Люблю тебя, мой край родной!
план-конспект занятия (6 класс) на тему
План-конспект внеклассного материала по музыке для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_zanyatiya.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский заочный конкурс планов-конспектов уроков, занятий по музыке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большечакинская основная общеобразовательная школа» Урмарского района ЧР
Тема внеклассного занятия:
«Люблю тебя, мой край родной»
Подготовила: учитель музыки
МБОУ «Большечакинская ООШ»
Урмарского района Чувашской Республики
Яковлева Ирина Леонардовна
д.Большие Чаки, 2014.
Тема внеклассного занятия: «Люблю тебя, мой край родной»
Возраст: для учащихся 11-12 лет
Эпиграф: “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.
Цель: на фрагментах музыкальных произведений показать неразделимую связь музыки с жизнью( жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь)
Задачи:
Обучающие: познакомиться с биографией и произведением (Второй Концерт для фортепиано с оркестром) великого русского композитора С. В. Рахманинова, показать, как великие русские композиторы в своей музыке сумели воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой
Развивающие: развивать умение анализировать произведение, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности России.учащихся;
Воспитательные: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, пробуждать эмоциональный интерес к музыке, воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, чувство гордости за своего соотечественника.
Тип занятия: комбинированный с элементами интервью.
Форма: внеклассное занятие
Музыкальный материал:
- Второй Концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.
- Песня « Россия - мы дети твои» ( группа «Волшебники двора»)
- Песня «Наш край» Д. Кабалевского
- Песня «Поют урмарские девчата» Н.Иванова-Пархатара
- Песня- гимн о родной деревне «Аслă Чак» (авторская)
- Песня «Моя Россия» (группа «Непоседы»)
Видеоматериал:
Второй Концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова. Солист Нарын Кажгалиев
Россия- мы дети твои.
Национально - региональный компонент:
- Проект в форме презентации с фотографиями зарисовок родной деревни Большие Чаки.
- Песня «Поют урмарские девчата» Николая Прокопьевича Иванова, уроженца Урмарского района.
- Гимн родной деревни «Аслă Чак» (Слова учителя начальных классов Ивановой Юлии Ивановны, музыка автора ( Яковлевой Ирины Леонардовны.)
Оборудование и наглядность:
- Презентация;
- табличка с названием произведений, именами композитора;
- портреты композиторов;
- иллюстрации, связанные с жизнью и творчеством С.В.Рахманинова, Н.П.Иванова;
- мультимедиапроектор;
Методы обучения: интервью, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, практическая работа, игра, самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
Технологии обучения: информационно- коммуникационные технологии, проектная технология, поисковая работа.
Виды деятельности: познавательная, творческая, коммуникативная, управленческая (присутствие лидера в группе), эмоциональная, трудовая.
Межпредметная связь: культура родного края, русская литература, чувашский язык и литература, изобразительное искусство, история, технология.
План-конспект.
1.Организационная часть
Каждый ученик выбирает себе музыкальное произведение, композитора, о котором готовит рассказ. На уроке все рассаживаются кругом за столами, у каждого на столе (или приколота на грудь) заготовленная табличка, которая указывает, что именно учащийся представляет. Учитель готовит к звучанию или исполнению произведения, представленные учащимися на табличках. ( и далее выполняет в основном функции звукооператора).
II. Игра «Составь слово». По первоначальным буквам отгадок узнать слово.
1. Лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие, придающее ему светлую окраску. (Мажор)
2. Инстр. вступление к крупному произв. (опере, балету, оратории, театр. спектаклю), а также самостоят. сочинение (Увертюра)
3. В хоровых песнях начальная часть песни или куплета, исполняемая солистом или группой солистов.(Запев)
4. Общее наименование песен у ряда тюрк. народов. (Ыр, йыр)
5. Ансамбль из 4 исполнителей - инструменталистов или вокалистов. (Квартет)
6. Композиция для солирующего голоса в опере, кантате, оратории оперетте, реже самостоятельное произведение, где главный герой выражает свои чувства, переживания.(Ария)
Какое слово получилось? Музыка.
III. Сообщение темы и задач занятия.
Учитель: Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: “Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: “музыка природы”, “музыка души”?..”
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши
Её с годами, буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.
Проблемный вопрос
“В чем сила музыки?”
Эпиграф занятия “От сердца это исходит и к сердцу должно привести” Л.Бетховен.
Что же от сердца исходит и к сердцу должно привести? Я надеюсь, что в конце занятия вы ответите на этот вопрос.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением одного русского композитора, пианиста и дирижёра.
III. Исполнение песен.
- «Наш край» Д. Кабалевского ( со солистами)
Наш край.
Сл.А.Пришельца
Муз. Д. Кабалевского
1.То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!
2.От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
И зовут они вперёд.
3.Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Весь цветёт, как вешний сад.
4.Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!
2. «Урмарские девчата» Н.П.Иванова ( хор.)
Урмарские девчата.
Сл. и музыка Н.Иванова-Пархатара
1.Хорошо в посёлке в час заката
Побродить с попутным ветерком.
А девчата, а девчата
Запевают вечерком.
2. Подпевают девушкам гитары,
Чтобы песни стали их слышней.
А Урмары, а Урмары
В песнях краше и родней.
3. То умолкнут, то взовьются снова
Птичьи песни в парках и садах.
И готовы, и готовы
Взять в дорогу поезда.
4. Машинисты смелые ребята
Верят, что найдут судьбу свою.
Ведь девчата, ведь девчата
Песни им не зря поют.
5. Поезда уже в далёкой дали
Спит посёлок тихим сном давно…
Не устали, не устали
Петь девчата всё равно.
3. Гимн родной деревни «Аслă Чак» И. Яковлевой ( хор). Показ творческого проекта -фотозарисовки о родной деревни во время исполнения песни.
Аслă Чак.
Сл.Ю.Ивановой
Муз. И.Яковлевой
1.Кĕрлесе юхать çăл шывĕ
Аслă Чакăн варрипе
Сиплĕ шывĕ чуна уçă
Чир-чĕр иртĕ айккипе.
Анлă урампа чупаççĕ
Тĕрлĕ-тĕрлĕ машинсем.
Çут асфальт çине юлаççĕ.
Тĕрĕ евĕр эрешсем.
Х\ю
Савнă ялăм-Аслă Чак
Илемлен те капăрлан
Савнă ялăм-Аслă Чак
Сан çинчен ман юррăм çак
2. Чечек пек капăрланаççĕ
Çуркунне сад пахчисем
Улми-çырли йăтăнаççĕ
Тулăх кĕркунне çитсен.
Улăх çарансен те уйĕ
Куçпа пăхса виçейми.
Тырă-пулă ăнса пулĕ
Тăрăшсассăн ĕç çынни.
3.Кăмăлĕ ытла та уçă
Пирĕн ял ĕç çыннисен.
Кĕреке тулли çимĕçĕ
Тарават хăна килсен.
Тăвансем сире кĕтетпĕр
Килсе курăр хăнана.
Ун чух хăвăрах ак курăр:
Çыннисем аван кунта.
IV. Основная часть.
На нашей встрече присутствуют ученики, которые выбрали для себя роль: произведение, композитора, музыка. А я сегодня буду в роли журналиста: И первый вопрос, который я хочу задать:
Журналист:“Что вы хотели сказать нам, живущим в XXI веке?”, “Нам всегда хочется слушать вас – почему?”
Музыка? Композитор?
Произведение: Я буду всегда звучать, в любые времена, так как вызываю у вас прекрасные чувства и настроения и рассказываю об отношении композитора к событиям из его жизни.
Журналист: Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, более чем на 69 лет назад. 1943 год... Беверли Хиллз, Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.
Композитор: Сегодня у меня день рождения. Раньше в этот день мой дом наполнялся друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все обо мне забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф. Стейнвей прислал мне в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и я понимаю, что уже никогда не дотронусь до его белоснежных клавиш. На моей прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на волну Москвы. Каждый час я слушаю сообщения Информбюро. Это единственное, что теперь связывает меня с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Журналист: Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвященного 70-летию великого русского композитора.
Музыка:звучит запись Второго Концерта для фортепиано с оркестром
Журналист: По лицу умирающего человека потекли слёзы.
Композитор: Там, в далёкой России, меня помнят, мою музыку знают и любят! Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, мне пришлось покинуть свою страну, но я ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
Журналист: Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Ученики : Конечно, это Сергей Васильевич Рахманинов - российский композитор, пианист, дирижер.
Композитор : Я родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Мать начала заниматься со мной музыкой, когда мне было четыре года. В 9 лет я поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1855 году перешел в Московскую. Считали, что моя музыкальная одаренность феноменальна. В 1891 году, на год раньше срока, я окончил консерваторию по классу фортепьяно, через год - по классу композиции. За свою экзаменационную работу - одноактную оперу на заданное либретто "Алеко" - я получил золотую медаль. Эта опера была поставлена в Большом театре. Вскоре после "Алеко" я написал симфоническую фантазию "Утес", "Элегическое трио" памяти Чайковского, Первая симфония. В 1897 году меня пригласили в Русскую частную оперу (Москва) в качестве дирижера. В 1904-1906 годах я дирижировал в Большом театре, С 1901 по 1916 год я создал такие замечательные произведения, как Второй и Третий концерты для фортепьяно с оркестром, Вторую симфонию, оперы "Скупой рыцарь" (по Пушкину) и "Франческа да Римини" (по Данте), поэму для оркестра, хора и солистов "Колокола", прелюдии и этюды-картины для фортепьяно и др. В 1917 году я с семьей уехал в Швецию. Потом перебрался в Америку, которую покорил своим исполнительским мастерством. После отъезда из России у меня наступил период творческого молчания, и только спустя десять лет, в 1927 году, я написал Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром. Также за границей я написал такие произведения как Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром, Третья симфония, "Симфонические танцы".
Журналист: С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?
Ученики: «Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром.
Журналист: Я думаю, стоит обратиться к произведению.
Произведение: Я - Второй Концерт для фортепиано с оркестром Сергея Васильевича Рахманинова, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине! Меня написали в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.
Журналист: Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Ученики: Концерт - (нем. Konzert - от итал. concerto, букв. - согласие, от лат.concerto - состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже)нескольких солирующих инструментов и оркестра. . Обычно состоит из 3 частей(сонатный цикл). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
Журналист: Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Музыка:Давайте послушаем Второй Концерт для фортепиано с оркестром.
Журналист: Хорошо, музыка.У этого термина существуют и другие значения. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части. Концерт длится 35 минут. (вторая и третья исполняются без перерыва)
- Moderato. Часть открывается вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Затем звучит главная тема, маршеобразная по характеру, но смягчённая фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов. Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом.
- Adagiosostenuto
- Allegroscherzando)
Послушаем 1 часть.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано - голос самого человека, самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра - окружающий мир, общество. Откройте тетради. Разделите страничку на две части:
ФОРТЕПИАНО( человек)- | ОРКЕСТР (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО) |
Журналист: Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.
Музыка: (слушание фрагмента 1 части)
Журналист:-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.(ответы учащихся записываются на доске)
ФОРТЕПИАНО( человек)- | ОРКЕСТР (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО) |
Любит сою родину Нежные чувства Доброта Любование | нежная спокойная торжественная величавость лиризм |
Журналист: Теперь давайте, сравним наши характеристики .Они похожи? Они близки по значению?
Ученики: Да, они почти одинаковы.
Журналист: Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано и оркестра?
Ученики: Конечно, есть.
Журналист: Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.
Журналист: Какие у них взаимоотношения?
Ученики: Человек и окружающий мир тесно связаны между собой. Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события. Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Журналист: – Были ли в вашей жизни наблюдения о том, как музыка объединяет людей?
Ученики: – Силу и мощь людского единения мы наблюдаем в хоровой музыке. Это песни-гимны.
Журналист: Что такое гимн?
Ученики: – Мы знаем, что гимн – это хвалебная песнь.
Журналист – Когда появились первые гимны?
Музыка: – В древности гимны слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи.
Журналист: А что прославляется в гимнах?
Произведение: В гимне поется о единстве в вере, любви к Родине, то есть прославляются самые лучшие качества людей.
Журналист: Какие гимны вы знаете?
Журналист: – А насколько музыка созвучна тексту гимна?
Произведение: – Национально-патриотическая основа текста гимна как будто сливается с такими средствами музыкальной выразительности, как пунктирный ритм, лад, а куплетная форма, простота и доступность мелодии делают это произведение и родным по духу. Мелодия идет от сердца к другому сердцу. Все эти грани произведения создают образ любви, патриотизма, ценностного отношения к миру, людям.
Журналист: – Мы убеждаемся с вами в том, что музыка имеет волшебную силу воздействия на все живое. А какие вам известны сказки, предания, рассказы о волшебной силе музыки?
Учащиеся называют. «Музыкант-чародей» сказка, песня «Волшебный смычок»
Журналист: – Как вы думаете, какая музыка больше нужна человеку?
Ученики: – Радостная, веселая, чтобы поднять тонус.
Журналист: – Что бы вы пожелали ребятам нашего класса?
Музыка: – Музыка – это единственное в мире искусство, затрагивающее самые тайные струнки души. Желаю вам никогда не расставаться с музыкой.
- Исполнение песен.
Журналист: – Я знаю, что ребята ценят великое искусство – музыку, слушают и исполняют ее.
- «Россия - мы дети твои!» ( сопровождается видеоматериалом)
Россия - мы дети твои .( из реп. Группы «Волшебники двора»)
1.Любуюсь тобой ярко залитый солнцем,
За гладью озер, золотые поля.
И в первых словах навсегда остается.
Земля, где я вырос Россия моя.
И космоса даль и простор океана
Нас манит загадочной силой своей,
Но ждет нас Россия, любя и прощая
Как матери любят своих сыновей
Припев: Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса,
Россия, мы дети твои,
Россия, нужны нам твои голоса
2.Пусть вьются знамёна над миром
и с именем гордым твоим.
Мы все твои дети Россия,
А значит - мы победим!
3.Пусть вёсны твои, будут пахнуть дождями.
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами,
И родины имя так гордо звучит.
2.«Моя Россия» ( из реп. Группы «Непоседы»)
1.Я рисую белым мелом облака
Я мечтаю, будет день наверняка
Это счастье улыбнется снова мне
И моей стране
Моя Россия, моя страна
Ты так красива во все годы-времена
Моя Россия, мои друзья
Дай Бог нам силы
Мы вместе одна семья
2. Сколько можно вечно спорить ни о чем
Сколько можно воду черпать решетом
Где тот ветер, что расправит крылья мне
И моей стране
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Журналист: Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую Родину как часть большого Отечества.
Чтец:
Необозримая ширь полей,
Развесистые белоствольные берёзы.
Разливы рек, степей необъятный простор.
Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо,
Идёшь лесными тропинками,
Сидишь у прохладной реки.
И это – Россия.
Древние стены Кремля.
Блеск Куполов над храмами.
Жизни минувший след.
И это – Россия.
Руки матери, все песни у твоей колыбели.
Душистый хлеб за праздничным столом.
Это тоже – Россия.
Журналист:“От сердца это исходит и к сердцу должно привести”
Что же от сердца исходит и к сердцу должно привести?
Как вы сейчас ответите на этот вопрос?
Ученики: ответы детей
Учитель: Сегодня звучала разная музыка. Но все они объединены одним чувством–любовью к Родине.
Мне хочется поблагодарить всех участников нашей встречи и посвятить эти строки музыке:
Ты одна разрыть умеешь,
То, что так погребено,
То томишься, стонешь, млеешь,
А потом похолодеешь,
И летишь в окно.
А.Ахматова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"
Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...
"Люблю тебя, мой край родной"
Изучение территории своего края, развитие познавательной активности средствами краеведения, развитие навыков поисково - исследовательской деятельности....
Люблю тебя, мой край родной
В памяти каждого человека, в тайниках его души живёт самое дорогое и сокровенное – Родина. Нашей Родиной является Россия, но есть у каждого из нас малая Родина. Мы должны зна...
Люблю тебя, мой край родной, Воскресенск!
Презентация к защите проекта....
Праздник "Люблю тебя, мой край родной!"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8 классов с презентацией проектов....
Классный час "Люблю тебя мой край родной"
Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место где ты провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других - маленькая дере...
Классный час Люблю тебя мой край родной
Презентация приложение к разработке...