«РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ... В КОНФЛИКТАХ...»
методическая разработка (9 класс) на тему
внеклассное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 68 КБ |
test_konflikt.doc | 32 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ... В КОНФЛИКТАХ...»
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.
Цели:
- познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения
Оборудование: презентация, компьютер и интерактивная доска
1. Организационный момент
Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ... В КОНФЛИКТАХ...»
Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?
Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.
Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?
Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.
Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?
Дети:
Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Ответы детей:
Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.
Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
А что же такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. (слайд 4)
Структура конфликта (слайд 5)
∙ К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
∙ К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта
∙ И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
∙ К – конфликт
Виды конфликтов. (слайд 6)
3. Индийская сказка /слайд 7/
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.
4. Разновидности конфликтов. (слайд 8)
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов? (слайд9)
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
- В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
5. Предупреждение конфликтов (слайд 11)
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.
Микросценки:
∙ Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
- Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
∙ Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
5. Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник, вопрос «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся)
Вот как схематически можно отразить
«Нарастание конфликта» : (слайд 12)
6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Вопрос: «Что происходит, если конфликт разрешается правильно?» (ответы уч-ся)
А вот какова схема
«Разрешение и предотвращение конфликта»: (слайд 13)
8. Временный разрыв
7. Согласие
6. Понимание
5. Умение слушать
4. Анализ своих действий
3. Компромисс
2. Юмор
1. Нежность (признание достоинств)
Общение – основа разрешения конфликта.
6. Разбор ситуаций
1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).
∙ Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
∙ Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ответьте на вопросы:
- Что такое конфликт?
- Почему возник конфликт?
- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
∙ Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.
7. Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить стихами . (ученики)
Расставьте знаки препинания... в конфликтах...
Елена Буторина
Из альбома "Любовь не ведёт счёт обидам..."
... Вы собрались в семье немного... поскандалить?!.
Что ж, вещь хорошая... Полезная... Но всё ж...
Составьте «план» баталий... Иль хотя б «сценарий»...
И рассчитайте: «что посеешь», «что пожнёшь»!!!
... Иметь хотите после стычки «знак вопроса» –
Слегка задуматься заставить?!. Но зачем???
Без пререканий, распрей сделать это проще...
Иль всё вы любите решать «на острие»?!.
... Стремитесь в ссоре вы поставить «запятую» –
Лишь прояснить «по мелочам»?!. А дальше – мир?!.
Так не растратьте ж вы энергию впустую!..
Всё можно дружно, подобру обговорить...
... А может, «магии» вы ждёте «двоеточий» –
Чтобы попунктно отношенья уточнить?!.
Не лучше ли тогда предвзятости отбросить
И всё без слёз, спокойно, мирно обсудить?!.
... В конце желаете добиться «восклицанья» –
Победных возгласов шальных: «гип-гип-ура»?!.
Немного самоутвердиться в том скандале?!.
Но то... не лучший способ что-то доказать!!!
... Иль в результате вам потребно «многоточье» –
Хотите сделать в отношеньях перерыв?!.
Любовь проверить вы желаете на прочность?!.
Ну, так скажите же об этом без обид!!!
... Но если ж ставить собираетесь вы «точку» –
Совсем последнюю... и после – разойтись,
Тогда подумайте о боли одиночеств!!!
Чтоб поздно не было друг другу всё простить...
... Итак, осмыслите, всё взвесьте, просчитайте!!!
И прежде, чем в конфликт с любимыми вступать,
Расставьте правильно все «знаки препинания»...
Решите: может, спор не стоит начинать?!.
Слова учителя
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Предварительный просмотр:
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто- 3 балла
- От случая к случаю- 2
Редко- 1
Ответы:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.
Тип «А»-1,6,11
тип «Б»- 2,7,12
тип «В»- 3,8,13
тип «Г»- 4,9,14
тип «Д»- 5,10,15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий»тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный»стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Обработка результатов теста.
Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6, 11- это тип поведения «А» и т.д.
Тип «А»- 1, 6, 11
- Тип «Б»- 2,7,12
- Тип «В»- 3, 8, 13
- Тип «Г»- 4, 9, 14
Тип «Д»- 5, 10, 15
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.
«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти».Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.