Моя малая родина - Балахна
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Разумова Юлия Валерьевна

Архив содержит конспект занятия и презентацию по теме: моя малая родина - Балахна.

Цель: уточнение и обогащение знаний учащихся об истории родного города.

Задачи:

1.     обучающая: формирование навыков бережного отношения к природе родного края как одной из  главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей, экологически целесообразного поведения.

2.     воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.

3.     коррекционная: развитие навыков взаимодействия учащихся посредством групповой и подгрупповой работы, создание благоприятных условий для адаптации нового ученика в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.rar1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

  1. Орг. момент (введение в тему)

Читает ученица:

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

Учитель: (Слайд 1)

Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Мы сегодня поговорим о нашей малой родине – Балахне. Расскажем нашему новому другу из Украины о нашем городе, чтобы ему тоже уютно в нем жилось. И попутешествуем, и поиграем. Путешествовать будем по станциям.

1 станция (Слайд 2)

И первая станция – родственная.

Ваша задача – придумать как можно больше слов с корнем род. (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

2 станция (Слайд 3)

Вторая станция – историческая.

Учитель:

- Знаете ли вы, как произошло название нашего города? Какие есть версии?

Учащиеся:

Есть три легенды. Одна из них связывает название города с повелением царя Ивана Грозного выдавать людям, работавшим на добыче соли, белые балахоны; другая - с наличием большого количества болот («балахтин»); а третья с тем, что развитие будущего города проходило стихийно: не была налажена охрана въездов и выездов, не было органов управления, благодаря чему и появилась поговорка: «Стоит Балахна, полы распахня».

Учитель:

Совершенно верно, ребята! Молодцы! (Слайд 4) Наш город - один из древнейших городов Нижегородской области, имеет статус исторического города Российской Федерации, основан в 1474 году. Население — 52 813 человек (2010). Город расположен на правом берегу реки Волги, в 34 км от Нижнего Новгорода.

- А как изначально назвался наш город? Какая промышленность способствовала возникновению города?

Учащиеся: (Слайд 5)

Город основан в 1474 году под названием Соль-на-Городце. После того, как казанский хан сравнял его с землёй в 1536 году, была сооружена деревянная крепость для защиты от татарских набегов. В Средние века город являлся значительным центром соляной промышленности.

Учитель: (Слайд 6)

- Посмотрите на слайд, что на нем изображено? (герб Балахны) Почему именно так выглядит герб нашего города?

Учащиеся:

Позднее Балахна стала крупным центром судостроения. Былая слава города отражена на гербе, где изображены две кокоры в серебряном поле, означающие собой знатное строение судов.

3 станция (Слайд 7)

Учитель:

Третья станция – поговорки. Ваша задача правильно составить поговорки о родине.

Учащиеся:

  1. Родина – мать, умей за неё постоять.
  2. Жить - Родине служить.
  3. Человек без Родины, что соловей без песни.
  4. Где кто родится, там и пригодится.

4 станция (Слайд 8)

Учитель:

Четвертая станция – знаменитая.

- Знаете ли вы знаменитых земляков? Расскажите о них. (Слайд 9)

5 станция (Слайд 10)

Учитель:

Пятая станция – экологическая.

- Чем богата наша Балахна? Какими природными ресурсами?

Ученики: водные ресурсы.

Читает ученик:

Волгу легко найти на карте.

Мне нравится её речная гладь.

По ней скользит и пароход, и катер,

А до воды - совсем рукой подать.

На берегах её высоких

Стоит наш городок родной.

Здесь мы любуемся с тобою

Реки прозрачною водой.

Учитель:

- Что было бы, если б Волги не стало?

- Все вы знаете о нашей великой реке Волге. А знаете ли, что есть и другие водные ресурсы? Например, многочисленные источники.

Источник Тихона Амафунтского у деревни Ясенево. Источник находится рядом с озером, купаться в котором раньше разрешалось только два раза в год: на Крещение и 29 июня - в день престольного праздника. И сейчас это поверье действует: чтобы исцелиться, нужно набрать водичку именно в эти два дня, в остальное время вода просто чистая, родниковая. До 1917 года около источника стоял храм во имя Тихона Амафунтского, в 30-е годы он был взорван. Два года назад принято решение поставить часовню на месте разрушенного храма во имя святителя Тихона Амафунтского. Сруб с куполом сейчас высится над родником. 

- Чем еще богата наша малая родина? (Слайд 11)

Учащиеся: лес, животные и птицы.

Учитель:

- Как все это сохранить?

Учащиеся: выводят правила бережного отношения к природным ресурсам родного края.

Читает ученик:

Берегите Землю,

Землю берегите!

Берегите жаворонка.

В голубом зените.

- Берегите горы,

Реки и леса,

Пусть не исчезает.

В жизни красота!

6 станция (Слайд 12)

Учитель:

Станция «Финишная». Ответьте, пожалуйста, на вопросы слайда.

- Что же такое Родина?

- А что такое малая Родина?

- Какое место является  нашей малой Родиной?

Учитель:

В завершение занятия мне бы хотелось, чтобы мы вместе послушали гимн Балахны и еще раз полюбовались видами нашего красивого и родного города. (Просмотр презентации «Виды Балахны» под звучание гимна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...