Живые страницы Великой Победы
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся первого класса.
Подготовка к данному уроку началась мною в далёком 1985 году, в год 40-летия Великой Победы. Альбом Памяти «Ради жизни на Земле» создавали мои бывшие ученики. Сегодня они уже родители новых первоклашек. К 70-летию Великой Победы альбом обрёл электронную версию. Теперь пользователи Интернета найдут интересующую их информацию. На занятии использую фрагменты писем участников ВОВ, информацию из литературно-краеведческого альманаха «Сергач», материалы школьного клуба Поиск, сайта «Подвиг народа». Занятие проводится с обучающимися 1 класса по плану внеурочной деятельности ООП НОО.
Данный урок разработан для учителей, ведущих курс « Моя малая родина» в первом классе.
Содержание урока интегрирует материалы по литературному чтению, музыке, окружающему миру, технологии и изобразительному искусству. В ходе занятия учащиеся знакомятся с творчеством Ю.В. Назарова, подвигом и боевыми наградами Блаженова Ивана Андреевича 1923г.р., прадедушки Блаженова Артёма. На занятии проводятся две физкультминутки: одна - для снятия мышечного напряжения, вторая – музыкальная.
Ознакомиться с содержанием материала можно на моём мини-сайте по адресу:
http://nsportal.ru/bolshakova-albina-ivanovna в альбоме «70-летию Великой Победы посвящается…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Живые страницы Великой Победы | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 | Фамилия, Имя, Отчество | Большакова Альбина Ивановна |
2 | Район | Сергачский |
3 | Место работы | МБОУ Сергачская СОШ №3 |
4 | Адрес места работы | 607511 г. Сергач, Нижегородской области, пос. Юбилейный, д. 20а |
5 | Должность | Заместитель директора по УВР в начальной школе |
6 | Педагогический стаж | 35 лет |
7 | Контактный телефон | 8 950 601 69 76 |
8 | Адрес электронной почты | bolschackova.albina2012@yandex.ru |
9 | Номинация | методическая разработка занятия внеурочной деятельности для обучающихся первого класса |
10 | Тема разработки | Живые страницы Великой Победы |
11 | Краткая аннотация методической разработки | Подготовка к данному уроку началась мною в далёком 1985 году, в год 40-летия Великой Победы. Альбом Памяти «Ради жизни на Земле» создавали мои бывшие ученики. Сегодня они уже родители новых первоклашек. К 70-летию Великой Победы альбом обрёл электронную версию. Теперь пользователи Интернета найдут интересующую их информацию. На занятии использую фрагменты писем участников ВОВ, информацию из литературно-краеведческого альманаха «Сергач», материалы школьного клуба Поиск, сайта «Подвиг народа». Занятие проводится с обучающимися 1 класса по плану внеурочной деятельности ООП НОО. Данный урок разработан для учителей, ведущих курс « Моя малая родина» в первом классе. Содержание урока интегрирует материалы по литературному чтению, музыке, окружающему миру, технологии и изобразительному искусству. В ходе занятия учащиеся знакомятся с творчеством Ю.В. Назарова, подвигом и боевыми наградами Блаженова Ивана Андреевича 1923г.р., прадедушки Блаженова Артёма. На занятии проводятся две физкультминутки: одна - для снятия мышечного напряжения, вторая – музыкальная. Ознакомиться с содержанием материала можно на моём мини-сайте по адресу: http://nsportal.ru/bolshakova-albina-ivanovna в альбоме «70-летию Великой Победы посвящается…» |
Методическая разработка
внеурочного занятия с обучающимися 1-В класса
ЖИВЫЕ СТРАНИЦЫ
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Автор: Большакова Альбина Ивановна
МБОУ Сергачская СОШ № 3
Заместитель директора по УВР
в начальной школе
2015
Пояснительная записка
Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС. С целью воспитания юных патриотов своей родины, знающих и любящих свой край и желающих принять активное участие в его жизни, в МБОУ Сергачская СОШ №3 в 2011 году была разработана программа «Моя малая родина». Она рассчитана на 4 года (период обучения в начальной школе) и предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы. Совершенствование патриотического воспитания детей основывается на использовании современных информационных технологий. Программа даёт возможность полнее использовать социально-культурную среду для изучения истории, культуры и природы своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь рамками школы. В этих целях предусмотрены экскурсии и работа в Сергачском краеведческом музее им. В.А. Громова, в районной библиотеке им. С.И. Шуртакова.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников и органично сочетает творческую проектную деятельность и систематическое освоение содержания курса. В исследовательской деятельности обучающиеся будут приобретать навыки работы с различными источниками информации: журналами, книгами, энциклопедиями, документами, сайтами. Обучающиеся 4-х классов в 2014-2015 учебном году завершают работу по данной программе.
Методы проведения занятий в рамках программы «Моя малая родина»: 1. Словесные: устное изложение, беседа, выступление детей с сообщением, встречи с людьми, которыми гордится Сергачский край. 2. Наглядные: показ видеоматериалов, фото и иллюстраций, экскурсии, выставки, медиапутешествия. 3. Практические: игры, конкурсы рисунков, исследования, проекты, творческие работы и др.
Таким образом, по мере освоения программы у младших школьников будет формироваться информационная культура, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Представляю разработку одного из занятий по внеурочной деятельности по теме « ЖИВЫЕ СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Это пятое занятие по данной теме «Систематизация и обобщение знаний». На предыдущих занятиях рассматривали работу школьного клуба «Поиск», читали страницы альбома «Ради жизни на Земле», знакомились с понятиями «Герой, подвиг, Отечество», писали письма-обращения к себе, выполнили работу по изготовлению открытки в форме медали «Моя победная весна».
Информационная карта
Тема занятия | ЖИВЫЕ СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Пятое занятие. |
Предметная область | Внеурочная деятельность. |
Цель изучения темы | Создать условия для формирования у обучающихся представлений о героических страницах Великой Отечественной войны на основе местного материала и вклада Сергачан в Великую Победу. |
Задачи учителя | Продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое. Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению понятия «реликвия». |
Планируемые образовательные результаты обучающихся | Личностные: учащиеся обогатили опыт отношения к себе в ситуациях героических событий, предшествующих Великой Победе. Метапредметные: регулятивные: учащиеся развивают в себе навыки самоорганизации; умеют контролировать себя в процессе внеурочной деятельности; познавательные: учащиеся закрепляют умение работать с несколькими источниками информации; коммуникативные: учащиеся уверенно работают в группах; выражают свою познавательную позицию, формулируют вопросы друг к другу. Предметные: учащиеся освоили понятие «реликвия»; установили связь этого понятия с героическими событиями Великой Отечественной войны. |
Тип занятия | Занятие – практикум. |
Учебно – методическое обеспечение | Материалы клуба «Поиск» МБОУ Сергачской СОШ №3. Альманах «Сергач», альбом Памяти «Ради жизни на Земле». Мультимедийное оборудование, презентация «Живые страницы Великой Победы», видеоролик «Прадедушка». Карточки для групповой работы. Оформление кабинета: рисунки детей, посвященные Дню Победы, фото обелиска сергачанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Выставка книг о войне. |
Форма проведения | Урок открытых мыслей. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Фронтальный опрос учащихся, составление кластера, организация работы с текстом индивидуально и в группах. |
Проблема урока | Разговор с Неизвестным солдатом: что Вас радует в сегодняшней жизни? Какой наказ Вы нам даёте? |
Место занятия | Учебный кабинет. |
Интернет-ресурсы | http://ped-kopilka.ru/blogs/mila-kuzmina/otkrytka-k-9-maja-svoimi-rukami.html http://podvignaroda.mil.ru/?#id=33057176&tab=navDetailManAward http://nsportal.ru/albom/2014/12/13/bolshakova-albinaivanovna/70-letiyu-velikoy-pobedy-posvyashchaetsya |
Гости | На занятии присутствуют член Союза писателей России Назаров Юрий Владимирович и участник школьного клуба «Поиск» Команецкий Андрей в роли Неизвестного солдата. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология, изобразительное искусство. |
Новые понятия, термины | Реликвия. |
Форма организации учебной деятельности обучающихся | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Предварительная подготовка | Необходимо заранее раздать ученикам стихи и информационный материал для чтения наизусть. Беседы о событиях ВОВ, рассматривание альбомов, книг, иллюстраций. У каждой группы на столах фотографии, книги, звёздочки со словами-ответами. На предыдущих занятиях дети изготовили открытку-медаль «Моя победная весна». Внутри этой поделки написаны письма-пожелания самому себе. |
Домашнее задание | По желанию совместно с родителями подготовить проекты «Голос истории в моём доме» в форме презентации, сочинения, рассказа. |
Технологическая карта занятия
Этап урока | Время мин. | Цель | Содержание учебного материала | Методы, приёмы | ФОУДО | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1 Организационный | 1 мин. | Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствие, организация внимания. Проверка готовности класса и оборудования. Слайд 2. | Ладошка к ладошке. | Ф | Ребята, чтобы работать на уроке дружно и плодотворно, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. | Дети произносят стихотворение вслух. Когда ладошки наши касаются, Душа с душою встречаются, И Сердце добром наполняется. | Личностные: Формирование положительного отношения к школе, учебной деятельности. |
2. Подведение к теме занятия. | 5 | Обеспечить мотивацию учения школьников. Познакомить обучающихся с творчеством учителя нашей школы Назарова Ю.В. | Постановка перед обучающимися учебной проблемы. На партах книги Ю.В. Назарова. Планирование деятельности на уроке. Во время урока напишем свою книгу о Великой Победе, используя полученные знания. Слайды 3-6. | Метод информационной накачки. Диалог. | Ф П | Из чего состоит книга? Как можно оживить страницы? О чём вы узнали? Когда приходят к памятнику? Зачем? На первой странице нашей книги определим и запишем тему урока. Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке? Посмотрите, какие книги о той войне на нашей выставке. | Загадка про книгу. Слушают авторское чтение «Памятник солдату». Формулируют тему, собрав в паре на парте 4 слова: Живые страницы Великой Победы. Поговорим о Победе с Неизвестным солдатом. Будем задавать друг другу вопросы, отвечать на них. | Познавательные: ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривают последовательность действий на уроке. Личностные: называют и объясняют свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды. |
3.Установка познавательной задачи. | 7 | Обеспечить понимание обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | У каждого ученика на рабочем месте копии фотографий военных лет, семейных реликвий: боевые награды, фронтовые письма, портреты родственников, участников ВОВ. | Наблюдение, проблемная ситуация | Ф | 2 страница – разговор с Неизвестным солдатом. Слайды 7,8. О чём хотят сказать, чему хотят вас научить фотографии на твоём столе? | Ставят вопросы: как быть героем? Как совершается подвиг? Ставят цели урока. Рассуждают, предлагают свои варианты определения понятия «реликвия». Толкование слова «реликвия» из словаря. | Познавательные: умение задавать вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках. Регулятивные: определение последовательности действий. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4. Обобщение и систематиза-ция знаний. | 7 | Повышать общую осведомлённость, интерес к истории родного края. Стимулировать познавательную активность обучающихся. Организовать работу в группах. | Образуются четыре группы: «желтые», «красные», «зеленые», «синие». Каждая группа создаёт свой ассоциативный ряд. 1 группа составляет ассоциативный ряд к слову даты; 2 группа - поиск 3 группа - герои 4 группа - память. | Работа в группах с текстом, ассоциация. Свободный микрофон. | Г | 3 страница – мы помним. Деление на группы с одинаковым цветом звёздочек. Вспомним правила работы в группе. 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы. Слайды 9 – 12. | Обучающиеся рассаживаются по группам с одинаковым цветом звёздочек (передвижение по классу). Используется способ случайной группы. Находят в тексте информацию. Чтение стихов и рассказов детьми. Берут из конвертов лишь те карточки, которые связаны с темой группы. | Регулятивные: ученик учится понимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ученик учится анализировать и обобщать знания. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, работая в группе. |
5.Физкультминутка. | 1 | Снятие утомления. | Беседа о приучении к порядку со школы. Маршировка. Когда-нибудь пройду и я, Печатая шаги… Слайд 13. | Хоровая декламация, диалог. | Ф | Солдат: Хорошо потрудились все вы находчивые, сообразительные и смекалистые, но пора бы и отдохнуть. Ребята, а как отдыхали солдаты, после боя вы знаете? | Аты-баты, аты-баты, Мы шагаем, как солдаты: Ты в фуражке, я — с ремнем, С желтой звездочкой на нём… Шутили, пели песни, писали письма родным. | Личностные: умение применять правила сбережения здоровья. |
6.Первичная проверка понимания. | 6 | Развивать умение публичного выступления. | Отчёт группы. Выступление с краткими сообщениями по своей теме. Слайды 9 – 12. | Кластер, ассоциативный ряд. | Г И | Солдат заслушивает сообщения, комментирует, задаёт вопросы, проводит краткое обсуждение. | По ходу выступлений каждой группы на классной доске отображается кластер (см. фотоприложение) | Регулятивные: ученик учится понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Применение нового знания. | 4 | Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях, учить понимать и объяснять значение пословиц. | 4 страница – мы знаем. Работа с пословицами. Собрать пословицу из слов и объяснить её значение. Солдат: А я знаю еще одну пословицу про смекалку. Слайд 14. | Словесный | Г | Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость в коротких и ёмких выражениях – пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдём ответ на вопрос о том, что должен делать первоклассник, чтобы стать похожим на героев. | Собирают из слов-карточек. 1.«Герой за Родину горой» 2.«Жить - Родине служить» 3.«Врага бояться – в живых не остаться» 4.«Человек без Родины, что соловей без песни». 5. Тяжело в учении, легко в бою. Объясняют. | Познавательные: ученик учится понимать заданный вопрос и строить свой ответ в устной форме. Учится анализировать и обобщать знания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8. Самопроверка знаний. | 5 | Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. | Мы должны знать, помнить и чествовать героев нашей страны. Просмотр видеоролика, исполнение песни «Прадедушка». | Диалог. Динамическая пауза. | П И | Перед вами на столе лежат фотографии. Посмотрите на них. Задайте вопросы по этим фото. Ответьте сами на свои вопросы. Что объединяло всех героев? | Делают вывод. Нашу Родину защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее: сильная любовь к Родине. На материале семьи Блаженовых. | Коммуникативные: ученик учится использовать в общении правила вежливости, работать в паре. |
9. Итог. | 4 | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Формировать мнение о недопустимости повторения войны. Расширить представления детей об исторических достопримечательностях Сергача. Повышать общую осведомлённость, интерес к истории родного края. | 5 страница – мир во всём мире. Пусть будет мир на всей Земле. Солдат вносит глобус. Беседует с детьми: «Посмотрите, какой маленький земной шар и на нем всем есть место: и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Нам надо беречь эту хрупкую планету, она наш дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно?» | Диалог | Ф | А как вы представляете, что такое «мир»? Вспомните, какую цель вы перед собой поставили в самом начале занятия? Вы достигли данной цели? Что нового узнали? Что повторяли? Что вас удивило? У вас на партах в конвертах лежат цветы разного цвета: красный – я открыл для себя много интересного, у меня отличное настроение. Жёлтый – мне понравился урок, но я испытывал трудности при выполнении некоторых заданий, у меня хорошее настроение. Синий – мне было трудно выполнять задания. | Дети подходят, рассматривают глобус. Закончились фотографии в нашем военном альбоме. Но страшные года войны никогда не забудутся. Весь мир будет помнить о них, и прославлять ветеранов, людей, которые спасли мир! 70 лет назад наши деды отстояли мир на земле. Дети читают стихи о мире. Учащиеся составляют букет настроений. Дарят друг другу медаль «Моя Победная весна». Придёт и моя победная весна. (внутри каждой открытки в треугольниках пожелания мира, добра) | Познавательные: умение извлекать важную информацию из урока. Личностные: оценка значимости добываемых знаний. Регулятивные: проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Умение адекватно оценивать свою деятельность и работу одноклассников. |
10. Домашнее задание. | 2 | Мотивировать детей на поисковую работу, чтение. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у школьников патриотических чувств. | Нарисовать рисунки по впечатлениям от урока. Написать письмо- обращение к ныне служащим солдатам. Сочинить стихотворение. | Беседа | И | Ребята, дома вам предлагается выполнить то задание, которое вы выберете для себя. Проявите творчество и фантазию. | 1. Я нарисую яркое солнце! 2. Я нарисую синее небо! 3. Я нарисую свет в оконце! 4. Я нарисую колосья хлеба! 5 и 6. Мы нарисуем осенние листья, Школу, ручей, друзей беспокойных. И зачеркнём нашей общею кистью: Выстрелы, взрывы, огонь и войны. | Познавательные: поиск необходимой информации и обобщение. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: способность к самооценке. |
11. Рефлексия. | 3 | Интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | 6 страница – Салют! Победа! Напиши слова, посвященные дню Победы. Нарисуй салют ко Дню Победы. Мы празднуем День Великой Победы 9 мая. Слайд 15. | Момент неожиданности. Салют и цветы к обелиску. | Ф | Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Закрываем последнюю страницу нашей книги Памяти словами участника ВОВ Лобанова И. Д. Ответили мы на поставленные в начале урока вопросы? Успехов вам, ребята! | Салют и цветы к обелиску. День Победы! Праздник долгожданный! Мирная небес голубизна. Помнят на Земле народы, страны – В этот день закончилась война. Хоровая игра «Салют». Дети выходят к доске со звёздочками, прикрепляют их, получается изображение праздничного салюта. | Личностные: Формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое. |
Самоанализ внеурочного занятия
- Характеристика класса.
На занятии присутствовали обучающиеся 1 «В» класса МБОУ Сергачской СОШ №3 (февраль - 2015). Учащиеся уже достаточно хорошо узнали друг друга, приобрели первичные навыки поведения в коллективе на занятиях и в перемену. Большинство детей в классе обладают высокой познавательной активностью. На занятии присутствовали дети в количестве 20 человек. Среди них были ребята неусидчивые, физически активные и быстро утомляемые. Но они тоже активно включились в работу. Но всё-таки для них в следующий раз можно не ставить стулья к столам во время работы в группах, то есть, увеличить время движения. Остальные ученики были активны, и усталости детей не было видно на занятии. Наоборот ребята закончили занятие жизнерадостно и активно.
- Занятие по внеурочной деятельности «Моя малая родина». Тема: «Живые страницы Великой Победы».
- Цель. Создать условия для формирования у обучающихся представлений о героических страницах Великой Отечественной войны на основе местного материала и вклада Сергачан в Великую Победу.
- Виды заданий выбраны грамотно и соответствуют теме и цели занятия, которые направлены на развитие личностных, познавательных, коммуникативных УУД.
- Присутствуют различные виды активности: познавательная, социальная и физическая. Применяются здоровьесберегающие технологии (активное передвижение по классу, физкультминутка, динамическая пауза).
- Применены интерактивные формы организации занятия.
- Использована технология проектной деятельности. Систематизация приобретённых знаний из дополнительных информационных источников в ходе работы на предыдущих занятиях, результатом которой является монопроект – разговор с Неизвестным солдатом.
- Применён принцип оценивания – похвалы, подбадривания и поддержки.
- Ведущую роль занимают учащиеся, как главные участники занятия.
- Учитель направляет и поддерживает работу обучающихся.
- Предметно – развивающая и информационная среда достаточно хорошо подготовлены (Красочные наглядные материалы). Присутствует организация различных видов деятельности.
- На уроке просматривалась связь «ученик – ученик – учитель – ученик».
- Подведение итогов в эмоциональном плане. Салют и возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату.
Большакова Альбина Ивановна МБОУ Сергачская СОШ № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Страницы Великой Победы"
Классный час "Страницы Великой Победы" знакомит учащихся со страшными моментами Великой Отечественной Войны....
Урок внеклассного чтения "Страницы Великой Победы"
Данная разработка может быть использована и во время подготовки к внеклассным мероприятиям, посвященным Великой Победе, и на уроках при изучении темы "Великая Отечественная война на страницах пр...
Внеклассное занятие на тему"Страницы Великой победы. Курская битва".
Мероприятие было посвящено годовщине Курской битвы.Целью данного мероприятия было: дать знания о том, почему битву под Курском называют переломным событием в ходе Великой Отечественной войны. Рассказа...
Компьютерная презентация для проведения викторины, посвященной 70-летию Великой Победы "Это нужно живым"
Презентация подготовлена для проведения викторины, посвященной 70-летию Великой Победы в 9-11 классах. Вопросы викторины сгруппированы по разделам : "Названия военных операций", "Маршалы Победы","Собы...
Сценарий праздника, посвященного 70-летию со Дня Победы в ВОВ «По страницам Великой Отечественной войны»
1: 9 мая 2014 года 70 раз прогремит салют Победы. Фронтовики наденут ордена. И уже не внуки, а правнуки будут расспрашивать их о суровых и страшных годах Великой Отечественной войны.2: Все меньш...
СЦЕНАРИЙ Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ», посвящённой 74-й годовщине ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего, и то, что мы вкладываем в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагог...