"Права, обязанности и ответственность подростка"
методическая разработка (7 класс) на тему

Разработка предназначена для проведения внеклассного меропрятия в рамках декады правовых знаний. В ней содержится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_prava.docx59.59 КБ
Файл pamyatka.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Права, обязанности и ответственность подростка».

 Цель:  Формирование правовой культуры  подростков.

Задачи:

 Обучающие:

1. Углубить  знания детей об основных правах ребенка.

 2. Проследить  взаимосвязь понятий: «право», «обязанность»,       «ответственность».                        

3. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

  Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, выделять главное, делать выводы.

 2.Формировать навыки критичности  мышления, независимости в суждениях.

3. Развивать память, внимание, наблюдательность.  

Воспитательные:

 1. Формировать уважительное отношение к своим правам и  правам других людей.

 2.Воспитывать  чувство ответственности за свои поступки,  осознанное отношение к  выполнению  обязанностей.

3. Развивать навык работы в команде, культуру делового этикета.

Оборудование:

Компьютерная презентация

Заготовки  «Наш школьный дом»,

Ход мероприятия

1.Выступление агитбригады.

2 чтец

Кто нас звал?

1 чтец

Да это я.

3 чтец

Что тревожишь наш покой?

1 чтец

Ваш покой? Нет, друг постой!
Мы не просто группа лиц, 
Где в глазах бравада.
Мы ребята нечто больше

Хором

Мы агитбригада!

Приветствуем вас

Вопрос о правах актуален сейчас.

-У нас и у вас.

-Хочу спросить на кого мы надеемся в жизни?

-На себя, на родных, на друзей, на родителей.

- А кто-то надеется на чудо?

Нет нужно каждому надеется на себя и сейчас.

Без законов нам нельзя – они лучшие друзья!!!

Магистр в мантии и с законом

-Внимание , внимание обнаружено обширное незнание закона

Мама смотрит телевизор и тут ..(Видеоролик 22часа ваши дети дома.)

Мама.уже 22 часа (звонит по телефону). Юль, а Юль! Ты мою Верку не видела? Как пришла из школы, так и усвистала на улицу, только ее и видели.

Юля. Да она в соседнем дворе, я шла в магазин, они там на гитаре тренькали под окнами у бабки Анфисы.

Мама. Вот проблема на мою голову с этой девчонкой. Все дома сидят, делом занимаются , матери помогают , в магазин ходят, а эту- ветер по дворам гоняет. Так и до беды не далеко. Пойду искать.

(во дворе встречаются  две мамы).

2-я. Михайловна, здрасьте, что, воздушные ванны принимаете?

1-я. Да нет. Веру ищу.

2-я. Трудно девочку-подростка растить?

1-я. Да, не легко! Как я вижу, и вы не собачку выгуливаете? Вот и валидол частенько глотаете? А вчера скорую вызывали?

2-я. Да что ты заладила, Михайловна? Пойдем лучше вместе детей искать.

Время- одиннадцатый час ночи.

 Магистр: Нахождение несовершеннолетних на улицах города, во дворах и подъездах домов, а также других общественных местах с 22.00 до 6.00 без сопровождения родителей или лиц, их замещающих влечет наложение штрафа в размере до 3 базовых величин на родителей.

 Видеоролик 22 ваши дети дома???(ночные улицы…)

ВСЕ: Сегодня мы «детский» закон повторим, все важные статьи его закрепим.

В-4: Давно изучили мы этот Закон. И нам он всем хорошо знаком.

В-2: Его не будем нарушать, статьи все будем соблюдать!

ВСЕ: В 22.00 – детям пора домой!

В-2: Детям целый день одним без присмотра нельзя находиться;

В-3: Тем, кто старше, надо им домой в назначенное время возвратиться.

В-1: Тебе нет 14?

ВСЕ: Пора  домой в 21-00!

В-4: Тебе нет 18?

ВСЕ: Пора домой в 22-00!

Сценка «Признание в любви».

Грохочет музыка. Группа подростков собралась шумной компанией, играют в карты.

Юноша. Димон, ты чего не в настроении?

Дима. Да, с Юлькой поругались.

Юноша. Так ты ей позвони.

Дима. Трубку не поднимает.

Юноша. Вот беда. Письмо напиши.

Дима. Я тебе что, Татьяна Ларина?

Юноша. Да я в том смысле, что на стене  весточку оставь. Утром она в школу, а в школе  на стене:

« Юлька, ай лав ю » . Представляешь ее реакцию?

Дима. Ну, ты даешь! А вообще, это идея!

Магистр: Статья 214  Уголовного Кодекса РФ. Осквернение сооружений и порча имущества. Наказуемо от штрафа до ареста.

Стихотворение « Хорошо и плохо».

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

-Что такое хорошо и что такое плохо?

Малыш: - А курить, пап, хорошо

- Или очень плохо?

Отец: -Что сказать тебе, сынок?

Автор: Дальше нет ответа,

Потому что голос папы

Съела сигарета.

(Видео о вреде курения)

Информация о ФЗ «О табакокурении»

Вредный мальчишка снежками кидался,

Прохожих пугал он и матом ругался.

Но мальчика дядя поймает за шарф,

И папа получит внушительный штраф.

Вышел мальчик на балкон (проветриться он вышел),

Нецензурный лексикон сразу он услышал.

Мальчик «Кодекс» изучал, наклонился кроха,

Грозно пальчик показал и промолвил: «Плохо»!

Должен каждый говорить языком приличным,

И тогда мы будем жить в мире гармоничном!

Папа «Кодекс» показал и ответил строго:

Хоть ты ростом мал еще, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо.

Информация об областном законе

ВСЕ: Закон запрещает. 

В-4: Нельзя находиться в учебное время в интернет-залах, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.

ВСЕ: Закон запрещает. 

В-1: Запрещается распитие спиртных напитков и курение табака.

В-2: Продажа сигарет и алкоголя несовершеннолетним

ВСЕ: Запрещена Законом! 

В-3: Если закон не будешь выполнять, ответственности не избежать!

В-2: Молодежь Верхнедонья – это сила! И закон мы будем соблюдать,

В-4: Чтоб на свете жить счастливо, и всех проблем, чтоб непременно избежать!

В-1: Жители родного края, дети и подростки, чтобы в этой жизни процветать,

Нужно быть послушным и неравнодушным

ВСЕ: И законы наши соблюдать.

В-5:  Мы - ЗА «детский закон», помогает детям он! (поворачиваются, на спинах буквы М Ы  З А)

ВСЕ: Мы – За! А Вы?

Ведущий 1. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Не нужно думать и гадать,

Как описать закон.

Его лишь нужно соблюдать,

Чтоб был незыблем он.

 Финальная песня

Я, ты, он, она- вместе дружная семья

Вмести горы мы свернем,

И поможем и спасем

Чтоб с законом вы дружили

Только счастье приносили

Пусть над нами солнце светит долгие года

Пожелаем всем на свете мира и добра

В мире, где пока ,что неспокойно

Помогаем вам мы жить достойно

И такие выступленья думаем не зря

Всегда мы вместе с вами.

Я ,ты, он ,она.

Ведущий:С детства нас ведут и пример нам подают наши родители  

Давайте, же, родители и дети,

Не будем игнорировать закон,

Ведь друг за друга мы в ответе

И наша жизнь поставлена на кон!

Презентация о правах детей

Закрепление изученного материала.

 - Как вы себя чувствуете? Как температура?

А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.

Шкала оценки:

1-никогда,

2-редко,

3-часто,

4-всегда.

1)    В моей школе учащимся обеспечена  безопасность и личная неприкосновенность.

2)    В моей школе одинаковые мероприятия для всех.

3)    Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.

4)    Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.

5)    В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.

6)    Никто не посягает на мое персональное имущество или место.

7)    Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.

8)    Членам коллектива моей школы  предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.

9)    Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.

Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".

- У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.

- Как вы думаете, почему результат низкий?

- От кого зависит температура прав человека в школе?

- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и  о своих обязанностях.

Каждое право – порождает обязанность. Сколько прав – столько и обязанностей.

Что такое «Обязанность»? 2. Зачем человеку обязанности? 3. Существует ли связь между правами и обязанностями человека (какая)? «Обязанность  - это то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо.

2. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация  2. 

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Ситуация  3. 

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

За невыполнения своих обязанностей каждый ребенок, подросток несет ответственность.  

Что же такое ответственность, как вы думаете?ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Ответственность»

«Ответственность - неблагоприятные последствия, меры принуждения к тем, кто нарушает обязанности».

Запомните права, обязанности и ответственность связаны между собой! Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов  ответственности.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную и  гражданско-правовую.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное преступления посягающие на общественный строй, собственность, личность, права и свободы других граждан или общественный порядок. (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). Наказания: исправительные работы, лишение свободы.

   Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности и др. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

 Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: нарушение дисциплины в школе, опоздание,  прогул без уважительной причины.

 Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба, к примеру: порванный школьный учебник, испорченная какая-либо чужая вещь и т.д.

Вопросы: 

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

 3. Избил одноклассника (У)

 4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Давайте рассмотрим с какого возраста наступает ответственность:

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная, административная и гражданско-правовая ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

  • исключение из школы
  • возмещение причиненного вреда
  • уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

Уголовная ответственность за некоторые виды правонарушений: 3а злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность.

Сейчас мы закрепим материал, который вы узнали на сегодняшнем мероприятии: для каждого класса лежит лист для работы. На листе написаны  3 слова: Права, обязанности, ответственность. Задача: от слов проведите стрелки и напишите что для вас значат эти слова. Как вы их понимаете? Время работы 3 минуты. От класса отвечают 3 человека.

 

                                     

 Спасибо классам за выступление.

Я предлагаю вам поиграть в игру  «Строители» (на доске висит заготовка плаката «Наш школьный дом»). Мы с вами будем строить наш общий  дом.   Из какого  « материала» должны быть наши кирпичи? Какие человеческие качества необходимы чтобы наш дом был крепким?  Начинаю я, а вы продолжите за мной… (все дети по очереди подписывают кирпичи). Молодцы, мы справились с заданием. Теперь мы знаем, что нужно нам  для того, чтобы наш дом был крепким, уютным и комфортным. Какая погода будет царить в нашем доме? Попрошу вас выбрать картинки, которые соответствуют вашему настроению сейчас, и прикрепить  к нашему домику.  (тучка, солнышко,  капли дождя. Ребята прикрепляют картинки к домику). Какой теплый, уютный, солнечный домик у нас получился. Всем  спасибо.

Ведущий: закончить нашу встречу мне хочется  стихами 10-летнего мальчика  Давыдова Димы:

                               

«Право выбора»

В нашем мире существует множество слов.

Есть свобода и совесть, права и любовь,

Есть желанья и чувства, надежды, мечты,

За которыми можем мы долго идти.

Есть дела, за которые благодарят,

Есть поступки, которые душу щемят.

Есть дороги по всем направленьям судьбы

Лишь тебе выбирать,  по какой пойдёшь ты!

Только помни всегда! Заучи наизусть-

«Мир открыт для добра и искренних чувств».

Всем спасибо и до новых встреч!

http://media3.picsearch.com/is?B7NXCTf1XXp8UiJf1OHxqgdWMd9ncBLPU_JrGjhiFok

ПАМЯТКА

Обязанности учащихся гимназии:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава гимназии.

2. Подчиняться обоснованным требованиям учителей и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу гимназии, возмещать причиненный ущерб.

4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников гимназии, учащихся, родителей, посетителей.

5. Иметь все необходимое (учебники, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.

7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.

8. Соблюдать тишину во время уроков.

9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся от учебного процесса).

 10. Носить сменную обувь. 

http://media3.picsearch.com/is?B7NXCTf1XXp8UiJf1OHxqgdWMd9ncBLPU_JrGjhiFok

ПАМЯТКА

Обязанности учащихся гимназии:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава гимназии.

2. Подчиняться обоснованным требованиям учителей и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу гимназии, возмещать причиненный ущерб.

4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников гимназии, учащихся, родителей, посетителей.

5. Иметь все необходимое (учебники, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.

7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.

8. Соблюдать тишину во время уроков.

9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся от учебного процесса).

10. Носить сменную обувь.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Обязанности учащихся гимназии:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава гимназии.

2. Подчиняться обоснованным требованиям учителей и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу гимназии, возмещать причиненный ущерб.

4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников гимназии, учащихся, родителей, посетителей.

5. Иметь все необходимое (учебники, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.

7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.

8. Соблюдать тишину во время уроков.

9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся от учебного процесса).

 10. Носить сменную обувь.

http://media3.picsearch.com/is?B7NXCTf1XXp8UiJf1OHxqgdWMd9ncBLPU_JrGjhiFok

ПАМЯТКА

Обязанности учащихся гимназии:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава гимназии.

2. Подчиняться обоснованным требованиям учителей и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу гимназии, возмещать причиненный ущерб.

4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников гимназии, учащихся, родителей, посетителей.

5. Иметь все необходимое (учебники, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.

7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.

8. Соблюдать тишину во время уроков.

9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся от учебного процесса).

10. Носить сменную обувь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права, обязанности и ответственность подростка

Профилактика правонарушений среди подростков...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Классный час. Права,обязанности и ответственности подростка.

Классный час. Права,обязанности и ответственности подростка....

Права ,обязанности и ответственность военнослужащих. Обязанности солдата (кадета)

Знакомство с  правами,  обязанностями  и ответственностью военнослужащих...

Презентация к уроку права для 11 класса "Права, обязанности и ответственность членов семьи"

Презентация составлена по учебнику А. И. Матвеева, В. Н. Кудрявцева и др. Право. 11 класс. Профильный уровень....