Конспект и презентация занятия "Где песня поется, там весело живется"
план-конспект на тему
Музыкальный руководитель выступает в роли Хозяйки, ребята отправляются в путешествие по деревне Гармошкино, узнают, что такое фольклор, познакомятся с жанрами русских народных песен, научатся дружить и любить родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Где песня поется, там весело живется" | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по теме:
«Где песня поется, там весело живется»
Цель: Приобщение учащихся к народной культуре, познакомить с жанрами русских народных песен, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. - Расширить музыкальный кругозор и практическое освоение музыкального репертуара, основанного на лучших образцах народного творчества и песенного материала изучаемого на занятиях.
2. –Воспитание любви к русской народной песне, русскому фольклору.
3. – Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения.
Оборудование: мультимедийное устройство, музыкальные инструменты. Использована презентация.
Музыкальный руководитель выступает в роли Хозяйки, ребята отправляются в путешествие по деревне Гармошкино, узнают, что такое фольклор, познакомятся с жанрами русских народных песен, научатся дружить и любить родной край.
Ход занятия:
Слайд 1 Дети входят в кабинет, их встречает руководитель в роле Хозяйки.
Педагог: Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы!
Слайд 2 Здравствуйте, гости дорогие! (русский поклон)
На Руси, в далекие времена, так приветствовали дорогих гостей. Мне было бы очень приятно, если и вы со мной и гостями поздороваетесь по русскому обычаю и скажите
Слайд 3 Здравствуйте, хозяюшка! а гостям: Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня вы у меня в гостях и я предлагаю вам отправиться в путешествие
Слайд 4 в деревню «Гармошка», но чтобы попасть туда, нужно выполнить небольшое задание
Слайд 5 Посмотрите, на экране несколько фраз, сейчас я их прочитаю, а вам необходимо определить, к какому виду Устного Народного Творчества они относятся.
«Где песня поется, там весело живется», «И кот песни поет, когда хорошо живет», «Делу время, потехе час»
Как называются такие выражения? (Ответы детей) на экране – пословицы
Педагог: - Давайте вспомним произведения (виды) УНТ (Ответы детей) - правильно – это сказки, загадки, поговорки, песни, потешки, скороговорки и, конечно, песни..
- А вы знаете почему назвали УНТ? (Ответы детей) (устное – передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, народное творчество – т.к. творил, сочинял народ, т.е. автор – народ, все народ творчество во всем мире называется -
Слайд 6 фольклором, что означает «народная мудрость».
Вы, наверное, уже догадались, какой будет тема нашего занятия?
(Ответы детей)
Слайд 7 (подсказка на экране)…. о русской народной песне … Как вы думаете, а пословица может быть темой занятия? а какая пословица, по вашему мнению, может стать темой занятия? (Ответы детей)
Слайд 8 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Где песня поется, там весело живется»
Слайд 9 Недаром о русской народной песне говорят:
Песни русские такие, что охота подпевать.
Сколько песен у России, - никому не сосчитать.
Слайд 10 Задание мы выполнили, а нас приглашает Иванушка в путешествие по его любимой деревне «Гармошка», он познакомит нас с многообразием жанров русских народных песен, это и будет целью нашего занятия.
Из далекого прошлого несут нам народные песни удивительную скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность, и конечно задор и радость.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми жанрами русской песни, услышим и споем много веселых, задорных песен.
Слайд 11 Посмотрите, сколько их много (на экране: Жанры русских народных песен: Плясовые, Солдатские, Колыбельные, Частушки, Хороводные, Игровые…. и другие)
Народная музыка очень многообразна и сейчас мы в этом убедимся. Вы готовы отправиться в путешествие? ( Да) Итак, мы отправляемся с Иванушкой в деревню «Гармошка», где убедимся, что «Где песня поется, там весело живется».
Внимание! А сейчас Викторина! Вам необходимо по звучанию песни, постараться определить к какому жанру она относится.
Подходим мы к деревне и видим на поляне собрались красны девицы и поют песню…
Слайд 12 (Звучит рнп «Во поле, береза стояла» 1 куплет. Определяем жанр песни. Ответы детей - хороводная).
Правильно, давайте и мы с вами поводим хоровод, кому песня знакома можно подпевать (показать элементы хоровода: круг, змейка, улитка, круг), хоровод поводили, а мы с вами заходим в деревню, и до нас еле слышно доносится такая песня….
Слайд 13 (педагог поет колыбельную) определяем жанр - Колыбельная…. правильно, а кто знает колыбельную песню и поможет укачать малышку (кукла завернута как ребенок) поем и качаем куклу.. малышка наша заснула.. а мы отправляемся дальше……выходим на главную улицу, а там слышим..
(песню «Солдатушки» поет педагог)
Слайд 14 ( определяем жанр - солдатские), а что удобно делать под эту песню (маршировать), а вы заметили, что в песне задается вопрос, а потом ответ- значит это диалог.. давайте разделимся на 2 группы, вы задаете вопрос, а вы отвечаете..затем ответ за 2 разом поем вместе…. и маршируем на месте… Хорошо спели, Иванушке понравилось, и он предлагает пройтись дальше по деревне…подходим к площади, а песню еще издали услышали.
Слайд 15. (Звучит песня «Возле речки..».. определяем жанр- (плясовая) Правильно, ноги сами так пускаются в пляс. Предлагаю немного потанцевать, повторяйте движения за мной (показать движения )
Слайд 16 посмотрите, куда мы попали… на площадь, где вовсю разгулялась Ярмарка… а вы знаете что такое Ярмарка? что там делают? Посмотрите на картину, она вам поможет ответить… (Ответы детей - торгуют всем и покупают товары, покупки делают, игры, шутки, веселье), а еще на ней веселятся,
Слайд 17 выступают Скоморохи – это уличные артисты в Древней Руси; все поют и танцуют, проводят конкурсы, катаются на каруселях ….вот послушайте, какие песни до нас донсятся..
Слайд 18 ( Педагог поет «Частушки») – все, конечно, угадали, прозвучали… (Ответы детей) - частушки, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей: маленькие, веселые куплеты, короткая песенка, сатирического содержания) Правильно, слово «частушка» происходит от «частый», то есть быстрый. Это быстрые песни в четком ритме, мелодия у них короткая, всего 1 куплет, который много раз повторяется с разными словами. В них высмеивались лежебоки, лодыри, обманщики, т.е человеческие пороки.
А еще во время пения, люди любили подыгрывать на народных инструментах, например на таких :
Слайд 19 На экране загадки:
1) Тараторит, словно тетка, называется…(трещетка)
2) Деревянная подружка, без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка , и накормит всех вокруг ...(ложка)
Слайд 20 Я спою несколько частушек, а вы мне на проигрыше подыграйте ритмично на музыкальных инструментах, которые я вам раздам.
(Разделить детей на группы по музыкальным инструментам: ложки, трещетки, бубен, треугольник; раздать инструменты и отработать ритмический рисунок; преподаватель поет частушки, учащиеся играют на проигрыше свою партию)
Очень понравилось Иванушке на Ярмарке, он сделал покупки, а вот что он приобрел мы узнаем из песни
Слайд 21, 22 (преподаватель поет 1-3 куплет песни «Где был Иванушка?»)
Что же купил на Ярмарке Иванушка? (Ответы детей)
К какому жанру относиться эта песня? Ответы детей: (игровая, шуточная)
Слайд 23 Я предлагаю разучить песню «Где был Иванушка?» (Учим песню, выбираем Иванушку, наряжаем в рубашку народную и картуз с цветком, в руках корзина с игрушками. Иванушка становится в середине, а остальные учащиеся делятся на 2 части по бокам, обращаясь к нему задают вопрос, а Иванушка отвечает, (у детей в руках ложки в припеве показывают курочка клюет, уточка плывет, барашек жует, коровушка молоко дает (ложки с права, а потом слева и вверху)
Слайд 24 Иванушке очень понравилось, как вы исполнили и сыграли песню. Путешествие наше подошло к концу. Иванушка с вами прощается и просит не забывать русские народные песни…..
А какая тема нашего занятия? Ответы детей
Как вы думаете нам удалось убедиться в том, что «Где песня поется, там весело живется»?.... (Ответы детей)
Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)
Слайд 26 В течение нашего занятия нам освещало путь Солнышко, но ему не хватает лучиков, вот они… Если на занятии вам было интересно, узнали много нового, все было понятно, то прикрепляем желтые лучики, а если были трудности, то прикрепляем фиолетовые.
Посмотрите у нашего солнышка все лучики желтые, мне очень приятно, что занятие вам понравилось. А сейчас настало время прощаться: До свидания, красны девицы и добры молодцы. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.
Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...
Презентация с загадками про животных "Кто живет в лесу"
Презентация включает в себя слайды с загадками и отгадками (анимацией картинок) Загадки про лесных животных России....
Где песня льется - там легче живется
Принцип воспитание ребенка в радости пришел к нам из самых глубин народных традиций воспитания. Без радости, удовольствия, положительныфх эмоций у детей не только затрудняется процесс познания мира, о...
конспект внеклассного мероприятия "Бардовская песня"
конспект внеклассного мероприятия "Бардовская песня"...
Презентация к занятию Где песня поется, там весело живется
Музыкальный руководитель выступает в роли Хозяйки, ребята отправляются в путешествие по деревне Гармошкино, узнают, что такое фольклор, познакомятся с жанрами русских народных песен,...
Презентация к песне "Песня о картинах" музыка Г.Гладкова
Презентация содержит данные о Г.ладкове и А.Кушнере, что такое пейзаж, натюрморт, портрет; кроссворд, текст песни....
Презентация к песне "Песня о волшебниках" из кинофильма "Новогодние приключения Маши и Вити" музыка Геннадия Гладкова, слова Владимира Лугового.
Презентация содержит краткое описание фильма, биографию композитора Геннадия Игоревича Гладкова, текст песни....