Проект "Поддержите пожилых людей".
проект (9 класс) на тему

Полякова Марина Николаевна

Данный проект подготовлен совместно с группой учеников 10 класса и содержит материал который поможет классным руководителям и школьным организаторам проводить мероприятие по воспитанию милосердного отношения к пожилым людям и толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhi_pozhilykh_lyudey.odt749.54 КБ

Предварительный просмотр:


              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      средняя общеобразовательная школа № 130

                   с углубленным изучением отдельных предметов

                     г. Уссурийска Уссурийского городского округа

Проект

«  Поддержи пожилых людей»

                    Руководитель проекта:  

  Полякова Марина Николаевна,

 учитель биологии

   участники проекта:

                                                                                                  Струкова Алина

Носачева Алина

                                                                                                       Гладилина Юлия

                                                                                                          Луценко Юлия

                                                                                                       Джафарова Лина, ученицы 10 «А» класса

Уссурийск

2013

Содержание

1.  Паспорт проекта………………………………………........стр.3-4

2.  Отчеты по этапам………………………………………......стр.4-6

2.1Начальный этап…………………………………..................стр.4-5

             2.2Основной этап……………………………………...стр.5

             2.3 Заключительный этап……………………………..стр.6

3.Исследовательская работа.......................................................стр.7

4.Анализ продукта проекта………………………………........стр.8

5.Список используемых ресурсов……………………..............стр.9

6.Приложение……………………………………………….......стр.10-50

                                           

                                                1.Паспорт проекта

Проект «Поддержи пожилых людей»

Руководитель проекта, учитель биологии Полякова Марина Николаевна

Участники проекта:                                                                                                  Струкова Алина

Носачева Алина

Гладилина Юлия

Луценко Юлия

Джафарова Лина, ученицы 10 «А» класса

Тип проекта: проект групповой, социальной направленности

Заказчик проекта: МБОУ СОШ №130

Цель проекта: Привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям.

Задачи проекта:

1)Воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям;

2)Прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;

3)Добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.

Ожидаемые результаты:

-повышение интереса учеников к проблемам старости;

- правильное, толерантное отношение к пожилым людям;

-осознание молодежью значимости людей пожилого возраста, бережное отношение к ним;

- понимание учениками термина толерантность, сострадание.

                                                                   

                                                   2.Отчеты по этапам

                                                    2.1Начальный этап

Участники творческого ученического объединения осознают цели, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задания, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновывают критерии успеха. Используя собранный «информационный пакет», анализируют полученные данные и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности. Выполняют исследования и работают по заданиям.

Таблица 1.   Циклограмма начального этапа проекта

Мероприятие

Количество часов

дата

1

Благотворительная ярмарка

2

Сентярь, май

2

Поздравление учителей-пенсионеров с Днем Учителя

сентябрь

3

Поздравление учителей-пенсионеров с Днем Пожилого человека

сентябрь

4

Сбор информации для проведения общешкольного мероприятия «День толерантности»

октябрь

5

Проведение конкурса листовок «Не обижайте старость!»

ноябрь

Используемые ресурсы:

1)Бродский Г.М «Право и экономика пенсионного обеспечения », СПБ,1994

2) Дальпере В. «Правовая защита людей пожилого возраста ». М,1994

3) Карпенкова Т. «Основы социально-правовой защиты пожилых людей»;

«Психология зрелости и старения »,1998

4)Чуйков В.И; Рябов В.С « Великая Отечественная». М «Планета »,1985

5) http://www.google.ru

6)http://www.etoday.ru/tag

                                                      2.2Основной этап

Выполняя исследования и работая по заданиям, с сопровождением руководителя, разрабатывают методическое пособие по формированию уважительного отношения  к пожилым людям для школьников разных возрастов. Используя разработанное пособие проводят общешкольные мероприятия по данной теме.

Таблица 2. Циклограмма основного этапа проекта

Мероприятие

Количество часов

дата

1

Проведение общешкольного мероприятия «Не обижайте старость!»

2

16 ноября

2

Проведение просветительской работы в школе по теме «Уважаемые люди»

1 час в каждом классе

Март - апрель

3

Поздравление учителей-пенсионеров с 8 Марта

март

                                             2.3 Заключительный этап

Участники творческого ученического объединения участвуют в коллективном анализе проекта, формируют выводы, оформляют проект, готовят доклад. На школьной конференции защищают проект. Самостоятельно формируют предварительную оценку работы, знакомятся с оценкой руководителя проекта и комиссии, вносят поправки в работу.

Таблица 3. Циклограмма заключительного этапа пректа

Мероприятие

Количество часов

дата

1

Участие в школьной конференции по защите проекта

Апрель-май

2

Проведение анкетирования

май

3

Оценка работы и коррекция

май

Таблица 4.Циклограмма работы ученического творческого   объединения    

Мероприятие

Количество часов

дата

1

Благотворительная ярмарка

2

Сентябрь, май

2

Поздравление учителей-пенсионеров с Днем Учителя

сентябрь

3

Поздравление учителей-пенсионеров с Днем Пожилого человека

сентябрь

4

Сбор информации для проведения общешкольного мероприятия «День толерантности»

октябрь

5

Проведение конкурса листовок «Не обижайте старость!»

ноябрь

6

Проведение общешкольного мероприятия «Не обижайте старость!»

2

16 ноября

7

Проведение просветительской работы в школе по теме «Уважаемые люди»

1 час в каждом классе

Декабрь-февраль

8

Поздравление учителей-пенсионеров с 8 Марта

март

9

Участие в школьной конференции по защите проекта

Апрель-май

10

Проведение анкетирования

март

 3.Результативность исследовательской работы

Когда мы провели анкетирование учеников нашей школы  выявили, что около 80% учащихся не боятся старости , а наоборот видят в ней свою плюсы и приимущества.

95%учеников не собираются скрывать свой возраст в будущем так как не видят необходимости.

100%учеников нашей школы любят своих бабушек и дедушек, звонят и навещают их по мере возможностей.

4.Анализ продукта проекта

Мы считаем, что проведение данных мероприятий очень важно для воспитания детей, это помогает лучше понять людей пожилого возраста.

Так же мы думаем, что дети должны больше интересоваться жизнью стариков. Они обладают огромным опытом, жизненными мудростями

Когда мы провели данное мероприятие, решили позвонить своим бабушкам и дедушкам и поинтересоваться как они, что нового происходит у них в жизни

Ведь это очень важно чтобы тебе звонили и вспоминали.

Данное методическое пособие в дальнейшем могут использовать учителя для проведения классных часов, социальные педагоги для проведения воспитательных работ и так далее. В следующем учебном году мы уйдем из нашей школы, но мы очень хотим чтобы ученики продолжили развивать и работать над этой темой.

                                     5.   Использованные ресурсы

1)Бродский Г.М «Право и экономика пенсионного обеспечения », СПБ,1994

2)Дальпере В. «Правовая защита людей пожилого возраста ». М,1994

3) Карпенкова Т. «Основы социально-правовой защиты пожилых людей»;

«Психология зрелости и старения »,1998

4) Чуйков В.И; Рябов В.С « Великая Отечественная». М «Планета »,1985

5) http://www.google.ru

6) http://www.etoday.ru/tag

7) http://www.hdom.ru/archiv_business/page_199.html

                                                           Приложение 1

Тема общешкольного мероприятия:

  «Не обижайте старость!»

(методическое пособие для старших школьников)

Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, повышение степени информированности о проблеме демографического старения общества, индивидуальных и социальных потребностях пожилых людей, их вкладе в развитие общества, необходимости изменения отношения к пожилым людям;

Задачи:

  1. Раскрыть проблему демографического старения общества на основе представлений о физиологических особенностях процессов старения;
  2. Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах  развития общества,  воспитания молодёжи;
  3. Продолжить формирование нравственных качеств личности:  человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь;
  4.  воспитание чувства уважения к старшему поколению, внимания к окружающим, толерантности;

  5) развитие умения вести беседу по поставленной актуальной проблеме.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, фонограммы музыкальных композиций («А годы летят», «Как молоды мы были», «Дорогие мои старики»)

Оформление: ватман (макет дерева, яблочки зеленые и розовые), листовки учеников 7-х классов, ватманы с высказыванием Д.Леннона, В.А.Сухомлинского, народные мудрости.

          Место проведения: кабинет №44

Ход мероприятия.

1.Вступление: дорогие участники, я думаю, вам уже понятно, что разговор сегодня пойдет о пожилых людях. Мы хотим привлечение ваше внимания к проблемам людей пожилого возраст.  Показать значимость людей пожилого возраста в вопросах  развития общества,  воспитания молодёжи.

Ученик 4.

Люди пожилые,

Сердцем молодые,

Сколько повидали

Вы путей, дорог.

Горячо любили,

И детей растили,

 И надеждой жили:

Меньше бы тревог!

2. Особенности старости.

Учащийся 1.Старость -  возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма.

 В старости изменяются внешний вид, работоспособность, психика человека, течение многих заболеваний. Кожа истончается, становится менее эластичной, появляются морщины, пигментные пятна; волосы седеют, выпадают; уменьшается острота зрения, происходит помутнение хрусталика вплоть до развития катаракты. Ограничивается подвижность суставов, снижается умственная работоспособность, легче возникает утомление, наблюдается ослабление памяти на текущие события, нарушается сон. Нервные влияния на органы и ткани  ослабляются, а их чувствительность к гуморальным факторам повышается. Возрастные изменения в сосудистой стенке, в белковом и липидном обмене способствуют прогрессированию атеросклероза. Темп старения, степень изменения органов и систем неодинаковы у различных людей.

Учащийся 2. Старость — закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение — неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма; характеризуется развитием возрастной патологии и увеличением вероятности смерти. Исследованием закономерностей старения занимается геронтология, а изучением возрастной патологии — гериатрия.

 Учащийся 3.Время наступления старости условно. Мужчин и женщин в возрасте от 55—60 до 75 лет считают пожилыми, с 75 лет — старыми, с 90 лет — долгожителями. Предполагается, что видовая продолжительность жизни человека равна 92—95 годам.

Хотя в истории известно немало  фактов долгожительства: «Всех дней жизни Адамовой было 930 лет и он умер. Всех дней Ноевых было 950 лет и он умер. Всех же дней Мафусаила было 930 лет и он умер» - говорится в Священном Писании. Это данные, имеющие отношение к библейским персонажам. Там старость, как и жизнь, была длительной и нам не понятной полностью. О ней можно долго говорить и тем более писать. Но ведь Святое Писание не сбрасывали с неба, его писали простые смертные, жившие на земле и, несомненно, умершие в возрасте, в котором по – обыкновению умирают и сейчас современные люди. Люд, которые живут значительно меньше библейских героев! Человек в 70 – 80 лет – это уже теперь глубокий старик.

Давайте задумаемся об этом и на несколько минут представим себя на месте постаревшего человека.

Учащийся 1.Ни для кого не секрет, что старые люди нас раздражают. Они медлительны, они забывчивы, они ворчливы, они капризны как дети. Но давайте подумаем, почему они такие.

Учащийся 2. Медлительные – потому, что уже физически не могут быть быстрыми и шустрыми. Ведь старость – это время постепенного снижения жизненной активности. Всё больше дел и удовольствий, про которые приходится говорить: «Это не для меня». Стареющий человек уже не может реализовать многие свои желания.                                                

Учащийся 3. Они забывчивы, потому что старость разрушает и приводит в негодность все человеческие органы и системы: снижается слух, зрение, обоняние, осязание. Мучают очевидные перемены во внешности не в лучшую сторону. Со страхом вглядываются они в жестокое по своей правдивости зеркало: морщины, вялость и обвислость кожи, мутнеющий цвет глаз …

Учащийся 4. Они ворчливы, потому что это качество также является атрибутом старости. У каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать.

Учащийся 1.. Мы же не обижаемся на грудного младенца, когда тот кричит! Это его возрастная особенность – ему положено кричать. Не обижайтесь и на стариков – им по возрасту положено ворчать и поучать.

«Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право»,- писал В.А. Сухомлинский[1]                                       

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?

Учащийся 2: Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.                                                    

 Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Учащийся 3: По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

Учащийся 4. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье, пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном

разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

      3. Пожилой человек в семье.

Учащийся 1. У каждого из нас есть бабушки и дедушки, пожилые родственники и просто соседи. В наше время мы позволяем себе рассуждать о их достоинствах и недостатках, о проблемах, связанных с совместным проживанием, забыв мудрые заветы прошлого. А кто из нас никогда не ворчал на бабушку, чья опека кажется чрезмерной? Стыдно потом бывает, но не всегда хватает сил признать ошибку. В юности, по сведениям психологов, отношение к старикам особенно критично, иногда даже негативно. Хотя, казалось бы энергия молодости, опыт и мудрость старости должны дополнять друг друга. Что делать?

Учащийся 2: Ребята, Ваши дедушки и бабушки - счастливые люди, потому, что у них есть дети – ваши папы и мамы и есть вы – их любимые внучата.

Тяжело тем пожилым людям, у кого нет родных и близких. А иногда встречаются такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это страшно и горько. Не зря существует народная мудрость: «Твоя старость покажет – каких детей и внуков ты вырастил».

Сейчас ребята расскажут старую, но очень мудруя сказку, и очень отрадно, что из здесь присутствующих не узнает себя в героях этой сказки.

(дети рассказывают сказку)

Автор: В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Было ему много лет. За эти годы  глаза его стали плохо видеть, колени дрожали. Жил он вместе с сыном. Его женой и маленьким внуком.

Старик: Трудно-то как мне стало на белом свете жить. Видеть не вижу, слышать не слышу, хожу плохо. Вот только и осталось мне, что поговорить с сыном и невесткой.

Сынок, расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.

Сын: Некогда мне, отец с тобой говорить. Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.

Невестка: Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить да пироги печь. Вот с внуком своим говори. Ему делать нечего.

Внук: И не думаю я разговоры разговаривать. Меня ребята во дворе ждут в лапту играть.

Автор: Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

Невестка: Послушай, муж. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть. Пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

Сын: Как скажешь, жена. Тебе виднее.

Автор: С тех пор старик все время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски деревянной ложкой. И суп его был соленым-соленым. Потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что ее маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из чурочки вырезать. Целый день сидел.

Невестка: Слышишь, отец. Сын, то у нас какой трудолюбивый. На улицу к ребятам не идет. Весь день что-то строгает.

Сын: Он видит, что я целыми днями тружусь, вот и берет с меня пример.

Автор: Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

Невестка: Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?

           Внук: Ложки деревянные да миски.

Невестка: Неужто у нас в доме посуда кончилась?

Внук: Посуда не кончилась, но вы- то старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьете и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Автор: Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселем угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

А вы поняли, о чем шла речь? Какова мораль этой притчи?

(Обсуждение рассказа.)

Учащийся 2: Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину.

Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

Учащийся 1: А вот маленькие дети и пожилые люди хорошо находят общий язык. Они с удовольствием проводят время вместе: гуляют, играют. Это потому, что малыши позитивно воспринимают пожилых людей. Вспомните и своё детство

Учащийся 3. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда совсем не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания.

Кутает, когда все во дворе давно бегают раздетые. А то ещё придёт к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком. Ну что делать с такой бабушкой?  

Учащийся 4. Так что же делать, ребята, с такой бабушкой? Почему она себя так ведёт? (организуется общение)

Учащийся 1. А самое главное, ребята, надо уметь прощать. Она – то, сколько прощает тебе? Надо уметь терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ведь сам же ты знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Надо уметь любить. Любить за то, что бабушка «отдаёт» тебе свою жизнь. Любить потому, что бабушке твоей осталось жить гораздо меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё личное у неё позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

Учащийся 2. Нередко быт семьи – стирка, глажение белья, приготовление пищи, уборка квартиры, лежат на плечах наших бабушек. А место для отдыха бабушке отведено, как правило, на кухне. Зато внучка или внук имеют отдельную комнату. Одним словом, всё для детей и внуков и ничего для себя! А что же в ответ?

Учащийся 3.Сейчас я прочитаю вам рассказ Виля Казыханова, который, на мой взгляд, очень точно передаёт отношение  многих из нас и общества в целом к немощным старикам.

«Этот дом расположен на окраине города в малонаселённом районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и потому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей, третьи не смогли найти общего языка с невестками или внуками. Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом престарелых не так уж трудно. К нему от автобусной остановки ведёт узенькая тропинка, пройдя по которой около двухсот метров, утыкаешься в двери серого двухэтажного здания. Окна его тусклы, отчего, кажется, что от дома веет каким – то холодом. Вокруг него не растёт ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами. Во дворе (если можно так назвать пространство перед домом, где нет и забора) по утрам и вечерам прогуливаются три – четыре пары старых людей, о чём – то между собой переговариваясь. За ними иногда увязываются бродячие собаки, надеясь получить что – либо съестное, однако вскоре отстают.

Впрочем, старики не больно – то и обращают на них внимание, собаки просто – напросто убегают дальше по улице в поисках более приветливого места.

Самое любимое место стариков во дворе – та самая площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на груботёсанные скамейки и по долгу сидят , задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого – то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает. Некогда их родственникам, хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек, друзей. А если кто и приходит сюда, то всего лишь для того, чтобы оставить очередного престарелого на попечение санитарок и хозяек этого дома.

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25 – 30 лет, вся пышет здоровьем и неуёмной энергией, так что старушка еле поспевает за ней. Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно». Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

- Мне к шести часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей Алёши сегодня день рождения.

Поняв, что дальнейший разговор бесполезен, старушка изо всех сил старалась не отставать от молодой женщины. Ступив на крыльцо дома, женщина как – то просветлела и, облегчённо вздохнув, громко произнесла: «Слава Богу, наконец – то, дошли!». Правда, вокруг не было никого, кто мог бы разделить её радость. Назидательно сказав старушке: «Ты постой здесь, а я посмотрю, есть ли директор», она, широко распахнув входные двери, поспешила внутрь здания.

Однако, не успела старушка, сняв выцветший платок, даже пригладить сбившиеся в пути волосы, как услышала радостный голос:

- Давай, бабуля, пошли! Директор у себя. Но куда – то спешит, поэтому надо побыстрее к нему.

Старуха поспешно взяла тяжёлый узел в руки и пошла за женщиной. Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

-Проходите, пожалуйста, садитесь, - сказал он, вставая со своего места, я – хозяин этого дома. Кто такие будете вы?

Женщина вынула из сумочки, какой – то свёрток, небрежно завёрнутый в газету. И положила перед директором на стол:

- Вот, читайте. Здесь, между прочим, всё написано.

Директор, не говоря в ответ ни слова, взял со стола очки, вынул из кармана пиджака носовой платок, не спеша, старательно протёр стёкла очков. Затем развязал тесёмочку на свёртке и, развернув находившиеся там документы, не поднимая глаз, спросил:

-Ханум, а вы кем приходитесь Марфугеэби?

-Как это кем? Дочерью, конечно.

-Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

- Да, - ответила женщина, ничуть не смутившись, и в свою очередь спросила:

- Что – то не так с документами? Мне в СОБЕСе заверили, что «всё в порядке».

- Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор».

        Учащийся 4.Действительно ли «всё в порядке» в данной ситуации? Что вы думаете по этому поводу?

(организуется обсуждение)

Учащийся 1.Давайте всё же до конца дослушаем эту печальную историю.

« - Конечно, конечно, «всё в порядке», полуиронично сказал директор, бросив взгляд на женщину, - только одно мне непонятно: на какое время, на сколько вы оставляете свою маму у нас?

И на этот вопрос у женщины был готов быстрый ответ:

- Дело здесь не во мне. Она сама сюда захотела.

- Да, да, - поддержала её мать, - я сама напросилась. Захотела, чтобы жили по свободнее. Сколько разрешите, столько и буду жить.

         Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

- Сколько раз мы с Алёшей уговаривали её остаться. Ни в какую не соглашается. Упёрлась на своём, как деревенский бык. И всё тут!...

- Сейчас мне всё стало понятно, - сказал директор, тяжело вздохнув и опять вставая с места. Теперь вы, ханум, можете спокойно уходить, а вы, бабушка, немного подождите…

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор подошёл вплотную к старушке и спросил напрямую:

- Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, всё – таки пришли сюда?

- Да откуда такому желанию – то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. После смерти моего мужа, дочь вместе со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость лет. Так уж не обессудьте старуху».

Учащийся 2.Как вы думаете, чего же не смогла вынести пожилая женщина? Чем допекла её собственная дочь?

Учащийся 3. Джон Леннон [2]однажды очень тонко подметил: «Никто не замечает тебя, когда ты седеющий старик. Но все начинают любить тебя, когда над тобою три фута земли. Это потому, что мёртвых любить легко. Они уже не требуют ничего и не причиняют неудобств и неприятностей.

Учащийся 4.. Период, когда бабушки и дедушки состариваются и нуждаются в уходе и повседневной заботе – особый экзамен. Немощного и беспомощного человека требуется кормить, пеленать (менять бельё, памперсы), мыть, вытаскивать на прогулку в инвалидной коляске, покупать

дорогостоящие лекарства и выслушивать бесконечные жалобы о том, что у него болит, где колет, в каком месте режет … Часто в ответ на такие жалобы они слышат, что им уже умирать пора, а они всё плачут, да по врачам ходят. Да и сами врачи частенько холодно относятся к таким пациентам. Но очень хорошо на этот счёт сказала одна пожилая женщина: «Молодой и здоровой вы меня, конечно, не сделаете. Но облегчить моё состояние можете».

Действительно, у старых людей всё болит. Мы пока не можем себе этого даже представить. У нас чуть голова заболит или появится насморк – это уже повод обратиться к врачу, полечиться, устранить дискомфорт в организме. А в старости болевые ощущения проявляются гораздо острее, в старости болит не в одном каком – то месте, страдает весь организм – идёт необратимый процесс его разрушения.

Оглянитесь на себя, на своих родителей: возможно и ваше поведение по отношению к пожилым людям, к бабушкам и дедушкам заслуживает осуждения и сейчас самое время его пересмотреть.

 Милосердие, доброта, отзывчивость, бескорыстие – вот те качества, которые украшают в жизни любого человека и именно в проявлении таких качеств с вашей стороны нуждаются самые близкие для вас люди.                            

Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.

Вы ещё очень молоды. Молодость прекрасна тем, что в это время просто не задумываешься о старости. Молодость не боится старости. Она её не знает и не понимает. В большинстве своём она её не любит. Молодость считает, что она никогда не состарится, а если это произойдёт, то не скоро. Может быть в другой жизни. Но, увы, на самом деле человеческая жизнь очень быстротечна.

Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы, как мало они успели сделать и как они жалеют о своей молодости.

Старость – дело временное, оно касается всех. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.

Учащийся 1. Подлинная гуманность общества ли, семьи или отдельной личности определяется, прежде всего, отношением к детям и старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи нашим сородичам. И для самопознания, для постижения скрытых черт и собственной натуры самые точные критерии – сочувствие, добросердечное внимание не только к тем, кто имеет и умеет, но и к тем, кто уже всё отдал.

4. Пожилой человек в нашем обществе.

       Учащийся 2: Каково отношение к пожилым людям в нашем обществе?

 Этот случай произошёл в г. Днепродзержинске 22.04.2009г.. Подростки играли в гестапо: ветерана войны жгли калёным железом и резали осколками стекла. Конечно, такой поступок – вопиющая жестокость и безнравственность, к счастью, он единичен. Но разве, словом и невниманием нельзя ранить так же больно? Разве почти каждый из нас не сможет вспомнить случай, участником или свидетелем которого он был, когда к пожилым людям отнеслись неуважительно, сказали обидное слово или просто о них забыли? К сожалению, это так. Почему же в цивилизованном обществе, возможно, такое и как преодолеть неуважение к окружающим?

Учащийся 3. (читает рассказ).

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.        

 - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.                                                                                                 - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.                                                                                                                            - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.                    

  - А нам-то что? Он сам виноват.                                                                                                      - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.                                                                                      - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?                                                                              - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.                                                                      - Я тебя не пущу. Не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.                                                                                                                      

- Знаешь, да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!                                                                                                                   Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.                                                                                                  - Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?                                        - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.                                                                     - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».                                                                                                                          - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя есть «мобильник»?                                                                       Парень промолчал.

Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда…

Она поднялась и приблизилась к парню.    

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.                                                                                                                     - Неужели ты из-за какого-то бомжа можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.                                                                                           Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.                                                                                                                               - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызову «скорую». Потерпите, - она быстро пошла к телефонному аппарату.                                                                                                                                         - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.                                                                                                                                            - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае? Выбирайте свою дорогу!
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  4. Что проявила девушка по отношению к старому человеку? (сострадание)

Сострадание – особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь. Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

Учащийся 2.

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать        

Свое тепло другим

Быть добрым – значит понимать

          И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

          5.Военное прошлое наших стариков.

       Учащийся 4: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.

Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Кто, из вас проходя по 3 этажу, обращал внимание на стенды? А вы знаете, кто эти люди и почему в нашей школе помнят о них?

Петрачков Иван Васильевич. Родился в 1920 году. В 1939 был избран в ряды Советской Армии. С 1941г работал в Тбилисском артиллерийском училище. Готовил офицеров для фронта. С 15 января 1943 участвовал в боях. В 1944 вступил в КПСС. Войну закончил в Чехословакии, в городе Прага. В 1945 прибыл на Дальневосточный театр военных действий. Механизированный корпус, в котором служил Иван Васильевич вел бои в городах Дальнего Хингана. Имеет 10 правительственных наград. В 1959 был демобилизован из рядов Советской Армии и в том же году поступил на работу в сш.№130 преподавателем военного дела и физкультуры. В 1980г. ушел на пенсию.

Кошельников Евгений Васильевич. Родился 14 августа 1925 года в Уссурийске, в 1942 окончил 10 класс сш.№7 и был призван в военно-пилотное училище. В 1944 окончил училище. Участвовал в войне с Японией. После окончания войны, служил в армии до 1955 года. Награжден медалью «За победу в Великой Отечественной войне », «За победу над Японией ». В 1959 окончи Уссурийский Государственный Педагогический институт. Преподавал историю и обществознание в сш.№130. имеет 10 правительствующих наград. Умер 13 января 1992 года

6.Анкетирование учащихся по теме.

1.С каким из утверждений вы наиболее согласны:

А) «После 40 жизнь только начинается!»

Б) «После 40 в жизнь приходят разные болячки »

В) «Гении редко доживали до 40,и правильно делали»

2. Будете ли вы скрывать свой возраст от окружающих?

А) Нет, это глупо

Б) Всегда нужно убавлять себе несколько лет

В) Не вижу необходимости

3)Вы стараетесь следить за своим здоровьем, потому что… ?

А) Хочу реже обращаться к врачам

Б) Хочу продлить молодость

В) Не хочу  немощным встретить старость

4) Какой  вы представляете себе свою старость?

А) Спокойной, в окружении семьи

Б) Необременительной для окружающих, без тяжелых недугов

В) Никак не представляю, т.к просто стараюсь не думать об этом

5)Как вы относитесь  к пластическим операциям?

А) Они необходимы для людей публичных профессий

Б) В разумных количествах и по доступной цене их

можно          практиковать каждому в определенном возрасте

В) Это деньги, выброшенные на ветер, поскольку нельзя

обмануть время.

          7.Рефлексия.

Учащийся 1. «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.

- Я предлагаю вам сейчас составить свод правил, отражающих отношение к пожилым людям. Давайте продолжим:

«Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)

«Молодое поколение не должно …(обижать, унижать, оскорблять, … своих бабушек и дедушек)

Записать на цветных яблочках: имеют право-зеленые, молодое поколение не должно-розовые.

Учащийся 2. Все перечисленные вами качества присущи толерантному человеку. Подведем итог. Что же такое толерантность?

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это доброта.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – это путь к миру и согласию.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это терпение.

Толерантность – это сдержанность.

Учащийся 3.Сочетание всех этих качеств и есть гармония,  гармония в многообразии.

Учащийся 4.

Люди пожилые,

Пусть года былые.

Будут вам опорой,

Дети — все поймут.

 И поклон вам низкий

От родных и близких

И от всей отчизны

За бесценный труд!

Будем благодарны пожилым людям за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества, для сограждан.

Выступление представителя ветеранского совета УГО

Кошельников Евгений Васильевич

Петрачков Иван Васильевич


[1] Василий Александрович Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук СССР , кандидат педагогических наук, заслуженный учитель.

[2]Джон Леннон - британский рок-музыкант, певец,. участник группы «The Beatles»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День пожилых людей

Праздник посвящен пожилым людям...

Сценарий школьного мероприятия "День пожилых людей"

Этот материал посвящен людям пожилого возраста и проводится силами педагогов и учащихся на базе школы. В качестве зрителей приглашены жители нашего микрорайона...

сценарий дня пожилых людей

сценарий концертной программы ко дню пожилых людей...

Внеклассное мероприятие по теме "Поддержим пожилых людей" для младших школьников.

Внеклассное мероприятие для младших школьников по теме "Поможем пожилым людям" содержит в себе материал который поможет классным руководителям в проведении мероприятий посвещенным пожилым людям, заста...

Классный час «Люди пожилые, сердцем молодые», посвященный Международному дню пожилых людей.

Классный час «Люди пожилые, сердцем молодые», посвященный Международному дню пожилых людей....

Социальный проект «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)

Социальный проект«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!» (помощь пожилым людям)...