Интеллектуальная игра "Достойные славы"
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Цели:
- развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны, выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
Оборудование: настенные карты «Великая Отечественная война», «Вторая мировая война», контурные карты, портреты полководцев, фотографии с видами городов – героев, изображения советских орденов и медалей. Раздаточный материал с текстами описания событий.
Правила проведения занятия. Участники: команды в количестве 5 человек. Команда должна иметь эмблему и название.
Порядок и условия проведения: в кабинетах организуются станции. На каждой станции участники команд должны выполнить определенные задания. Для каждой команды создаются маршрутные листы, где указывается порядок прохождения станций. Члены жюри на станциях отмечают количество правильных ответов в протоколах. По окончании прохождения марафона всеми командами осуществляется подсчет результатов.
Подведение итогов: победители выявляются по количеству баллов, набранных в процессе игры. Команды, занявшие I, II, III место, награждаются дипломами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostoyny_slavy.docx | 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
"Достойные славы"
Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.
Цели:
- развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны, выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
Оборудование: настенные карты «Великая Отечественная война», «Вторая мировая война», контурные карты, портреты полководцев, фотографии с видами городов – героев, изображения советских орденов и медалей. Раздаточный материал с текстами описания событий.
Правила проведения занятия. Участники: команды в количестве 5 человек. Команда должна иметь эмблему и название.
Порядок и условия проведения: в кабинетах организуются станции. На каждой станции участники команд должны выполнить определенные задания. Для каждой команды создаются маршрутные листы, где указывается порядок прохождения станций. Члены жюри на станциях отмечают количество правильных ответов в протоколах. По окончании прохождения марафона всеми командами осуществляется подсчет результатов.
Подведение итогов: победители выявляются по количеству баллов, набранных в процессе игры. Команды, занявшие I, II, III место, награждаются дипломами.
Вступление
У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!
I. Актуализация знаний учащихся
Как вы думаете, почему тема нашего занятия названа так - «Достойные славы»?
Кто и за что достоин славы?
Учитель:
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.
Ход занятия
1. Станция «Города-Герои»
ГОРОД-ГЕРОЙ - высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне.
1. Каким городам присвоено звание города-героя?
2. Какой город-герой был основан как греческая колония Пантикапей?
3. Какой город-герой упоминался впервые в летописях в 1415 году как турецкая крепость Хаджибей?
4. Какой город-герой трижды менял своё название?
5. Расположите города-герои по времени их основания:
А) Москва, Смоленск, Брест, Одесса
Б) Мурманск, Тула, Ленинград, Киев
В) Минск, Новороссийск, Севастополь, Волгоград
6. Назовите самый молодой город-герой? (Мурманск)
7. Расположите города в порядке присвоения им звания город-герой?
А) Смоленск, Волгоград, Керчь
Б) Севастополь, Новороссийск, Ленинград
В) Одесса, Мурманск, Тула
Карточка № 1
Соотнесите иллюстрации с названиями городов-героев (Приложение 1)
2. Станция «Герои Великой Отечественной войны»
Карточка № 1
А) Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Задание: приведите в соответствие цифры и буквы (Приложение 2)
Карточка №2
Б) Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Задание: приведите в соответствие цифры и буквы (Приложение 3)
1. По какому принципу образованы логические ряды:
А) С. Ильюшин, С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев?
Б) Б.М. Шапошников, Г.И. Кулик, И.С. Конев, Н.А. Булгарин
2. “Личность в истории”
А) Кто был наркомом обороны к началу Великой Отечественной войны: К.Е. Ворошилов, Г.К.
Жуков, С.К. Тимошенко, Б.М. Шапошников?
Б) Кто был начальником Штаба партизанского движения в годы войны: Л.П. Берия, С.М.
Буденный, А.М. Василевский, П.К. Понамаренко?
В) Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии: Ф. Гальдер, Х.В. Гудериан, В. Кейтель, Ф. Паулюс?
3. Узнай кто это?
А) Этот человек родился 10 ноября 1919, село Курья Алтайского края.
С началом Великой Отечественной войны старший сержант участвовал в боях как командир танка. В октябре 1941 года в обоях под Брянском был тяжело ранен и контужен.
В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. В 1947 году изобретатель усовершенствовал свой автомат и одержал победу в конкурсных испытаниях.
Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия, созданные этим человеком, пользуются широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.
Б) (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
В) (1918-1941), летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой.
Г) (1890-1950), советский военачальник, маршал Советского Союза (1940), Герой Советского Союза (1940). С 1939 заместитель наркома обороны СССР и начальник Главного артиллерийского управления. В Великую Отечественную войну командовал армиями. В феврале 1942 как уполномоченный Ставки Верховного главнокомандования эвакуировал войска в районе Керчи, нарушив приказ об организации обороны; был лишен звания маршала и понижен в звании до генерал-майора. С апреля 1943 на фронте, с января 1944 заместитель начальника Главного управления формирования и укомплектования Красной Армии. После войны заместитель командующего войсками ВО. Репрессирован; реабилитирован посмертно; восстановлен в звании Маршала Советского Союза в 1957.
4. Кто в Великую Отечественную войну первым совершил подвиг, повторенный А. М. Матросовым и др. 24.8.1941 при штурме Кирилловского монастыря в районе Новгорода закрыл телом вражеский пулемет, дав возможность бойцам ворваться в расположение противника?
5. Кто повторил на Севере подвиг Николая ГАСТЕЛЛО?
3. Станция «События. Люди. Даты»
1. Установите соответствие между сражениями и годами
А) | Снятие блокады Ленинграда | 1943 г. |
Форсирование Днепра | 1944 г. | |
Освобождение Варшавы | 1944г. | |
Корсунь-Шевченковская операция | 1945 г. | |
Б) | Берлинская | 1941-1942 гг. |
Курская | 1942-1943 гг. | |
Московская | 1943 г. | |
Сталинградская | 1945 г. |
2. Объясните значение терминов:
Атака, блокада, штурм, эвакуация, депортация, контрудар, партизанская война.
3. Когда и где разгорелось крупнейшее в истории танковое сражение?
4. Кто возглавлял Государственный комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, Г.М. Маленков, В.М. Молотов, И.В. Сталин?
Карточка № 3
Перед вами иллюстрации трёх важных событий.
Соотнесите иллюстрации с событиями и подпишите участников, дату события (Приложение 4)
5. После освобождения территорий Венгрии, Польши и Восточной Пруссии, развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. На столицу Германии устремились войска:
1-го Белорусского фронта 2-го Белорусского фронта 1-го Украинского фронта | А) И.С. Конев Б) Г.К. Жуков В) К.К. Рокос-совский |
Задание: соотнесите названия фронтов и их главнокомандующих.
6. В каких районах осуществлялись данные военные операции? Какие из них были разработаны советским, а какие – немецким командованием?
“Багратион” | Сталинград |
“Кутузов” | Белоруссия и Литва |
“Румянцев” | Белгород и Харьков |
“Тайфун” | Орел |
“Уран” | Москва |
“Цитадель” | Курск |
7. Что такое?
А) Что такое план Барбаросса?
Б) Что такое план «Ост»?
В) Что такое Бухенвальд?
Г) Что такое восточный вал?
Родина высоко оценила подвиги советских воинов, наградив отважнейших, орденами и медалями.
4. БЛОК “Ордена и медали”.
1. Соотнесите буквы и цифры. За какие подвиги давался тот или иной орден, медаль?
А) Орден Богдана Хмельницкого
Б) Орден Кутузова
В) Орден Славы
Г) Орден Отечественной войны
Д) Орден Суворова
Е) Медаль Нахимова и медаль Ушакова
1) Награждение военнослужащих рядового и сержантского состава Советской Армии, а в авиации – младших лейтенантов, за проявленные в боях за Родину храбрость, мужество и бесстрашие.
2) За выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника, силами.
3) Награждение военнослужащих всех родов войск, а также гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами.
4) Эту награду наряду с воинами регулярных частей могли получить партизаны.
5) Награждение рядового, старшинского и сержантского состава Военно-Морского Флота.
6) За умелый вывод войск из-под удара и нанесение контрудара.
2. Какой награды не существует?
Медаль «За освобождение Белграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За победу над Японией»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Орден Александра Невского
Медаль «Партизану Отечественной войны»
Дополнительные вопросы:
1. Сколько салютов было произведено в Москве в период Великой Отечественной войны?
2. Как расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров ТТ?
3. Какой летчик, кроме Кожедуба, был трижды удостоен звания Героя Советского Союза?
4. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны?
Заключение
Когда гремит над городом салют,
Погибшие за Родину встают.
Мы их не видим, мы не слышим их,
Но павшие всегда среди живых.
Молчат и смотрят, будто ищут ответ:
Мы этой жизни стоим или нет?
- Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей.
И пусть этот вопрос всегда будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?
Подведение итогов: победители выявляются по количеству баллов, набранных в процессе игры. Команды, занявшие I, II и III место, награждаются дипломами.
Ответы
1 станция «Города-Герои»
Звание города-героя было присвоено: Ленинграду, Севастополю, Волгограду, Одессе, Киеву, Москве, Керчи, Новороссийску, Минску, Туле, Мурманску, Смоленску; Брестской крепости - звание крепости-героя.
город-герой Керчь
Одесса
Волгоград - до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград
А) Смоленск-Брест-Москва-Одесса
Б) Киев-Тула-Ленинград-Мурманск
В) Минск-Новороссийск-Волгоград-Севастополь
(Москва 1147; Мурманск 1916; Минск 1067; Новороссийск 1866; Одесса 1794; Киев 860; Смоленск 862; Севастополь 1783; Брест 1090; Керчь 6 век до н.э.; Тула 1146; Волгоград 1780; Ленинград 1703)
Мурманск
А) Волгоград 1965 – Керчь 1973 – Смоленск 1985
Б) Ленинград 1945 – Севастополь 1965 – Новороссийск 1973
В) Одесса 1965 – Тула 1976 – Мурманск 1985
Карточка № 1
А-4, Б-5, В-8, Г-1, Д-3 Е-6, Ж-7, З-11, И-13, К-2, Л-9, М-10, Н-12
2 станция «Герои Великой Отечественной войны»
Карточка № 2
А) А-2, Б-4, В-1, Г-3
Б) А-2, Б-3, В-1, Г-4
А) это имена известных авиаконструкторов
Б) маршалы Советского Союза
А) К.Е. Ворошилов
Б) П.К. Понамаренко
В) В. Кейтель
А) Калашников Михаил Тимофеевич
Б) Александр Матросов
В) Виктор Талалихин
Г) Кулик Григорий Иванович
Александр Панкратов
летчик-истребитель Александр Горбачев
3 станция «События. Люди. Даты».
А)
Снятие блокады Ленинграда 1944 г.
Форсирование Днепра 1943 г.
Освобождение Варшавы 1945г.
Корсунь-Шевченковская операция 1944 г.
Б)
Берлинская 1945 г.
Курская 1943 г.
Московская 1941-1942 гг.
Сталинградская 1942-1943 гг.
Атака – стремительное нападение на неприятеля; Блокада – система мер, имеющих целью отрезать неприятеля от морских и сухопутных сообщений; Штурм – решительная атака на укрепленные позиции противника; Эвакуация – организованный вывоз людей, предприятий и т.п. из одной местности в другую для предохранения от опасности; департация – изгнание, ссылка; контрудар – ответный удар; Партизанская война – война в тылу врага.
12 июля 1943. Под д. Прохоровка (1200 машин)
И.В. Сталин
Карточка № 3
А – Ялтинская конференция Сталин, Рузвельт, Черчилль; февраль 1945 г.
Б – Тегеранская конференция Сталин, Рузвельт, Черчилль; ноябрь 1943 г.
В – Потсдамская конференция Сталин, Трумен, Эттли; июль 1945 г
1- Б, 2 – В, 3 – А
Советские операции:
«Багратион» Белоруссия и Литва
«Кутузов» Орел
«Румянцев» Белгород и Харьков
«Уран» Сталинград
Немецкие операции:
«Тайфун» Москва
«Цитадель» Курск
«Румянцев» Белгород и Харьков
«Уран» Сталинград
А) План молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённый в 1940 году
Б) План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных расово неполноценными
В) Это концлагерь, где проводились различные опыты над пленными, уничтожение пленных
Г) Оборонительные сооружения, построенные в 1943 году, о которых Гитлер говорил: «Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».
4 станция «Ордена и медали».
А - 4, Б - 6, В - 1, Г - 3, Д - 2, Е – 5
все эти награды существуют
Дополнительные вопросы:
1) 354 салюта в честь побед Вооруженных Сил
2) Она расшифровывается «Тульский Токарева»
3) Александр Иванович Покрышкин, сбил 59 фашистских самолетов
4) Три: 7 ноября 1941, 1 мая 1945, 24 июня 1945 – Парад Победы