Редкие и исчезающие растения Ненецкого Автономного округа
методическая разработка (8 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия "Редкие и исчезающие растения НАО". Целью разработки данного мероприятия послужило расширение и углубление знаний учащихся о растениях НАО, а также воспитание чувства ответственности за всё живое на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.doc | 150.5 КБ |
redkie_i_ischezayushchie_rasteniya_nenetskogo_avtonomnogo_okruga.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района «Средняя общеобразовательная школа с. Несь»
Разработка внеклассного мероприятия
«Редкие и исчезающие растения Ненецкого Автономного округа»
Разработала и провела: учитель биологии Протопопова Ольга Юрьевна
с. Несь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассное мероприятие
«Редкие и исчезающие растения Ненецкого Автономного округа»
Цель: формирование целостных знаний о природе своего края.
Задачи:
- Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о Красной книге НАО; о редких и исчезающих видах растений НАО, их охране.
- Развивающие: развивать у учеников эстетические чувства и умение любоваться красотой окружающего мира; повысить общий интеллектуальный уровень, умение согласованно работать в коллективе;
- Воспитательные: воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Ход мероприятия:
- Организационный момент
- Разминка «Кто же это?»
- 1 конкурс «Стоп – кадр»
- 2 конкурс «Угадай по описанию»
- 3 конкурс «Алфавит»
- 4 конкурс «Кроссворд»
- 5 конкурс «Пантомима»
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, презентация «Редкие и исчезающие растения Ненецкого Автономного округа», листочки с буквами алфавита, магниты.
Категория учащихся: 8 – 9 классы
«Там, где вырождаются растения,
не может жить человек».
Г. Ф. Гегель.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, друзья и гости нашего мероприятия! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по стране растений. Здесь вас ждут увлекательные конкурсы, викторины, загадки. А прежде чем отправиться в путешествие мы должны познакомиться с командами, которые будут путешествовать.
Представление команд.
Ведущий: Молодцы, удачи вам в путешествии! Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри.
Представление жюри.
Ведущий: Итак, начнем! А начнем мы с разминки.
РАЗМИНКА «КТО ЖЕ ЭТО?» (слайд 3 – 4)
Ведущий: Многолетнее травянистое светло – зеленое растение 15 – 35 см высотой, часто с пурпурным оттенком, с прямым паутинисто – опушенным, в нижней части фиолетовым стеблем и немногочисленными, часто клочковато – паутинисто – опушенными листьями, прикорневыми – яйцевидными и стеблевыми – линейно – ланцентыми. Язычковые цветки ярко – желтые, обычно с розоватым оттенком, с наружной стороны красновато – оранжевые. Семейство Астровые (Сложноцветные) (слайд 3).
Ведущий: Как называется растение? Не забудьте, что видовое название состоит из двух слов.
Команды по очереди называют буквы, которые, как они считают, должны быть в этом слове. Ведущий открывает правильно угаданные буквы.
П | Е | П | Е | Л | Ь | Н | И | К | Т | У | Н | Д | Р | О | В | Ы | Й |
Ведущий: Молодцы! (слайд 4). Переходим к 1 конкурсу.
КОНКУРС 1 «СТОП – КАДР» (слайд 5 – 10)
Ведущий: конкурс называется «Стоп – кадр». Узнайте растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда (слайд 5).
- Ветреница лесная (слайд 6)
- Стерис альпийский (смолка альпийская) (слайд 6)
- Живокость холодолюбивая (дельфиниум холоднолюбивый) (слайд 7)
- Лютик серножелтый (слайд 7)
- Купальница открытая (жарок открытый) (слайд 8)
- Пион уклоняющийся (п. Марьин корень) (слайд 8)
- Мак полярный (слайд 9)
- Родиола розовая (золотой корень) (слайд 9)
- Фиалка наскальная (слайд 10)
- Колокольчик одноцветковый (слайд 10)
КОНКУРС 2 «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» (слайд 11 – 15)
Ведущий: конкурс называется «Угадай по описанию». С помощью четырех подсказок угадайте, о каких известных растениях идет речь. За выполнение этого задания команда получает 3 балла. Если отгадать растение получиться после второй подсказки, добавляется 1 балл (слайд 11).
А. Травянистый многолетник со стержневым, толстым, маловетвистым корнем.
Б. Растение двудомное, цветки однополые. Собраны в густое щитковидное соцветие, чашечка и венчик окрашены одинаково в желтый цвет, иногда с красноватым или зеленоватым оттенком.
В. Запах свежего корневища напоминает запах розы.
Г. Семейство Толстянковые (слайд 12).
Ведущий: Молодцы! Правильно это родиола розовая (золотой корень) (слайд 13).
А. Венчик красный (или пурпурно - розовый), широко раскрытый.
Б. Красиво цветущее лекарственное многолетнее травянистое растение до 1 м высотой.
В. Семейство Пионовые.
Г. Цветки одиночные, крупные до 15 см в диаметре (слайд 14).
Ведущий: Молодцы! Правильно это пион уклоняющийся (п. Марьин корень) (слайд 15).
КОНКУРС 3 «АЛФАВИТ» (слайд 16 – 25)
Ведущий: конкурс называется «Алфавит». Командам предлагаются листочки с буквами алфавита. За 20 минут команды должны вспомнить и написать на каждую букву алфавита название растений Красной книги НАО. За каждое название команда получает 1 балл (слайд 16).
- Ахорифрагма голостебельная (слайд 17)
- Бурачок обратнояйцевидный (слайд 17)
- Ветреница лесная (слайд 18)
- Гудайера ползучая (слайд 18)
- Жирянка альпийская (слайд 19)
- Звездчатка реснитчатая (слайд 19)
- Ива отогнутопочковая (слайд 20)
- Камнеломка жестколистная (слайд 20)
- Ллойдия горная (слайд 21)
- Мятлик укороченный (слайд 21)
- Овсяница дюнная (слайд 22)
- Примула мучнистая (слайд 22)
- Родиола розовая (слайд 23)
- Стерис альпийский (слайд 23)
- Тонконог азиатский (слайд 24)
- Фиалка наскальная (слайд 24)
- Чина волосистая (слайд 25)
- Ясколка крупная (слайд 25)
Ведущий: Молодцы! Как много вы знаете! Передайте листочки с ответами членам жюри. А мы с вами переходим к следующему конкурсу.
КОНКУРС 4 «КРОССВОРД» (слайд 26 – 32)
Ведущий: конкурс называется «Кроссворд». Команды разгадывают кроссворд. Правильно разгаданный кроссворд приносит команде 10 баллов и еще 5 баллов получает команда, которая первой справилась с этим заданием. На слайдах будут показаны растения, ваша задача угадать растение и вписать в нужные клеточки кроссворда (слайд 26).
- Ахорифрагма голостебельная(слайд 27).
- Лихнис ненецкий (слайд 27).
- Лихнис ненецкий (слайд 28).
- Камнеломка жестколистная (слайд 28).
- Примула мучнистая (слайд 29).
- Вероника колосистая (слайд 29).
- Ллойдия горная (слайд 30).
- Лапчатка Кузнецова (слайд 30).
- Жирянка альпийская (слайд 31).
9Ж | 5П | |||||||||||||
И | Р | |||||||||||||
Р | 6В | Е | Р | О | Н | И | К | А | ||||||
Я | М | |||||||||||||
Н | У | |||||||||||||
К | 2Л | Л | ||||||||||||
1А | Х | О | Р | И | Ф | 3Р | А | Г | М | А | ||||
Х | О | |||||||||||||
Н | Д | |||||||||||||
И | И | |||||||||||||
С | О | |||||||||||||
Л | 8Л | |||||||||||||
4К | А | М | Н | Е | 7Л | О | М | К | А | |||||
Л | П | |||||||||||||
О | Ч | |||||||||||||
Й | А | |||||||||||||
Д | Т | |||||||||||||
И | К | |||||||||||||
Я | А |
Ведущий: Молодцы! И все то вы знаете! Передайте листочки с ответами членам жюри. А мы с вами переходим к следующему конкурсу. А сейчас мы с вами посмотрим ответы (слайд 32).
КОНКУРС 5 «ПАНТОМИМА» (слайд 33 – 37)
Ведущий: конкурс называется «Пантомима». Участники команд должны по рассказу угадать, что это за растение и нарисовать его. На обдумывание задания командам даётся 15 минут (слайд 33)
1 команда: Семейство Орхидные. Травянистое многолетнее растение 30 – 50 см высотой. Клубни большей частью двулопастные с длинными утонченными концами лопастей. Стебель тонкий, часто извилистый. Листья узколанцетные 5 – 15 мм шириной, плоские, почти прямые, вверх направленные или слегка дуговидно – изогнутые, чаще пятнистые на верхней поверхности. Цветки собраны в густой колос. Губа глубоко трехлопастная с рисунком из сплошных или коротких прерывистых линий. Цветки фиолетово – пурпурные или пурпурные (слайд 34).
Ведущий: это Пальцекорник Траунштейнера (слайд 35)
2 команда: Семейство Маковые. Травянистый многолетник, образующий небольшие дерновинки, основу которых составляют остатки черешков отмерших листьев. Листья короткие 2 – 5 см длиной, перисто – рассеченные на 3 – 7 притупленных долей, покрытые рыжеватыми щетинистыми волосками. Цветоносы 8 – 5 см высотой обычно дуговидно или извилисто искривленные, густо опушены оттопыренными темно – бурыми волосками. Цветки белые или желтые с немногочисленными тычинками. Лепестки 1 – 1,5 ми длиной. Коробочки обратнояйцевидные, покрытые темно – бурыми щетинками 1 – 2 мм длиной (слайд 36).
Ведущий: это Мак полярный (слайд 37).
Ведущий: Молодцы! Как много вы знаете! Передайте свои рисунки жюри. Пока жюри подводит итоги я хочу вам зачитать стихотворение Николая Константиновича Старшинова «Давайте сохраним» (слайд 38)
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся.
Давайте наши
Души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся…
Ведущий: А теперь слово предоставляется жюри.
Жюри объявляет результаты конкурсов. Награждает участников (Победителям вручают дипломы и памятные подарки, проигравшим – сертификаты об участии и памятные подарки).
Ведущий: Спасибо всем большое. До новых встреч (слайд 39).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Красная книга Ненецкого Автономного округа/ Официальное издание. Отв. ред. Н.В. Матвеева, науч. ред. О.В. Лавриненко, И.А. Лавриненко. Нарьян – Мар, 2006. 450 с.
- Ненецкий Автономный округ. Энциклопедический словарь. М.: Дом Книги «Аванта +», 2001. – 304 с.
- Стихотворение Н. К. Старшинова «Давайте сохраним».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
П | Е | П | Е | Л | Ь | Н | И | К |
Т | У | Н | Д | Р | О | В | Ы | Й |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е (Ё) | |
Ж | |
З | |
И | |
К | |
Л | |
М | |
Н | |
О | |
П | |
Р | |
С | |
Т | |
У | |
Ф | |
Х | |
Ц | |
Ч | |
Ш | |
Щ | |
Э | |
Ю | |
Я |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
9 | 5 | |||||||||||||
6 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
1 | 3 | |||||||||||||
8 | ||||||||||||||
4 | 7 | |||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
№ | Название конкурса | 1 команда «________________» | 2 команда «________________» |
1 конкурс «Стоп – кадр » | |||
2 конкурс «Угадай по описанию» | |||
3 конкурс «Алфавит» | |||
4 конкурс «Кроссворд» | |||
5 конкурс «Пантомима» | |||
Итоги: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Там, где вырождаются растения, не может жить человек». Г. Ф. Гегель. Задачи: Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о Красной книге НАО; о редких и исчезающих видах растений НАО, их охране. Развивающие: развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой окружающего мира; повысить общий интеллектуальный уровень, умение согласованно работать в коллективе; Воспитательные: воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
РАЗМИНКА «КТО ЖЕ ЭТО?» Многолетнее травянистое светло – зеленое растение 15 – 35 см высотой, часто с пурпурным оттенком, с прямым паутинисто – опушенным, в нижней части фиолетовым стеблем и немногочисленными, часто клочковато – паутинисто – опушенными листьями, прикорневыми – яйцевидными и стеблевыми – линейно – ланцетными. Язычковые цветки ярко – желтые, обычно с розоватым оттенком, с наружной стороны красновато – оранжевые. Семейство Астровые (Сложноцветные).
ПЕПЕЛЬНИК ТУНДРОВЫЙ
КОНКУРС 1 «СТОП - КАДР» Задание: узнайте растение по его фотографии. Команды отвечают по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.
Ветреница лесная Стерис альпийский (смолка альпийская)
Живокость холодолюбивая (дельфиниум холоднолюбивый) Лютик серножелтый
Купальница открытая (жарок открытый) Пион уклоняющийся (п. Марьин корень)
Мак полярный Родиола розовая (золотой корень)
Фиалка наскальная Колокольчик одноцветковый
КОНКУРС 2 «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Задание: с помощью четырех подсказок угадайте, о каких известных растениях идет речь. За выполнение этого задания команда получает 3 балла. Если отгадать растение получиться после второй подсказки, добавляется 1 балл.
А. Травянистый многолетник со стержневым, толстым, маловетвистым корнем. Б. Растение двудомное, цветки однополые. Собраны в густое щитковидное соцветие, чашечка и венчик окрашены одинаково в желтый цвет, иногда с красноватым или зеленоватым оттенком. В. Запах свежего корневища напоминает запах розы. Г. Семейство Толстянковые.
Родиола розовая (золотой корень)
А. Венчик красный (или пурпурно - розовый), широко раскрытый. Б. Красиво цветущее лекарственное многолетнее травянистое растение до 1 м высотой. В. Семейство Пионовые. Г. Цветки одиночные, крупные до 15 см в диаметре.
Пион уклоняющийся (п. Марьин корень)
КОНКУРС 3 «АЛФАВИТ» Задание: командам предлагаются листочки с буквами алфавита. За 10 минут команды должны вспомнить и написать на каждую букву алфавита название растений Красной книги НАО. За каждое название команда получает 1 балл.
Ахорифрагма голостебельная Бурачок обратнояйцевидный
Ветреница лесная Гудайера ползучая
Жирянка альпийская Звездчатка реснитчатая
Ива отогнутопочковая Камнеломка жестколистная
Ллойдия горная Мятлик укороченный
Овсяница дюнная При мула мучнистая
Родиола розовая Стерис альпийский
Тонконог азиатский Фиалка наскальная
Чина волосистая Ясколка крупная
КОНКУРС 4 «КРОССВОРД» Задание: команды разгадывают кроссворд. Правильно разгаданный кроссворд приносит команде 10 баллов и еще 5 баллов получает команда, которая первой справилась с этим заданием. На слайдах будут показаны растения, ваша задача угадать растение и вписать в нужные клеточки кроссворда.
1 2
3 4
5 6
7 8
9
КРОССВОРД 9Ж 5 П И Р Р 6 В Е Р О Н И К А Я М Н У К 2 Л Л 1 А Х О Р И Ф 3 Р А Г М А Х О Н Д И И С О Л 8 Л 4 К А М Н Е 7 Л О М К А Л П О Ч Й А Д Т И К Я А
КОНКУРС 5 «ПАНТОМИМА» Задание: участники команд должны по рассказу угадать, что это за растение и нарисовать его. На обдумывание задания командам даётся 15 минут.
1 команда: Семейство Орхидные. Травянистое многолетнее растение 30 – 50 см высотой. Клубни большей частью двулопастные с длинными утонченными концами лопастей. Стебель тонкий, часто извилистый. Листья узколанцетные 5 – 15 мм шириной, плоские, почти прямые, вверх направленные или слегка дуговидно – изогнутые, чаще пятнистые на верхней поверхности. Цветки собраны в густой колос. Губа глубоко трехлопастная с рисунком из сплошных или коротких прерывистых линий. Цветки фиолетово – пурпурные или пурпурные.
Пальцекорник Траунштейнера
2 команда: Семейство Маковые. Травянистый многолетник, образующий небольшие дерновинки, основу которых составляют остатки черешков отмерших листьев. Листья короткие 2 – 5 см длиной, перисто – рассеченные на 3 – 7 притупленных долей, покрытые рыжеватыми щетинистыми волосками. Цветоносы 8 – 5 см высотой обычно дуговидно или извилисто искривленные, густо опушены оттопыренными темно – бурыми волосками. Цветки белые или желтые с немногочисленными тычинками. Лепестки 1 – 1,5 ми длиной. Коробочки обратнояйцевидные, покрытые темно – бурыми щетинками 1 – 2 мм длиной.
Мак полярный
Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полете… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке И клюкву на болоте. Коль суждено дышать Нам воздухом одним, Давайте же мы все Навек объединимся. Давайте наши Души сохраним, Тогда мы на Земле И сами сохранимся… /Н. Старшинов/.
ДО СВИДАНИЯ!