В мире занимательной физики
методическая разработка по теме
Внеклассные мероприятия для средних классов по физике: игры, викторины, эстафеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim._opyty.doc | 49.5 КБ |
v_mire_zanimatelnoy_fiziki.doc | 49 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike.doc | 71 КБ |
igra-viktorina_atom_i_ego_nuklony.doc | 74 КБ |
fizicheskaya_estafeta_7_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные опыты.
Внеклассное мероприятие для средних классов
Цели мероприятия: развивать познавательный интерес, интерес к физике; развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации; приучать детей к доброжелательному общению Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении получат призы – хорошие и отличные оценки по физике. (учащиеся 9 класса показывают опыты, а учащиеся 7-8 классов объясняют) | ||
Опыт 1 «Не замочив рук» Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички. Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев? Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету. [2, стр. 8] Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом» Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла. Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему? Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла. [2, стр. 15] Опыт 3 «Волшебная вода» Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги. Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана? Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой. Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой. [2, стр. 21] Опыт 4 «Тяжелая газета» Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр. Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить? Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается. Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу. [2, стр. 24] Опыт 5 «Нервущаяся бумага» Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр. Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему? Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам. Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см. [2, стр. 11] Опыт 6 Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает? Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона) [2, стр. 8 ] Опыт 7 Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный) Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее? Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно. [ 2. стр. 12 ] Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча» Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички. Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча? Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет. Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает. Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде. [1, стр. 40] Опыт 9 «Несгораемая бумага» Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка) Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит? Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается. [1, стр. 64] Опыт 10 «Несгораемый платок» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему? Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань. [1, стр. 69] Опыт 11 «Несгораемая нитка» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли. Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити. Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли. Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли. [3, стр. 13 ] Опыт 12 «Вода кипит в бумажной кастрюле» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички. Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе. Можно ли вскипятить воду в этой кастрюле? Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения. [2, стр. 37; 3, стр. 12] Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы: 1.Что растет вниз вершиной? (сосулька) 2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка) 3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.) 4 С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка) 5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь) Опыт 13 «Картофельные весы» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка. Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины. Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие? Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны. Опыт 14 «Загадочная картофелина» Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина. Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины. Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде. [3, стр. 10] | ||
Литература: 1. Билимович Б. Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977 2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985 3. Ченцов А. А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964 |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «В мире занимательной физики».
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по физике
Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации. Задачи:
Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента. Пояснительная записка:
Ход игры Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию. Конкурс №1. “Блиц-опрос”. Девиз: “Торопись, да не ошибись”. Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право та команда, которая первая зажгла лампочку на столе. (Количество вопросов можно регулировать самим). Вопросы к 1 туру: 1.Что можно приготовить, но нельзя съесть?(уроки) 2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?(все месяцы) 3. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?(почтовая марка) 4. Что становится больше, если его поставить вверх ногами?(число “6”) 5. Какой рукой лучше размешивать чай?(лучше это делать ложкой) 6. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось?(веревка не была ни к чему привязана) 7. По какому городу течет кровь? (по Вене) 8. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются?(Анна) 9. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения?(запасное) 10. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?(имя) 11. На какой вопрос нельзя ответить “да”?(Вы спите?) 12. Какая единственная птица способна летать хвостом вперед?(колибри) 13. Как называется единица, служащая для измерения силы тяжести?(ньютон) 14. На каком языке впервые было произнесено слово “алгебра”?(на арабском) 15. Изготовление, какого продукта никогда не удается с первой попытки? (первый блин комом) 16. Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях?(вода) 17. Чему равно три в третьей степени?(27) 18. Как называется мультипликационная версия повести Кира Булычева “Путешествие Алисы”?(“Тайна третьей планеты”) 19. Кто впервые доказал теорему о соотношениях сторон в прямоугольном треугольнике?(Пифагор) 20. Как называется четвертая буква греческого алфавита?(дельта) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника?(3600) 2. Как называется правильный четырех угольник?(квадрат) 3. У людей какой профессии 5 параллельных линий постоянно перед глазами?(музыканты, нотный стан) 4. Как называется шестая нота?(ля) 5. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник?(гексаэдр, куб) 6. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6 часов?(1800) 7. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видя число 106?(мега) 8. Как называется самое большое созвездие на небе Северного полушария, состоящее из 7 видимых глазами звезд?(Большая медведица) 9. Какую единственную галактику можно увидеть на звездном небе Северного полушария невооруженным глазом?(Туманность Андромеды) 10. Какую процедуру народная мудрость советует совершить 7 раз, прежде чем один раз совершить другую?(7 раз отмерь, а один раз отрежь) 11. Какой инструмент объединят в себе фортепьяно и гармонь?(аккардион) 12. Какой музыкальный инструмент используют многие шаманы во время проведения культовых обрядов?(бубен) 13. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент?(балалайка) 14. Как называются графические знаки для записи музыкальных звуков?(ноты) 15. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше пяти, но меньше шести?(запятую) 16. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий?(перевернуть) 17. Какое число делится на все числа без остатка?(0) 18. Когда делимое и частное равны между собой?(когда делитель равен 1) 19. В одной семье два отца и два сына. Сколько человек в семье?(три человека) 20. Цель решения уравнения?(найти ответ) Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины» В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей. Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес. Конкурс №3. «Всем известный метр...» Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях... Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют. Например:термометр – температура Ответы к конкурсу №3:
Конкурс №4. «Физические загадки» Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что... » Напишите рядом с вопросами «да» или «нет». Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Конкурс №6. «Знатоки физики» Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):
Конкурс № 7.«Обгоним на задаче» Задача №1 В алюминиевый бак массой 2 кг налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? (Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/кг°С, удельная теплоёмкость воды– 4200 Дж/кг°С) Решение m1 = 2 кг m2 =10 кг t1= 20°С t2 = 100°С cал = 920 Дж/кг °С cв = 4200 Дж/кг °С Q - ? Q = Q1+ Q2 Q1 = cалm1*(t2- t1) = 920 * 2 * (100 - 20) = 147200Дж Q2 = cвm2*(t2- t1) = 4200 * 10 * (100 - 20) = 3360000Дж Q = Q1+ Q2= 147200 + 3360000 = 3507200Дж = 3507 кДж Конкурс №8. «Кто – кого?» Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс). Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл. Например:ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б) Конкурс №9. «Загадки с подсказками» Загадка 1. 1.Претендентов на поездку было много, но выбор пал на него. 2.Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку. 3.Сын крестьянина, учащийся ремесленного училища, рабочий, курсант аэроклуба. 4. Ему принадлежит историческая фраза «Поехали!», сказанная перед стартом. 5.Первый в мире человек совершивший полёт в космос. (гагарин) Загадка 2. 1.Он жил в IV в. до н.э. 2.Он был воспитателем Александра Македонского. 3.Его учения относятся ко всем областям знаний того времени. 4.Его учение господствовало в науке около 100 лет. 5.Он ввёл в науку слово «физика».(Аристотель) Загадка 3. 1.Он один из первых учёных работавших на войну. 2.Он крупный изобретатель, живший ещё до нашей эры. 3.Он изобрёл рычаг. 4.С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, купаясь в ванной. 5.По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием.(Архимед) Конкурс № 10 «Дальше, дальше…» 1. Имя первой женщины-космонавта? (Валентина Терешкова) 2. Когда был запущен первый космический спутник? (1957) 3.Каким прибором измеряют давление? (барометр) 4.По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным открытием? (Архимед) 5.Как ускорить процесс диффузии в твёрдых телах? (нагреванием) 6.Почему после дождя грунтовая дорога скользкая? (вода является смазкой). 7.Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое? (кристаллизация или отвердевание) 8.Каким прибором измеряют работу тока? (счётчик) 9.Почему воспламеняется спичка при трении её головки о коробок? (при трении увеличивается внутренняя энергия, т.е. температура). 10.Космический аппарат, который вращается вокруг Земли? (спутник) 11.Кто говорит на всех языках? (эхо) 12.Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон) 13.В каких единицах в СИ измеряется масса атома? (кг) 14.Изменится ли масса воды, когда часть её превратится в лёд? (нет). 15.Сколько протонов в молекуле воды? (18) 16.Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (нет). 17.Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич) 18.В воде не тонет и в огне не горит? (лёд) 19.Какую геометрическую фигуру представляет Земля? (шар) 20.На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (0.5) 21.Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (испарение) 22.Основной астрономический прибор для наблюдения? (телескоп) 23.Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутого» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты) 24.Что идёт не двигаясь с места? (время) 25.Какая планета самая большая? (Юпитер) 26.Мировое пространство? (Вселенная) 27.Естественный спутник Земли? (луна) 28.Летательный аппарат с реактивным двигателем? (ракета) 29.Общее название 12 созвездий? (зодиак) 30.Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар? (комар) Подведение итогов. Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса
Тема: Игра-викторина «Атом и его нуклоны»
Описание работы:материал будет полезен учителям физики при проведении обобщающегося урока по теме «Атомное ядро» для учащихся 9 классов.
Дидактическая цель: выполнить обобщение и закрепление материала по теме «Атомное ядро» в форме игры-викторины «Атом и его нуклоны»
Задачи:
- в форме игры закрепить изученный материал, способствовать углублению и обобщению знаний по данной теме;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, совершенствовать навыки решения задач;
- воспитывать у учащихся интерес к предмету, умение работать в команде.
Аудитория: 9 класс.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма работы: групповая
Оборудование: Карточки с заданиями, сигнальные карточки, цветные карандаши, таблица Менделеева.
Ход мероприятия:
План:
Вступительное слово учителя.
Представление команд, жюри.
Разминка: «Блиц-турнир».
Командные конкурсы.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Рефлексия.
Дорогие друзья! Начинаем игру-викторину «Счастливый случай». Распределим класс на 2 команды, придумайте название командам.
1. «Блиц-турнир».
В этом конкурсе проверяются знания, сообразительность, умение логически мыслить. Отвечают очень быстро. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1. Электромагнитные волны с длиной волны 10-11 м (Рентгеновские лучи)
2. Испускание лучистых энергий раскалёнными телами (Тепловое излучение)
3. Кто открыл явление радиоактивности? (Беккерель)
4. Вырывание электронов из вещества под действием света (Фотоэффект)
5. Работа, совершаемая для вырывания электрона с поверхности металла (работа выхода электрона)
6. Формула Эйнштейна
7. Минимальная порция энергии (Квант)
8. Это ядро атома гелия. Отклоняются в магнитном поле (Альфа-лучи)
9. Цветная полоска, состоящая из семи цветов (спектр)
10. Как заряжено ядро атома? (положительно)
Вопросы 2 команде:
1. Явление испускания атомами невидимых проникающих излучений (радиоактивность)
2. Излучение с частотой меньше частоты видимого света (Инфракрасное излучение)
3. Кем было открыто явление фотоэффекта (Герц)
4. Минимальная частота или максимальная длина волны при которой еще наблюдается фотоэффект (красная граница фотоэффекта)
5. Тела, которые полностью поглощают энергию излучений волн любой длины (абсолютно черное тело)
6. Формула Планка (Е=hv)
7. Элементарная частица с нулевой массой покоя. (Фотон)
8. Это электромагнитные волны с длиной волны от 10–8 до см. Скорость равна скорости света.V=c. Не отклоняется в магнитном поле (Гамма-лучи)
9. Анализ химического состава вещества по его линейчатому спектру (спектральный анализ)
10. Какой заряд имеет атом? (нейтральный)
2. «Происхождение слов».
Отвечает команда, которая быстрее поднимет сигнальную карточку. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Электрон (греч.- янтарь)
Атом (греч.- неделимый)
Спектр (лат.- видение, представление, образ)
Нейтрон (от лат. ни тот, ни другой)
Радий (лат. излучать, испускать лучи)
Физика (греч. природа)
Протон (греч. первый)
3. «Составить кластер».
Конкурс оценивается за самый оригинальный, информативный кластер.
1 команда
Ядерные силы
Радиоактивность
2 команда
Фотоэффект
Изотопы
4. «Кто быстрее?»
Допишите реакцию
63Li + 11p ? + 42He
2713Al + 10n ? + 42He
94Be + 21H ? + 10n
? + 42He 105B + 10n
? + 11p 2211Na + 42He
5525Mn + ? 5526Fe + 10n
147N + 42He ? + 11H
21H + 10n 31H + ?
5. «Восстановить слово».
Тпыиооз - изотопы
Тьосивтднакраио - радиоактивность
Ктспре - спектр
Еефзрдорр - резерфорд
Пнкал - планк
Яцраеки - реакция
Эектолнр - электрон
Отзаепиг - гипотеза
Илуечениз - излучение
Ркраеот - реактор
6. «Соберите формулу»
Из предложенных физических величин собрать известные формулы. По мере использования величины, вычеркивают ее из таблицы. Отвечает команда, которая быстрее поднимет сигнальную карточку. Правильный ответ (за каждую формулу) оценивается в 1 балл.
Е | 931 | q | A | E | M | mn | N | 2 | Mя |
λ | ν | h | ν | А | m | 2 | N | T | Е |
U | ν | h | Z | N | m | c2 | mp | t | А |
A | c | M | h | ν | υ2 | A | Z | N0 | Ек |
7. «Решение задач»
Определить Есв и Еуд ядра
1 команда
mp=1.00728 а.е.м mn=1.00866 а.е.м Мя=7,01601 а.е.м
Ответ: ( М=0,04047 а.е.м, Есв=37,67 МэВ, Еуд=5,38 МэВ)
2 команда
mp=1.00728 а.е.м mn=1.00866 а.е.м Мя=26,98146
Ответ: (М=0,23442 а.е.м, Есв=218,24 МэВ, Еуд=8,08 МэВ)
8. Подведение итогов
Подсчет баллов.
9. Награждение победителей
Заключение
Действительно, прав Козьма Прутков, говоря:
«Магнит показывает на север и на юг, от человека зависит избрать хороший или дурной путь в жизни». Путь к знаниям - прекрасный путь в жизни, он принесёт человеку самоуважение, высокую культуру. Если в вашей душе появилось стремление знать ещё больше - счастливого вам пути в океане Знаний!
Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Доволен(а) ли ты тем, как прошло мероприятие?
Было ли тебе интересно?
Что больше всего тебе понравилось?
Сумел(а) ли ты закрепить свои знания?
Ты сумел(а) показать свои знания?
Ты был(а) активен(а)?
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по физике
"Физическая эстафета" 7 класс
Предварительная подготовка: формируются две команды обучающихся 7-х классов. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды.
Ведущие: обучающихся 9-го класса.
Жюри: обучающиеся 9-го класса, учитель, не ведущий уроки в данных классах, представитель администрации школы.
Вводное слово учителя: Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. А, в начале эстафеты просмотрим видеоролик, который там задаст старт к физической эстафете.
Первый конкурс «ВИЗИТКА»
Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.
Второй конкурс «КТО БЫСТРЕЕ?».
Вопросы задаются для обеих команд, кто быстрей ответит. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Кто открыл явление инерции? (Галилео Галилей)
- Прибор для измерения массы тела (весы)
- Объем 1 кг воды? (1 литр)
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
- Основная единица измерения силы (Ньютон)
- Чему равен 1 пуд (16 кг)
- Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
- Какую физическую величину измеряют мензуркой? (объем)
- Какая планета самая большая? (Юпитер)
- На руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой? (их массы одинаковы)
- Как называется маленькое количество жидкости? (капля)
- Что видно. Если ничего не видно? (туман)
- Как называется самое распространенное вещество в природе? (Вода)
- Каким прибором измеряют атмосферное давление? (барометр)
- Если это есть, ума не надо (Сила).
Третий конкурс «НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ».
На доске для каждой команды расписаны в одну колонку физические величины в другой единицы измерения, в третьей название величины. Необходимо правильно соединить стрелками величину с её единицей измерения и обозначением. За каждый правильный ответ 1 балл.
S с Давление
Y м Время
h м/с Скорость
P Па Путь
t м Высота
Четвертый конкурс– игра «ТРИ ПОДСКАЗКИ »
Нужно угадать физическое понятие, выслушав 3 подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1.
- для его измерения используется повторяющийся физический процесс
- основная единица измерения — секунда;
- делу это — потехе час. (Время).
- действует на дно и стенки сосуда
- увеличивается с глубиной:
- нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (Давление).
- Мера инертности тела
- основная единица измерения — килограмм;
- у бегемота больше, чем у осла (Масса).
- бывает спиртовой и ртутный;
- Прибор для определения температуры
- то же, что и градусник. (Термометр)
- Их основная часть — стержень — коромысло
- бывают лабораторные, технические, медицинские;
- помощник продавца (Весы).
- Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
- Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
- У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (Скорость)
- Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
- Она не вещь и не сохраняется.
- «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много. (Сила)
- У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
- У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.
- Эта величина скалярная. (Плотность)
- Оно изменяется с изменением погоды.
- Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
- Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики. (Атмосферное давление)
- Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.
- Но у всех она направлена в одну точку.
- Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли. (Сила тяжести)
- Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.
- У всех здоровых людей она почти одинакова.
- Единица ее измерения - градус (Температура)
- Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.
- Его часто ругают. Но часто и благодарят.
- Без него мы даже сдвинуться с места не можем. (Трение)
- Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
- Ее весь день определяют продавцы.
- Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса)
Пятый конкурс– «ЗАГОНИ В САРАЙ ОВЕЦ»
Команды получают по 3 листа с терминами. Надо найти «лишних овец».
Физические величины
Объём Скорость Площадь
Длина
Время
Газ
Вес
Путь
(ответ: газ)
Физические приборы
Весы Линейка
Барометр Спидометр Термометр
Мензурка Жидкость Часы
(ответ: жидкость)
Физические явления
Молния Инерция Радуга
Падение тела Движение Молекула
Диффузия Нагревание
(ответ: молекула)
За каждый правильный ответ 1 балл.
Шестой конкурс– «КАК МЫ УМЕЕМ РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ»
Ведущий даёт командам по одному учебнику. Задаются следующие вопросы:
-на какой странице упоминается слово «траектория»?
- что движется быстрее: звук в воздухе или самолёт «Ил-18»?
- что означает приставка «милли»?
(ответ: 29, звук в воздухе; 10-3)
За каждый правильный ответ 2 балла.
Седьмой конкурс «НАЙДИ ОБЩЕЕ»
На демонстрационном столе находятся 10 предметов разделенных на части. К столу выходят по одному представителю от каждой команды. Они определяют общий признак для каждой отдельной части предметов:
1 часть предметов: мензурка, линейка, термометр, динамометр, часы.
2 часть предметов: стакан, трубка стеклянная, пробирка, предметное стекло.
(ответ: измерительные приборы, вещество стекло)
За правильный ответ 3 балла.
Восьмой конкурс «ПРОВЕДИ ОПЫТ И ОБЪЯСНИ ЕГО»
Каждой из команд дается набор приборов и дается задание проделать опыт и объяснить наблюдаемое явление.
За правильный ответ 5 баллов.
Девятый конкурс «СОСТАВЬ СВОЙ КЛАСТЕР»
Каждая из команд составляет в форме графа свой кластер по теме «Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная».
За грамотный и креативный ответ 10 баллов.
Рефлексия.
На доске отображена гора. С помощью смайликов необходимо каждому участнику отобразить свой путь у вершины, исходя из того, как он поработал на занятии и в команде.
Жюри объявляет итогов физической эстафеты. Награждение команд дипломами.
Заключительное слово учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Игра "В мире занимательной физики"
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся....
Игра "В мире занимательной физики"
Участники игры: две команды по 6 человек представители 7-11 классов; команды рассаживаются вокруг «своих» столов(на столе –название команды, девиз, эмблема или визитная карточка); болельщики зани...
Элективный курс по физике в 7 классе " Занимательная физика"
Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фр...
Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...
Сценарий внеклассного мероприятия "Физический КВН "В мире занимательной физики"
Сценарий "Физического КВН "В мире занимательной физики" написан для проведения данного внеклассного мероприятия на неделе точных наук. Предназначен для 8 классов. В КВН учас...
Урок - игра "В мире занимательной физики"
Урок - игра "В мире занимательной физики" для 8 класса...