Моя Святая Мама (образ пресвятой Богородицы - прообраз женщины-матери)
классный час на тему
Предварительный просмотр:
«Моя Святая Мама»
( образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины-матери)
Библиотечный урок, посвященный Дню Матери в России для среднего и старшего школьного возраста.
Составитель: Ананова И.В.
Заведующая библиотекой
и учитель ОПК
МБОУ СОШ №2
г. Горячий Ключ.
Цель урока:
Образовательная: Показать особенности земной жизни Пресвятой Богородицы, ее характер и душевную красоту, высокодуховные стремления. Познакомить с иконами и живописными произведениями. Научить понимать иконописные и живописные сюжеты.
Воспитательная: Дать представление о красоте высокодуховной жизни Пресвятой Богородицы. Способствовать формированию среди учащихся идеала и стремления к нему. Пробудить интерес к художественному национальному наследию. Воспитать в детях уважение, любовь¸ почитание к Пресвятой Богородице и женщине-матери.
Развивающая: Совершенствовать работу учащихся с первоисточниками, духовной литературой; развивать навыки литературоведческого анализа.
К уроку в библиотеке оформлена книжная выставка «Моя Святая Мама».
Буклет к книжной выставке.
Подобраны видеосюжеты: «Плач Богородицы», «Моя мама».
Слайд-фильм: «Земная жизнь Богородицы в иконографических и живописных образах».
Кроссворд «Икона».
Синквейн (пять строчек) – отношение к рассматриваемой теме урока.
Оборудование: компьютер с видеопроектором.
Ход урока:
На экране появляется образ Пресвятой Богородицы и звучат стихи:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
«Песня о женщине». С.Островский
Учитель:
Эпиграфом к нашей встрече могли бы быть слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Материнство - одно из величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только даёт ребёнку жизнь, что само по себе является тайной бытия, но и передаёт младенцу любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская любовь - это высшее проявление любви одного человека к другому. Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения. Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия – мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери».
Она Наша Святая Мама.
О рождении Самой Богоматери в Евангелии ничего не говорится. Но сведения об этом сохранились и передавались устно из поколения в поколение и теперь записаны во многих книгах. В первом разделе нашей книжной выставки «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» (учитель показывает книги с выставки ) «Закон Божий», «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы», «Священная история» и др. вы найдете предания о Ее земной жизни.
Кстати, вы наверное обратили внимание на маленькое гнездышко с птенчиками, что расположилось возле «Священной истории». С чем это может быть связано?
Ответы детей: По Божией воле в старости эти благочестивые люди, не имеющие всю жизнь детей, стали родителями Девы Марии. Это был знак Анне, что ее молитва услышана Богом и она станет матерью девочки Марии – что значит Госпожа.
Учитель: краткий рассказ об Иакиме и Анне – святых родителях девы Марии, вы услышите от своих одноклассников.
Выступление детей.
Начало просмотра слайд –фильма «Богородица» (до Введения во храм Пр.Бцы.)
Учитель: В возрасте 3-х лет было исполнено обещание, данное Господу благочестивыми родителями Марии.
Посмотрите слайд-фильм «Богородица…» с иконами и картинами на сюжет «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Следует подчеркнуть внимание детей, что у православных христиан принято подчеркивать славу Марии как Матери Господа и как Святейшей из женщин: Пресвятая Богородица, Матерь Божия, Пречистая и Благословенная. Только по отношению к Богородице употребляется особенное слово МАТЕРЬ.
Современному культурному человеку нужно много знать и уметь пользоваться словами, которые особенно значимы во всем мире. Очень важно не только произносить их и употреблять устно, но и писать их правильно, потому что к ним принято особое отношение, к их использованию предъявляются особые требования: уважительно, верующие – благоговейно, редко вслух, на письме - с заглавной буквы. С заглавной буквы пишутся даже местоимения, когда они обозначают Бога, Пресвятую Богородицу. О духовном раньше люди старались не говорить лишнего. Они размышляли, молились, то есть внутренне работали над своим духовным состоянием, они имели с детства необходимые духовные знания, с детства им прививалась культура сдержанности в словах, особенно в словах духовного значения. Произносить имя Божие всуе (то есть в обычной жизненной суете, попусту) считалось грехом. И сейчас сохранилась традиция сокращений даже в светской культуре: Пр.- Пресвятая, свт.- святитель, св.- святой. Обратите внимание на подписи на иконах – Пр.Бца. - Пресвятая Богородица. Красота церковнославянских букв.
В книгах, представленных на выставке вы найдете удивительные рассказы о жизни Богородицы.
Учитель: ЖИЗНЬ каждого человека ценна и интересна, сложна, но в памяти народов, всего человечества сохранилось немного имен людей, которые участвовали во спасении всего мира, жизнь которых была посвящена не удовольствиям и выполнению личных замыслов, а послужила именно спасению человечества. Когда мы говорим о таких людях мы имеем в виду прежде всего Христа и Его Пречистую Матерь. Знания о них живут в христианских культурах всех народов мира.
(Учитель рассказывает о выполнении Марией данного Богу обета, о том, как Она воспитывалась в Иерусалимском храме до 14 лет.)
Святой Епифаний пишет: «Она отличалась силой ума и любовью к учению; не только поучалась в Священном Писании, но и упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шёлком. Благоразумием своим Она удивляла всех; занималась преимущественно такими трудами, которые могли быть потребны священниками в служении при храме; рукоделью этому Она так научилась, что могла впоследствии при Сыне своём добывать себе пропитание; Она своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый».
Святой Игнатий Богоносец пишет, что Пресвятая Богородица в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Её не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии - учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Её. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Её святости в Ней видимо соединилось естество ангельское с человеческим.
Давайте дальше посмотрим слайд-фильм «Богородица».
Рассматривая иконы мы видим цветущий посох праведного Иосифа. Почему это произошло?
Как произошло обручение Девы Марии с праведным Иосифом? Почему Иосифа принято называть «обручником» Марии?
Потому что это было особым обручением, не к браку для создания семьи, а выполнению определенной миссии: он пожилой, праведный человек, был обручен заботиться о юной Деве, от которой зависело важнейшее событие – Рождение Спасителя.
Идет рассказ ученика о Благовещении.
Звучит «Песнь Пресвятой Богородицы» ( «Величит душа Моя Господа…») в исполнении церковного хора. (Слайд-фильм «Богородица…»).
Учитель: Благовещение Пресвятой Богородицы – одна из самых важных и любимых тем в искусстве и жизни разных народов. На эту тему создаются не только иконы, но и картины, гравюры, скульптурные композиции, строятся храмы. (Показать слайды).
Этот праздник отмечается весной – 7 апреля, это один из двунадесятых праздников.
Сейчас мы с вами не будем подробно останавливаться на празднике Рождества Христова. Это тема для отдельного разговора. Вспомним только, что православные христиане празднуют его 7 января, а католики - 25 декабря.
За один урок невозможно все рассказать о земной жизни Пресвятой Богородицы. Ответы на свои вопросы вы найдете в книгах, представленных на выставке, а мы переходим ко второму разделу нашей выставки:
«ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ».
Учитель: Многими святынями изобильна Русская земля, но нет выше, драгоценнее, благодатнее величайшего сокровища – иконы Божией Матери, именуемой «Владимирская». Даже человек далекий от веры не может не признать
«Владимирская икона» величайший шедевр мировой живописи.
(Об этой иконе могут рассказать дети, или посмотреть видеосюжет «Владимирская»).
Для верующих в ней сосредоточена Святая Благодать. Можно много рассуждать о художественных достоинствах иконы, но лучше просто молча смотреть на Ее лик - сострадательный и скорбный. Согласно Преданию эта икона была написана еще при жизни Богоматери св. апостолом и евангелистом Лукой. По преданию же сама Божия Матерь при виде только что созданного духовного Ее изображения сказала: «Благодать рождающегося от меня и моя с этой иконой да будет». Сначала икона пребывала в Иерусалиме. С середины 5 века ее перенесли в Константинополь, а в начале 12 века патриарх Лука Хрисоверк послал специальный список с нее в дар великому Киевскому князю Юрию Долгорукому, который поместил икону в Выжгородском монастыре при ските. Древняя Русь восприняла православие от Византии. Икона Божией матери стала своего рода символом восприятием истины на Руси. С этого момента вся история русской земли сопряжена с историей чудотворной иконы. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей, именуемый Боголюбским и прославленный нашей церковью в лике святых переходя на княжение во Владимир перенес в свою столицу икону Богоматери. По преданию сама Богородица изъявила волю пребывать на владимирской земле, явившись князю Андрею в видении – молящуюся своему Божественному Сыну за русскую землю. Для перенесенной великой святыни во Владимире был воздвигнут по велению князя дом Богородицы – Успенский собор. С тех пор икона была наречена «Владимирской». Пребывая в течении 2,5 веков во Владимире икона прославилась множеством чудотворений и в бесчисленных списках розощлась по всей Русской земле, окруженная всеобщим почитанием. Многие события на Руси были связаны с этой иконой. Самое памятное из этих событий совершилось в 1395 году, когда « потрясатель» Вселенной Тамерлан нацелил неудержимый удар своего набега на Русь, на Москву. Что можно было противопоставить ему? Московское войско выступило на встречу. Но равны ли были силы? Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После богослужения в соборе икона крестным ходом была перенесена в Москву. Неисчислимое множество людей, стоя на коленях по обеим сторонам дороги, молило: «Матерь Божия, спаси землю русскую ». В тот самый час, когда жители Москвы встретили икону, Тамерлану в его шатре представилось видение. Он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли Святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явился величавый женский образ, который повелел ему оставить пределы Руси. В трепете Тамерлан вопрошал прорицателей о значении этого видения. Мудрецы ответили ему, ччто это есть Матерь Божия – великая защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ войскам идти обратно. Православный народ, отметив место встречи (Сретение ) москвичей с чудотворной иконой соорудил Сретенский монастырь, воспевая славу той, в которой видел и видит свою спасительницу. Утверждение Москвы, как главной хранительницы православия ознаменовалось возведением величественного ансамбля московского Кремля. Величайшая святыня Руси окончательно обосновалась в Успенском соборе. Главное вместилище чудотворных икон Божией Матери освящены в память ее успения. И в этом заключен особый смысл. Богородица, по православному учению, самая совершенная из всех когда либо живших на земле. Поэтому смерть Богородицы не смерть, но успение, не смерть, но победа над смертью. Сам Христос спустился на землю, чтобы принять душу той, через которую Он пришел в мир. Поэтому Успение Богородицы есть идеальный толк духовного развития человека на земном его пути. Иконописное изображениие основывается на идее святости. Святости, как высшей меры человеческого, как идеала, определяющего смысл бытия и духовного стремления человека. Икона Владимирской Божией Матери есть совершеннейший образец святого лика. Богородица смотрит на нас, проникая до самого дна нашей души. Она видит нас и одновременно весь мир со всеми его грехами, муками, взлетами и падениями. Она духовно сострадает миру, скорбит его скорбями. Вы видите и Ее личную человеческую скорбь. Скорбь Матери, провидящей земную судьбу Божественного Сына, которого держит Она на руках своих. Глядя на икону вы видите ту, которая смиренно принесла жертву ради спасения мира, ради нашего спасения. И мир снизойдет на душу того, кто способен к духовному восприятию Божественной любви.
Учитель: Перед нами еще один чудотворный образ Пресвятой Богородицы – это икона Иверской Божией Матери. Почему именно эта икона представлена вашему вниманию?
Ответы детей – Эта икона особо почитаема в нашем городе. В 19 веке возле Дантова ущелья появилась часовня Иверской Божией Матери. О непростой судьбе этой иконы рассказ в книге «Иверская часовня».
А теперь давайте посмотрим на типы Богородичных икон.
(Продолжение слайд-фильма «Богородица»)
Елеуса- умиление, Знамение и др. Обратить внимание на отличие иконы от картины.
Вы уже немало знаете об иконах. Проверить ваши знания вам поможет кроссворд «Икона», который состоит всего из 5 вопросов. Вопросы перед вами. Дерзайте!
Учитель: Последний раздел нашей книжной выставки называется «Матерь человеческая». В год 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в этом разделе книжной выставки подобраны лучшие произведения художественной литературы о жертвенной любви женщины-матери.
Учитель: «Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно, и я не забывал ее. Но потом отмеченные кровавыми боями последние годы войны размыли в памяти образ этой женщины, и черты ее забылись, словно растаяли в белесой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой...
Прошли годы... И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть».
Это строки из повести ростовского писателя Виталия Закруткина «Матерь человеческая» - одного из самых, на мой взгляд, пронзительных произведений о войне, о женщине, о матери. В повести «Матерь человеческая» рассказывается о том, как в сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить.
Пример материнского подвига и смирения из жизни матери-героини Епистиньи Фёдоровны Степановой.
Библейская цитата для иллюстрации картин семьи Степановых (фото из музея)
« В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире…»
Епистиния Фёдоровна,
Вы ушли к сыновьям.
Это ваше святое материнское право,
Но со славой вы вновь возвращаетесь к нам
В птичьем пенье, в деревьях и травах.
Материнский ваш подвиг бессмертен в веках.
Равен подвигу ваших сынов негасимых.
Девять жизней носили вы в добрых руках –
Девять жизней Степановых помнит Россия.
Говоря о материнской любви нельзя не вспомнить стихотворение М.Джалиля «Варворство», или стихотворение Р.Гамзатова «Мать».
Дети читают стихи.
Учитель: Да, страдания Матери по погибшему ребенку не сравнимы ни с какими другими мучениями. Ее горе ослепляет. Но вместе с тем оно поднимает ее до высот святости. Каждая женщина, потерявшая ребенка, - святая. И каждая мать – тоже святая, потому что с ней незримо всегда присутствует Пресвятая Богородица – защитница, утешительница, к которой мать прибегает с молитвой и в радости и в печали.
ЧТо же за любовь христианская, любовь материнская? Проистекает она от любви Христовой. Это значит, любить другого больше, чем он сам себя умеет любить; верить в него, когда он уже потерял веру в себя. Быть готовым свою жизнь положить ради жизни другого, и не только земной, а Вечной Жизни.
И вот Божия Матерь сумела т а к возлюбить Своего Сына; Она Его любила как Мать, и она Ему поклонялась как Богу. И никогда она не стояла препятствием на его крестном пути; нигде в Евангелии вы не найдёте места, где Божия Матерь, подобно Петру Его останавливала, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою (Мф.16,22), то есть Креста и смерти. Мы знаем, что Христос ответил Петру: Отойди от Меня, ты Мне противник и враг. Ты думаешь о человеческом, а не о Божием (Мф.16,23).
Божия Матерь, Дева Богородица никогда не стояла препятствием на этом пути. Она дала Ему пройти весь крестный путь, и у подножия креста не проронила ни одного слова, не произнесла вслух ни одной молитвы, которая шла бы вразрез с волей Отчей и волей Сына.
Стояла у Креста - и ни словом не защитила Своего Сына от мучителей, ни словом не остановила хулителей и насмешников, ни словом не обратилась к отцу, не взывала: «Пошли же Господи, помощь Твою, да рассеются Твои враги!» Нет. Она до конца соединившись с волей и любовью Своего Сына, Его отдавала на смерть, чтобы жили другие.
Кто же эти другие? Это мы с вами.
Продолжается жизнь рода человеческого на земле, потому что жизнь Матери Божией, и её умирание у Креста Господня - это всё ради нас, ради каждого из нас. Вот он - подвиг Матери, вечный подвиг Любви и Смирения.
Просмотр видеосюжета «Плач Богородицы».
В заключении нашей встречи напишите «СИНКВЕЙН».
«Пять строчек» («синквейн»), учащимся предлагается высказать свое отношение к рассматриваемой теме урока:
1-ая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы.
2-ая строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие.
3-ая строка – 3 глагола, которые показывают действие понятия.
4-ая строка – короткое предложение, афоризм.
5-ая строка – одно слово (часто существительное), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Пример: Икона
Православная, Божественная.
Прославляет, символизирует, раскрывает.
Икона – окно в мир духовный.
Образ.
Берегите матерей, потому что в каждой из них есть частица образа Пресвятой Богородицы, Матери Человеческой…
Звучит песня «Слово мама».
Индивидуальная заявка на участие в муниципальном этапе краевого
Конкурса на лучшую тематическую разработку урока
«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
( «Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»),
Посвященном Дню Матери в России
Фамилия, имя, отчество автора работы – АНАНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА |
Должность- ЗАВЕДУЮЩАЯ БИБЛИОТЕКОЙ, УЧИТЕЛЬ ОПК |
Дата рождения – 15.08.1960 |
Наименование и № ОУ- МОУ СОШ №2 |
Местонахождение ОУ - МО г. Горячий Ключ, Краснодарского края, ул. Ленина 137. |
Название работы – МОЯ СВЯТАЯ МАМА |
Жанр – Библиотечный урок |
Возрастная категория – 7-9 кл., |
Домашний адрес разработчика урока - 353290, г.Горячий Ключ, Краснодарского края, ул.Революции 1, кв.34. |
Контактный телефон – 8-918-018-78-94 |
Руководитель МОУ СОШ №2
г. Горячий Ключ ________________ Н.Е.Колосова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Введение во храм Пресвятой Богородицы"
Литературно -музыкальная композиция....
Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение (Annuntiatio — возвещение) — евангельское событие и посвящённый ему христианский возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа[b]Благов...
Урок-лекция "ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА"
Цели урока:- познакомить учащихся с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы;-показать нравственный образ и славу Пресвятой Богородицы;-показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной че...
Разработка урока "Иконография образа Пресвятой Богородицы"
Рассмотрение иконографических типов образа Пресвятой Богородицы...
Иконография образа Пресвятой Богородицы
Презентация посвящена иконографии образа Пресвятой Богородицы. В связи с тем, что сама презентация довольно большая и сопровождается аудиоматериалами, целиком её представить нет возможности из-з...
Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери
Муниципальный этап краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины- матери»), посвящённый Дню Матери в Рос...
Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери (презентация)
Презентация к уроку краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»( «Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины- матери»), посвящённый Дню Матери...