День рождения азбуки
классный час (5 класс) на тему
Внеклассное мероприятие знакомит школьников с историей возникновения русской азбуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Баранова Наталья Александровна
День рождения азбуки
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов
Цели:
Образовательные
- Познакомить с историей возникновения славянской письменности на Руси.
- Познакомить с судьбой создателей азбуки Кирилла и Мефодия.
Развивающие
- Развитие кругозора и творческих способностей детей.
Воспитательные
- Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, чувства патриотизма.
Оформление слайдовая презентация, музыкальное оформление.
Участники учащиеся 5б класса
Рекомендации по проведению
В сценарии мероприятия предполагается участие 7 человек, но можно распределить слова так, чтобы задействовать большее количество учащихся. Артистов желательно нарядить в русские народные костюмы.
Ход мероприятия
1 слайд
Входит Боян
Боян:
Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие. То приехал к нам во златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко. Да хвалили и славили князя народ русский за доброту и милость, за то, что породил на землю русскую свет христианство.
(Заходит князь Владимир)
Боян: И глядит – то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное на славянский праздник, как славянский праздник, как во средней школе, да Нововолковской.
(Владимир усаживается, звучит запись колоколов)
Владимир: Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах. Пускай летят во все стороны Руси гонцы с вестью о том, что все будут крещены в водах Днепра.
И гласится в этой вере:
будьте люди, а не звери!
Это вам в небесной сфере
Золотой сияет крест!
Да будет Русь едина и бог един!
Теперь мы одна держава!
(Звучит музыка)
2 Слайд
1 ведущий:
А вместе с христианством на Руси появились первые книги - Библия и Евангелие, они были привезены, так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди которые помогут – это были два монаха Кирилл и Мефодий.
3 Слайд
2 ведущий
Они придумали славянскую азбуку. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. Начинают открываться школы. Славянская письменность стала основой современного письма. В Москве эти двум знаменитым людям стоит памятник.
4 слайд
1 ведущий
Братья Константин (после принятия монашества – Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг.
2 ведущий
В доме отца среди многочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея и решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Надо сказать, что дети воспитывались в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам. И вот Кирилл раскрыл увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.
После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.
Инсценирование
Сценка (Кирилл и приезжий человек)
Кирилл
Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.
Приезжий человек
Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить на грамматике, ни другим наукам.
Кирилл
И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.
Приезжий человек
Попробуй, только я тебе в этом не помощник.
(Они уходят, потом вместе возвращаются)
1 Ведущий
Через год приезжий вновь повстречал на улице Кирилла.
Приезжий человек
Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?
Кирилл
Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.
Приезжий человек
Как можно научиться незнакомому языку?
Кирилл
Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны. (уходят)
2 ведущий
Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.
После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. В это время там процветал интерс к античности. Среди учителей Кирилла самым значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. После окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего библиотекаря.
1 ведущий
Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочисленных церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.
Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.
5 слайд
2 ведущий
Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию, который был самым близким его единомышленником. Подобно отцу. Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. И в честь одного из монахов эту азбуку назвали Кириллицей.
6 слайд
1 ведущий
24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. После создания азбуки они приступили к переводу церковных книг на язык славян. Работали с раннего утра, едва рассветало, и заканчивали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости.
В том же 863 году братья с созданной азбукой и готовыми переводами прибыли в Моравию, где в течение трех лет просвещали славян. В 868 году римский папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался.
7, 8 Слайды
2 ведущий
Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий. Вскоре, после смерти братьев, папа римский запретил изучение славянского языка, и около двухсот просветителей, учеников Кирилла и Мефодия, были изгнаны из Велегдада. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте. Так дело братьев прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
1 ведущий
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
9 Слайд
2 ведущий
Азбука Кирилла и Мефодия имеет смысл.
Азъ буки вьди,
Глаголь добро єсть.
Живєтє зьло земля,
I, ижє какω людїє,
Мысльтє нашъ онъ покои.
Рцы слово твєрдо –
Оукъ фєртъ хьръ.
Цы, чєрвь, шта ърь юсъ яти!
10 слайд
1 ведущий
В переводе на современный язык это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо - это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям –
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно –
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Слайд 11
2 ведущий
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звуки ч, ш изображаются двумя буквами. Наша же азбука и сейчас поражает простотой и удобством.
Слайд12
1Ведущий
Русский народ чтит свою азбуку. В нашей речи сохранились пословицы и поговорки об азбуке.
Сейчас мы пишем на бумаге, книги у нас печатаются на бумаге. А как же все это происходило в древности?
В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по ее окраске и сама строка называлась красной строкой.
2 Ведущий
У нас сегодня праздник. А какой же праздник без игр и развлечений? У нас в гостях сегодня, конечно же, скоморох!
Скоморох:
Эй, народ честной, подходи!
Собрались русичи!
Пора и в игры играть, шутки шутить, загадки сказывать!
Загадки:
1)Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)
2)Без языка,
Без голоса,
А все расскажет. (Книга)
3)Тридцать три сестрички –
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
4)Оно так часто просит пить,
Но понемногу пьет.
А если будешь торопить,
И целиком его топить
Наделает хлопот. (Перо)
5)То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (тетрадь)
6)Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней. (Книга)
Слайд 13
Ведущий:
Вот и подходит к концу наш классный час, посвященный славянской письменности. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия.
Ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E2%FF%F2%EE%F1%EB%E0%E2%E8%F7
http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html
- Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1998 г., с.49
- Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1993 г., с.61
- Журнал «Литература в школе» №2, 1992 г., с.73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"
Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...

Открытое занятие из цикла «Азбука общения». Тема : «День рождения».
Открытое занятие из цикла «Азбука общения». Тема :...

Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы.
Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы. Ведущие - Винни Пух и Пятачок....

День заний в 5 классе. "Теперь мы - пятиклассники! (день рождения класса)
Разработка содержит сценарий и презентацию классного часа в 5 классе на тему"Теперь мы- пятиклассники!"...

"Мой день рожденья знает вся страна... В мой день рожденья началась война..." Павел Голосов: ярославский поэт-фронтовик
Павел Павлович Голосов (1921 – 1988 г.г.) – ярославский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, редактор и сотрудник газет. Павла Голосова можно назвать поэтом без всяких скидо...
Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.
Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...