ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ |
1.Приветствие. Выбор названия команд | Встреча ребят. Каждый человек подходит к учителю и выбирает цветную бумажку (жёлтого или красного цвета), тем самым определяется, в какой команде он будет играть. Ребята объединяются в команды и выбирают название, связанное с русским языком. Таким образом, в боях участвуют 2 команды. Приветствие - Добрый день! Я рада приветствовать в этом зале команды – участницы «Лингвистических боев»!
|
2.Правила игры, представление жюри. | Представление жюри, которое подводит итоги каждого конкурса. «Лингвистические бои» состоят из 6 конкурсов - заданий. 1 конкурс – Конкурс знатоков. Командам задаются поочерёдно вопросы. За 2 минуты ребята должны дать как можно больше ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл. 2 конкурс – Шарады. За 3-4 минуты командам нужно разгадать как можно больше шарад. За каждый правильный ответ – 1 балл. 3 конкурс – Лингвистическая задача. Обеим командам предлагается одна задача. На обдумывание дается 1 минута. Затем заслушиваются ответы команд. За верный ответ – 1 балл. 4 конкурс – Конкурс капитанов. Из одного слова нужно составить как можно больше слов. Начинает тот, у кого преимущество по баллам. Выигрывает тот, кто называет слово последним. 5 конкурс – Конкурс дикторов. Нужно прочитать слова, правильно расставив ударение. 6 конкурс – Конкурс корректоров. Исправить речевые ошибки в предложениях. За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл. Затем жюри суммирует все баллы и объявляет победителя.
|
3. Пропуск на игру | Пропускной билет на Бой. Каждая команда отвечает на вопрос «Что такое лингвистика?» (Если отвечают правильно, то команде засчитывается 1 балл)
|
4.Конкурс знатоков
| 1 конкурс – Конкурс знатоков. Вам необходимо в течение 2-х минут ответить на предложенные вопросы. Каждый вопрос необходимо выслушать до конца и после этого дать ответ. Если вы не знаете ответ на вопрос, то говорите "дальше". Сначала вопросы задаются одной команде, затем другой. За нарушение правил – штраф 1 балл. Помощь противоположной команде запрещена. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1 команды - Как называется раздел науки изучающий значение слов? (лексика)
- Слова гербарий и герб являются однокоренными? (нет)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- О большом количестве коров говорят стадо, а как сказать о большом количестве коней? (табун)
- Что называется морфемой? (часть слова)
- Чем кончается день и ночь? (Ь)
- Как правильно сказать: трактором пашут, рубят, сеют? (пашут)
- Сколько звуков в слове «поезд»? (6)
- Какое слово состоит из 40 гласных? (сорока)
- Слово «лентяй» принадлежит к разговорному стилю или официально-деловому?
Вопросы для 2 команды - Кого Пушкин называл «первым русским университетом»? (Ломоносов)
- Какой морфемы в русском языке не существует: приставка, корень, основа, предлог, суффикс, окончание? (предлог – это часть речи)
- Сколько звуков в слове «ягода»? (6)
- Какое слово состоит из 100 согласных? (стол)
- Большинство слов в русский язык пришли из английского, испанского, латинского? (латинского)
- Какого стиля речи в русском языке не существует: публицистического, художественного, офисного, научного? (офисного, правильно – официально-деловой)
- Как правильно сказать: овца воет, лает, блеет? (блеет)
- Чем отличается банка от баньки? (Ь)
- О большом количестве собак говорят свора, а как сказать о большом количестве волков? (стая)
- Какие гласные обозначают 2 звука? (е, ё, ю, я)
|
5. Шарады | 2 конкурс – Шарады. За 3-4 минуты командам нужно разгадать как можно больше шарад. За каждый правильный ответ – 1 балл.
|
6.Лингвистическая задача | Пока жюри подводит итоги конкурса Шарад, я вам предлагаю следующий конкурс. 3 конкурс – Лингвистическая задача. Обеим командам предлагается одна задача. На обдумывание дается 1 минута. Затем заслушиваются ответы команд. За верный ответ – 1 балл. Женя, Саша, Шура, Маша и Валя были в гостях у Коли. Шура ушла рано, остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Валя вернулся домой сам, потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в гостях у Коли? - 1
- 2
- 3
- 4
- 5
|
7.Конкурс капитанов | 4 конкурс – Конкурс капитанов. Из одного слова нужно составить как можно больше слов. Начинает тот, у кого преимущество по баллам. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Составить как можно больше слов из слова ЯЗЫКОЗНАНИЕ |
8.Конкурс дикторов | 5 конкурс – Конкурс дикторов. Нужно прочитать слова, правильно расставив ударение.
1 КОМАНДА 2 КОМАНДА - Жалюзи
- баловать
- дефис
- завидно
- каталог
- квартал
- договор
- документ
| - красивее,
- кухонный,
- простыня,
- позвонишь,
- щавель,
- форзац,
- свёкла,
- шофер.
|
|
9.Конкурс корректоров | 6 конкурс – Конкурс корректоров. Исправить речевые ошибки в предложениях. За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл.
- Дети с родителями дошкольного возраста едут в автобусе бесплатно.
- Охотник поставил ружье к дереву, из которого шел дымок.
- Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает в ворота.
- В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок.
- Её голова была заплетена в косу.
- Ёж, жаба и ласточка помогают садовнику поедать насекомых.
- Мальчик и девочка очень дружили, потому что были родными сёстрами.
|
10. Подведение итогов. Вручение грамот | Затем жюри суммирует все баллы и объявляет победителя.
|