День воинской славы России. Гангутское сражение.
методическая разработка (8 класс) на тему
методическая разработка лассного часа в 8-9 классах. Основные задачи: расширить представления учащихся о Гангутском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; бережное отношение к традициям своего народа; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gangutskoe_srazhenie_7.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
День воинской славы России. Гангутское сражение.
9 августа — День победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут; произошло 27 июля (7 июля) 1714 года.
Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о Гангутском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; бережное отношение к традициям своего народа; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.
Педагогические задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к истории своей страны; ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся узнают о героизме русских моряков.
Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к истории своего народа, проявят уважительное отношение к прошлому своей страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия): - познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация; герб и флаг России; Репродукции картин А. Боголюбов «Гангутский бой», «Сражение при Гангуте», П. Вагнер «Гангутское сражение», А. Зубов «Баталия близ Гангута», изображения памятников войны.
Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве русских моряков; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме).
Ход занятия
1. Вступительное слово.
Педагог. Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.
Пожелтевшие страницы истории. Как много можно прочитать. Сколько судеб пройдёт перед глазами. Герои прошлого, защитники русской земли, прославившие своими победами русскую землю, как мало мы знаем о них. И сегодня мы поговорим о славной дате в истории России, навсегда вошедшей в славные страницы истории боевого прошлого России.
9 августа мы отмечаем один из Дней воинской славы России. Гангутское сражение.
2. Основная часть.
Выступления учащихся.
1. Гангутское сражение – первая выдающаяся победа русских военно-морских сил в Северной войне между Россией и Швецией. Морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя Петра 1 (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата и II других судов) произошло в 26—27 июля 1714 г. До этого были, конечно же, блестящие победы русских в войне со шведами. Но они были достигнуты благодаря сухопутной, регулярной армии. А на Балтийском море продолжал господствовать шведский флот. Петр I уверен, что без побед на море Россия никогда не сможет одержать окончательную победу в Северной войне. У мыса Гангут российские войска под командованием Петра 1 разбили шведские войска. Эта победа имела решающее значение для Росси в ходе Северной войны (1700 – 1721гг.).
Романов Пётр Алексеевич
Окно в Европу прорубил,
Потратил он на то не мало
Терпенья, мудрости и сил.
Остался Пётр в умах народа
Как всадник медный на коне,
Стоит он на высоком камне,
Европа перед ним в окне.
2. Построив гребной флот, Петр за год до исторического Гангутского сражения решил в 1713 году испытать боевое счастье на море. В конце апреля флот из Невы вышел в Финский залив. Командовал авангардом сам царь в звании контр-адмирала под именем Петра Михайлова. Генерал-адмирал Апраксин и вице-адмирал Крюйс возглавляли корабельный флот, под прикрытием которого многочисленные галеры и бригантины Петра 8 мая подошли к Гельсингфорсу и через три дня заняли город. В августе русские гребные суда со стороны моря и пехота князя Голицына, подоспевшая по суше, без сопротивления заняли Або.
3. Нарастала угроза Стокгольму. Шведы поняли, что, потерпев поражение под Полтавой, они могут быть поражены и на море. Шведы решили тогда запереть русский флот в Финском заливе, не дать ему выхода в море. Полуостров Гангут, расположенный в устье Финского залива, оказался наиболее удобным для этой цели. Гангут - полуостров в Финляндии (ныне Ханко). Петр понял замысел шведских флотоводцев, пытался привлечь себе на помощь Данию, находившуюся в союзе с Россией, но датский король под различными предлогами отказался участвовать в войне против шведов. Рассчитывая только на свои силы, Петр потребовал с наибольшим усердием строить и строить флот на всех верфях Северо-Запада. Из далекого Архангельска, совершив смелый поход, обогнув Скандинавский полуостров, прибыли в Финский залив линейные корабли «Рафаил» и «Гавриил». Нелегкий путь – прорваться через тылы противника и с боем выйти к своим на соединение.
4. Обе воюющие стороны знали, что морское сражение на Балтике неизбежно. Шведский флот, находясь в более благоприятных условиях, прибыл к Гангуту в середине апреля. Командовал шведским флотом адмирал Ватранг. В это время русский флот находился в Финском заливе и не мог двинуться – мешал лед. Петр возглавлял флот, находившийся в Ревеле. В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта. Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга. Апраксин не решился на самостоятельные действия ввиду серьезного превосходства шведов в силах (прежде всего в артиллерии) и доложил о сложившейся ситуации царю. Тот прибыл к месту действия 20 июля. Осмотрев местность, Петр велел устроить в узкой части полуострова (2,5 км) переволоку, чтобы перетащить по ней часть своих судов на другой берег в Рилакс-фьорд и ударить ими оттуда в тыл шведам. Были задуманы и сделаны в узком месте пересекающие полуостров бревенчатые настилы - для перетаскивания галер по суше. Полторы тысячи солдат, отличных лесорубов и плотников, быстро соорудили «переволоку». Об этом разведало шведское командование. Шведский контр-адмирал Эреншельд на фрегате «Элефант», во главе отряда боевых судов, подошел к «переволоке», намереваясь накрыть русских артиллерийским обстрелом при спуске галер на воду. Петр учел это и приказал отдельным группам двинуться в обход полуострова и в шхерах отрезать выход подошедшим шведским кораблям. Надобность в перетаскивании галер по суше у русских миновала. По приказу Петра и при его участии 98 галер и около 15 тысяч десантного войска зашли с тыла.
5. Отряд Эреншельда отвалил от «переволоки», оказавшейся ловушкой, и стал выбирать выгодную позицию между островами. Место, защищенное скалистыми островами, оказалось удобным для шведских кораблей. Две яростные фронтальные атаки русских галер были отбиты огнем артиллерии. Для третьей атаки Петр приказал всем отрядам галер принять иное построений и ударить на эскадру Эреншельда с флангов. Атака с флангов оказалась удачной. Эффект пушечной стрельбы со стороны противника значительно снизился. И тогда петровские галеры, сделав решительный натиск, стали брать на абордаж шведские корабли один за другим.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. Ахматова
Отряд шведских кораблей во главе с фрегатом «Элефант» и командующим Эреншельдом был захвачен. Шведы потеряли убитыми 360 матросов и офицеров, в плен сдалось 580 человек. Русских убито 116 солдат и 8 офицеров... Захваченные у шведов боевые корабли, вместе с пленными и их контр-адмиралом, были доставлены в Петербург.
Над Невою резво вьются
Флаги пестрые судов;
Звучно с лодок раздаются
Песни дружные гребцов;
В царском доме пир веселый;
Речь гостей хмельна, шумна;
И Нева пальбой тяжелой
Далеко потрясена.
А. Пушкин
6. Петр торжествовал. Жители новой столицы радостно встречали героев-победителей...Понадобилось еще пять лет ведения войны на суше и, главным образом, на море, чтобы сломить сопротивление шведов и принудить их к миру с Россией. Петр искал выгодного мира и добился его. Россия овладела Прибалтикой и, возвратив принадлежавшие ей города и области, стала могучей морской державой.
Россия стала вновь могучей.
Принес ту славу русский флот.
Он как величественна сила,
И против недругов оплот.
Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И я сегодня попытался.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончил:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
В. Сазонов.
Педагог. Гангут — первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. В этом сражении ярко проявилось флотоводческое искусство Петра I, который предстал перед европейцами в качестве блестящего тактика морского боя. Эта победа на Балтике у мыса Гангут, которую сам Петр сравнивал с победой под Полтавой, открыла России путь на просторы Балтийского моря. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». 9 сентября 1714 г. в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской виктории. Победители прошли под триумфальной аркой. На ней красовалось изображение орла, сидевшего на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орел мух не ловит».
Подведение итогов (рефлексия).
Кто стоял во главе Русского флота?
Кто возглавлял шведский флот?
Каковы были потери двух сторон?
Чем знаменательна победа при Гангуте?
Можно ли считать дату победы в Гангутском сражении началом становления славных традиций русского флота?
Какая надпись красовалась на триумфальной арке, под которой прошли победители сражения при Гангуте?
Литература:
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.
А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.
О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.
С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.
Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.
Журнал «Родина». - № 11.- 2005
Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.
Клубные часы Проблемно-ценностное общение 5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013. Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.
Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.
Материалы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»
8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины....
Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»
Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...
День воинской славы России. Чесменское сражение.
Методическая разработка, посвященная Чесменскому сражению. Предназначена для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со славными страницами героического прошлого, развивать чувство...
День воинской славы России. Бородинское сражение.
Методическая разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников об Отечественной войне 1812 года; развивать чувство патриотизма и граж...
День воинской славы России. Полтавское сражение.
методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственност...
Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».
Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....
Беседа-презентация " День воинской славы России. Бородинское сражение"
Бородинское сражение стало самым широкомасштабным в ходе войны 1812 года, когда на реке Москва у селения Бородино сошлись русская армия под командованием Кутузова и французская а...