Программа "Ступени"
материал (6 класс) по теме

Хучиева Ася Магомедовна

Программа "Ступени роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_stupeni.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Социализация личности – сложный процесс.  Он занимает длительное время, включает в себя определённые этапы. На каждом из них усваивается тот важный комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют двигаться дальше, - на следующий, более сложный этап, на следующую ступеньку. В течение всего процесса на учащегося влияют многочисленные факторы. Их влияние может усиливаться, ослабевать, формируя определённые качества личности. То есть работает закон развития. Но этот закон может нарушаться. Вся тяжесть накопившихся противоречий будет мешать дальнейшему развитию, порождая многие проблемы. Но современное общество предъявляет достаточно жёсткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, и самосовершенствование, мобильность, креативность. Вот почему именно школа может направить, скорректировать процесс социализации.  Классный руководитель выступает в качестве некоторого путеводителя учеников в школе, защитника и представителя его интересов. В этом отношении первой задачей классного руководителя является установление контакта и доверия между ним и каждым учеником его класса. Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему управления; создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Программа рассчитана на 5 лет

5 класс (10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены. Спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

- формирование умения учиться в средней школе;

- развитие учебной мотивации, формирование интересов;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

6-7 классы (11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделения круга устойчивых интересов;

- формирование интереса к другому человеку как к личности;

- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование привычных навыков самоанализа;

- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;

- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

8 класс (13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линия развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи:

- формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умение и желание строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;

- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

- развитие воображения;

- развитие умение строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи, взаимности; формирование форм и способов дружеского, изобретательного общения;

- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

9 класс (15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила  работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

- обретение чувства личностной тождественности и целостности(идентичности);

- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола;

- профессиональное самоопределения  - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

- развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень для развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Основные принципы, используемые в ходе реализации программы

  • Учёт влияния множества факторов на развитие личности, её социализацию.
  • Преломление любого внешнего воздействия через внутренний мир ребёнка, учёт его опыта. Уважение к творческой активности и самостоятельности личности.
  • Решение конкретной задачи с опорой на актуальные потребности ребёнка, коллектива на каждой ступени.
  • Постоянное накопление опыта учащимися через включение в разные виды деятельности, но совместно разделённой с педагогом для приобретения социального опыта.
  • Целостность, взаимосвязь целей, задач, форм, методов, их последовательность.

Цель: создать условия для учащихся 5 «В» класса по адаптации на средней ступени обучения как важного этапа социализации ребёнка

Задачи программы «Ступени»:

1. Способствовать успешному освоению учащихся образовательных программ.

2. Способствовать формированию элементов и навыков социального взаимодействия и культуры общения.

Способствовать формированию позитивных межличностных отношений.

3. Способствовать повышению уровня  культуры.

4. Способствовать формированию навыков самопознания и культуры здорового образа жизни.

5. Способствовать закладке основ гражданско- правового воспитания, включения учащихся в социум.

Предполагаемый результат реализации программы

  1. Сокращение периода адаптации пятиклассников.
  2. Создание благоприятного климата в классе.
  3. Улучшение уровня результатов учебно-воспитательной деятельности.
  4. Укрепление дружбы и сотрудничества детей.
  5. Вовлечение родителей в совместную деятельность.
  6. Укрепление здоровья  детей.
  7. Развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Механизм реализации программы

Направления работы

Основные мероприятия

  1. Изучение психологических, возрастных, индивидуальных особенностей учащихся
  1. Сбор информации для заполнения классного журнала.
  2. Анкетирования на тему:

«Мой класс – коллектив»

«Вот я какой»

«Я и мой класс»

  1. Методики:

«Какой у нас коллектив»

  1. Работа с активом класса
  1. Формирование действенного органа классного самоуправления.
  2. Организация и проведение совместно с классом  классных и внешкольных мероприятий
  3. Планирование совместной деятельности учащихся

3.Создание условий для формирования у учащихся представления о ценности своего здоровья и здоровья других

1. Участие в общешкольном дне здоровья, в соревнованиях.

2. Осмотр врачей-специалистов

3. Комплекс классных часов

  • «Умеете ли вы учить уроки?»
  • «Мой режим дня»
  • «Человек сам себе враг?»
  • «Моя безопасность»
  • «Зелёная планета»
  1. Заполнение листа здоровья

4.Формирование установок учёбы как ценности

1. Мероприятия «Замечательные люди» (с приглашением родителей_

2. Цикл интеллектуальных игр «Эрудит»

3. Организация работы со слабоуспевающими учащимися

4. Своевременное информирование родителей об успехах и неудачах школьной деятельности их детей.

5. Индивидуальные консультации с родителями по вопросам успеваемости, организация встреч с учителями предметниками.

6. Организация экскурсий, поездок

7.Тематические классные часы «Неизвестное об известном»

  1. Формирование позитивных, межличностных отношений и коммуникативной культуры
  1. Участие в общешкольных творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах
  2. Проведение классных огоньков «Чайный вечер»
  3. Тематические родительские собрания
  4. Организация совместной деятельности родителей и детей(участие в мероприятиях)

6.Формирование основ нравственного развития

Тематические классные часы(беседы) с использованием художественной литературы по темам «Честь и слава», «Что такое воля, мужество, героизм?», «Мой друг», «Культура общения и поведения», «Приветливость нам открывает сердца»

Прогнозируемые  результаты.

 

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли  жизни общества;

-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;

-учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции;

-учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших

-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;

-сформировано представление об истории страны;

-у учащихся  сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;

-сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству,  уважительное отношение к профессиям;

-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;

-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

-у учащихся сформировано  бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое

-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-имеют  личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

-у учащихся развит интерес к природе;

-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

-учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека;

-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;

Заведено и ведется портфолио на каждого ученика, в котором отмечаются все достижения и результаты внеурочной работы, результаты психолого-педагогического сопровождения, а также результаты социально значимых проектов и рейтинг достижений всего класса.