разработка праздника "Последний звонок в школе"
материал (11 класс) на тему

Давлеткулова Ольга Витальевна

Сценарий с поздравлениями учеников и музыкальными вставками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну звёзд»

(зву чит песня о школе)

 Вед.1  Внимание ! Внимание! Слушайте все!

Вед.2  Впервые! Сейчас ! Здесь и у нас !

Вед.1  Самое необыкновенное!

Вед.2  Звёздное представление !

Вед.1  И не зря бытует мнение : звёздами не рождаются …

Вед.2  ….Звёздами становятся  !

Вед.1:  Так вот, нашими звёздочками на школьном небосклоне стали наши      

            Нынешние выпускники.

Вед.2:  А нашими более яркими звёздами – путеводителями были и есть- вы,

            Дорогие учителя и милые родители.

Вед.1:  38 звёздных выпусков было в нашей Еленинской школе

Вед 2:  И сегодня - 39 – незабываемый.

Вед.1:  Настало долгожданное время (о оно не терпит ) пригласить всех

            Одиннадцатиклассников на последнюю школьную прощальную    

            Линейку. Школа !  К встрече выпускников 2012 года

           Приготовиться ! Встречайте Выпускников нашей школы !!!

(под аплодисменты  и песню о школе входят выпускники )

Вед.2 : Бордавов Артём

Вед 1: Горшков Евгений

Вед.2: Гросс Ирина

Вед.1: Дуюсова Раушан

Вед.2: Костик Евгений

Вед.1: Лопатин Игорь

Вед.2: Пензин Владимир

Вед.1: Челмакина Екатерина

Вед.2: Чухонцев Антон

Вед.1: Янгельская Дарья

Вед. 1 :было или не было – я вам не скажу,

            В день, какой не ведаю и в каком году

Вед.2: Хоть в сказки мы давно не верим , но сказку каждый ждёт по

           Прежнему. Поэтому сейчас, когда уходят последние дни нашего

          Детства , вернёмся хоть на немного в сказку.

Вед.1: Жил МАГ в стране Атлантии, знатный звездочёт.

           (на сцене появляется звездочёт и его ученики)

Звездочёт: Кто по звёздам вам читает,

                  Кто годам ведёт всем счёт.

                 Каждый день и час считает?

Ученики:     Ты, конечно, звездочёт

Звездочёт :  Я мечтал и много раз

                     С будущим связаться

Ученик 1 : так давай с нами сейчас

                  Туда и отправляйся.

Звездочёт : вас прошу я не кричать,

                   Я сказал не всё вам,

                   Лучше скромно помолчать

                   Головам кудрявым.

                   В прошлом много-много раз

                   Мы бывали с вами,

                  А смогли бы вы сейчас

                  Оказаться сами

                  В будущем времени

                  В будущих веках?

Ученик 2 : вот было здорово,

                  Великий звёздный маг!

Ученик 1 : но ведь мы ещё не звездочёты!

Ученик 2 : мы только учимся.

Ученик 3 : а это сложные расчёты !

Ученик 4 : мы замучимся!  

Ученик 1 : но без ваших знаний света

Ученик 2 : мы не сможем най        ти пути.

Ученик 3 : кто на вопросы даст ответы?

Ученик 4 : мы просим с нами вас пойти.

Звездочёт : ну,  так и быть, отправимся в дорогу,

                   А это ведь нелёгкий путь .

                  Оставь страхи и тревогу,

                  И про усталость позабудь.

                  Мы попадём в Великий град

                  И в школе побываем.

                  Там каждый житель гостю рад.

                  И учат как, узнаем.

                  А все вопросы – на потом

                  Готовы? В путь пора!

                  Всё , что неясно, разберём.

Ученики:  Ура!

Вед.2 :    ой, кто вы? Как вы здесь ?

Вед.1 :   откуда – не пойму !

Звездочёт :    друзья, позвольте нам присесть.

                       Я всё вам объясню

                      мы к вам пришли издалека,

                       из сказочных времён.

                      Ведь здесь же есть наверняка,

                      Кто в сказки-то влюблён.

Вед. 2 : причём здесь сказки? Явь у нас !

Вед. 1 :мы праздник здесь ведём.

Вед. 2 : мы 11-му классу

             Напутствие даём.

Звездочёт : ну и прекрасно, ну и пусть !

                    Мы вам не помешаем.

                    Пусть всех покинут злость и грусть,

Ученики : а мы вам помогаем.

Вед. 1 : музыки звук, суета за кулисами

             Радуги праздника, ночи без сна –

             В школьной тетради, до корки исписанной

             Точку сегодня поставит весна.

Вед. 2 : всех кутерьма закружила весенняя,

             Наши успехи, ошибки, свершения.

             Но, как обычно, в положенный срок

             Всё подытожит последний звонок !

Выпускник :

                 Плывет корабль по волнам знаний, и вы стоите у руля.

                 Ведете четко и умело вы всю команду корабля.

                 Конечно, иногда штормило, но убедить вы всех могли,

                 Что шторм – всего лишь дуновенье, что лишь две мили до земли!

                 И мы нашли слова достойные, и скажем мы без лишних фраз:

                 За все вам очень благодарны! И все мы очень любим вас!

     

                    (  Муз.: Погода в доме.

                 Какой прогноз у нас сегодня в школе?

                С кем наш директор нынче не в ладу?

                 Я думаю: "О, Господи, помилуй.

                 Чтоб не попасть нам на глаза ему..."

                   Главней всего - администратор,

                   Все остальное - ерунда!

                   Ведь есть приказ, а это значит, (2 раза)

                   Что всем сидеть здесь до утра!

Вед. 1 : слово предоставляется директору МОУ Еленинская СОШ Пановой      Ирине Юрьевне !

Вед. 1 :  мы долгожданный праздник продолжаем,

               И слово предоставляем

Вед. 2 : тем, кого мы очень ждали,

              Почётным гостям  на нашем празднике.

( слово главе Еленинской администрации)

Вед. 1 : да, чтобы стать звёздочкой вам пришлось трудится целых 11 лет.

Вед. 2 : но 11 лет назад вы были всего лишь маленькими искорками,

             Которых встретили  их первые учителя.

Выпускник :    Впервые 10 лет назад нас в школу привели.

                          Всего боялись мы тогда, так были мы малы.

                          И были слезы на глазах, в руках у нас цветы.

                          С улыбкой встретили вы нас и в классы повели.

                          В.В

                          Вы столько ласки и тепла всегда дарили нам,

                          Всему, чего достигли мы, обязаны мы вам.

                          Идут года, взрослеем мы, и день тот недалек,

                          Когда детей уже своих мы в школу приведем.

                         С улыбкой встретите вы их и поведете в класс

                         И в детях наших озорных узнаете вы нас.

                         Как наша сложится судьба? Куда забросит нас?

                         Но будем помнить вас всегда –

                         Учитель первый наш!

ВЫП:  И своему первому учителю мы дарим песню «ЛАНДЫШИ»

(Исполняется  песня  «Ландыши»

                             Ты сегодня мне принёс

 Не букет из пышных роз,

 Не тюльпаны и не лилии.

 Протянул мне робко ты

 Очень скромные цветы,

 Но они такие милые.

 Припев:

 Ландыши, ландыши —

 Светлого мая привет.

 Ландыши, ландыши —

 Белый букет.

 Пусть неярок их наряд,

 Но так нежен аромат;

 В них весны очарование.

 Словно песенка без слов,

 Словно первая любовь,

 Словно первое признание.

 Припев

 Я не верю, что года

 Гасят чувства иногда.

 У меня другое мнение:

 Верю, будешь каждый год,

 Пусть хоть много лет пройдёт,

 Ты дарить мне в дни весенние.

 Припев

(дарят цветы первому учителю и учителям начальных классов)

Вед. 1 : посмотрите, выпускники, на малышей , которые пришли

             Приветствовать вас. Такими вы были 10 лет назад.

(звучит мелодия «Учат в школе …» и выходят первоклассники)

Вед 2 : Встречайте наших первоклассников!

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Лариса Даниловна.

Мы желаем вам здоровья, мы желаем вам добра,

 Чтобы было в жизни вашей завтра лучше, чем вчера.

 Пусть ваших сил не убывает, пусть радость светится в глазах.

 Пусть счастье вас не оставляет ни в жизни вашей, ни в делах.

 Музыка. Песня учителю физкультуры («Улыбка». Из  м/ф )

 С физкультурой  хмурый день светлей,

 С физкультурой  станешь стройным и красивым.

 Чтобы стать смелее  и сильней,

 Сдали мы по физкультуре  нормативы.                            

Математика весьма

Добавляет нам ума,

Развивает нашу речь литература,

По круизам круглый год

География ведет,

А здоровье нам приносит физкультура!

(выступление Кл. рук-ля)

Вед. 2 :            родная школа ! ты прими поклон

                        От тех, кто предан, честен и любим,

                        Кто с малых лет в тебя влюблён,

                        За всё тебя благодарим !

                        За то, что хороша Земля моя !

                        За то, что бьются радостно сердца !

                        За то, что есть мои учителя

                        И жизни нет, наверное, конца!

                        Мы говорим тепло и просто

                       Такие добрые слова:

                        Желаем творческого роста,

                        Чтоб не болела голова,

                       Чтоб дети ваши не грубили,

                        Пугая жёсткостью сердец,

                       Чтоб вас они всегда любили

                       И уважали, наконец.

Вед.1 : посвящается учителю  литературы

Выпускник : Литературы урок… эх, не спросили бы только!

 А на сегодня был Блок, зачем мне еще одна «двойка»?

 Ну что же опять не везет? Она на меня посмотрела,

 А выражение глаз – как предсказанье расстрела.

(Исполняется на мелодию песни А. Пугачевой «Знаю, милый…»)

Знаю, милый, знаю, что с тобой, не читал роман ты, не читал.

 И теперь в тетрадь глядишь с тоской – сочиненья ты не написал.

 Нам без Пушкина и Гоголя Земля мала, как остров,

 Без Тургенева и Чехова лететь с одним крылом.

 Чернышевский будет сниться нам, хоть это так не просто.

 Достоевского прочтем еще и, может быть, поймем.

(дарят цветы)

Вып: Седьмой урок, доска бела от мела.

 Рука устала, затекла спина…

 Мы смотрим друг на друга очумело…

 И все-таки задача решена!

(Исполняется на мелодию песни Ю. Визбора «Милая моя»)

Нам с математикой битвы, увы, суждены.

 Кажется, что голова из янтарной сосны.

 В ней раздували искусно вы угли костра.

 Вот и окончилось все, расставаться пора.

Припев:

Видно, среди нас, гениев немного.

 Нас в последний раз не судите строго! (2 раза)

(дарят цветы)

Вып: Скажи-ка, Даша, ведь недаром,

 Москва, спаленная пожаром, французам отдана?»

 Так начинается опрос. Вопрос – ответ, еще вопрос.

 На задней парте, как в окопе, французы злы и рвутся в бой!

 Терпенье наше иссякает, схлопочем «пару», друг, с тобой!

(Исполняется на мелодию песни «Голубой вагон».)

На истории сидим, волнуемся:

вызовут, иль снова пронесет?

 Если ты к уроку не готовился,

значит, это даром не пройдет!

Припев:

Даты, события в голове спутались.

 Хоть бы еще разок в книгу заглянуть!

 Каждый из вызванных говорит медленно…

 Медленно тянутся сорок пять минут!

ВЕД.  Выпускники, а вы на  урок географии надеюсь, все приносили   карты?

Ученики.  (Тасуют игральные карты) Все, все!

ВЕД.  Откройте свои карты.

Ученики раскладывают карты веером, обмахиваются ими, показывают отдельные карты публике, как в карточных фокусах.

ВЕД.  Покажите, где находится великая русская река Волга.

Ученики рассматривают карты с разных сторон, переглядываются, пожимают плечами

ВЕД.  Что, не нашли?

1 Ученик.  Нету Волги!

ВЕД.  Хорошо, попытайтесь найти Балтийское море.

Ученики дружно пожимают плечами, разводят руками.

ВЕД. Что, и Балтийского моря нет?

Ученики. Нету Балтийского моря!

ВЕД. Может, и Тихого океана нет?

2 Ученик.  И Тихого океана нету!

3 Ученик.  Правда,!

ВЕД. (Теряя терпение) Ну, хотя бы Москву  на своих картах вы можете найти?

4 Ученик.  Ой, Москву нашли! Вот она! Отпечатано в типографии  РОСПРИНТ!

1 Ученик.  Москва, улица Тверская, 52!

ВЕД. (Облегченно) Ой, наконец-то хоть что-то нашли!

ВЫП:   Какое чудное мгновенье – звонок! И вот она пред нами. Т.А.

              По классу шепоток, волненье, и верный признак уваженья –

              Почти мгновенно – тишина.

             Она, окинув взглядом строгим, вдруг грозно спросит: «Кто готов?»

             Несмело руки поднимают лишь два из всех учеников.

             Но географию ответить – не то что поле перейти,

             И, может, только тройка светит.

            А вдруг дотянут до пяти?

(Исполняется на мелодию песни «Бременские музыканты».)

На урок приходите вы с картой,

 Вместе путешествуем за партой.

 Реки, горы, страны, города,

 Мы найдем на карте их всегда. (2 раза)

 Знания нам эти пригодятся,

 Можно заблудиться не бояться.

 И когда по свету ездить будем,

 Мы уроков ваших не забудем. (2 раза)

(дарят цветы)

Вып: Языки иностранные довольно-таки странные,

 Зубришь, зубришь транскрипции, и… ничего в мозгах!

 А нам не нужен максимум, нам нужен только минимум,

 Чтоб прочитать наклейки все на импортных штанах.

(Исполняется на мелодию песни группы «Балаган Лимитед» «Чё те надо».)

Вы пришли на урок с нежным ласковым взглядом,

 И хотите вести диалог…

 Вы по-русски скажите, чё вам надо, че надо,

 Вот тогда, может быть, будет толк. (2 раза)

 Ваши речи ведь нам понимать очень сложно,

 Оттого на контакт не идем.

 Вы по-русски скажите, чё вам надо, че надо,

 Вот тогда, может быть, будет толк. (2 раза)

(дарят цветы учителям ин. яза)

Выпускник : всё заслуженно ! звания , почести,

                      И стихи, И друзей объятия.

                      Дай вам бог на 100 лет здоровья,

                      И простого женского счастья.

                      Дорогая Неля Рудольфовна !

                      Несравнимая !

                      Неповторимая !

                      Оставайтесь такой же красивою

                      И судьбою от бед хранимою !

Песня «Морячка»

                     IПрозвенел звонок родной,

Кто спешит как заводной?

У кого полно забот

И проблем невпроворот?

Это завуч так живет,

Он не ест, не спит, не пьет,

Расписанье как в аптеке

Очень точно выдает.

Припев:

Ни морячка, ни моряк,

Ни рыбачка, ни рыбак,

Никакой нет личной жизни

Нету отдыха никак!             (  Дарят цветы)

Вед. 1 : слово предоставляется Завучу школы

Вед. 2 : Шулаевой Неле Рудольфовне !

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАВУЧА

Вед. Ребята, я в ужасе!  Вы знаете, все выпускники захотели сдавать выпускной экзамен по информатике!

1 вып.  Да! Ес! Информатика – респект! Информатика – это круто. 

Вед: Но вы же ничего не знаете!

2 вып. Зато мы все можем!

Вед. Что ты можешь, Антон?!

Антон.  Я могу   собрать и разобрать компьютер с закрытыми глазами!

Игорь. А я могу взломать любой сайт!

Антон.  Я могу  подвесить такую заморочку на  виндоус, что ни один сисадмин не разморочит!

Вед. Но на экзамене нужно рассказывать теорию, отвечать на вопросы билетов!

Игорь.  Да что там рассказывать!

Антон.  Наговорим чего-нибудь.

Вып: В жизни современной покрутись, попробуй,

 Нужно знать компьютер просто назубок.

 Вот и к информатике у нас подход особый:

 Нужно быть внимательным, и учитель строг.

Спасибо Вам, Сергей Владимирович!

Вып: На уроках информатики нашли мы в Интернете хорошую музыку…

                  Поёт группа Чингисхан «Москва»

                          Танцуют и поют

 (дарят цветы)

Вып: Биология – наука класса самых важных,

         Так как требует она опытов отважных.

         Как скрестить? Кого и с кем? Знаем мы теперь и сами,

        Но учились этому мы долго, вместе с вами.

(Исполняется на мелодию песни «Ромашки спрятались…».)

  Ромашки спрятались, поникли лютики,

  Без фотосинтеза нам жизни нет.

  Вы к нам в сознание проникли лучиком,

  И прорастили там вы знаний свет. (2 раза)

 

ВЫП:  Валентин Иванович!

             Физика для нас, как день рожденья,

              С радостью  идём мы на урок!

              Плитки, утюги, электролампы-

               Физика повсюду и всегда.

              Слава Ньютону, Амперу, Ому,

               Ватт – хороший человек!

               Честь и хвала Вам, что сдружили

                С ними нас навек!

Музыка. Песня учителю физики («Песня Остапа». А. Миронов )

Нет, мы не плачем  и не рыдаем –

Упорно физику мы в школе изучаем.

Серьезнейший предмет и строгий педагог,

Но все же физика – любимый наш урок.

О, сколько было трудов упорных,

И сколько сделано работ лабораторных!

Отдали весь талант  и весь душевный жар,

Пятерка в четверти – наш  скромный гонорар.

Катоды, диоды, аноды,

В науке так много чудес.

На физике учим  законы природы,

Чтоб двигать научный прогресс!

ВЫП: Спасибо всем за заботу и терпенье,

             За знания, подаренные нам,

             Чтоб было нам легко в ученье

              Всегда вы помогали нам.

               Простите нас, что не всегда

              Мы были аккуратны, усидчивы, опрятны,

              Что не всегда запоминали то,

               Что вы нам 10 лет внушали!            

  ПЕСНЯ «Не кочегары мы, не плотники» ( Учителю труда:)   

Мaльчики:

Не столяры мы и не плотники, да,

Но с инструментами на "ты",

А мы прекрасные работники, да,

Закрутим всем мы вам болты!

    Девочки:

Сшить и сготовить сможем классно мы,

Нас научили Вы тому легко.

И как не будет математики, да,

Хозяйки будем о-го-го!

Спасибо Вам! Татьяна Леонидовна !

Да здравствует Александр Кубаич,

Вып:   Без вожатой, без Натальи Игоревны,

           Скучно было б, знаем.

           Беды, радости все наши

           Ей мы доверяем!

Вып:  Как без книг прожить –не знаю,

          Всё читаю и читаю,

          Умным быть, чтоб человеку,

         Ходим мы в библиотеку.

Вып:  Нарушение дисциплины-

          Частые гости у работников медицины

          У кого шишка, у кого синяк

         А я у них бывала просто так,

         Зайду узнать про грипп или простуду,

         И урока два я там пробуду,

         Но теперь я знаю наверняка

        Нет в здоровье нашем пустяка.

Вып:   Ежедневно с утра

          Ждёт кормежки детвора

          Потому что без еды

          Ни туды и ни сюды

          Путает наш школьный шкет

          Завучей, где кабинет,

          Но по запаху борща

Найдёт столовую всегда.

Повлияет каждый стресс

На учебный наш процесс,

А здоровое питанье

Облегчает пониманье. Спасибо поварам!!

Вып:  Эта служба и опасна и по-своему трудна,

          АХЧ, в простонародье называется она,

          Без неё не мыты окна, безобразные полы,

          А все завтраки, обеды, как заоблачные сны.

         И сегодня, как молитву, говорим вам не тая,

         Всем огромного здоровья и прекрасного житья! Дарят Водитель

                                                                                                        Гал.Раж.

                                                                                                        Евген. Ген.

 Вед. 1 : основа основ – родительский дом,

              В семейном кругу мы с вами растём

              В семейном кругу все корни твои,

             И в жизнь ты входишь из семьи.

             В семейном кругу мы жизнь создаём

             Основа основ – родительский дом.

Выпускник : мамы и папы поймите вы нас,

                      Мы заканчиваем 11-класс,

                      Мы уже не крохотные девчушки и мальчишки,

                      Мы почти взрослые девушки, и парнишки.

                      Но как нам не хочется быстро взрослеть,

                      Чтобы самим всё знать и уметь,

                       Не всегда мы можем признаться,

                      Как хочется, если трудно, к маме прижаться

.

МУЗЫКА   «Род. Дом»

  Выпускники выстраиваются перед родителями

Ученик: спасибо вам, милые наши родители,

Простите нас, если вас чем-то обидели,

За ночи бессонные, слезы, волнение,

За юную гордость и нетерпение,

За седину на висках у отца

И за морщинки родного лица…

В пояс поклонимся вам до земли. 

Спасибо, родные, спасибо, спасибо! (хором).

Вед. 2 : слово предоставляется родителям выпускников.

Вед. 1 : поздравить виновников нашего торжества – наших 11-ти

             Классников пришли те, кто принимает от них эстафету

(слово 10-му классу)

ПЕРЕДАЧА ЭСТАФЕТЫ

Звучит песня  «Дорогою добра»)

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Идти за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг,

Всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы.

Падения и взлеты.

Не хныч, когда судьба

Ведет себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо, -

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что эта жизнь

Не детская игра.

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный –

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Вып : последний звонок на урок,

             Запомним мы навсегда

             Пусть много пройдёт дорог

             Пусть время отмерит года.

             Но этот последний звонок-

             От детства к юности шаг,

             Звенит нам, как счастья залог,

              В больших и прекрасных делах.

Вып : уходит детство. Чему тут удивляться?

             Оно от всех уходит как-то раз.

             И хочется и плакать и смеяться,

             И хочется ни с кем не расставаться.

             

Вед. 2 : Право дать последний звонок на последний урок предоставляется

             Ученику 11 класса – Чухонцеву Антону

               и ученице 1 класса _Горевой Татьяне

                 Последний звонок



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Цели:

  1. Повторить сведения о причастии как о части речи. Объяснить и закрепить условия выбора гласной в суффиксах действительных  причастий настоящего времени.
  2.  Учить образовывать действительные причастия настоящего времени от глаголов I и  II спряжения. Учить правильно писать гласную в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Учить графически выделять орфограмму и условия её выбора. Развивать память, мышление, речь.
  3. Воспитывать внимание к слову. Воспитывать в детях уважение друг к другу.

Оборудование:  раздаточный материал для учащихся, мультимедийный проектор, карточки на магнитах

             План урока                             Сетка времени

1.Оргмомент                                            3 мин.

2.Объяснение нового материала           5 мин.

3.Первичное закрепление                       5 мин.

4.Вторичное закрепление                       6 мин.

5.Упражнения                                          9мин.

6.Итог, рефлексия                                    2 мин.

7. Д\З

I Оргмомент.

У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Начинаем наш с вами урок русского языка. Сегодня необычно всё: природа за окном, ваше и моё состояние: у меня новые ученики, а у вас – новый учитель! Итак, в путь. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы готовы к серьёзной работе.

1. Работа с записью числа.

Учитель записывает на доске, а дети в тетради:

Девятое октября.

У. Поставьте ударение в слове «девятое» и в слове «октября».

У. Найдите орфограмму в слове «девятое».

Д. В этом слове есть безударная гласная в корне – «е».

Учитель на доске выделяет корень слова и подчёркивает безударную гласную. Дети делают то же в тетради.

В этом слове корень – девят - .Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

Девять

У. Найдите орфограмму в слове «октября».

Д. В этом слове  корень – октябр –.В корне слова безударная гласная О и безударная гласная Я.

У. Что общего между этими орфограммами и чем они отличаются?

Д. Общее: это безударные гласные. Различия: Я можно проверить ударением, изменив слово, О проверить нельзя.

     ОКТЯБРЬ

У. Действительно, безударную гласную О нельзя проверить ударением, её нужно запомнить. Но мы всё же можем объяснить её написание, если обратимся к происхождению этого слова.

 Октябрь – заимствовано в древнерусскую эпоху из греческого языка, где «oktobris» – латинское «oktober», суффикс производного от «okto» - «восемь». Буквально – «восьмой месяц» ( по римскому календарю, где год начинается с 1 марта).

У. Итак, в русском языке есть такие слова, написание которых мы не можем проверить. Чтобы правильно писать такие слова, их надо запомнить.

2. Тема урока.

У.  Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Д.  Действ. и страдател.причастия.

У. Какие причастия называются страдательными?

Д. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает

    на себе действие другого предмета.

У. Как называются причастия, обозначающие признак того предмета, который

    сам производит действие?

Д. Это действительные причастия

У. Какого времени бывают причастия?

Д. Настоящего и прошедшего.

У. А будущего у причастия нет. Сегодня мы будем изучать действительные  

     причастия настоящего времени.

Запись темы: Действительные причастия настоящего времени.

Проблемная ситуация   С карточками на магнитах

А знаете ли вы историю о том, как появились  дейст. причастия наст. времени! Сейчас  я расскажу вам об этом.

Жили-были в русском языке глаголы РАБОТАТЬ и ЛЕНИТЬСЯ (А вам какое слово больше нравится? Почему?) и захотелось им как-то измениться. Отбросили они свои суффиксы. Получилось ни то ни сё –некрасивые обрывки слов. Попросили они помощи у суффиксов – может что-то хорошее получится!? Откликнулись на эту просьбу суффиксы (ЮЩ,ЯЩ), каждый встал на своё место. Опять как-то некрасиво, позвали на помощь окончание (ИЙ), Получилось вроде бы хорошо! Работающий – ленящийся. 

Увидели такое преобразование другие слова и тоже стали меняться.

ДУМАТЬ – ДУМАЮЩИЙ                        МЫСЛИТЬ –МЫСЛЯЩИЙ

ИГРАТЬ –ИГРАЮЩИЙ                             СТРОИТЬ - СТРОЯЩИЙ

Почему суффиксы разные?

А как вы думаете, почему суффикс -ЮЩ встал сюда, а суффикс –ЯЩ – сюда?

Подумайте!

?Назовите постоянные морфологические признаки глагола.

-Вид

-Спряжение

? определите  вид, спр.

У. А теперь ,может, вы поможете закончить эту историю. От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных  причастий настоящего времени?

Д. Гласная в суффиксах действительных  причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.

По ходу опроса на экране появляется таблица:

        

У.  Давайте проверим правильность наших выводов по учебнику. П.16

 ? Мы правы?

 -Да

У. Давайте на примерах посмотрим, как работает это правило.

 3.  Закрепление

1.От предложенных глаголов (У-90 первый столбик) образовать

действительные причастия настоящего времени согласно  составленному алгоритму (он на экране).

Дети пишут на доске по цепочке, рассуждая вслух. 

Таять ( I спр.) -     тающий

Зависеть (II спр.) – зависящий

Тараторить (II спр.) – тараторящий

Шептать (I спр.)–шепчущий

Построить (II спр.) - ?

У. Сегодня я предлагаю вам познакомиться ещё с одним интересным причастием. Составьте его, взяв от данных слов указанные значимые части:

брезгливый

        

    ждущий        брезжущ

           син

У.  Какую букву написали в суффиксе? Почему? Обратимся к словарю. (Толковый и орфографич.)

Объясните почему в суффиксе этого причастия пишется буква «у».

Учитель и дети обращают внимание на алгоритм и выясняют, что это причастие образовано от глагола 2 спряжения «брезжить», но в таком случае надо писать в суффиксе букву а».Написание этого слова не соответствует правилу, потому что это – исключение из правила. Написание этого слова надо запомнить.

Брезжить ( II спр.) -    брезжУщий

2.Конструирование. 

 Глядя на данную картинку, образуйте с/с с дейст. прич.+сущ.

   Колющий доктор,

слушающий доктор,

строящий рабочий,

сеющий крестьянин,

зреющая рожь.

 Эта замечательная картина великого русского художника . Кто автор этой картины?  Шишкин  Иван Иванович

3.Самостоятельная работа.

          Контрольно – обучающий выборочный диктант «Проверяю себя». 

Шишкин И.И. Рожь

1878 Россия,Москва, Государственная Третьяковская галерея

   В творчестве художника И.И. Шишкина очевидно стремление создать обобщенный образ родной пр..роды, воспеть ее неподвластные времени кр..соту и величие. В картине "Рожь" присутствует ряд элементов, характеризу..щих национальный пейзаж: уход..щая вдаль дорога, золотое поле созрева..щей ржи и высокие, прямые сосны, тян..щиеся к небу.

   Мы видим ломкие стебли к..лосьев, лопушки на дороге и даже тень под брюшком стремительно пролета..щего низко над землей стрижа. В глубине композиции мелькают яркие платки идущих по полю крестьянок. Духота жаркого дня передается г..рячим з..лотистым цветом ржаного поля и неподвижностью застывших в пространстве сосен.

Проверка:   характеризу..щих, уход..щая, созрева..щей,  пролета..щего,

                       идущих.

У кого есть вопросы?

  1. . Эстафета «Горячий мелок».  Итоговое закрепление.

Первый  ученик выходит, вставляет букву и  быстро передаёт горячий мелок другому из своей команды Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием. А пожарным инспектором буду я.

Если ребёнок не знает, какую букву писать, он ставит на полях « ?».

Написано на обратной доске.

1 ряд                                            2 ряд                                                 3 ряд

Бор..щийся  

Держ..щий

Развева..щийся

Стро..щий

Та..щий

Кол..щий

Пол..щий

Ро..щий

Дремл..щий

Колебл..щийся

Дежур..щий

Маяч..щий

Готов..щий

Стел..щийся

Скач..щий

 Проверяем, указываю на ошибку в столбике, дети исправляют сами.

 6. Итог.

  - Итак, что мы изучали на уроке?

    -От чего зависит написание суффиксов действительных причастий настоящего времени? От чего же?

7. Рефлексия.

 Как ты поработал сегодня на уроке?  Оцени себя.    Смайлики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Последнего звонка в школе

Сценарий составлен с использованием материалов печатных изданий и сети Интернет, содержит авторские идеи и включает методическую разработку мероприятия, переделанные тексты песен, слова поздравления к...

Последний звонок в школе

Этот материал пригодится  заместителям директоров по воспитательной работе при подготовке  праздников  "Последний звонок". Изюминкой нашего праздника является повязывание лент по номина...

Последний звонок в школе

Этот материал пригодится  заместителям директоров по воспитательной работе при подготовке  праздников  "Последний звонок". Изюминкой нашего праздника является повязывание лент по номина...

Сценарий последнего звонка "Прощай, школа!"

Сцнарий расчитан на 1 час, задействованы учащиеся 11, 9 и 4 классов. Предлагаются тексты  песен, которые использованы в сценарии, шаблон стенгазеты к последнему звонку, открытки для оформлен...

Сенарий Первого звонка в школе

Первое сентября хоть  и традиционный праздник, но  всегда хочется провести его как  - нибудь необычного....

Сценарий "Последний звонок в школе" 2013

В 2013 году  в Петрокаменской школе №1 выпустилось 17 таланливых, спортивных, замечательных ребят. И на линейке "Последнего звонка" ребята  опять всех удивили. Под школьное попури ребята ста...

Праздник первого звонка «Здравствуй, школа! Школа, здравствуй»

Праздник первого звонка «Здравствуй, школа! Школа, здравствуй»Вед.1  Добрый день, дорогие ребята, гости, родители, учителя, Добрый день  всем, кто сегодня со всей огромной Российской Державо...