Воспитательная работа
материал на тему
Воспитательная работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная система ОУ
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Цель:
- формирование и развитие у учащихся устойчивого нравственного отношения к учебно-воспитательной деятельности, потребности в здоровом образе жизни и в нравственном самосовершенствовании своей личности как члена общества.
Задачи:
- осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе
развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;
- формировать умения самовоспитания и самообразования;
- обеспечить ребёнку условия для максимальной самореализации
формировать веру в себя;
- развивать творческие и организаторские способности, лидерские качества учащихся
- воспитывать и развивать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам - наркомании, токсикомании, курению и алкоголизму;
- развивать лучшие качества учащихся в процессе организации коллективно-творческой деятельности;
- формировать у учащихся активную жизненную позицию;
- формировать гражданско-патриотические чувства;
- воспитывать потребность в нравственных поступках и делах;
- создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.
Принципы построения
воспитательной системы:
- системность и комплексный подход к решению поставленных задач
добровольность участия учащихся в воспитательном процессе;
- индивидуальный подход к воспитанию и формированию личности учащихся;
- особенность детской психологии - как рычаг его развития;
- нравственно - эстетическая направленность;
- открытость;
- расширение воспитательного поля;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности;
- преемственность и последовательность.
Исходя из анализа воспитательной работы лицея за 2 года, социума и реалий сегодняшнего дня, для решения поставленных целей и задач мы определили следующие направления в воспитательной работе школы, которые считаем приоритетными:
- работа по повышению уровня успеваемости учащихся, повышения мотивации к обучению через реализацию программы «Ученик и его интеллектуальные возможности»;
- работа детского и юношеского самоуправления через обновление существующих программ «Ученик, его общение и досуг», «Ученик и его нравственность», расширение сферы деятельности Совета Ученического Самоуправления, через связь со школьными советами других школ города и республики, через организацию и проведение КТД, сборов, акций и игр;
- гражданско-патриотическое и военно-патриотическое направление - через работу программы «Ученик – патриот и гражданин», работу историко-краеведческого клуба "Даймохк", встреч с ветеранами и участниками ВОв, организацию и проведения вечеров для участников ВОВ, через переписку, поддержку и встречи с ребятами военнослужащими, своими выпускниками;
- нравственное направление в воспитании - через работу программы «Ученик и его нравственность», систему классных часов общения, общешкольных и республиканских мероприятий через совместные планы работы с ПДН и КДН по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- пропаганда здорового образа жизни - через работу программ "Ученик и его здоровье», спортивно-массовые мероприятия, лектории по ЗОЖ, Дни здоровья, встречи с врачами специалистами по профилактике вредных привычек и венерических заболеваний, ГИБДД, пожарной части, просмотр и обсуждение тематических видеофильмов, работу спортивных секций
работа с родительской общественностью - через программы "Ученик и его семья", "Родительский всеобуч", общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, семейные праздники и совместные культурно-массовые и спортивно-массовые праздники и соревнования, работу родительских комитетов;
- работа по профориентации учащихся - через классные часы, посвященные выбору профессий, через совместные мероприятия с Центром профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи, дни открытых дверей высших и средних учебных заведений;
- работа блока дополнительно образования.
Главным ожидаемым результатом и итогом работы педагогического коллектива лицея является модель личности выпускника. На каждом возрастном этапе - своя модель личности выпускника.
Модель личности выпускника первой ступени (1 - 4 классы):
- ребёнок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, свою республику;
- ребёнок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
- ребёнок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный;
- организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
Модель личности выпускника второй ступени
(5 - 9 классы):
- подросток, осознающий цели жизни;
- подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
- подросток, любящий свою семью;
- подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.
Модель личности выпускника третей ступени
(10 - 11 классы):
- это личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
- физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
- личность со сформированными понятиями чести, долга, честности, дружбы и любви;
- личность, социально защищённая и закалённая, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности;
- личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.
Заместитель директора по ВР ПАК О. А.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта
классного руководителя
Уважаемый педагог!
В целях повышения уровня и эффективности воспитательной работы с учащимися лицея прошу Вас заполнить диагностическую карту:
1. Ф.И.О. __________________________________________________________
2. Дата рождения ___________________________________________________
3. Контактный телефон ______________________________________________
4. Образование _____________________________________________________
5. Педагогический стаж работы _________,
- стаж работы в качестве классного руководителя ________.
6. Класс ________
7. Какой год работаете с данным коллективом? ________
8. Тема самообразования_____________________________________________
__________________________________________________________________
9. Отметьте, пожалуйста, нужное знаком «+».
№ п/п | Знаю хорошо | Есть некоторые затруднения | Нужда-юсь в помощи. | |
2. | 3. | 4. | 5. | |
1. | Знание возрастных особенностей ребенка. | |||
2. | Вопросы психологии личности ученика. | |||
3. | Методы психологии для изучения личности ребенка. | |||
4. | Коррекция взаимоотношений педагога с воспитанником. | |||
5 | Как создать сплоченный коллектив. | |||
6. | Дисциплина учащихся. | |||
7. | Методы поощрения и наказания учащихся. | |||
8. | Составление воспитательного плана классного коллектива. | |||
9. | Знание современной теории и практики воспитания. | |||
10 | Подготовка и проведение коллективных творческих дел (КТД) |
С уважением, заместитель директора Пак Ольга Анатольевна
Контактный телефон
Предварительный просмотр:
Документация
классного руководителя
- План воспитательной работы с классным коллективом
- Паспорт класса
- Протоколы родительских собраний
- Протоколы заседаний родительского комитета
- Тетрадь инструктажа по ТБ.
- Рабочая тетрадь (папка) классного руководителя
- Папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных и социально-психологических исследований
Заместитель директора ГОУ «Президентский лицей» ПАК О. А.
Предварительный просмотр:
Документация
организатора детского движения
- Рабочая тетрадь (дневник)
- Перспективный план, текущий план.
- Журнал школьного самоуправления
- Папки и фотоальбомы всех дел, проведённых организатором детского движения за год
- Стенгазеты, материалы выставок, оформительские материалы по всем школьным мероприятиям.
- Тетрадь по самообразованию
Заместитель директора ПАК О. А.
Предварительный просмотр:
Документация
организатора детского движения
- Рабочая тетрадь (дневник)
- Перспективный план, текущий план.
- Журнал школьного самоуправления
- Папки и фотоальбомы всех дел, проведённых организатором детского движения за год
- Стенгазеты, материалы выставок, оформительские материалы по всем школьным мероприятиям.
- Тетрадь по самообразованию
Заместитель директора ПАК О. А.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
ОРГАНИЗАЦИЯ II ПРОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ.
Вопрос о том, как использовать технологии коллективно-творческого дела в деятельности детских общественных объединений множество. Попробуем разобраться в трех основных.
Первое. Понятие «Коллективно-творческое дело».
Аббревиатура КТД (коллективно-творческое дело) знакома практически всем организаторам общественных объединении. Обычно, понятие коллективно-творческое дело рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики). В педагогике общей заботы, КТД - организационная форма, отражающая направленность деятельности - на пользу, радость людям. К сожалению, на практике эта направленность КТД "ли исчезает, или же заменяется другими устремленностями: на общение, на познавательную активность. Большие затруднения вызывают у организаторов КТД сам процесс диалога с участниками КТД.
Второе. Результат коллективно-творческого дела
Что же является результатом качественного осуществления коллективно творческого дела? Прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам, сделали, устроили, пропели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной практике участников детских общественных объединений. Следует рассматривать внутренний и внешний результат КТД.
Третье. Структура коллективно-творческого дела.
Технология КТД многократно описана. Поэтому ограничимся напоминанием о структурной схеме КТД, описанной в книгах профессора И.П.Иванова:
- совместное решение о проведении дела;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- проведение КТД; коллективный анализ;
- решение о последействии;
К сожалению, первый этап «совместное решение» встречается редко в практической деятельности. Содержание КТД чаще задается извне в виде поручений, либо совместимость сводится к реакции участников на предложения организаторов КТД. Последний этап - «решение о последствии» не всегда является обязательным потому, что это не самостоятельный этан, а часть разговора, обсуждение по итогам дела. Так, например, результатом успешного КТД может быть решение и о не продолжении идей дела.
В этом случае возможна следующая структура КТД: коллективное планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ. Её суть в следующем: после принятия решения о проведении коллективною дела первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады). Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («Совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективно-творческого дела опять-таки в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации участников следующие методы: соревнование, поручение, игру, импровизацию. После окончания КТД проводится совместный анализ, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, свое мнение, чувства по поводу прошедшего события, стимулировать дальнейшую деятельность общественного объединения.
Четвертое. Схема коллективно-творческого дела.
Схематично ход КТД в деятельности детских общественных объединений можно представить следующим образом:
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКА + ПРОВЕДЕНИЕ .». АНАЛИЗ +. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ, связанное с изменением внутри и вне детского общественного объединения.
Технологичность КТД объясняется обеспеченностью цепочки коллективного творческого дела мощными социально-педагогическими методами, характер которых предполагает взаимодействие: обсуждение проблем, импровизация. Но в КТД работают и другие механизмы, и прежде всего включение участников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающие чрезвычайно значимое для подростка чувства коллективного и индивидуального авторства.
Так же в практике детских общественных объединений используются несколько типов КТД, в результате которых происходит развитие общественно-значимых и личностных качеств участников детских общественных объединений.
Отличия методик организации общественно-значимого дела от личностно-ориентированного представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Особенности организации КТД разных типов
№ | Этапы проведении | Общественно-значимые КТД | Личности»-ориентированные КТД | ||
1. | Коллективное целеполагание | Социальные основания выбора дела | Дело как потенциал личностного развития | ||
2. | Коллективное планирование | Акцент на групповой работе, обеспечение групповой динамики | Акцент на индивидуальные цели и задачи | ||
3. | Коллективная подготовка | Акцент на конструктивность групповой работы | Акцент на добровольность, инициативу каждого | ||
4. | Проведение коллективно-творческого дела | Участие групп, команд в общем действии как реализация умений, навыков взаимодействия, определяющих успех общего дела | Возможности для проявления личностных качеств участников, структура дела учитывает значимость самоопределения каждого в отношении ролей, поручений | ||
5. | Коллективный анализ | Основные вопросы обсуждения: «Как мы организовали дело? Как мы достигли успеха? Что нам помогло? Каков вклад каждого в общее дело?» | Вопросы для обсуждения акцентирурт значимость дела для понимания, проявления, развития себя как индивидуальности. | ||
6. | Последействие | Проекты, программы социальной направленности | Реализация индивидуальных инициатив, проектов |
Наибольшие затруднения у практиков вызывает организация личностно ориентированного КТД. Для того, чтобы в них разобраться, приведем конкретный пример с «комментариями», предложив описание личностно ориентированного коллективно-творческого дела «СТЕНГАЗЕТА «Я И МЫ».
Цель - развитие интереса участников к себе и своим товарищам. (Комментарий: ключевое в этой формуле слово «интерес», выражающее готовность, позитивный настрой на познание себя и товарищей. Демонстрация этого настроя в виде искренних высказываний, оценок, действий и есть показатель достигнутой цели - результата. Степень глубины, устойчивости этого интереса, освоения средств самопознания - это не результат, а эффекты, различные для разных ребят и -разных условий проведения этого КТД).
Целеполагание. Оно может быть организовано в виде беседы или беседы плюс обзора предварительно заполненной анкеты друг о друге (например, в форме так называемой «информометрии»), выполнения участниками нескольких групповых психологических заданий. Важно, чтобы своими действиями организатор, ведущий КТД создал проблемную ситуацию, в которой участникам открылся бы факт незнания друг друга и себя. Обсуждение этого факта ведущим позволяет развернуть тему важности полного знания друг о друге. Наличие общего согласия по этому вопросу позволяет перейти к возможным делам, напрямую обращенным к взаимопониманию. Перечень таких дел обычно появляется в режиме общей «мозговой атаки» или фиксации идей, предложений групп, личных предложений. Отбор КТД, который проходит по принципу «Здесь и сейчас» может проходить либо в форме работы «экспертов» (как второй этап «мозгового штурма»), либо в форме общей дискуссии. В последнем случае ведущему легче поддержать (а то и внести, опираясь на материалы анкет «Я и мы»), предложение о выпуске стенгазеты.
Коллективное планирование. И на этом этапе ведущий предлагает микрогруппам и желающим индивидуально ответить на три вопроса: «Что мы хотим узнать о товарищах?», «Какие разделы, рубрики хотели бы видеть в стенгазете?», «Кого предложили бы редакционный совет от своей группы и от других групп?» (Очевидно, что редакционный совет в этом случае - конкретизация формы «Совета Дела»).
Редсовет работает с предложениями (фиксируя их авторство). Затем на общем собрании коллектива предлагает на выбор групповые и индивидуальные поручения. В итоге на основе самоопределения ребят (можно действовать сразу в двух ипостасях: групповой индивидуальной) фиксируются взятые в работу задания. (Может быть, редсовет проводит такую работу с каждой группой отдельно, «по секрету»).
Варианты групповых и индивидуальных занятий:
- разработка и проведение анкет «Что мы любим и ненавидим»;
- мини-сочинения друзей «Как познакомились наши Я»;
- подбор и оформление в газете психологических заданий «Познай себя»;
- диспут с защитой двух позиций: «Познай себя - смысл существования человека» и «Познание себя мешает человеку жить».
Редсовет организует общую работу, советует, помогает, координирует и контролирует качество подготовки материалов.. Затем сам, или поручив кому-либо (группе, индивидуально), приступает к оформлению газеты.
Если есть компьютерные или ксероксные возможности, тогда у участников появляются новые роли (на основе самоопределения) и шансы превращения стенгазеты в просто газету.
Проведение такого КТД - это прежде всего презентация газеты. Ее варианты (брифинг редсовета, «телепередача» с телеведущими с критикой и анализом газеты) должны носить характер скорее игровой, чем действительного анализа. Впрочем, возможен и собственно анализ стенгазеты в форме встречи с реальным журналистом, редактором газеты. Последний вариант презентации позволяет собственно в коллективном анализе как этапе КТД сосредоточиться не на деятельностно-профессиональных вопросах и на вопросах, напрямую связанных с целью дела.
Коллективный анализ происходит в общем кругу в форме высказываний по кругу или внешне инструктированного обсуждения (по микрогруппам). Обсуждаются примерно следующие вопросы: «Что мы узнали друг о друге?», «Что мы узнали о себе?», «Какие это вызвало чувства, мысли?», «Что из того, что каждый узнал о ребятах или о себе, оказалось самым неожиданным, удивительным?», «Какое возможно продолжение коллективно-творческого деда в дальнейшем?».
В соответствии с позицией, задаваемой технологией КТД, ведущий так же отвечает на какие-то из этих вопросов, демонстрируя открытость своих чувств, мнений участникам общего дела. Возможно использовать вопросы: «на понимание», «на уточнение», «по сути дела».
Вопросы последействия связаны с эффективностью результатов коллективно-творческого дела, помогают координации, как индивидуальных целей, задач деятельности участников так и коррекции целей общественной деятельности участников.
Советы организаторам КТД.
- проанализируйте ситуацию, которая сложилась в детском общественном данный момент на уровнях: отношений, деятельности, I интересов участников;
- группу ребят, активных участников, которые могут помочь в решении целого ряда важных вопросов: выбора коллектива участников, необходимости приглашения кого-либо, оформления места проведения;
- спланируйте подготовительный, основной, итоговой этапы работы. Содержание КТД предполагает реализацию одного или нескольких положений:
- создание условий для творческого развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям»;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;
- профилактика асоциального поведения.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (Российская газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (далее - Типовое положение) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13, ст. 1252) на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный № 3997) и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект.
Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.
Цель и задачи
деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально-значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимся;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)/
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций
классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Предварительный просмотр:
Направление
«Ученик – патриот и гражданин».
Главные идеи:
- Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- Поддержка стремления учащихся служить Отечеству, отстаивать свои права и права других людей;
- Воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей Родины;
- Стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы.
Главные цели:
- Воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива;
- Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, концессий, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям.
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых взаимоотношений с обществом;
- Формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- Обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей республики, страны.
Содержание воспитательной работы:
- Тематические классные часы
- «День Конституции»,
- «День Победы»,
- «День защитников Отечества»,
- «Этот город самый лучший город на земле…»
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- Посещение воинских частей,
- Посещение музеев боевой и трудовой славы,
- Встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- Викторины по правовой и патриотической тематике;
- Дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
- конкурсы «Письмо ветерану»,
- «Военная история моей семьи»,
- «В жизни всегда есть место подвигу»,
- «Боевая и трудовая слава моих земляков»,
- «Отрывной календарь войны»…;
- правовые тренинги;
- встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
- праздники, посвященные памятным датам календаря;
- участие в работе школьного краеведческого музея.
Направление
«Ученик и его нравственность».
Главные идеи:
- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- Практическое применение нравственных знаний и умений;
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
- Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования нравственно оправданных поступков;
- Изучать с учащимися нравственные традиции своего народа, семей и поколений;
- Создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни.
Содержание воспитательной работы:
- Тематические классные часы; «Азбука нравственности», «Нравственные истины», «Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности».
- Тренинги нравственного самосовершенствования;
- Театральные и кино-просмотры;
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, республики, страны.
- Дискуссии по нравственной тематике:
- «Нравственное наследие античных этиков»
- вечера памяти выдающихся людей города, страны и мира, внесших свой вклад в нравственное развитие общества;
- Поисковая работа, создание музеев;
- Шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
- конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;
- классные собрания по итогам четверти, полугодия, учебного года;
- конкурсы сочинений «Моя нравственная позиция», «Мой нравственный идеал»;
- исследования мнения учащихся на тему «Чем дорожу я в родной школе».
Направление
«Ученик и его интеллектуальные возможности».
Главные идеи:
- Учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- Формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности,
- Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя.
Главная цель:
Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- Знакомить учащихся с интеллектуальными достижениями различных людей;
- Создавать условия для становления, развития, совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- Поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- Разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
Содержание воспитательной работы:
- Участие в научно-исследовательских конференциях, лицейских предметных олимпиадах, викторинах, брейн-рингах;
- Творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку;
- Создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН.
- Интеллектуальные викторины;
- Участие в предметных неделях;
- Литературные гостиные;
- Читательские конференции;
- Экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
- Встречи с талантливыми учеными, музыкантами, композиторами, с талантливыми сверстниками;
- Часы общения и тематические классные часы
- «О лучших людях моей будущей профессии»,
-«Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем», «Каким должен быть человек моей будущей профессии» и т. д.
- Экскурсии на предприятия, в учебные заведения, институты для знакомства с будущими профессиями;
- Исследования профессиональных приоритетов и профессиональной направленности учащихся в выборе будущей профессии;
- Исследования влияния семьи, значимых людей и социальной ситуации на выбор будущей профессии;
- Конкурс сочинений и эссе «Будущее моей профессии».
Направление
«Ученик и его здоровье».
Главные идеи:
- Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека;
- Образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
- Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления;
- Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления, к достижению невозможного.
Главная цель:
Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Содержание воспитательной работы:
- Беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;
- Спортивные конкурсы в классе;
- Спортивно – исторические и географические викторины, посвященные спортивной тематике;
- Конкурсы спортивных коллажей, проектов, газет;
- Развитие положительных привычек, навыков гигиены, культуры пола.
- Строгий контроль проветривания помещений;
- Организация минуток отдыха, разминок на учебных занятиях;
- Организация активных оздоровительных перемен учащихся;
- Строгий контроль соблюдения учащимися санитарно – гигиенических требований;
- Традиционное, хорошо организованное санитарно-гигиеническое просвещение учащихся;
- Организация практической деятельности учащихся по развитию санитарно-гигиенических умений;
- Постоянное сотрудничество с семьями учащихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей.
- Походы на природу;
- Конкурс на лучшее исполнение туристской песни;
- Защита проектов «Спорт в защиту мира»;
- Участие в спортивных тематических вечерах;
- Дни здоровья;
- Спортивные интеллектуальные бои в классе и в параллели «Слабо?!»;
- Дебаты, круглые столы «Сила есть, ума не надо?», «Культура и спорт» и т. д.;
Направление
«Ученик, его общение и досуг».
Главные идеи:
- Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- Передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений;
- Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в классе и за его пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах развития учащихся.
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуры общения;
- Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- Развивать способности учащихся в самых различных видах досуговой деятельности;
- Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;
- Создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся в различных видах досуговой деятельности;
- Учитывать возрастные особенности учащихся для развития умения общаться, проводить свободное время;
- Демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников;
- Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций, клубов для занятий досуговой деятельностью;
- Способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений;
- Предоставлять родителям необходимую информацию об участии ребенка в жизни школы и класса, демонстрация его достижений в динамике.
Содержание воспитательной работы:
- Мониторинг (изучение, исследование) интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса и школы;
- Мониторинг (изучение, исследование) запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
- Качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
- Учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
- Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу;
- Демонстрация достигнутых успехов учащихся в классе, школе, социуме, родным и близким людям;
- Соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся;
- Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- Тематические вечера к праздничным и памятным датам;
- Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
- Чествования спортсменов класса, школы, учащихся – победителей олимпиад, конкурсов, турниров, конференций;
- Сольные концерты учащихся, выставки картин, изделий, сделанных своими руками;
- Театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий;
- Чествования именинников.
- Тематические дебаты;
- Словесные дуэльные бои старшеклассников «Белая перчатка»;
- Клубы общения и по интересам для старшеклассников;
- Выпуск газет, альманахов;
- Танцевальные вечера;
- Вечера встречи выпускников «Через годы, через расстояния…»
Направление
«Ученик и его семья».
Главные идеи:
- Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- Ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- Ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
- Школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с домом и семьей.
Главная цель:
Осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- Создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно -ценностной сфере детей и родителей;
- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
- Удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого – социальной службы школы;
- Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- Организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик – родитель»;
- Привлечение родителей к активному участию в жизни класса, школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного воспитания;
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «Мужчины нашего рода», «Традиции моей семьи», «О моих близких с любовью»);
- Праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому»);
- Спортивные состязания, спортландии с участием бабушек и дедушек, пап и мам;
- Праздники – 8 марта, День защитника Отечества, 1 Сентября, День Учителя и т. д.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- Походы, экскурсии, викторины, КВНы и т. д.;
- Игровые тренинги моделирования семейных ситуаций;
- Читательская конференция по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющая возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;
- Экскурсии в детские сады, начальную школу, проведение утренников с учащимися начальной школы;
- Школа семейной этики;
- Посещение детских отделений больниц, детских домов, домов престарелых и шефские концерты в них;
- Просмотр научно – популярных и художественных фильмов с последующим обсуждением;
- Дни семьи.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о роли классных часов в работе классного руководителя. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Существуют различные формы классных часов, и задача классного руководителя в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Учащиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом. Классные часы также могут проводиться в форме лекции, беседы и других форм воспитательной работы. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка. Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся. Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: 1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.; 2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности; 3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал; 4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями; 5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; 6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире; 8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.). Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. На классном часе воспитанники рассаживаются так, как им хочется. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся. Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития. В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений. Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело. Схема анализа классного часа: Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных учащихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения? Как подготовлены учащиеся к мероприятию? Роль самих учащихся в его подготовке, как распределены поручения? Содержание и методика проведения:
Примеры проведения классных часов. КЛАССНЫЙ ЧАС ТЕМА «Этикет и мы» (9 - 11 классы) Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения. Даются правила и советы поведения в школьном коллективе, семье, в обществе, а также нормы чести и достоинства речевого этикета. Форма: брейн-ринг. Подготовительная работа: - Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на несколько (4-5) команд (по 6 человек в каждой). - Каждая команда выбирает капитана, готовится по данной теме в течение одной-двух недель. - Для ведения игры необходимо: по 6 стульев вокруг двух столов по кругу; гонг; секундомер или большие часы с секундной стрелкой; игрушки с разными громкими звуковыми сигналами, чтобы можно было определять очередность ответов команд; жюри для решения спорных вопросов и награждения победителей. - Вопросы записываются на отдельные карточки с четкими формулировками правильных ответов и ссылкой на источник информации. Правила игры: 1. Игра идет до шести очков; 2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой; 3. На обсуждение дается максимум минута; 4. Право ответа предоставляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты; 5. Победившая команда получает право игры со следующей командой. Содержание классного часа: 1. На занятии обыгрываются ситуации: «Успех имеет не платье, а Золушка в платье», «Звонит телефон», «Время - ткань жизни твоей и моей», «Спорь, но не вздорь». 2. Оценим уровень своего этикета. Пять позиций, когда дорогу мужчине уступает женщина: При выходе из общественного транспорта. При прохождении к своим местам в театре, кино. При движении по лестнице вниз. Пожилым людям. При входе в лифт. 3. Дать обоснование утверждениям: У многих членов современного общества устоялось иронически снисходительное отношение к нравственным ценностям этикета. Правила этикета, дескать, созданы для дворянства, это некие «барские условности», исторический хлам. Так ли это? Можно ли осуждать людей светского общества, если они воспитывали культуру чувств, старались быть снисходительными и милостивыми? Утверждалось также, что книга «Домострой» - свод правил поведения на Руси - книга для мещан. Но прочтем из книги небольшой отрывок:... не красть, не солгать, не оклеветать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого...» 4. Заслушать сообщение: Что мы подразумеваем под этикетом? Л И Т Е Р А Т У Р А : 1. Алешин Л.О. О вежливости, а также о деликатности. - Л. Ленинздат, 1997 г. 2. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и обществе. - М. Триада, 1995. 3. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). М., 1991. Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?» Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут:
Необходимые материалы:
Блок – схема занятия.
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. - 1 мин 3. Мозговой штурм «Дружба – это …» - 5 мин. 4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». - 5 мин. 5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». - 20 мин. 6. Подведение итогов занятия. - 5 мин. Ход занятия. 1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».(9 мин). С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба в классе не нужна», на другом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
Для закрепления темы используется игровое упражнение «Найди себе подобного». Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи). Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут. Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение.
Участникам предлагается смоделировать дружный коллектив класса. Ход выполнения интерактивного упражнения: 1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работать они будут в группе различными способами. Критерии оценки:
2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.
А) изложить логику дружбы в их коллективе; Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей. Осмотр проектов. Перед обсуждением участники осматривают проекты и голосуют за лучший. Командам задаются следующие вопросы. Понравилось ли вам работать в данной команде? У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему? Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему? Какая группа не справилась с заданием? Почему? Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом? Можно задать и дополнительные вопросы: В какой группе был лидер? Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера? Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь? 6. Подведение итогов занятия. (5 мин.) Учитель вместе с детьми подводит итог классного часа:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...
Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...
доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....
Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.
План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....
Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков через систему воспитательной работы Советника директора по воспитательной работе и классного руководителя.
выступление на семинаре классных руководителей...