Из жизни замечательных людей
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Использование сложных конструкций в школах с узбекским языком обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_zhizni_zamechatelnykh_lyudey.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема: Из жизни замечательных людей
Цели:
1.выявить уровень литературного развития учащихся; повторить и закрепить изученные конструкции и грамматические формы, выражающее процесса исследования и его результата;
2.Отработать навыки умения высказывать свою точку зрения, развивать устную речь, мышление и память учащихся;
3.Воспитать у учащихся нравственные качества; прививать любовь к литературе как науке и виду искусства;
Оборудование:
Портреты А.С. Пушкина, А. Навои, Леонардо да Винчи, Фароби т.д. Слайды, маркеры, карточки с заданиями, бумага А-4, ватманы, выставка книг;
Тип урока: Внеклассная работа
Ход урока
I.Организационный момент :( 5 минут)
1. Приветствие.
2. Слово учителя:
Издавна ведется спор между лириками и биологами, любителями литературы и поклонниками математики. Но нам с вами ясно, как нам нужны знания всем и по всем дисциплинам. Наше дело учиться, получать прочные знания, постоянно быть в поиске интересного, уметь высказывать мнение и отстаивать его.
Великий Китайский мыслитель Конфуций писал: « Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я пойму, дай мне возможность сделать это самому - и я научусь»
Сегодня мы будем с вами работать в группах. В ходе нашего урока нужно выполнить следующие задания:
- создать группу;
- назвать команду;
- ответить на вопросы блицтурнира;
- письменно докончить предложение;
- решить кроссворд;
- прочитать Эссе;
- составить Синквейн;
- принять участие в поэтической разминке;
3.Правила поведения на уроке русского языка( правила вывешиваются на доске)
- Говори по – русски!
- Будь активен!
- Не перебивай товарища!
- Будь вежлив!
- Уважай мнение других!
- Хочешь сказать, подними руку!
- Соблюдай регламент!
А оценивать ваши знания будет наша экспертная комиссия.
4. Ученики выбирают по одной фигурке и рассаживаются по местам ( на партах находятся указатели фигур)
II. Далее ученикам предлагается выполнить несколько заданий по теме.
Задание№1
1.Каждая группа придумывает название своей команде.
2.Рисует своё представление о названии группы.
3. Выбирает презентатора.
4.Команды дают знать об окончании работы (хлопком или звуком)
( Например: Мы назвали свою команду Музой. Муза - это …)
Регламент: на размышление 2 минуты
Презентация 3 минуты
Задание№2
Для выполнения данного задания на доску вывешивается плакат « Дерево решений». На цветных листочках написаны задания по пройденной теме. Для каждой команде по три вопроса. Члены команд защищают и отвечают на вопросы блицтурнира.
Вопросы:
- В какой исторический период родился и жил Аль - Хорезми?
- В каком году родился Леонардо да Винчи?
- Развитие, каких наук потребовало становление феодального строя?
- Кроме создания картин, ещё какие открытия принадлежат Леонардо да Винчи?
- С развитием, каких наук связана имя крупнейшего ученого - энциклопедиста Фароби?
- В каком веке жил и творил А.С. Пушкин?
- Кто является основоположником узбекского литературного языка?
- Сколько языков знал Фароби?
Учитель: Как вы думаете, что объединяет этих людей?
Примерные ответы учащихся:
- все они мыслители;
- энциклопедисты;
- изобретатели;
- мудрые;
- основоположники;
- полиглоты;
- способные;
- талантливые;
- гении;
- ученые;
- умные;
- замечательные;
Задание№3
Каких людей можно назвать замечательными?
Каждая группа дает формулировку понятия «Замечательные люди»
Регламент: На обсуждение 3 минуты
Презентация групп (устно) 3 минуты.
Задание№4
Каждая группа получает индивидуальное задание. Группам раздается бумагаА-3 с заданием, письменно закончить предложение. Вместо точек нужно поставить сложные конструкции по смыслу.
Карточка№1
- Алишер Навои пришел к выводу о том, что ….
- Леонардо да Винчи изобрел …
.Карточка№2
- Имя Фароби связано с развитием …
- Аль – Хорезми сделал крупные открытия …
Карточка№3
1. Леонардо да Винчи сконструировал …
2. Аль – Хорезми явился основателем …
Регламент: На обсуждение 3 минуты
Презентация групп 5 минут
Слово учителя: Беседуя о жизни замечательных людей, невозможно не вспомнить о творчестве двух великих поэтов, как А. Навои и А.С. Пушкин. Сегодня мы с вами проведем сравнительный анализ ( дома ученики должны были написать Эссе) по следующему плану
План:
- Историческая обстановка в период жизни поэтов.
- А.С. Пушкин и А. Навои – талантливые люди своего времени.
- Семья поэтов.
- Годы обучения.
- « Я лиру посвятил народу своему».
Ученики читают ЭССЕ о жизни и творчестве двух гениальных поэтов.
Задание№5
Какая группа быстрее отгадает кроссворд.
Ж Е Н С Н Ч У
И Д О О Е Ш Д
В Р М Б Т Е Е
И У Е О Л Г Л
Т Ж Ж Й У О А
Если правильно прочитать по вертикали, то прочитают афоризм А. Навои «Живите дружно меж собой, нет лучшего удела!»
Регламент: На обсуждение 3 минуты
Презентация 3 минуты
Задание№6
Составить « Синквейн» на тему: Поэт ( примерный ответ)
- Поэт.
- Известный, великий.
- Сочинял, писал, творил.
- Он лиру посвятил народу своему.
- Стихотворец
Регламент: На размышление 3 минут
Презентация 3 минут
Оценка знаний групп( работа экспертной комиссии)
Учитель: Пока экспертная группа считает баллы, хочу предложить вам поучаствовать в поэтической разминке. Ученикам предлагаются стихи А.С. Пушкина на узбекском языке. Ученики называют стихотворение и читают его на русском языке.(5 минут)
- Esimdadir ajib dam hali,
Ko’z oldimda bo’lding namoyon.
Pok go’zallik dahosi kabi,
Bir lahzalik hayol, tushsimon. ( Я помню чудное мгновенье …)
- Bo’ron, zulmat osmonni tutar,
Qor – quyunni qiladi o’yin.
Dam hayvonday bo’kirib o’tar,
Dam go’dakday yig’lay berar ul…( Зимний вечер)
- Men sizni sevardim, ehtimolki bu
Muhabbat to’g’yoni qalbimda hamon.
Lekin sizni endi bu savil tuyg’u
Bezovta qilolmas oshkor, yo pinhon.( Я вас любил …)
- Ученики читают высказывания узбекских поэтов об А. Навои и А.С. Пушкине.
«Восток издавна славится своими поэтами – Навои, Хафизом и Физули! Быть меж ними на почетном месте, Не обидно и для вашей чести…», - писала Зульфия о Пушкине.
А вот стихи Хамида Алимджана:
«В каждом доме, где Пушкина имя звучало,
Дышит, свято хранима и речь Навои».
«Том Навои, держа у сердца своего
Я к Пушкину приду,
Он – современник мой», - писал Эркин Вохидов.
Учитель: Какие общие черты вы узнали в жизни и творчестве этих людей?
Вывод:
- ум;
- талант;
- милосердие;
- Любовь к Родине;
- стремление;
- человечность;
- жизнелюбие;
III. Подведение итогов. Слово предоставляется экспертной группе.(2 минуты)
IV. Домашнее задание.
Написать мини – сочинение на тему: «Что должен сделать настоящий гражданин, чтобы принести пользу обществу»
Учитель: Сегодня вы узнали о том, что не власть и сила, а духовность и культура дают человеку бессмертие.
«История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка сливает себя с нею» Ю. Лотман.
Составила Байматова Д.С. учитель русского языка и литературы школы№62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь замечательных людей
Презентации о биографиях русских писателей....
Жизнь замечательных людей
Презентации по литературе...
Элективный курс "Жизнь замечательных людей".
В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...
Жизнь замечательных людей
" Никто для первых не вбивает вех, И нет для них ...
«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»
Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин» знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....
Жизнь замечательных людей
Детство и юность великих ученых: Менделеев, Шахматов, Эйнштейн и другие....
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)
Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей " знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...