Планирование работы воспитателя с использованием игровых технологий.
учебно-методический материал на тему
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_vospitatelya_s_ispolzovaniem_igrovykh_tekhnologiy.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Цель использования игровых технологий:
раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр.
2. Показать возможную методику организации занятий с использованием игровых технологий.
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в воспитательном процессе.
4. Шире использовать игровые технологии в деятельности.
5. Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе игры с целью более осмысленного усвоения знаний.
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Объектом исследования является познавательная деятельность школьников в процессе воспитательного воздействия.
Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности.
Важнейшие функции игр:
1. развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативная: освоение диалектики общения;
3. по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
4. терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
8. социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.
Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.
Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".
Направление работы | Виды игр |
1. Использование игровых технологий в режимных моментах: | |
1.1. Подъём детей | Игры «Кто быстрее встанет», «Кто быстрее уберёт кровать», «Кто быстрее оденется» и др. Рейды. |
1.2. Зарядка | Игры на двигательную активность. |
1.3. Санитарно-гигиенические процедуры | Игры с потешками во время умывания, причёсывания. |
1.4. Прогулка | Подвижные игры: «Кошки мышки», «Хитрая лиса», «Чьё звено быстрее», «Круговая лапта» и др. Дидактические игры: «С какого дерева лист», «Узнай цветок по описанию», «Чьи детки» и др. |
2. Использование игровых технологий в трудовом воспитании: | |
- уборка помещений; - дежурство по классу, спальне, столовой | Игры «Каждой вещи своё место», «Чей шкаф лучше», «Кто самый трудолюбивый», «Чей стол чище» и др. |
3. Использование игровых технологий во внеклассной деятельности: | |
Внеклассные занятия, праздники, утренники | Все виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. |