Конспект внеклассного мероприятия "Математический КВН"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Часто ученики задают такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математика» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Я хочу, чтобы вы убедились, что математика- чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект внеклассного мероприятия "Математический КВН" | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН
«МЫ ПОКА НЕ АРХИМЕДЫ...»*
(для учащихся 9 класса)
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
В игре принимают участие 2 команды 9 классов.
Программа:
- Приветствие команд.
- Разминка.
- Математический калейдоскоп.
- Конкурс капитанов.
- Конкурс «Кто больше?».
- Подведение итогов игр, конкурсов КВН,
Между конкурсами - музыкальные паузы и конкурсы с болельщиками.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
Звучит музыка - вступление к телевизионной игре КВН.
Учитель. Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН - для кого, для чего?..».
Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.
А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математика» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика- чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.
Итак, мы начинаем КВН.
II. Проведение конкурсов и игр.
1. Приветствие команд.
Учитель. Чтоб нам КВН не нарушить порядок,
Приветствия ваши мы выслушать рады.
Команды приветствуют друг друга, зрителей.
2. Разминка.
Учитель. Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,
Его мы начнем...
Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.
В о п р о с ы одной команде:
- 1 процент от 1 тыс. рублей? (10 руб.)
- Единица скорости на море. (Узел.)
- Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да.)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
- Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет.)
- Наименьшее натуральное число. (1.)
- Периметр квадрата - 20 см. Чему равна его площадь? (25 см2.)
- Как найти неизвестное делимое?
- Как называется вторая координата точки? (Ордината.)
- Найти третью часть от 60. (20.)
- Найти корень уравнения: │х│ = -4. (нет.)
- Как называется функция вида: у = kx + в? (Линейная.)
- Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (Нет.)
- Параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник.)
- Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника? (Диагональ.)
16)Отрезок, соединяющий 2 любые точки окружности? (Хорда.)
17)Что больше: √20 или 2√5? (Равны.)
Вопросы другой команде:
- Как называется сотая часть числа? (Процент.)
- Как найти неизвестное делимое?
- Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
- Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская.)
- Назовите наибольшее отрицательное число. (-1.)
- Площадь квадрата 49 мг. Чему равен его периметр? (28 м.)
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия.)
9) Как называется утверждение, требующее доказательства?
(Теорема.)
- Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)
- Что больше: 5 или?().
- Разделите 100 на половину. (200.)
- Найдите корень уравнения: х2 =-9. (Нет.)
- Как называется функция вида: у = ах2 + вх + с? (Квадратичная.)
- В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (Ромб, квадрат.)
- Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (Трапеция.)
- Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр.)
(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 17.)
3. Математический калейдоскоп.
Учитель. Ну а теперь, команды, стоп –
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья,
Напишет все сейчас без промедленья.
Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что это за формулы.
Формулы для одной команды:
1. х2-у2 = (х-у)(х+у),
2.(х+у)2=х2 + 2ху+у2.
3. c2=a2+b2.
4.D = в2-4ас.
Формулы для другой команды:
(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.)
4. Конкурс капитанов.
Учитель. Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана!
Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.
Задания для капитана одной команды:
- Разгадать кроссворд (5 баллов).
1. Зависимость одной величины от другой. (Функция.)
- Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб.)
- Тригонометрическая функция. (Косинус.)
- Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб.)
- ... абсцисс. (Ось.)
2) Отгадать загадку (5 баллов).
Я приношу с собою боль,
В лице - большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения.
(Флюс — плюс.)
3) Математическая шарада (5 баллов).
Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите-ка, - нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем одна одинокая буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом. Прочтите.
(Косинус.)
4) Написать математические термины на букву «с» (за каждое
слово — 1 балл).
Задания для капитана второй команды:
- Разгадать кроссворд (5 баллов).
- Абсолютная величина числа. (Модуль.)
- График квадратичной функции. (Парабола.)
- Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома.)
- ... определения функции. (Область.)
- Бином ... (Ньютона).
2) и 3) - аналогично.
4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово - 1 балл).
Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.
Задания для команд (в конвертах):
- Разгадайте кроссворд.(5 баллов)
По горизонтали:
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число. (Сокращение.)
- Частное двух чисел. (Отношение.)
- Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа. (Несократимая.)
- НОД (24 и 36) = ? (Двенадцать.)
- Сотая часть числа. (Процент.)
По вертикали:
- Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю. (Неправильная.)
- Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК)
- Действие, при помощи которого находится дробь от числа. (Умножение.)
9. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД.)
2) Продолжите фразу. (9 баллов)
- В равнобедренном треугольнике углы ... (при основании равны).
- Сумма углов треугольника равна... (180°).
3. Квадратичным уравнением называется уравнение вида...
(ах2 + вх + с = 0, где а, в и с - некоторые числа, причем а ≠ О, а х – переменная).
4. Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к гипотенузе).
5. Медиана, проведенная из вершины равнобедренного треугольника к его основанию, является... (высотой и биссектрисой).
- Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к прилежащему).
- Средняя линия треугольника - это... (отрезок, соединяющий середины двух сторон).
8. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (прилежащего катета к гипотенузе).
9. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна... (второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком), а их произведение равно... (свободному члену).
3) Ребус. (3 балла)
л он
к я
(Наклонная.)
Учитель. В это время болельщикам предлагаем послушать сказку-вопрос.
- Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем? (Квадрат.)
- Ответьте на вопросы. Назовите имена:
а) Трех поросят из сказки «Три поросёнка». (Наф-Наф, Ниф-
Ниф, Нуф-Нуф.)
б) Трех толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без
имен.)
в) Трех мушкетёров [и их слуг] из романа А. Дюма «Три мушкетера». (Атос, Портос. Арамис [Гримо. Мушкетон, Базен].)
г) Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три
богатыря». (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
д) Трех медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя».
(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)
- Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.
4) Ответьте на в о п р о с ы:
1) Какой известный русский писатель окончил физико-математический факультет университета? (А. С. Грибоедов.)
- Назовите фамилию крупного русского математика XIX века, который был поэтом. (Буняковский.)
- Кому принадлежат слова: «Математик должен быть поэтом в душе»? (Софья Ковалевская.)
- Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л. Н. Толстой.)
Капитаны команд и команды сдают выполненные задания учителю, а сами зачитывают правильные ответы всем. Выставляются баллы.
5. Конкурс «Кто больше?».
Учитель. Нелегкий вопрос-то,
Но верь одному:
Все сложно и просто,
Считай по уму!
Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы для одной команды:
- В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном.)
- Число десятков в тысяче. (100.)
- Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома.)
- Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто.)
- Дробь, меньшая единицы? (Правильная.)
- НОД взаимно простых чисел? (1.)
- Сумма противоположных чисел? (0.)
- Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°.)
- Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение.)
- Модуль нуля? (0.)
- Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5.)
- Какую часть числа составляют 25 %? (1/4.)
- Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)
- Цифры третьего разряда? (Сотни.)
- Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса.)
- Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)
- Непересекающиеся прямые на плоскости? (Параллельные.)
- Наименьшее семизначное число? (I 000 000.)
- Сколько вершин у куба? (8.)
- Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?(7.)
- Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3.)
- Число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
- Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0.)
- Прибор для измерения углов на местности? (Астролябия.)
- Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)
- Треугольник со сторонами 3, 4 и 5? (Египетский.)
- Направленный отрезок? (Вектор.)
- Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°.)
- Наименьшее значение функции у = |х|? (0.)
Вопросы для другой команды:
- Сколько кг в половине тонны? (500 кг.)
- Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр.)
- Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр.)
- Количество делителей простого числа? (2.)
- Значение переменной при решении уравнения? (Корень.)
- Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение.)
- Два числа, произведение которых равно 1 ? (Взаимно обратные.)
- Самое простое маленькое число? (2.)
- Географическая координата на земной поверхности? (Долгота.)
- Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный.)
- Число, на которое делят? (Делитель.)
- Результат сложения чисел? (Сумма.)
13) В обыкновенной дроби число, записанное над чертой?
(Числитель.)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10.)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)
- Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1°)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок.)
- Результат деления одного числа на другое? (Частное.)
- Модуль числа - 5? (5.)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»? (0.)
- Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспортир.)
- Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объем.)
- Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные.)
- Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол.)
- Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла? (90°.)
- Угол в 180°? (Развернутый.)
- Вид графика y=k/x?(Гипербола.)
- Равенство двух отношений? (Пропорция.)
- Тысячная доля килограмма? (Грамм.)
- Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.)
Учитель. Давайте подсчитаем количество баллов. А теперь прослушайте несколько интересных сообщений с подсказками. Какая команда первой догадается, о чем речь, получает дополнительно 5 баллов.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте ее. Подсказки:
- Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
- Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
- Ученый, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
- Этому ученому, кроме данной теоремы, приписывается еще ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
- Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам еще до ее открытия.
- В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4 и 5.
(Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение З2 + 42 = 5 , т. е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора.)
У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».
6. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.
III. Заключительное слово учителя.
Учитель. Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"
План-конспект внеклассного занятия...
Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"
Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"
Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...
Конспект внеклассного урока по биологии "Растительный рай"
Данная методическая разработка позволит систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений; расширить кругозор учащихся о многообразии и значении растений; развивает способности...