Тренинг "Уверенность"
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тренинг «Уверенность» (для школьников старшей школы)
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
Занятие 1.
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе.
Задачи занятия:
1) самопрезентация участников группы;
2) тренировка креативности участников, демонстрация уверенного поведения;
Время занятия:45 мин.
Материалы и оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши.
Ход занятия
1.Упражнение "Разборка имени".
Цель : предоставление возможности для самопрезентации.
Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.
Инструкция: участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4-5 мину. Потом каждый называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Вот как, например, может выглядеть имя "Виктория":
В - вежливая
И - интересная
К - красивая
Т - таинственная
О - обаятельная
Р. - разная
И - изобретательная
Я - яркая
Анализ:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не начинаются на буквы, входящие в имя?
Время выполнения:15 мин.
2.Упражнение "Абстрактная живопись" .
Психологический смысл упражнения: на этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.
Инструкция: участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение.
Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).
Анализ:
1. Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
2. Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?
3. Где в жизни пригодятся эти качества?
Время выполнения:15 мин.
3.Упражнение «Я считаю тебя уверенной(ым), потому что…»
Цель – создание положительной эмоциональной атмосферы.
Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая - внешний. Внутренний круг начинает двигаться. Образовавшаяся пара поочередно говорит друг другу: «Я считаю тебя уверенным, потому что…».
Время выполнения: 10 мин.
4.Обратная связь.
Ведущий спрашивает о том, что сейчас чувствуют участники тренинга, напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия.
Занятие 2.
Цель: преодоления психологических барьеров.
Задачи занятия:
1) закрепление навыков вербального и невербального общения;
2) преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Время занятия:45 мин.
Материалы к занятию: ручки, карандаши, карточки к упражнениям, чистые листы, мяч.
Ход занятия
1.Приветствие. Все сидят в большом кругу. Нужно, бросая мяч, назвать имя кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого мяч, бросает его следующему и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.
Время выполнения: 5 минут.
2. Упражнение «Крокодил».
Цель - продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестами невербальной коммуникации; способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.
Группа делится на две подгруппы. Каждая команда загадывает слово (имя существительное в единственном числе) и вызвав игрока из другой команды потихоньку передает ему загаданное слово. Получив слово, игрок с помощью мимики и жестов в течение 2 минут должен передать своей команде информацию о полученном слове. Можно задавать вопросы, содержащие положительный или отрицательный ответ.
Время выполнения: 15 минут.
3. Упражнение «Скажи-ка, дядя».
Цель - объединить игроков для решения задач в условиях партнерских отношений; стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Группа разбивается на две-три подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов.
Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы и отдать их тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры.
Примерные вопросы:
- Имена скольких участников тренинга начинается на букву «….»?
- Сколько кабинетов находится на 3 этаже нашей школы?
- Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг?
- Выясните у ………., в каком городе она родилась?
- Когда день рожденье у секретаря?
- Какой любимый фильм у ……..?
- Сколько карманов есть в куртке, которую носит ………?
- Узнайте, какое любимое блюдо у ………..?
- Как зовут члена тренинговой группы, который живет по адресу…….?
- Когда день рожденье директора школы?
Затем идет обсуждение: что было сделать легко, что сложно, как справлялись.
Время выполнения: 20 минут.
4.Обратная связь.
Занятие 3.
Цель занятия: формирование уверенности в себе и позитивного образа будущего.
Задачи:
1) закрепление навыков уверенного поведения;
2) завершение работы тренинговой группы: прояснение всех вопросов, оказание необходимой психологической поддержки;
3) формирование позитивного образа будущего.
Материалы к занятию: ручки, карандаши, чистые листы.
Время работы: 45 мин.
Ход занятия
1.Приветствие.
Все сидят в большом кругу. Нужно повернуться к соседу слева и поприветствовать его.
Например: «Здравствуй, Катя, ты мне нравишься, потому что…».
Время выполнения : 5 мин.
2. Упражнение «Конкурс ораторов».
Цель – закрепление навыков уверенного поведения.
Один из участников произносит речь в течение 1-3 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории. Затем каждое выступление обсуждается примерно по такой схеме:
-удачным ли было начало выступления, его конец;
-насколько выразительны были жесты, позы, интонации;
-удалось ли оратору справиться с волнением;
-удалось ли оратору наладить контакт с аудиторией;
Анализ начинается с достоинств, затем обсуждаются недостатки, ошибки в выступлении. Затем сам выступающий говорит о своем выступлении:
-как справился с проблемой, которая была заявлена;
-личные ощущения во время выступления. Необходимо, чтобы каждый участник группы обязательно выполнил это упражнение.
Время выполнения : 20 мин.
3.Упражнение «Чемодан».
Один из участников выходит из комнаты, остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот чемодан складывается то, что, по-мнению группы, поможет их товарищу быть уверенным в общении с людьми, те качества, которые группа ценит в этом человеке. Но обязательно отъезжающему напоминают о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. его отрицательные качества. Нужно выбрать секретаря, который на листе бумаги будет записывать для каждого участника все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. В лист «отъезжающего» нужно записать не менее 5-7 положительных и отрицательных качеств. Затем участнику, который выходил из комнаты зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свой чемодан.
Время выполнения задания :20 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов тренинга. Обратная связь.
Участники тренинга садятся в большой круг для заключительных посиделок, во время которых есть возможность высказать свои впечатления, задать любому человеку вопрос или сказать ему то, что не успел во время занятий.