Информационно-познавательный час «Спаситель России, светлейший князь Смоленский». Дню памяти великого полководца М.И.Кутузова посвящается
методическая разработка по теме

Демаков Александр Владимирович

Методическая разработка - сценарий внеклассного мероприятия в форме информационно-познавательного часа в рамках воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию для обучающихся 13-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno-poznavatelnyy_chas.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

внеклассного мероприятия

(информационно-познавательный час)

«Спаситель России, светлейший князь Смоленский»

Цели:

  1. расширить представление обучающихся о судьбе и личности полководца М.И.Кутузова;
  2. сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм, верность присяге, упорство, настойчивость;
  3. побудить к изучению истории России;
  4. воспитывать уважение к истории своей страны.

На доске эпиграф

«Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России…»

А. С. Пушкин

Ход мероприятия

16 сентября - День памяти М.И.Кутузова - светлейшего князя Смоленского (1812), русского полководца, генерал-фельдмаршала (1812), одного из талантливейших учеников Александра Васильевича Суворова (слайд 1).

Кутузов-полководец по глубине своих стратегических замыслов, по смелости и оригинальности своих дерзаний и по громадности своих достижений является, конечно, первоклассной величиной в ряду замечательнейших полководцев мировой истории. 

Великолепный стратег, корифей военного искусства он был не только великим русским полководцем, но и крупнейшим военным теоретиком, стоял у истоков зарождения стратегии массовых сражений и являлся творцом многих ее принципов. Профессиональный военный, вся жизнь которого прошла в непрерывных походах и сражениях, он пользовался огромным авторитетом в армии и народе, но нередко попадал в немилость царского правительства.

Происхождение

Происходил из старинного, известного в России с XV века, рода Голенищевых-Кутузовых, многие представители которого были военными. Его с ранних лет готовили к военной деятельности. По выбору родных он окончил Инженерную школу и с первых шагов своей военной службы очутился в гуще крупных военных событий. М. И. Кутузов участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг., русско-турецких войнах 1768-1774 гг., 1787-1791 гг., 1806-1812 гг., Отечественной войне 1812 года, в которых одержал ряд крупных побед (слайд 2).

В разные годы, являясь человеком высокой эрудиции со знанием многих языков, Михаил Илларионович (1745-1813 гг.) занимал различные гражданские, дипломатические и военные посты, в частности, был Чрезвычайным и полномочным послом в Турции, Литовским и Петербургским военным губернатором, главнокомандующим Молдавской армией и т. д. (слайд 3).

Вскоре после начала войны с Наполеоном Дворянские собрания Петербурга и Москвы единодушно избрали М. И. Кутузова начальником Петербургского и Московского ополчений. Согласно Указу императора Александра I Кутузов принял начальство над Петербургским ополчением и в течение месяца создавал дружины, вооружая их и обучая военному делу. Ополчения приняли активное участие в боевых действиях 1812 года на территории России и в заграничных походах 1813-1814 гг. (слайд 4).

Отступление русских войск, потери обширных территорий вызвали растущее недовольство в армии, среди дворянства и в широких народных массах. Все настойчивее звучали требования о назначении главнокомандующим русскими войсками Кутузова. Был создан Особый комитет для решения армии и России, который и предложил назначить Кутузова.

Александр I, вопреки своему желанию, утвердил решение комитета, уступив единодушному желанию русской общественности. И уволенный им до этого из армии, Кутузов был возвращен на службу по требованию всего общества и назначен главнокомандующим русскими войсками (слайд 4).

23 августа 1812 года Кутузов принял командование армией. Он был встречен всеобщим ликованием. Народ говорил: «Пришел Кутузов бить французов». В 1812 году Кутузову шел 68-й год. В тяжелый период принял он командование отступающей армией, однако сумел вселить в войска веру в победу и поднять их боевой дух. Оценив стратегическую обстановку, Кутузов принял решение об отступлении, чтобы дать войскам отдохнуть и накопить силы для активных наступательных действий. Проанализировав нахождение наших войск, Кутузов стал искать место, где можно дать решающий бой противнику, чтобы защитить пути, ведущие к Москве (слайд 5).

Такой выгодной позицией явилась Бородинская, имеющая ряд преимуществ для маневров. Был разработан план сражения, которое и состоялось 7 сентября 1812 года. Кутузов внимательно наблюдал за ходом Бородинского сражения и руководил им, своевременно учитывал изменения обстановки на том или ином участке и очень быстро реагировал на них (слайд 6).

Он взором жизнь даёт полкам;

Он махом мощной длани

Их мчит во сретенье врагам

В средину шумной брани…

В. А. Жуковский

Сражение было ожесточенным. В нем участвовало, по различным сведениям 100-140 тыс. русских, 160-180 тыс. французов. Много было совершено подвигов и рядовыми, и офицерами, и генералами. Огромные потери понесли и русские (убитыми, ранеными, пропавшими без вести около 40 тыс. человек), и французы (убитыми и ранеными более 50 тыс. человек). Сражение затихло только к ночи. Французам не удалось уничтожить русскую армию. Бородинская позиция была удержана (слайд 7).

Очень впечатляюще описал конец битвы Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, … на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского… Над всем полем, прежде столь весело-красивом, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови… Не один Наполеон…, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял также грозно в конце, как и в начале сражения (слайд 8).

Нравственная сила французской атакующей армии была истощена… Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель шестисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» (слайд 9).

За Бородино Кутузов был возведен в чин генерал-фельдмаршала, а за успешные действия при отступлении французов под городом Красным и во всей Смоленской губернии удостоен титула Смоленского (слайд 10).

Помимо многочисленных наград, М. И. Кутузов был отмечен 16 октября 1812 года золотой шпагой с алмазами и лавровыми венками из изумрудов (слайд 11).

Гениальность Кутузова состояла в том, что он понял народный характер Отечественной войны, сумел стать во главе национально-освободительной борьбы русского народа, организовать ее на широком фронте в невиданных масштабах и направить к единой цели – уничтожению армии Наполеона (слайд 12).

28 апреля 1813 г. в заграничном походе, на боевом посту оборвалась жизнь фельдмаршала. На памятнике, в австрийском городе Бунцлау, где были захоронены его останки, помещена надпись: «До сих мест довел князь Кутузов – Смоленский победоносные российские войска. Но здесь положила смерть предел славным дням его. Он спас Отечество свое. Он открыл путь к избавлению народов. Да будет благословенна память героя» (слайд 13).

Просмотр фильма «М.И.Кутузов»

Заключительная часть

В памяти наших народов Кутузов сохранился как гениальный полководец, великолепный военный стратег и теоретик, как символ военного могущества, непобедимости, мужества и славы русского оружия (слайд 14).

Чтец - суворовец

Князю Смоленскому

Ода

Такою славой осиянный,
Среди великих дел, побед,
Стократ ты лаврами венчанный
Пришел, Кутузов, в лучший свет!
Твои дела, защитник трона,
Священной веры и закона, – 
Из века паче будут в век
Все с новой силой проливаться
И гласно в мире отзываться,
Что ты Великий человек!
К. Ф. Рылеев (1814)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе "Великие полководцы России"

Великие полководцы России прославлены своим умением управлять войсками. Биографии полководцев Великой Отечественной войны наполнены героизмом, преданностью родине, полной самоотдачей. Советские ...

элективный курс "Великие полководцы России"

Роль и место элективного курса «Великие полководцы России» в подготовке учащихсяв комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личнос...

«Великие полководцы России»

Разработка классного часа, посвященного 70-летию Сталинградской битвы«Великие полководцы России»...

Великие полководцы России ВОВ 1941-1945гг

Классный час,посвященный полководцам ВОВ 1941-1945гг.К классному часу созданы презентации о Г.К.Жукове и других великих полководцах,рассказывающих об их героическом пути....

Великие полководцы и флотоводцы России (материал для оформления класса истории)

Великие полководцы и флотоводцы России (материал для оформления класса истории)...

ПЛАН проведения классного часа «Великие полководцы России»

ПЛАНпроведения классного часа «Великие полководцы России»      Задачи:·        Способствовать формированию гражданского самосознан...