Развиваем речь и сами сочиняем.
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Занятие по формированию умений и навыков определения темы, основной мысли сочинения, подбора эпиграфа и составления плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_i_sami_sochinyaem.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Развиваем речь и сами сочиняем»

Тема «Тема сочинения. Основная мысль. Эпиграф. План»

Тип занятия – формирование умений и навыков.

Форма – путешествие по стране Творческая

Цель – формирование умений и навыков определения темы, основной мысли сочинения, подбора эпиграфа и составление плана.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

  1. Как правильно выбрать тему сочинения, от чего это зависит.
  2. Что такое эпиграф.
  3. Как придумать заглавие к сочинению по составленному плану.

Учащиеся должны уметь:

1.Выбирать тему сочинения.

2. Выбирать эпиграф.

3. По составленному плану определять тему.

Методы и приёмы:

1.Частично – поисковый.

2. Объяснительно – иллюстративный.

3. Индуктивный.

4. Самостоятельный.

5. Словесно – практический.

                                                                                    Прежде чем написать, я

                                                                                                  задаю себе три вопроса: что

                                                                                                  хочу написать, как написать и для

                                                                                                   чего написать.

                                                                                                                                  М. Горький

                                      Ход мероприятия

1.Оргмомент.

2. Актуализация внимания.

     Сегодня мы с вами совершим путешествие по станциям сказочной страны с необыкновенным названием Творческая. Какие синонимы можно подобрать к слову творческая?

           - сочинительская, изобретательская, …

 Действительно, творить – это значит искать новое, изобретать, проявлять самобытность.

  Быть автором очень непросто. Понять это сможет только тот, кто хоть раз в жизни попытался сам создать что-то: написать стихотворение, рассказ, статью в газету…

     Цель нашего сегодняшнего путешествия – научиться выбирать тему, определять основную мысль сочинения, подбирать эпиграф.

  1. Введение новых знаний.

 Мы подъезжаем к станции «Тематическая».

Наверняка вам приходилось слышать такие слова при анализе отдельных работ учеников: «Ты говоришь не о том», «Я тебя спрашиваю не об этом», «Написано не на тему», «Тема раскрыта не полностью». И в самом деле, чрезвычайно важно научиться осознавать содержание темы.

  В сочинении ставятся и решаются определённые вопросы (проблемы), в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой.

     Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чём он хочет рассказать читателю, для чего он должен об этом рассказать, как он будет это делать. Иными словами, автор школьного сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения и способ изложения материала.

   Тема сочинения – это вопрос, который разрешает автор в своём сочинении, это то, о чём в сочинении говорится. Основная мысль сочинения – это ответ на поставленный темой вопрос. В любой формулировке темы содержится вопрос. Иногда сама тема сформулирована как вопрос, например,  «Кого ты считаешь своим другом?», «В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?». Но чаще тема предлагается не в форме вопроса, например, «Моё любимое занятие», «Митрофан – несчастное следствие дурного воспитания», однако и в этом случае требуется также ответить на вопрос: какое занятие я люблю? Как воспитывался Митрофан и каким он стал?

    Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала и речевых средств, последовательностью изложения выражает основную мысль сочинения.

  (Далее предлагаются практические задания:

  1. Определите, какая из сопоставленных тем шире, какая – уже.

Обоснуйте своё мнение.

Рассуждение Стародума о воспитании и образовании.

Тема воспитания и истинного образования в комедии «Недоросль».

Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания»

  1. Расположите темы в таком порядке, чтобы каждая последующая была шире предыдущей.

 Воспитание и образование молодого аристократа (по роману

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

Как учился и воспитывался Евгений Онегин.

Воспитание и образование молодых дворян-аристократов в начале

  1. века (по произведениям А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова)

3. Определите, в названиях каких художественных произведений выражена их идейная направленность, высказывается авторское отношение.

     Ф.И. Фонвизин «Недоросль», А.Н. Радищев «путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Ревизор»,

К. Симонов «Солдатами не рождаются», Д. Гранин «Иду на грозу»).

4. Следующая станция «Эпиграф»

     Мы продолжаем наше путешествие по стране Творческая и делаем остановку на станции «Эпиграф». Цель нашей остановки – узнать, что такое эпиграф, научиться подбирать эпиграф к сочинению.

     Эпиграф, как правило, обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы. Несмотря на то, что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы и даже после завершения, когда автор выскажет до конца свою точку зрения. Естественно, что не к каждому сочинению необходим эпиграф.

    Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. В печатных работах указание источника, откуда взят эпиграф, передаётся, как правило, другим шрифтом (см. эпиграф к нашему мероприятию). Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными в том случае, когда указание источника помещается на той же строке, что и эпиграф.

     (Далее предлагается ученикам выбрать эпиграфы к темам:

    О Родине.

    О дружбе.

    О любви.

    …Из изученных стихотворений или прозаических произведений)

5.Станция «Планируемая».

  Цель – сконцентрировать внимание на необходимости плана при написании сочинения.

 

 (Задание: придумайте заглавие к сочинению по данному плану:

  1. Эпоха создания комедии.
  2. Центральный образ комедии – госпожа Простакова, невежественная и жёсткая крепостница.
  1. Идеал жизни Простаковой и её представление о правах и обязанностях дворянина.
  2. Чем определяется её отношение к членам семьи, крепостным, дворовым, богатым и знатным людям.
  3. К чему она стремится и какими средствами пользуется, чтобы добиться своей цели.
  4. Как воспитывает Простакова своего сына. Результаты этого воспитания.
  5. Как относится Простакова к образованию и что её заставляет учить Митрофанушку.
  1. Что сформировало характер Простаковой и её убеждения.
  1. Условия крепостного права.
  2. Воспитание, пример окружающей дворянской среды.
  3. Бесконтрольность поведения.
  1. Значение комедии «Недоросль»)

  1. Станция «Конечная»

      Мы закончили наше путешествие по стране Творческая, но только на сегодня. Наступит новый день, и мы продолжим свой путь. Узнаем, как правильно подбирать материал к сочинению, как писать тезисы и составлять конспект, как правильно вводить в текст цитату и многое другое.

     А для тех, кто по-настоящему заинтересовался созданием сочинения, прошу к следующему занятию кружка выбрать тему, подобрать к ней эпиграф и составить план предполагаемой работы.

           Всем спасибо. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".

Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи?  Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...

Развиваем руки - развиваем речь

Развиваем руки- развиваем речь...

Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.

                 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»...

Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...