
Ведущая: И таких писем, таких историй было очень много. Потому, что с первых часов война рассматривалась всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.
Ведущий: Несмотря на сопротивление, фашистские войска захватывали наши села, наши города. Шли ожесточенные бои.
Но наш народ не сдавался. Все верили в победу!
Слайд Отец и сын партизаны
Ведущая: А вы знаете, кто такие партизаны? Это старики, женщины, дети, которые не хотели оставаться на территории занятой немцами, в оккупированных деревнях и посёлках. Они уходили в леса. Жили в землянках. Взрывали заводы и железнодорожное полотно, чем могли помогали красной армии. Дети сражались наравне со взрослыми, многие стали героями.
Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.
Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно!
Так же и многие другие начинали действовать на свой страх и риск. Кто-то находил разбросанные с самолетов листовки и распространял их в своем райцентре или деревне.
Полоцкий мальчишка Леня Косач собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 ручных пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это; представился случай – передал партизанам. Таким же образом создавали для партизан арсеналы и сотни других ребят.
Двенадцатилетняя отличница Люба Морозова, немного зная немецкий, занималась «спецпропагандой» среди врагов, рассказывая им, как ей хорошо жилось до войны без «нового порядка» оккупантов. Солдаты нередко говорили ей, что она «красная до костей», и советовали попридержать язык, пока это для нее не закончилось плохо. Позже Люба стала партизанкой.
Одиннадцатилетний Толя Корнеев выкрал у немецкого офицера пистолет с патронами и стал искать людей, которые помогли бы ему выйти на партизан. Летом 1942 года мальчик преуспел в этом, встретив свою одноклассницу Олю Демеш, которая к тому времени уже была членом одного из отрядов. А когда в отряд старшие ребята привели 9-летнего Жору Юзова, и командир в шутку спросил: «А этого малого кто будет нянчить?», мальчишка, помимо пистолета, выложил перед ним четыре гранаты: «Вот кто меня будет нянчить!».
Самый юный герой Советского Союза
Валя Котик. Юный партизан-разведчик Великой Отечественной войны в отряде имени Кармелюка, действовавшего на временно оккупированной территории; самый младший по возрасту Герой Советского Союза. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины, по одной информации в семье служащего, по другой – крестьянина. Из образования всего 5 классов средней школы в районном центре.
В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Первое боевое задание Валентин с друзьями-сверстниками получил осенью 1941 г. Ребята залегли в кустах вблизи шоссе Шепетовка-Славута. Услышав шум мотора, они замерли. Было страшно. Но когда машина с фашистскими жандармами поравнялась с ними, Валя Котик приподнялся и швырнул гранату. Начальник полевой жандармерии был убит.
В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и благодаря его действиям партизаны успели приготовиться к бою.
16 февраля 44 года в бою за город Изяслав Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка украинского города Шепетовка. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 58 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 2-й степени. Его именем назван теплоход, ряд общеобразовательных школ, раньше были пионерские дружины и отряды имени Вали Котика. В Москве и в его родном городе в 60 году ему установили памятники. Улица, носящая имя юного героя есть в Екатеринбурге, Киеве и Калининграде.
Слайды: «Володя Козьмин», «Лёня Голиков», «Марат Козей», «Валя Котик», «Зина Портнова», «Таня Морозова», «Витя Коробко»
Ведущая: Все они погибли ради того, что бы жили вы.
Стихотворение читает ученик:
Вот пацан-партизан, в телогреечке,
Он фашистам долг отдал до копеечки
За родных, за мать с отцом, за сестрёночку,
Поджигает партизан фитиль спичечкой.
Побежал огонёк, убежал паренёк,
Прогремел мощный взрыв, рельс случился разрыв
Под откос эшелон, крики, выстрелы, стон.
Ты, как думал фашист, будешь брит?
Будешь чист? Слышишь свист, видишь ад?
Атакует тебя партизанский отряд.
Что, страшны тебе, гадина, мстители-
Партизаны: пацаны и родители!
Ведущая: Девочки собирали посылки с тёплыми вещами, писали письма бойцам. Получит боец письмо и вспомнит свой дом, свою сторону. И станет ему на душе легче и знает солдат, за что он воюет. За свою семью, за свой дом, За Родину, за страну!
А письма были необычные, без конвертов. «Письмо памяти» В этом письме мы с благодарность вспоминаем всех тех, кто защищал нашу Родину, наше будущее. И сколько б ни прошло лет, с той далёкой войны, мы будем вспоминать о ней, о тех людях, которые принесли нам победу, вечная им слава и низкий поклон! И большое спасибо за мирное небо над головой в нашей России!
Ведущая: Сегодня мы говорим о ваших сверстниках, для которых война была не игрой, а являлась жестокой и суровой былью.
Многие бросили учебу, так как ночью стояли в очередях за хлебом, а утром отсыпались. Во время бомбежки занятия прерывались на несколько часов. Срывались уроки, расписание нарушалось.
Дети встали за станки, вышли работать в поля, помогали своим матерям и бабушкам.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.
Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых–бомбами, разлуками и голодом.
На выезде из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), там, где начинается дорога на Легендарную Ладогу, сейчас стоит Памятник«Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Всем детям нашей страны известно о дневнике, который вела Таня Савичева – ленинградская девочка, потерявшая всех своих близких в блокадном городе и выжившая в этой страшной войне.
Вот записи из дневника девочки:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
В«Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».
Записи из дневника девочки: «Дядя Вася умер13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама-13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все».
Осталась одна Таня...
Стихотворение:
Девочки нет. Но остался дневник-
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это всё повториться!"
Ведущая: Хочется, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для нас не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.
Ведущая: Дети войны Светлана Сирена.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слёзы в глазах от обид застывали.
Кровь и расстрелы. Горела страна…
Долго ее из руин поднимали,
Жить лучше мечтали… Снова война.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали… Война…
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война?..
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла.
Чёрные дни от пожаров и гари –
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая, в те горькие дни?
Дети войны быстро взрослыми стали.
Их детство украли фашисты-враги,
Дети войны игрушек не знали,
Книг не читали, прожить не могли.
Многих спасли, но другие пропали:
От голода, пуль они полегли…
Братья и сёстры друг друга теряли,
Кого-то в детдом поместить помогли.
Позже друг друга годами искали…
Время бежало, взрослели и мы.
Может, всю жизнь этой весточки ждали,
Слёзы душили от разной молвы.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!.
Сколько же лет разделяли людей!
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и солнечных дней!
(Звучит песня-клип Тамары Гверцителли «Дети войны»)
Ведущая: Мы все желаем одного – чтобы сегодняшним детям никогда не пришлось испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ "Дети и Война".
Цель:воспитание патриотизма , любви к своей Родине , к её защитникам, чувства ответственности человека за происходящее вокруг....
Внеклассное мероприятие «Война вошла в мальчишество мое…»
Данная методическая разработка рассчитана для учащихся 9-11 классов...
Внеклассное мероприятие, посвященное 100-летию начала Первой мировой войны "Нет забытой войны, нет забытых героев".
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов....
Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...
Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две...
Разработка внеклассного мероприятия "Войны не знали мы, и всё же..."
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённого празднованию 70 – й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Войны не знали мы, и всё же…»...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»
Технологическая карта урока + презентация урока внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»...