Конспект урока "ИСТОРИЯ ПИЛОТКИ"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Урок "История Пилотки" расчитан на занятия с детьми 3 -5 классов.
Конспект урока включает : историческую справку, инструкцию по складыванию пилотки из бумаги, литературный ряд, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "ИСТОРИЯ ПИЛОТКИ" | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ Школа № 879 с углубленным изучением отдельных предметов
Конспект музейного урока
Тема урока: «История пилотки – назад в прошлое»
Автор: учитель изобразительного искусства
Зеличенко Лариса Евгеньевна
Москва, 2015 год
Пояснительная записка.
Учитель: | Зеличенко Лариса Евгеньевна |
Предмет: | Метапредметный урок |
Класс: | 5 «А" |
Тема урока: | Урок-путешествие «История пилотки – назад в прошлое» |
Задачи: | Развивать интерес к историческому прошлому России. |
Цель: | Познакомить с историей головного убора – пилотка. |
Образовательные: | способствовать формированию представления о героическом прошлом своей малой родины, о людях, которые жили и работали в этой местности в годы ВОВ, выявить качество и уровень владения знаниями о ВОВ, формировать познавательную активность. |
Воспитательные: | вовлечение в активную познавательную деятельность, совершенствование навыков общения; воспитание чувства гордости за свою страну. |
Развивающие: | развитие чувства патриотизма; продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, музейными экспонатами, презентациями, компьютером. |
Планируемые результаты: | |
Личностные: | принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия |
Предметные: | знать годы начала и годы окончания Второй Мировой войны, иметь представление о возникновении пилотки и ее использовании во время ВОВ |
Метапредметные: | понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий |
Формы деятельности: | фронтальная; индивидуальная; |
Технологии: | проектная технология; игровая технология: интеллектуальная игра-путешествие. |
Ресурсы: | |
Основные: | ПК; медиапроектор; презентация по теме; экспозиция музея; |
Дополнительные: | сетевые ресурсы; |
Тип урока: | комбинированный |
Задачи:
- Развивать интерес к историческому прошлому России.
- Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
- Воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
- Развивать любознательность, патриотические чувства;
Цель:
- Формирование представления у обучающихся о событиях Великой отечественной Войны.
- Воспитание гражданской и патриотической позиции.
- Воспитание уважения к подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны.
- Развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого.
- Познакомить с историей головного убора – пилотка.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, фонды школьного музея.
Ход урока:
70 лет уже минуло с начала грозной той войны,
И светлый летний день июня стал самым горьким для страны.
Вы встали на борьбу с врагами, ни жизни не щадя, ни сил,
Мы, ветераны, рядом с вами клянемся память сохранить.
Мы соберем воспоминанья о ваших подвигах, друзья,
Мы - юные, но точно знаем: о прошлом забывать нельзя!
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Каждый год 9 мая страна празднует День Победы. Никогда не исчезнет из памяти событие, которое потрясло весь мир.
И сегодня в преддверии этого дня, мы поговорим об истории пилотки – головном уборе русского солдата. И выполним подобный головной убор из бумаги в технике оригами.
Солдатская пилотка – это головной убор, защитного цвета сплюснутая с боков, её украшает красная звёздочка.
Прототипом первой пилотки послужил кельтский головной убор берет, преобразовавшийся позднее в шапочку моряка , а затем, в конце XVIII века, головной убор шотландских военных – гленгарри.
Гленгарри - головной убор, обшитый понизу шёлковой лентой, концы которой свободно свисают сзади, сверху головной убор украшает – красный помпон. Сам гленгарри обычно черного или темно-синего цвета.
В русской Императорской армии ПИЛОТКА появилась в 1913 году во время Первой мировой войны, как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Её называли «перелётка» или «полётка». Была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила).
Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме.
В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте. А с 30-х годов пилотки носили военные всех родов войск, и мужчины и женщины.
В годы Великой Отечественной войны, когда солдат погибал, по традиции: на холмик могилы клали солдатскую пилотку со звездой. В день Победы во всех городах нашей страны символом праздника является солдатская пилотка. Это выражение благодарности всем ветеранам, которые подарили мир на нашей земле.
Мы сегодня сложим солдатские пилотки из бумаги. И в этих головных уборах, которые имеют такую интересную историю вы пойдете на Рассвет Победы.
Инструкция
1
Возьмите прямоугольный лист бумаги большого размера – примерно формата газетного разворота. Это может быть ватман или большой лист другой бумаги.
2
Согните лист пополам по длинной стороне (газетный лист уже имеет нужный сгиб посередине).
3
Положите сложенный лист перед собой так, чтобы сгиб находился сверху. Загните верхние углы листа к центру. Если вы соедините углы по центру, в результате вы получите остроконечную шапочку типа буденовки. Чтобы изделие больше напоминало военную или пионерскую пилотку, загните углы примерно на треть ширины листа. Загнутые углы не должны доходить до нижнего края листа.
4
Нижний край верхнего листа загните кверху, накрывая загнутые в предыдущем шаге углы. Переверните лист и то же самое повторите с другой стороны заготовки.
5
Загните с каждой стороны по два уголка по направлению к себе. Искусство оригами не предполагает использование клея, но, если вам нужно практичное изделие, вы можете приклеить уголки к основе.
6
Вы можете оставить пилотку в таком виде, но чтобы конструкция была более прочной, проделайте еще несколько шагов в работе. Сложите пилотку пополам и потяните за центральную вертикальную линию, раскладывая ее так, чтобы загнутые нижние уголки покрывали друг друга.
7
Теперь загните нижний уголок кверху и то же самое проделайте с другой стороны. Потяните эти места в разные стороны и расправьте пилотку.
- Давайте примерим наши пилотки!
Ношение пилотки: Пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо (как на фото). Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову.
СТИХИ
Алексей Стариков
Ищу пилотку.
Я в «Детском мире» побывал,
все обошёл отделы:
пилотку со звездой искал –
купить её хотел я.
Игрушек разных столько
расставлено на полках,
что разбегаются глаза...
Вот ярко-рыжая лиса,
вот куклы,
медвежонок,
посуда для девчонок,
вот газовая печка,
а вот и дом с крылечком.
Нет лишь пилотки со звездой,
как та,
в которой дед мой
фашистов бил и в дом родной
с войны пришёл с победой.
Скорей,
скорей бы подрасти
и стать,
как дед, героем!
Ну а пока –
где мне найти
пилотку со звездою?!
Владимир Илюшенко.
Ода солдатской пилотке.
…Такой бесхитростный фасон
Не в каждой армии найдётся:
Снял с головы и - под погон...
Она под каскою не мнётся.
И в дни парадов на плацу,
И в дни военного похода
Не много с ней хлопот бойцу,
Простого требует ухода.
Чуть просостирни, разгладь слегка –
Она уже готова к бою!
Не пуховая, но мягка –
Случись привал - под головою.
Носи хоть сдвинутой на бровь,
Хоть на затылок - залихватски...
Снискала неспроста любовь
Пилотка братии солдатской.
Пилотки список послужной –
Сколь героичен, столь же длинен –
Проиллюстрирован войной
(И не одною той войной!),
Что ЕЮ кончена в Берлине.
Незаменимый был предмет,
Простой, удобный, всепогодный.
На смену ей идёт берет
Форсистый, щегольской и модный.
Пускай уйдут в небытие
Любые форменные шмотки,
Не стоит плакать о старье.
...Но жаль мне дедовской пилотки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
История пилотки (презентация PowerPoint)
История пилотки - материал, который можно использовать для проведения музейных уроков или классных часов посвященных Великой Отечественной войне. В презентации рассказывается о возникновении пилотки и...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Изготовление головного убора "Пилотка"
Пошив головного убора....