Рабочая программа по ФК в ГПД
рабочая программа на тему
Содержание спортивного часа взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gpd.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАСМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы №34
На заседании МС __________Леппик С.А. протокол № от____________
«Согласовано»
зам. директора по УВР
рабочая программа
физкультурных занятий
в ГПД на ______ учебный год
Руководитель: _________
Количество часов в неделю: 2 часа
Всего: 70 часов
Пояснительная записка
Спортивный час в группах продлённого дня (далее ГПД) способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.
На физкультурных занятиях в ГПД решаются следующие задачи:
- создание условий для развлечения и физической разрядки детей;
- достижение оздоровительного и рекреативного эффекта;
- совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков (подвижных и спортивных игр), изучаемых на уроках физической культуры;
- воспитание интереса к физкультурным и спортивным занятиям.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах. Основная форма занятий в ГПД - урочная, с активным участием обучающихся в ее организации и проведении. Во время занятий в игровой и соревновательной форме выполняются игры и упражнения, изученные на уроках физической культуры.
Оздоровительные занятия являются составной частью режима учебного дня, что в значительной мере должно определять их содержание. Оно зависит от нагрузки, полученной обучающимися в течение учебного дня.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес обучающихся к занятиям. Примерная организация занятия:
- Организованный выход, построение
- Подвижные и спортивные игры
- Занятия по интересам и упражнения восстановление на дыхание, укрепление осанки, гимнастические упражнения, игры на внимание и т.д.
В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов. Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки.
При выраженном утомлении следует предложить обучающимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе группы окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др. Учитывая интересы обучающихся, воспитатель (учитель) должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность, активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные занятия должны отвечать по своему характеру основной цели – обеспечению активного отдыха обучающихся, укреплению их здоровья и повышению двигательной подготовленности.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр нужно придерживаться правила постепенного повышения физической нагрузки и снижения её в конце занятий. В заключительной части можно использовать ходьбу с различными движениями рук и игры малой интенсивности. Организованная часть занятий должна занимать примерно 20-30 минут, оставшееся время используется на самостоятельное выполнение игр и физических упражнений, рекомендованных обучающимся на уроках физической культуры как домашние задания.
Для повышения результативности занятий физическими упражнениями и играми во время спортивного часа воспитателю следует заранее планировать содержание занятий, их организацию, необходимый инвентарь с учётом знаний, умений и навыков обучающихся, полученных на уроках физической культуры.
Обучающиеся младших классов испытывают особую потребность в движении. Но движения не должны быть продолжительными по времени и однообразными, их надо обязательно чередовать с кратковременным отдыхом, чтобы не вызвать утомления. В числе различных упражнений для этого возраста могут быть рекомендованы знакомые им по уроку физической культуры:
- упражнения с большими и малыми мячами, футболами: подбрасывание и ловля, удары мяча об пол и стенку, перебрасывание мяча друг другу в кругу, парах, шеренгах, колоннах и т.д.;
- ходьба с различными движениями рук, с изменением длины шага (короткий, широкий) и темпа (ускоренный и замедленный);
- бег с различной скоростью в чередовании с ходьбой, с преодолением несложных препятствий, с изменением направления по сигналу, в парах с различными передачами мяча;
- прыжки на месте (на одной и двух ногах) со скакалкой, в длину с места, с разбега, в высоту через верёвочку, скакалочку;
- метание малого мяча (снежка) в цель, на дальность.
При проведении физкультурных занятий воспитателю следует широко применять скакалки, мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, число которых должно соответствовать количеству обучающихся в группе.
Однако в основе занятий с учениками младших классов должны быть подвижные игры. Лучше, если в числе используемых игр будут те, которые известны детям по урокам физической культуры и пользуются у них наибольшим интересом. Допустимо применение и новых игр, но только увлекательных и с простыми правилами. На одном занятии не следует проводить более 2-3 игр.
При плохой погоде спортивный час можно проводить в помещении государственного образовательного учреждения, в рекреациях. В этих случаях используются игры низкой и средней интенсивности.
Обучающиеся этого возраста любят и простейшие соревнования. Они могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит дистанцию 25-30 метров, кто дальше прыгнет в длину с места или с разбега, кто выше прыгнет в высоту с места или разбега, кто дальше бросит мяч (снежок). Можно использовать и такие виды соревнований: бег с обручем по прямой дорожке до 25 метров, бег с короткой скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность и т.д.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень предшествующей физической подготовки.
Цель: повышение уровня физического развития учащихся, развитие основных физических качеств, снятие психо-эмоционального напряжения у детей.
Задачи:
- изучение подвижных игр родного края, страны, народов мира;
- развитие интереса учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание здорового образа жизни.
УУД
1.Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (когда идёт работа над блоком Игры народов...) структурирование знаний (в конце изучения блока);
2. Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра;
3. Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни
4.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия.
Поурочное планирование
«Спортивный час в ГПД»
(1-2 класс)
I полугодие
Занятие № 1
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности.
1. Рассказать о правилах безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми на спортивной площадке.
2. Провести игру «Салки» (различные варианты), «Пионербол».
3. Комплекс упражнений на удержание правильной осанки (1-2 упражнения).
Занятие № 2 - 3
Тема: Совершенствование умения быстро бегать, воспитание дисциплинированности.
1. Формирование навыков быстрого реагирования на сигнал в игре «Ворона и воробьи».
2. Развитие скорости движений, быстроты реакции в эстафетах с элементами лёгкой атлетики: бег, прыжки, метание в цель («Кто самый быстрый…» и т.д.).
Занятие № 4
Тема: Формирование навыков владения мячом.
- Развитие выносливости в различных вариантах «Салок».
- Отработка умения владеть мячом, развитие координации, быстроты движений, ловкости в эстафетах с элементами мини-футбола и гандбола: ведение мяча, ловля – передача, обведение стоек – ограничителей.
Занятие № 5
Тема: Отработка навыка владения мячом.
- Развитие навыков меткого попадания по подвижной цели в игре «Охотники и утки».
- Отработка навыка владения мячом в игре «Пионербол» (д), мини-футбол (м) (по упрощённым правилам).
- Провести дыхательную гимнастику (1 -2 упражнения)
Занятие № 6-7
Тема: Формирование умения быстрого реагирования на сигнал, воспитание чувства ответственности перед коллективом, товарищества.
- Развитие ловкости, быстроты реакции, скорости в играх «Пустое место», «Бег за флажками».
- Развитие скорости движений, быстроты реакции в эстафетах с элементами лёгкой атлетики: бег, прыжки, метание в цель.
- Повторить упражнения на формирование правильной осанки (3-4 упр.).
Занятие № 8
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
- Игры по интересам детей, разученные на предыдущих уроках.
- Развитие ловкости, быстроты реакции, скорости в играх «Третий лишний», «Шишки, жёлуди орехи», «Удочка» и др.
Занятие № 9
Тема: Закрепление навыков владения мячом в играх и эстафетах.
- Ознакомление с правилами игры бадминтон.
- Совершенствование быстроты, ловкости, координации, воспитание чувства коллективизма в играх и эстафетах типа «Весёлых стартов» (5 – 7 эстафет) с мячом.
- Комплекс упражнений для глаз (2-3 упражнения) и развитие внимательности.
Занятие № 10
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности в спортивных играх.
1.Напомнить правила безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми в спортивном зале.
2. Совершенствование двигательных способностей владения мячом в
3. Повторить комплекс упражнений для глаз (2-3 упражнения).
Занятие № 11
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре, воспитание дисциплинированности.
1. Развитие выносливости в различных вариантах «Салок» с элементами гимнастики («Салки – упор присев», «Салки – группировки»).
2. Отработка умения владеть мячом в игре «Пионербол», умения передач и ловли мяча - «Гонка мячей по кругу», «Мяч водящему».
Занятие № 12
Тема: Отработка умения точного попадания по подвижной цели в играх с метанием.
- Отработка умения точного попадания по цели в игре «Перестрелка».
- Развитие координации, быстроты движений, ловкости в эстафетах типа «Весёлые старты» (со скакалкой, с гимнастической палкой).
- Комплекс упражнений на удержание правильной осанки (2-3 упражнения).
Занятие № 13, 14
Тема: Закрепление двигательных умений в эстафетах с элементами гимнастики и умения точного попадания и владения мячом.
1.Развитие навыков меткого попадания по подвижной цели в игре «Перестрелка».
2. Развитие двигательных способностей в эстафетах типа «Весёлые старты» - полоса препятствий.
3. Провести дыхательную гимнастику (1 -2 упражнения)
Занятие № 15
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
- Отработка навыка владения мячом в игре «Пионербол», «Перестрелка».
- Игры по интересам детей, разученные на предыдущих уроках.
- Комплекс дыхательной гимнастики и упражнений на удержание осанки.
Занятие № 16
Тема: Отработка умения владеть мячом, воспитание умения не нарушать правила игры.
1. Развитие координации, быстроты движений, ловкости в эстафетах с элементами полосы препятствий.
2. Отработка навыка владения мячом в играх (по упрощённым правилам).
3. Упражнения на формирование правильной осанки.
II полугодие
Занятие № 1(17)
Тема: Развитие внимания, быстроты реакции, умения точно бросать мяч, воспитание дисциплинированности.
1. Рассказать о правилах безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми в зимний период на свежем воздухе (с лыжами и санками).
2. Провести игру «Салки» (различные варианты), «Перестрелка», «Охотники и утки».
Занятие № 2 – 3(18)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах, воспитание дисциплинированности
1. Развитие выносливости в игре на лыжах «За вожаком», «Борьба за флажки» (кто без лыж – футбол на снегу, игра «Взять крепость»).
2. Отработка умения держать равновесие, стоя на одной лыже – игра «Карусель».
Занятие № 4 (19)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники спуска в «ворота», воспитание чувства ответственности и сопереживания за команду.
1. Развитие скоростной выносливости в игре «Все за вожаком» (кто без лыж – футбол на снегу, метание снежков в цель).
2. Отработка техники спуска в «ворота» - «Спуск в ворота», «Не задень» (на лыжах и санках).
Занятие № 5(20)
Тема: Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники одноопорного скольжения.
1. Развитие выносливости в игре «Гонка с гандикапом».
2. Отработка техники одноопорного скольжения в игре «Сделай меньше шагов».
Занятие № 6 - 7 (21 - 22)
Тема: Совершенствование техники передвижения на лыжах, спусков и подъемов.
1. Развитие выносливости в игре «Все за вожаком», «Кто быстрее» (кто без лыж – футбол на снегу, метание снежков, подвижная игра «Взять высоту»).
2. Отработка техники спуска в «ворота» - «Спуск в ворота», «Не задень» и др.
Занятие № 8 (23)
Тема: Совершенствование двигательных способностей в эстафетах на лыжах и с санками.
- Развитие скоростной выносливости в эстафетах: «Самокат», «Буксир», «Сороконожка», «Буксир - толкач».
- Отработка техники подъёма и спуска с горки: «Кто дальше проскользит».
Занятие № 9 (24) - 10 (25)
Тема: Контроль умения самостоятельной организации игр на лыжах и санках, воспитание организованности.
- Игры по выбору учащихся, свободное катание на лыжах и санках.
Занятие № 11(26)
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре, развитие быстроты и внимательности.
- Напомнить о правилах безопасного поведения на занятиях спортивными (подвижными) играми в спортивном зале и спортивной площадке.
- Развитие быстроты и внимательности в играх «Шишки, жёлуди, орехи», «Третий лишний», «Удочка» и др.
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнёра, развитие координации в играх по упрощенным правилам.
Занятие № 12 (27)
Тема: Отработка умения владеть мячом в играх – эстафетах, воспитание честности.
- Комплекс упражнений на осанку (3-4 упражнения).
- Закрепить навыки в ловле и передачи мяча в играх «Гонка мячей», «Мяч среднему», «Два круга с мячом».
Занятие № 13 (28)
Тема: Отработка умения владеть мячом в играх с элементами волейбола.
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнёра, развитие координации, в игре «Пионербол» упрощенным правилам, «Игра через сетку»
- Комплекс упражнений на удержание правильной осанки и игра на внимание: «Пол, нос, потолок».
Занятие № 14 (29)
Тема: Отработка умения владеть мячом в игре футбол, «Охотники и утки», «Пионербол».
- Развитие умения точного попадания по движущейся цели в игре «Охотники и утки».
- Отработка навыка владения мячом в играх пионербол, футбол (по упрощённым правилам).
- Комплекс упражнений на дыхание и игра на внимание «Класс, смирно!».
Занятие № 15 (30)
Тема: Отработка умения выполнять легкоатлетические упражнения, воспитание чувства коллективизма, сопереживания за команду.
- Отработка умений выполнять легкоатлетические упражнения в различных эстафетах (бег прыжками, с метанием в цель).
- Отработка навыков самостоятельно соблюдать правила в играх футбол (мальчики), «Пионербол» (девочки).
Занятие № 16 (31)
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
- Отработка умений выполнять легкоатлетические упражнения в различных эстафетах (бег, прыжки, метание в цель).
- Контроль умений и навыков самостоятельности организации игр, разученных на уроках.
Занятие № 17- 18 (32-33)
Тема: Отработка умения самостоятельно организовывать игры.
- Игры по интересам и выбору детей.
- Комплекс упражнений на формирование правильной осанки и дыхательной гимнастики.
Занятие № 19-20 (34-35)
Тема: Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности.
- Отработка умений выполнять легкоатлетические упражнения в различных эстафетах (бег, прыжки, метание в цель).
- Контроль умений и навыков самостоятельности организации игр, разученных на уроках.
Тематическое планирование
№ с н.г | № с н.п | Темы занятия | Дата | ||||
1 кл | 2 кл | 1 кл | 2 кл | ||||
Пл. | Фак | ||||||
1 | 1 | Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности. Инструктаж по Т/Б. | 3/09 | 5/09 | |||
2 | 2 | Совершенствование умения быстро бегать, воспитание дисциплинированности | 10/09 | 12/09 | |||
3 | 3 | Совершенствование умения быстро бегать, воспитание дисциплинированности | 17.09 | 19.09 | |||
4 | 4 | Формирование навыков владения мячом | 24.09 | 26.09 | |||
5 | 5 | Отработка навыка владения мячом | 01.10 | 03.10 | |||
6 | 6 | Формирование умения быстрого реагирования на сигнал, воспитание чувства ответственности перед коллективом, товарищества | 08.10 | 10.10 | |||
7 | 7 | Формирование умения быстрого реагирования на сигнал, воспитание чувства ответственности перед коллективом, товарищества | 15.10 | 17.10 | |||
8 | 8 | Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности. | 22.10 | 24.10 | |||
9 | 9 | Закрепление навыков владения мячом в играх и эстафетах | 29.10 | 31.10 | |||
10 | 10 | Развитие внимания, быстроты реакции, воспитание дисциплинированности в спортивных играх. | 12.11 | 14.11 | |||
11 | 11 | Отработка умения владеть мячом в игре, воспитание дисциплинированности | 19.11 | 21.11 | |||
12 | 12 | Отработка умения точного попадания по подвижной цели в играх с метанием. | 26.11 | 28.11 | |||
13 | 13 | Закрепление двигательных умений в эстафетах с элементами гимнастики и умения точного попадания и владения мячом. | 03.12 | 05.12 | |||
14 | 14 | Закрепление двигательных умений в эстафетах с элементами гимнастики и умения точного попадания и владения мячом. | 10.12 | 12.12 | |||
15 | 15 | Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности. | 17.12 | 19.12 | |||
16 | 16 | Отработка умения владеть мячом, воспитание умения не нарушать правила игры | 24.12 | 26.12 | |||
17 | 1 | Развитие внимания, быстроты реакции, умения точно бросать мяч, воспитание дисциплинированности. | 14.01 | 16.01 | |||
18 | Отработка умения передвижения на лыжах, воспитание дисциплинированности | 21.01 | 23.01 | ||||
19 | 2 | Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники спуска в «ворота», воспитание чувства ответственности и сопереживания за команду. | 28.01 | 30.01 | |||
20 | 3 | Отработка умения передвижения на лыжах на скорость и техники одноопорного скольжения. | 04.02 | 06.02 | |||
21 | 4 | Совершенствование техники передвижения на лыжах, спусков и подъемов. | 11.02 | 13.02 | |||
22 | 5 | Совершенствование техники передвижения на лыжах, спусков и подъемов. | 18.02 | 20.02 | |||
23 | 6 | Совершенствование двигательных способностей в эстафетах на лыжах и с санками. | 25.02 | 27.02 | |||
24 | 7 | Контроль умения самостоятельной организации игр на лыжах и санках | 04.03 | 06.03 | |||
25 | 8 | Контроль умения самостоятельной организации игр на лыжах и санках | 11.03 | 13.03 | |||
26 | 9 | Отработка умения владеть мячом в игре, развитие быстроты и внимательности | 18.03 | 20.04 | |||
27 | 10 | Отработка умения владеть мячом в играх – эстафетах | 01.04 | 03.04 | |||
28 | 11 | Отработка умения владеть мячом в играх с элементами волейбола | 08.04 | 10.04 | |||
29 | 12 | Отработка умения владеть мячом в игре футбол, «Охотники и утки», «Пионербол». | 15.04 | 17.04 | |||
30 | 13 | Отработка умения выполнять легкоатлетические упражнения, воспитание чувства коллективизма, сопереживания за команду. | 22.04 | 24.04 | |||
31 | 14 | Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности. | 29.04 | 15.05 | |||
32 | 15 | Отработка умения самостоятельно организовывать игры. | 06.05 | 22.05 | |||
33 | 16 | Отработка умения самостоятельно организовывать игры. | 13.05 | 29.05 | |||
34 | 17 | Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности | 20.05 | ||||
35 | 18 | Контроль умений и навыков самостоятельной организации игр, воспитание организованности | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...