Викторина "Игры разума"
методическая разработка на тему

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razuma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ РАЗУМА

Лозе Елена Николаевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Белоярский

Новобурасского района Саратовской области»

Викторина «Игры разума» для учащихся 5-8 классов

Цели:

  1. Пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор.
  2. Научить их мыслить логически.
  3. Сплотить коллектив ребят.

План проведения.

  1. Вступление к вечеру
  2. Сообщения учащихся об интересных фактах из жизни ученых математиков.
  3. Викторина «Игры-разума»

Вступление к вечеру

Уважаемые ученики, учителя, гости!

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отвлечься от будничных проблем и хотя бы на час попасть в волшебную страну «математики».

«Пусть властно по своей орбите

Нас ритм сегодняшний кружит

Вернее будущее видит лишь тот,

Кто прошлым дорожит».

В труде применяем сложение,

Сложенью – и честь, и почет,

К уменью прибавим терпенье,

А сумма успех принесет!

В труде умноженье поможет,

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбье умножим –

Умножатся наши дела!

Поможет любое из действий,

Они нам удачу несут,

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд!!!

Нельзя забывать вычитанье,

Чтоб зря не потратился день,

Из суммы старанья и знанья

Мы вычтем безделье и лень!

Деленье нам служит на деле,

Оно нам поможет всегда:

Кто поровну трудности делит,

Разделит успехи труда!

Заповеди конкурса

  • Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  • Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  • Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  • Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.
  • Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

Чтоб игра пошла как надо,

Я жюри представить рада.

Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.

Наш конкурс судят: ...

Заповеди жюри:

  • Не торопитесь делать быстрый вывод.
  • Входите в положение команды.
  • Умело разрешайте противоречия.
  • Помните, что в спорах рождается истина.
  • Не делайте прогнозов относительно победителей.
  • Не злоупотребляйте правами.
  • При подсчете очков посмотрите внимательно на сумму чисел в правой и левой колонке. Подумайте, как их переместить, чтобы суммы были равны.

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Начинаем нашу веселую викторину

1тур. Разминка

Каждой команде дается по 9 вопросов на которые им нужно ответить. За каждый правильный ответ 1 балл.

5 класс,6 класс

Вопросы:

1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?  Ответ: 50.

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую? Ответ: 5 минут.

3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? Ответ: 30 км.

4. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? Ответ: 8 детей.

5. Какие цифры «пишут» лётчики на небе? (Восьмёрки.)

6. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)

7. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка.)

8. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)

9. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)

7класс, 8 класс

Вопросы:

1. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить? Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.

2. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? Ответ: 9 овец.

3. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? Ответ: через 1 час.

4. Как называется перпендикуляр к рельсам? (Шпала.)

5. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)

6. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами? (Кольцо.)

7. На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»? (На 180 градусов.)

8. А как называют военно-историческое кольцо? (Блокада.)

9. Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины? (Цилиндр.)

А пока команды думают, немного из истории математики:

В истории мировой науки вписано немало выдающихся, талантливых имен ученых, посвятивших всю свою жизнь в области математики, о том как сложились судьбы некоторых ученых мы услышим из выступлений учащихся.

Ведущие читают биографии ученых:

С.В. Ковалевской,

«Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская

Только 41 год прожила эта замечательная женщина, талантлива писательница, выдающийся ученый-математик.

Одаренность Софьи Ковалевской проявилась еще в детские годы. С исключительной легкостью, и во многом совершенно самостоятельно, она овладела основами математических знаний. Она описывает случай, который ее особенно заинтересовал и заставил заниматься высшей математикой в возрасте 14 лет.

Как-то однажды на предварительную оклейку стен были использованы листы бумаги с лекциями профессора Остроградского по дифференциальному и интегральному исчислениям. Непонятные математические символы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями.

«Листы эти, - говорила Ковалевская, - испещренные странными непонятными формулами, скоро обратили на себя внимание мое. Я проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом».

В условиях старой России её талант не мог быть раскрыт полностью. Только своим огромнейшим упорством она преодолела все трудности, стоящие на ее пути, и, получив блестящее образование за границей, достигла мировой славы.

Это великая русская женщина достигла огромнейших успехов во многих областях математики и астрономии.

Самой выдающейся ее работой является блестяще решенная проблема о вращении тяжелого тела вокруг неподвижной точки.

2 тур. Веселый тест

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы теста: За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной поступок?

-цифру;

-число;

-номер;

-формулу.

(Выражение «выкинуть номер».)

2.Какой «дробный» член есть в футбольном команде?

-полувратарь;

-полузащитник;

-полутренер

-полунападающий.

3. Какие числа употребляются при счёте?

-природные;

-естественные;

-натуральные;

-искусственные

4.Какими бывают современные фотоаппараты?

-цифровые;

-числовые;

-формульные;

-дробные.

5. Как называют верхний угол футбольных ворот?

-десятка;

-девятка;

-шестёрка;

-пятёрка.

6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?

-сложение;

-вычитание;

-умножение;

-деление.

7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?

-сложение;

-умножение;

-вычитание;

-деление.

8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?

-задачу;

-пример;

-уравнение;

-систему уравнений.

9. Какой результат арифметического действия является сладким

на вкус?

-разность;

-сумма;

-частное;

-остаток. ( Выражение «остатки сладки».)

10. Какой математический знак существует в строении цветка?

-корень;

-стебель;

-лист;

-цветок.

11. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?

- дважды два;

- трижды три;

- пятью пять;

- шестью шесть.

12. Что иногда производят с персоналом предприятия?

- упрощение;

- приведение подобных членов;

- сокращение;

- вынесение за скобки.

13. Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе?

-скоростного;

-ускоренного;

-сокращённого;

- фигурного

14. Закончите русскую пословицу: «Всякому мила своя…»

- высота

- сторона

- медиана

- биссектриса

15. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?

- круг;

- прямоугольник;

- ромб;

- трапеция.

16. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

- прямолинейный;

- замкнутый;

- пунктуальный;

- вогнутый.

3 тур. Волшебное слово

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

А пока команды думают игра со зрителями, болельщиками. Слайды.

4 тур. Конкурс капитанов

Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана.

Капитаны, капитаны, постарайтесь

В форме быть от зари до зари.

Капитаны, капитаны, улыбайтесь,

Лишь веселым покоряется жюри.

Конкурс называется допиши, как можешь. За каждое дописанное число 1 балл.

1,4,7,10,13, -

2,4,8,16,32, -

10,19,37,73,145, -

7,17,37,77, - ,317, -

А пока капитаны выполняют задание, игра с болельщиками «Ребусы». Слайды.

5 тур. Математическая эстафета

Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание- 30 секунд.

За верный ответ-1 балл.

  1. Чему равна треть суток? (8 часов)
  2. Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
  3. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
  4. На какое число невозможно деление? (на 0)

  1. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели)
  2. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  3. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
  4. Как называются числа, которые умножают? (множители)

  1. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
  2. Сколько месяцев в году содержат 31 день? (семь)
  3. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
  4. Наименьшее натуральное число? (1)

  1. Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
  2. Чему равно произведение всех цифр? (0)
  3. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  4. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)

  1. Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
  2. Наибольшее натуральное число? (не существует)
  3. Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
  4. Результат вычитания. (разность)

  1. Сколько центнеров в тонне? (10)
  2. Что ищем, решая уравнение? (корень)
  3. Результат деления? (частное)
  4. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)

  1. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
  2. Наименьшее трехзначное число? (100)
  3. Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
  4. Сколько существует цифр? (10)

6 тур. Наибольшее или наименьшее

6507982835

Зачеркнуть 5 цифр таким образом, чтобы оставшиеся цифры составили наибольшее число и наименьшее число.

А пока команды думают игра со зрителями:

Среднее арифметическое

 Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, назовите среднее арифметическое:

- портфеля и рюкзака (ранец);

- женщины и рыбы (русалка);

- мужчины и коня (кентавр);

- кобылы и осла (мул);

- носка и чулка (гольф);

- кола и пятерки (тройка);

- ежа и змеи (колючая проволока);

- яблока и персика (нектарин);

- велосипеда и мотоцикла (мопед);

- трамвая и поезда (электричка);

- апельсина и лимона (грейпфрут);

- туфельки и сапога (ботинок);

- пианино и баяна (аккордеон);

- женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии, а не на автомобиле);

- льва, козы, дракона (химера – чудовище в греческой мифологии);

Ведущий.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в игре отличился?

А пока жюри подводит итоги игра для зрителей

«Самый внимательный”

Участвуют 3 человека от зрителей.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз

Лишь скажу я слово три”

Приз немедленно бери.

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри.

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых ….. две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом

Смотри на старте не хитри

А жди команду: раз, два,… , марш.

Когда стихи запомнить хочешь.

Их не зубри до поздней ночи.

А про себя их повтори.

Разок, другой. Но лучше…… пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать

Ну что ж друзья вы приз не взяли,

Когда была возможность взять?

Слово жюри. Награждение победителей.

 Ведущий.

Вы сидели и считали,

И, надеюсь, не скучали.

Но закончилась игра –

Расставаться нам пора,

И давайте на прощание

Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!

Литература:

Демина Л.А. “Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах”

Кордемский Б.А., Математическая смекалка, г. Москва, ГИТЛ.

Перельман Я.И., Живая математика, г. Москва, ГИТТЛ.

Ресурсы интернета:

http://festival.1september.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальное состязание "Игры разума"

Правила игры: На табло представлены карточки, на каждой из которой написан балл. Команды по-очереди выбирают карточку, под которой скрывается вопрос. Чем выше балл на карточке - тем сложнее вопрос. Ко...

Разум сердца.

Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Так же цитаты изветсных поэтов,писателей,мыслителей о педагогике,воспитании и т.д.......

Век разума - век просвещения.

Презентация к уроку по теме "Эпоха просвещения" в 7 классе, к учебнику Баранова, Юдовской....

Ноосфера - сфера Разума

Эта работа ученика третьего класса - Орлова Дмитрия. Тема выбрана самостоятельно. Цель работы: Проанализировать и обобщить сведения из различных информационных источников об истории вопроса, возможнос...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме "Вредные привычки. Курение." Тема: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Урок на тему: "Вредные привычки. Курение". расчитан на возрастную группу детей 10-11 лет, соответствует их интересам, способностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный, с использова...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: "Вредные привычки. Курение". Тема урока: "Живи разумом, так и лекаря не надо"

Данный урок расчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развиваю...

«Игры разума» для учащихся 5-9 классов

Разработка внеклассного мероприятия для недели математики....