Доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей по теме "Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам"
статья на тему

Щербанёва Лиля Ароновна

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_vospitaley_razrabotka_5_shcherbanyova_la.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам.

(доклад для выступления на заседании ШМО воспитателей из опыта работы воспитателя Л.А.Щербанёвой)

На современном  этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алкоголе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди — родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом,  которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен.  Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт   с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.

В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам.   Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным.   Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание.   Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.  

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

    Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у младших школьников являются:

- профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства: беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий);

- организация свободного времени школьников (деятельность кружков, секций, клубов);

- антикурительное просвещение педагогического просвещения школы (включить элементы антикурительного воспитания во все предметы школы);

интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов;

- наблюдение (даёт возможность педагогу выяснить социальную подструктуру направленности личности учащегося);

- подключение к профилактической работе родителей, учащихся, сотрудников милиции, работников близлежащих предприятий, общественности;

- преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире (в процессе социального воспитания раскрыть безнравственность употребления табака);

- основные формы занятий: игра, заочное путешествие, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления;

- общешкольные тематические линейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у учащихся 5-9 классов негативного отношения к вредным привычкам"

Проект выполнен в рамках прохождения обучения на курсах по именным образовательным чекам....

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...

Презентация "Работа по предупреждению и борьбе с вредными привычками и воспитание ЗОЖ"

Презентация "Работа по предупреждению и борьбе с вредными привычками и воспитание ЗОЖ"...

Анкета для проведения социально-психологического тестирования «Отношение к вредным привычкам»

Анкета для проведения социально-психологического тестирования "Отношение к наркотикам"...

Методическая разработка «Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам в подростковом возрасте»

Известно, что основная задача школы - дать необходимое образование. Но на современном этапе не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровье важное условие гармоничного развития л...

Выступление на заседании МО воспитателей "Психолого-педагогические основы общения с обучающимися"

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов...