Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
методическая разработка (6 класс) на тему

Егорова Анжелика Юрьевна

Данный сценарий можно использовать как на уроках, так и для проведения  внеклассных мероприятий в форме литературного вечера, музыкальной гостиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_lermontov.docx867.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.  

Цель: расширить представления о жизненном и творческом пути поэта, воспитывать эстетическое восприятие через музыку, живопись, художественное слово. 

Задачи:

Образовательные:

  • обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • развитие творческой деятельности учащихся, интереса к творческому наследию поэта через взаимосвязь разных видов искусства;
  • развитие эмоционально-образного мышления;
  • развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • формирование навыков публичного выступления.

Оформление зала: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта, выставка книг, информационные буклеты.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальное оформление.

Эпиграф к вечеру: 

Так повелось. По юбилейным датам
Мы громко славим гениев своих.
Хотя о них всегда мы помним свято:
Века, года и каждый час и миг.
К живому - да, к живому! -
не к портрету
Наш взор сегодня обращён к тебе,
Соратнику по духу и борьбе,
Мятежному и нежному поэту.

В. Подкопаев.

Ход мероприятия

Звучит "Вальс" А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад"

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня наша встреча в музыкально-литературной гостиной посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал,..

Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-нибудь.

Ведущий 2: Современники поэта говорили о Михаиле Юрьевиче как о личности сложной и весьма противоречивой. По мнению одних он был «существом желчным, угловатым, испорченным и предававшимся самым неизвинительным капризам, но рядом с близорукими взглядами этих очевидцев идут отзывы другого рода, отзывы людей, гордившихся дружбой Лермонтова и выше всех других связей ценивших эту дружбу». И друзья, и недруги поэта в один голос заявляли о его железном характере, именно эта, выделяющая его среди других людей, особенность личности помогла ему не только переносить жизненные невзгоды и испытания, но и бороться с ними.

Ведущий 1: В начале XIX столетия на перекрестке дорог, ведущих от Красных ворот к Сухаревке, стоял каменный дом, который принадлежал генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных.

Ведущий 2: В ночь с 14 на 15 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребенка в церкви Трех Святителей, расположенной неподалеку от Красных ворот. Семья перезимовала в Москве, а в апреле 1815 года переселилась в имение бабушки Тарханы. Там прошли детские годы Мишеля, омраченные ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, которая закончилась только со смертью отца в 1831 году.

(Выходит чтец.)

Чтец 1:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

 Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

М. Ю. Лермонтов «Ужасная судьба отца и сына...»

Ведущий 1: Разносторонняя одаренность мальчика проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом. Первыми музыкальными впечатлениями Лермонтов  обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать".

Звучит песня "Казачья колыбельная", музыка А.Варламова

Ведущий 2: Осенью 1827 года Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице, недалеко от Кремля. Юный Мишель жадно впитывает впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык ее каменной летописи. Стоило выйти за ворота, и можно было увидеть «и этот Кремль зубчатый, безмятежный».

Ведущий 1: Годы учебы в Первопрестольной — важные вехи в становлении поэтического таланта и мировоззрения М. Ю. Лермонтова. С сентября 1828 года Михаил был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Этот пансион, как и Царскосельский лицей, был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В. И. Жуковский, А. С. Грибоедов, А. И. Одоевский и другие.

Ведущий 2: Лермонтов  часто навещал жившую неподалеку бабушку. Под ее благотворным влиянием росло увлечение юного Мишеля музыкой: он усердно продолжал обучение  игре на скрипке и фортепиано. В 1829 юноша  публично исполнил аллегро из скрипичного концерта Л. Маурера — произведения, считавшегося в техническом отношении трудным. Зимними вечерами у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой собиралась молодежь, устраивались музыкальные вечера и праздники.

Звучит "Вальс-фантазия" М.И.Глинки

Ведущий 1: Серьезно стихами Лермонтов занялся в 14 лет. Обучаясь в университетском пансионе, он написал 13 поэм, 3 драмы и около 300 стихотворений.

Ведущий 2: Живя напряженной жизнью, полной творческих замыслов, Михаил Лермонтов охотно и часто посещает московское светское общество.

 Ведущий 1: Но в 1832 году М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет, резко меняя свою жизнь,  и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные там, поэт называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях М. Ю. Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. В ноябре 1834 года он был произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе.

Ведущий 2: В 1835-1836 годах М. Ю. Лермонтов создает ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», повесть «Княгиня Лиговская», где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений.

8 февраля 1837 года произошла дуэль А. С. Пушкина с Ж. Ш. Дантесом. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло М. Ю. Лермонтова, он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Произведение в тысячах списков быстро распространилось по городу, а затем и по всей России, сделав имя Лермонтова известным.. С этого времени его поэтическая звезда взошла на небосклоне российской словесности.

На фоне музыки  В. А. Моцарта «Реквием" учащиеся читают стихотворение «Смерть поэта».

ЧТЕЦ 2:

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

ЧТЕЦ 3:

Убит!.. К чему теперь рыданья,

 Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

 И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

ЧТЕЦ 2:

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?., издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

 Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

ЧТЕЦ 3:

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он,

безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег

и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет

завистливый и душный

Для сердца вольного

и пламенных страстей?

Зачем он руку дал

клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам

и ласкам ложным,

 Он, с юных лет постигнувший людей?..

ЧТЕЦ 2:

И прежний сняв венок —

они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом

насмешливых невежд,

И умер он — с напрасной

жаждой мщенья,

 С досадой тайною

обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

 И на устах его печать.

ЧТЕЦ 3:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью

прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

 Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

 Пред вами суд и правда — все молчи!..

Но есть и божий суд,

наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете

к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете

всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Ведущий 1: Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей,  как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Кто-то по городской почте отправил полный текст стихотворения «Смерть поэта» Николаю I  с надписью: «Призыв к революции». Поэта арестовали и направили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу.

Ведущий 2: Кавказ тогда был только что присоединен к России; отдельные горские племена не признавали себя покоренными, поэтому и шла на Кавказе война. На полях сражений Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Не оставляя занятия любимым делом, поэт закончил «Песню про царя Ивана Васильевича...», подготовил материалы для «Мцыри» и «Героя нашего времени», создал ряд прекрасных лирических стихотворений.

 ЧТЕЦ 4:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

 Сомненье далеко -

 И верится, и плачется,

 И так легко, легко....

М.Ю.Лермонтов "Молитва"

Ведущий 1: Музыкальность Лермонтова, его собственные занятия музыкой, интерес к творчеству современных композиторов и народному песенному искусству сказались на характере его поэзии, обогащенной средствами не только поэтической образности, но и музыкальной выразительности. Во многих стихах он использовал особые художественные средства: формы и структуру музыкальных жанров песни и романса. Еще в детстве, в Тарханах поэт испытал сильное воздействие русского музыкального фольклора, главным образом песенного.

Ведущий 2: Н. П. Огарев писал о его стихах: «Они так изящно выражены, что их можно петь да еще на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония». Эти слова дают ключ к пониманию, каким путем интерпретировалось поэтическое наследие Лермонтова в музыке, и объясняют, почему его творчество привлекало и до сих пор привлекает внимание композиторов.

Ведущий 1: Углубленное проникновение музыки в  поэзию Лермонтова началось с романсов М.И. Глинки, А.Е. Варламова, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна.

ЧТЕЦ 5:

ИЗ ГЕТЕ
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Ведущий 2:  Прозвучало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Горные вершины» перевод второй «Ночной песни странника» И.В. Гёте. Очень хорошо об этом произведении написал В.Г. Белинский: «Эта пьеса, по своей  художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом. Музыка романса А.Варламова тонко и поэтично рисует пейзаж, передаёт настроение тихой и просветлённой печали и ощущение глубокого покоя, переданного простой и выразительной мелодией.

Звучит романс А.Е.Варламова "Горные вершины"

Ведущий 1: Творчество композитора Александра Сергеевича Даргомыжского было связано с передовой русской культурой. Его вокальная музыка перекликалась с настроениями передовых людей 40-х годов, которые испытывали влияние лермонтовской поэзии. В этот период  он создаёт тип романса-монолога, подчёркивая внутреннее драматическое напряжение, отражая особенности поэтической речи. Стремление приблизить вокальную мелодию к поэтической интонации, особенно чувствуется в романсе Даргомыжского на стихи  Лермонтова «И скучно и грустно».

ЧТЕЦ 6:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...

М.Ю.Лермонтов "И скучно и грустно"

Ведущий 2: В романсе композитор стремится передать значимость каждой фразы поэта, его настроение, чувства и мысли. В музыке звучат горестные восклицания и тревожные вопросы стихотворения. Драматическая речитативно- песенная мелодия стихотворения подчеркивает значимость отдельных фраз и даже отдельных слов, все интонационные подъёмы и падения. Романс звучит как положенная на музыку ораторская речь.  

Звучит романс А.С.Даргомыжского "И скучно и грустно"

Ведущий 1: Лермонтов. любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка (ноты) может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию.

Ведущий 2: Михаил Юрьевич остро ощущал оттенки настроений, необходимые для музыкального восприятия. В «Автобиографических заметках» он пишет: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрыпки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха»

Ведущий 1: Особое место в истории музыкальной интерпретации произведений  Лермонтова принадлежит «Парусу» А.Варламова - лучшему среди других романсов, созданных на этот текст. Мужественный, энергичный ритм (болеро), мажорный характер мелодии передают эмоциональный  колорит и мятежный романтический порыв лермонтовского  «Паруса».

Звучит романс А.Е.Варламова "Белеет парус одинокий"

Ведущий 2: От простого озвучивания произведений Лермонтова до глубокого охвата всех жанров его творческого наследия русские  и советские  композиторы прошли большой и плодотворный путь. Поэзия М.Лермонтова  несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных сочинений, так как обладает огромной силой притяжения для музыкантов. 

Звучит "Лезгинка" из оперы А.Рубинштейна "Демон"

Ведущий 1: Роман «Герой нашего времени» был опубликован в апреле 1840 года в журнале «Отечественные записки». Судьбой было отпущено М. Ю. Лермонтову всего год с небольшим. В январе 1841 года он уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург.  Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине. Здесь он снова стал просить об отставке, но все попытки были безуспешны. С тяжелым чувством покидал М. Ю. Лермонтов столицу.

ЧТЕЦ 7:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

 Но я люблю - за что, не знаю сам -

 Ее степи холодное молчанье,

 Ее лесов безбережных колыханье,

 Разливы рек ее, подобные морям;

 Проселочным путем люблю скакать в телеге

 И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

 В степи ночующий обоз,

 И на холме средь желтой нивы

 Чету белеющих берез.

 С отрадой, многим незнакомой,

 Я вижу полное гумно,

 Избу, покрытую соломой,

 С резными ставнями окно;

 И в праздник, вечером росистым,

 Смотреть до полночи готов

 На пляску с топаньем и свистом

 Под говор пьяных мужичков.

М.Ю.Лермонтов "Деревня"

ЧТЕЦ 8:

Не смейся над моей

пророческой тоскою;

Я знал: удар судьбы меня не обойдет;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдет;

Я говорил тебе: ни счастия, ни славы

Мне в мире не найти; —

настанет час кровавый,

И я паду...

М. Ю. Лермонтов «Не смейся над моей пророческой тоскою...»

Ведущий 2: Предчувствие смерти не обмануло М. Ю. Лермонтова. 27 июля 1841 года великий русский поэт был убит. Это произошло у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром.  Лермонтов взял пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему и в голову не приходило его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить прощение. «Стреляй! Стреляй!" -  был ответ исступленного Мартынова. Секунданты скомандовали сходиться. М. Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н. С. Мартынов  быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М. Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет...

ЧТЕЦ 9:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

 Лежал один я на песке долины;

 Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня —

но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

 Шел разговор веселый обо мне.

Но, в разговор веселый не вступая,

 Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает, чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

М. Ю. Лермонтов. Сон

Ведущий 1: Мог ли М.Ю.Лермонтов знать, что изящная дама, встреченная им перед последней поездкой в Петербург, красавица и умница, певица, композитор Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, пронизанные одиночеством и необыкновенной силой любви к жизни, и они станут незабываемой песней.

Звучит романс "Выхожу один я на дорогу"

 Ведущий 2: Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины.

Ведущий 1: Судьба отпустила ему прожить неполных 27 лет, но он успел за этот краткий срок так исповедаться в своих произведениях, что и сейчас, перечитывая его сочинения, мы можем прочесть историю его души и понять его, как поэта и человека.

Звучит "Вальс" А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад"

Егорова Анжелика Юрьевна,

педагог-организатор

ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа №24"

Минобороны России

D:\фото 6а (Лермонтов)\DSCN0008.jpg

D:\Лермонтов 6 класс\20141006_121431.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...

сценарий проведения конкурса чтецов для 5-11 классов, посвящённый 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова

Конкурс чтецов для 5-11 классов, посвящённый поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова и приуроченный 200-летию со дня его рождения....

"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.

Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....

Литературно-музыкальная гостиная к 200-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова.

Это внеклассное мероприятие позволит углубить представление учащихся об исскустве, о взаимосвязях разных видов искусства и специфике  литературы (поэзии)  и музыки, расширить кругозор учащих...

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова "Поэт трагической судьбы"

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова. Цель: раскрыть перед слушателями многогранный и неоднозначный образ великого поэта  человека гру...

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

О семейных преданиях и детстве в родных Тарханах, о студенческих годах и военной службе на Кавказе, о многогранном творчестве поэта и трагической гибели проникновенно и образно рассказывают ведущие ве...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова...