ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ С СЕРГЕЕМ МИХАЛКОВЫМ
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ С СЕРГЕЕМ МИХАЛКОВЫМ
(литературный праздник для учащихся 2-го класса)
Цель: познакомить обучающихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить знания, полученные на уроках внеклассного чтения.
Участники: библиотекарь, две команды.
Оформление: выставка книг С. В. Михалкова. Его портрет, фотографии, аудиозапись «Песенки друзей», название станций, кроссворд.
Ход мероприятия
… Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому – опорой,
В поединке смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
Библиотекарь. Добрый день, ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и веселым, потому что мы его проведем в компании веселых друзей – героев произведений Сергея Михалкова.
Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые, может, только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А еще он создал текст гимна России. 13 марта 2013 года Михалкову исполнилось 100 лет. Президент России В. В. Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Стихи Михалков стал писать рано. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Так что его произведения читали еще ваши дедушки и бабушки.
Сегодня мы отправимся в путешествие – в поэтический мир С. Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтобы было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете ее?
Звучит I куплет «Песенки друзей».
Ученики. «Песенка друзей»
Библиотекарь. Правильно, это «Песенка друзей».
1. Остановка «Дворик».
Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить:
Вы послушайте, ребята
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету …
Ученики. ...ровно пять
Мы решали, мы гадали
Как же нам котят назвать?
Наконец, мы их назвали …
Ученики. Раз, два, три, четыре, пять.
Библиотекарь. А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас?». В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, а при случае и маленько прихвастнуть.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто из вас вспомнит, чем же хвастались ребята, сидевшие «без дела» во дворе.
Ученики. А у меня в кармане гвоздь.
А у нас сегодня гость.
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
А у нас в квартире газ.
А у нас водопровод.
А из нашего окошка
Площадь Красная видна.
Нам купили синий-синий,
Призеленый красный шар.
Библиотекарь. Мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении?
Ученики. Летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница.
Звучит II куплет песни.
Отправляемся дальше.
2. Следующая остановка «Школа».
Библиотекарь. Послушайте веселое стихотворение «Азбука» Юлиана Тувима в переводе с польского С. Михалкова. (Читает ученик)
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломало хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Библиотекарь. А теперь, попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
Писать красиво не легко:
«Дает корова молоко»
За буквой буква,
К слогу слог.
Ну, хоть бы кто-нибудь помог!
Ученики. «Чистописание»
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Ученики. «Прививка»
Библиотекарь. Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
Вспомните и назовите стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ученики. «36,5»
Библиотекарь. Что вы можете сказать о таких учениках?
Ученики. Они трусливы, ленивы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь.
Библиотекарь. А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?!
Ученики. «Лапуся»
Библиотекарь. О каком лекарстве идет речь в следующих строчках?
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори!..
Ученики. «Чудесные таблетки от лени»
Библиотекарь. О каком заболевании идет речь?
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это …
Ученики. Грипп
Библиотекарь. Это стихотворение у поэта родилось так. Как-то Михалков заболел, никакие микстуры и порошки ему не помогали. Наконец, болеть ему надоело. Он придвинул стол для газет и начал набрасывать строчки:
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
А теперь давайте вспомним с вами двух проказников-щенков. Послушайте отрывки из стихотворений и скажите мне, как они называются:
Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала.
Ученики. «Мой щенок»
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Ученики. «Трезор»
И что же натворили каждый из этих щенков?
Ученики. Из стихотворения «Мой щенок» – утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
Ученики. Из стихотворения «Трезор» – порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
Продолжим наше путешествие.
Звучит III куплет «Песенки друзей».
3. Остановка «Фронтовая».
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал.
В первый год войны у Михалкова родились такие строки:
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!
Оказался ли прав Михалков? Почему?
Ответы учеников.
Пора в путь. Звучит аудиозапись IV куплета
4. Остановка «Лесная».
Послушайте стихотворение «Прогулка». (Инсценировка)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло.
Даже битое стекло!
Мы по бережку пошли
Место новое нашли …и т. д.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Библиотекарь. Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а что же сделали сами?
Ученики. А сами после себя оставили гору мусора.
Библиотекарь. Михалков написал много пьес для детей, такие как «Знайка-Зазнайка», «Три поросенка». Мы сейчас послушаем с вами отрывок одной из них. (Звучит аудиозапись сказки «Три поросенка»).
Чем же закончилась история поросят?
Ответы учеников.
Библиотекарь. Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Степу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль. А есть ли продолжение у дяди Степы?
Ученики. «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», Дядя Степа – ветеран».
Библиотекарь. Впервые стихи про Дядю Степу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришел худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принес стихи.». Редактор начал читать о том, как
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков... Сережа». Дочитав стихотворение, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но, боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». И тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Степа». А потом многие думали, что дядя Степа и Михалков это одно и тоже лицо.
А теперь попробуйте разгадать кроссворд.
1. В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый… (Фома)
2. Как зовут мальчика, о котором говорится в следующих строчках?
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на 3-х подушках
Перед столиком с едой? (Витя)
3. Один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении «От кареты до ракеты» (пароход)
4. Какую фамилию носит дядя Степа? (Степанов)
5. Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке –
Отразилось солнце в нем! (милиционер)
6. Кем служил сын дяди Степы Егор, в каком звании?
Сильный, смелый и серьезный
Он достиг своей мечты
В изученье дали звездной,
В покоренье высоты. (космонавт)
7. Две подружки – Варя с Верой –
Это коллекционеры.
Что коллекционируют две подружки? (автографы)
8. Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
(Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу). (овощи)
Вот и подошло время прощаться. На празднике, посвященном творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите еще раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие с Сергеем Михалковым". (К 100-летию со дня рождения).
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса....
В гостях у Сергея Михалкова
Мероприятие посвящено творчеству Сергея Владимировича Михалкова, которому в 2013 году исполнилось бы 100 лет....
Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»
13 марта 2013 года – юбилейная дата в истории детской литературы: 100-летие со дня рождения С.В. Михалкова, известного сове...
Сценарий командной игры по станциям «Веселый день здоровья»
Сценарий командной игры по станциям «Веселый день здоровья» для 2 - 7 классов...
Презентация к мероприятию День памяти Сергея Есенина сентябрь 2015 год
120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина....
Сценарий "Весёлый день с Сергеем Михалковым"
Сценарий литературного праздника для начальной школы....
Экскурсионный проект «Вечная память». Тема проекта: «День памяти Сергея Туголукова»
В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа в нашем школьном музее. Эта работа предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в...