Внеклассное мероприятие "Грамматический поезд"
материал (5, 6, 7 класс) на тему

Лубсанова Сындыма Чагдуровна

 

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

для учащихся 5-7классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_poezd.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Грамматический поезд»

(разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

для учащихся 5-7классов.)

Перед началом игры проводится линейка. Команды выстраиваются во главе с капитаном – машинистом. После приветствия команды получают путевые листы. Объявляются условия игры. По сигналу команды расходятся по своим станциям. Время пребывания  на каждой станции  5 минут. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит дежурный по станции. По мере того как команда пребывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет путевой лист. Всего  пять станций:

  1.  станция «Лексическая»
  2. станция «Орфоэпическая»
  3. станция «Историческая»
  4. станция «Орфографическая»
  5. станция «Темная комната»
  6. станция «Творческая»

Итоги подводит жюри. Все дежурные станций сдают результаты  жюри. Объявляется команда – победитель.

Приложение

Станция

Время прибытия

Время отправления

Кол-во баллов

подпись

1

Лексическая

2

Орфоэпическая

3

Историческая

4

Орфографическая

5

Тёмная комната

6

Творческая

Станция «Лексическая»

Первую букву отгадки нужно записать  на листке. В результате у вас  получится слово.

Станция «Лексическая»

Первую букву отгадки нужно записать  на листке. В результате у вас  получится слово.

  1. Закутан ребёнок в сто пелёнок                                       
  2. По горам, по долам ходят шуба да кафтан.                        
  3. Кто один имеет рог? Ну конечно…                               
  4. Ох, не трогайте меня, обожгу и без огня.                        
  5. Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке.                
  6. На себе её везёт, очень медленно ползёт.                        
  7. Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.                
  8. Лежит лентяй на раскладушке,                 

Грызёт, похрустывая …                                                                

  1. Лист бумаги по утрам на квартиру носят к вам.               

На одном таком листе много разных новостей.                

  1. Если её работу дашь – зря работал карандаш.                 
  2. Стоит на крыше всех труб выше.                                        
  3. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз.                       
  4. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут.        
  5. Поэт закончил строчку, в конце поставил …                        
  6. Зимой и летом одним цветом.                                        
  7. Что же это за девица? Ни швея, не мастерица.                

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.                        

  1. Кто зимой холодной ходит злой, голодный?                        

(Капуста

 Овца

Носорог

Крапива

Улитка

Раки

Сушки

Газета

            

Резинка

Антенна

Муравей

Облака

Точку

Ель

Ежиха

 Волк

Станция Орфоэпическая

5 класс

  1. Расставьте ударение в словах:

агентство, углубить, баловать, красивее, центнер, ходатайство

  1. Произнесите слова, соблюдая нормы произношения русского языка:

академия, диспансер, скучно, фонетика, свитер, шинель.

  1. Распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
  1. букв  больше , чем звуков
  2. букв меньше, чем звуков
  3. букв = звукам

Юла, шитье, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Станция «Орфоэпическая»

6 класс

  1. Расставьте ударение:

Баловник, апартаменты, апостроф, арахис, втридорога, жалюзи, зубчатый, красивее, кухонный.

  1. Чем отличается броня от брони?
  2. Сколько в этом тексте букв Ы?

Попыхивая ц..гаркой, ц..ган ц..дил пойло в ц..нковое корыто. «Ц..ц, куриц..н сын! – ц..кнул он на подбежавшего ц..плёнка, - ещё получишь свою порц..ю».

7класс

Станция «Орфоэпическая»

  1. Расставьте  ударение:

Табу, тандем, решетчатый, рефлексия, плесневеть, отжим, апартаменты.

  1. Произнесите правильно:

Суп из Щавеля, салат из вареной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем, грушевый компот.

  1. Озвучьте текст

Завтра в Москве осадки. Синоптики ожидают, что выпадет 21 745 892 капли дождя. Над территорией Ясенева уже скопилось не менее 10 896 345 капель, причем к этим 10 896 345 прибавится ещё около 15 750 капель, которые пока  зависли над Южным Бутовым, но к 13 апреля северный ветер донесет их до Ясенева. Более 3 6000 255 капель упадет на 1 108 школу, так что 750 ученикам этой школы придется взять с собой зонты.

Прогноз  погоды составлен Московским метеобюро. Хорошей вам погоды, дорогие москвичи!

Станция «Историческая»

5 класс

  1. Покажите, где у вас находятся следующие части лица и тела.

Око (глаз),  чело (лоб), перст (палец), рыло (нос) длань (ладонь,  чрево (живот),  ланиты (щеки),  уста (губы)

  1. Укажите в каждом ряду лишнее слово и объясните сой ответ
  1. М.В. Ломоносов, В.В. Даль, Н.Коперник, Д.Н.Ушаков. (Н.Коперник)
  2. А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Д.Менделеев. (Д.Менделеев)
  3. Являются  ли слова цирк и циркуль родственниками? (Значение слов связано с понятием круга. Они имеют общий корень, образованный от латинского «циркус», что значит круг. Поэтому слова являются родственными)
  4. Есть ли связь между словами мех и мешок? (Есть. Исходным для слова мешок является мех. В древние
  5. О каком слове идет речь?

На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались, а сегодня его не боятся , а презирают. В известной песне поется, что он не станет играть в хоккей. (Трус. На Руси этим словом называли землетрясение)

6 класс

Станция «Историческая»

  1. Покажите, где у вас находятся следующие части лица и тела. Учащимся предлагаются старорусские слова, необходимо назвать их современный вариант и показать часть лица или тела.

Выя (шея), вежды (веки), десница правая рука(, челюсть (лицо – слово образовано путем сложения слов чело и уста), пясть (ладонь с пальцами), шуйца (левая рука), зеница (зрачок).

  1. Какая буква неофициально появилась в русском языке с приходом Интернета?     (Буква @, которая использцется в рекламе для обозначения буквы а (собака))
  2. Объясниете значение фразеологического выражения «ходить фертом».
  3. (ходить фертом – ходить руки в боки, как бы собираясь пуститься в пляс. В таком виде человек похож на  на букву Ф, которая в славянской азбуке называлась «ферт»)
  4. 4. Попробуйте объянить значение слова от доски до  доски. Каково его происхождение?

(Это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты делали из куска дерева и обтягивали кожей. Прочитать книгу от начала до конца, значить прочитать от кочки до кочки или от доски до доски.)

7 класс

Станция «Историческая»

  1. На одной из стен в церкви Спаса археологами была найдена загадочная надпись :НЕ ПО ВТ СЕ ЧЕ ПЯ СУ.

Через некоторое время она было успешно расшифрована.  Как оказалось, чтобы понять её, совершенно не обязательно  в совершенстве владеть грамматикой древнерусского языка. Что же имел в виду автор надписи?  (Неделя, Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, СУббота)

  1. Объясните значение выражения «зайти на огонек». Почему именно на огонек?  (Зайти на огонек – это зайти в гости к друзьям, знакомым без предупреждения, запросто. Это выражение связано с обычаем ставить на окне зажженную свечу в знак того, что хозяева дома и к ним можно зайти. На огонёк – это ненадолго, т.е. на очень короткое время, достаточное, чтоб получить , зажечь огонёк, погреться.)
  2. В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось заменено в наше время?

а) циклон

б) космос

в) атмосфера

г) вьюга

д) катакомба

ответ: атмосфера

  1. Мужчины и женщины в нашей стране давно имеют равные права, но в  языке следы былого  неравноправия ещё очень заметны. Например, слова врач и генерал вовсе не имеют литературных «женских» вариантов: слово врачиха – просторечное, а генеральша – это вообще не женщина-генерал, а жена генерала. Сколько слов из следующего списка:

барабанщик, бард, дирижёр, певец, поэт,

пианист, скрипач, трубач, флейтист –

имеют в литературном языке специальные женские варианты?

(шест: барабанщица, певица, поэтесса, пианистка, скрипачка, флейтистка)

  1. Русская пословица гласит: «Не было гроша, да вдруг алтын!» А сколько это – алтын?

а) 1 екопейка;

б) 2 копейки;

в) 3 копейки;

г) 5 копеек

д) 10 копеек.

Ответ: 3 копейки

5 класс

Станция «Орфографическая»

  1. Правильно вставьте удвоенные согласные

ка(сс, с)ета

па(сс,с)ета

ба(СС,с)ейн

те(рр,р)а(СС,с)а

ми(сс,с)ия

        ба(лл,л)анс

па(сс,с)ажир

а(пп,п)етит

а(пп,п)атия

э(фф,фект)

  1. Найдите 4 лишнее слово:

а) Бре.т, стел.т, дыш.т, пиш.т  

б) крыж.вник, ш.мпол, ч.лка, трущ.ба

в) ц.рк, ц.ганчонок, ц.фровой, ц.тата

г) о матер., о мамочк., о матушк..

3. определите падежи существительных:

- подойти к дому, съесть грушу, прыгнуть с разбегу;

- выпить чаю, гулять в саду,  идти по мосту

- хранить на шкафу, отвечать учителю

6  класс

Станция «Орфографическая»

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Ц..пленок в ц..рке выступал,

Игграл он на ц..мбалах,

На мотоц..кле раз..езжал

И ц..фр он знал немало.

Он из ц..линдра доставал

М..рковь и огурц..

И только одного не знал

Где и , а где же ы.

  1. В каком ряду все прилагательные пишутся с –НН?

а) стекля..ый, оловя..ый, деревя..ый

б) мужестве..ый, серебря..ый, деревя..ый

в) дли..ый, багря..ый, сви..ой

  1. После каких согласных никогда не пишется ь?

а) после Г, К, Х;

б) после К, Ц, Ш;

в) после Ж, Ш, Щ;

г) после Ч, Ш, Щ

д) после Ц, Х, Ш.

7 класс

Станция «Орфографическая»

  1. Вставьте пропущенные буквы. В каких словах чередующиеся гласные, а в каких проверяемые ударением? Выделите чередующиеся корни

К..саюсь мяча рукой, к..сой дождь, к.сить траву,; не прик..сайтесь к проводам, к..снулись этого вопроса,  линии соприк..асются,  слегка к..сался веток, к..согор, к.сые лучи.

2. Вот список словосочетаний:

1) попробовать (на) ощупь;

2) прикинуть (на)глаз;

3) подбирать (на)слух;

4) знать (на)зубок;

5) пробовать (на)вкус.

В каких из них НА пишется раздельно?

а) во всех

б) во всех, кроме 1и 4.

в) во всех кроме 4.

г) 3,5

д) 5.

3. Чем, кроме способа  приготовления, отличается жаре(нн,н)ая треска от трески, жаре(нн,н)ой в кляре?

Станция «Темная комната»

5 класс «Темная комната»

  1. Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар-

пар_____________

пар___________

пар___________

пар___________

пар_____________

  1. Угадайте слово по его написанию

а) «Глаз» автомобиля.

б) «Слово» регулировщика

в) «архитектурное строение » пчел

г) «Шляпка» на ножке

д) Лесной барабанщик

е)Не носки и не чулки.

3. В свое время адмирал-академик А.Шишков предлагал заменить немецкие по происхождению слова «калоши» и «горизонт» на русские «мокроступы» и «колозём».  Эти слова не прижились в родном языке. Попробуйте дать эквиваленты устаревшим и не прижившимся в языке словам.

Ветродуй, ошейник, костотряс, топталище, мыльня, скоропись

6 класс

Станция «Темная комната»

  1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем слов  с окончанием О?

Везло везло  осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

  1. Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.

АОБООУАДА-______________________

ИПЬРТПЕИР_-_______________________

ЭПВФЭСФПЕ-______________________

ВЮЛГВДЛАЮ-________________________

ЖЗСУУЧЖАЗ-_______________________

ОАСАОТАЛО-______________________

ГЦИДВГЦЫД-_______________________

  1. Коренной житель Америки – индеец. А как называется коренная жительница?

а) индейка

б) индеанка

в) индийка

г) индианка

д) среди ответов а-г нет правильного

7  класс

Станция «Темная комната»

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем слов  с окончанием О?

Везло везло  осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

2. Решите следующие задачи:

а) отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА

Б) Растворите белое в прозрачном

СВОАДХАРА

В) уберите горячее, останется холодное

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

г) Найдите друга и врага Буратино.

МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

д) зачеркните ядовитое оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА

  1. С каким из этих слов не сочетается прилагательное чайный?

а) церемония

б) сервиз

в) роза

г) сорт

д) ложка

Станция «Творческая»

составить  как можно больше слов из букв слова

ЛИНГВИСТИКА

каждое слово – 1 балл

Разработку внеклассного мероприятия составила

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»

Лубсанова Сындыма Чагдуровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде Здоровья".

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов на тему "Путешествие на поезде Здоровья"....

Внеклассное мероприятие "Путешествие на поезде "Здоровья"

Представлен конспект внеклассного мероприятия по ЗОЖ "Путешествие на поезде "Здоровья"...

Внеклассное мероприятие "Поезд здоровья"

Это внеклассное мероприятие. Игра - путешествие по пропаганде здоровогои образа жизни....

Внеклассное мероприятие "Математический поезд"

Данное мероприятие проводилось в 8 классех. Оно направлено на укрепление интереса учащихся к математике. развитие сообразительности. любознательности логического и творческого мышления, развитие культ...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов "Веселый поезд"

Игра-путешествие на веселом математическом поезде по станциям. Игра проводится в рамках недели естественно- математических наук для классов с небольшим количеством учащихся. Проходя по станциям команд...

Внеклассное мероприятие по математике "Математический поезд"

Внеклассное мероприятие по математике "Математический поезд"...

Внеклассное мероприятие "Поезд смекалистых"

Сценарий внеклассного мероприятия  - игры по станциям "Поезд смекалистых" в рамках проведения недели математики для учащихся 7-8 классов...