Прекрасный мир прекрасного человека
методическая разработка на тему

Литературная  композиция, посвящённая А.П.Чехову

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прекрасный мир прекрасного человека

Литературная  композиция, посвящённая А.П.Чехову

 Вед.1: Рады приветствовать вас! Приглашаем в гости к талантливому человеку, писателю-драматургу.

Вед.2: Антон Павлович Чехов. Когда произносишь это имя, возникает особое чувство, может, даже счастье от того, что жил этот человек. Он обладал уникальным талантом, удивительным характером и оптимизмом.

Вед 1: Родился Чехов в Таганроге в 1860 году.  Город стоял на берегу тёплого залива,  а с противоположной стороны  города простиралась бесконечная степь. Жизнь на степных просторах Приазовья сформировала у Чехова отношение к природе как соучастнику человеческой жизни.

Чтение отрывка из произведения «Степь»

В семье купца Павла Егоровича Чехова царила мещанская бедность. Молчаливая мать, строгий отец,   гимназия, отцовская лавка – вот и весь мир семьи Чеховых.

Вед.2:  Кроме работы по дому, у детей Чеховых была обязанность – петь в церковном хоре. У Антоши слух   был неважный, голос жиденький, он часто кашлял.  Петь в хоре было ему очень трудно.  Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.

Вед 1: Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу.   Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, чем был очень доволен.

Показ слайдов

Вед.2:  Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: «В детстве у меня не было детства». Но долг перед семьёй был для Чехова святым: «Отец и мать – единственные для меня люди, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук».

Вед. 1: Конечно, были и у мальчика Чехова радости, и прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью.  «Для нас дороже матери ничего не существует», - писал Чехов.

Вед 2: Чехов очень любил детей, очень переживал, если видел детские страдания. Тема трагической судьбы мальчиков, отданных в учение, художественно воплощена им в рассказе «Ванька».

                                                  Инсценировка рассказа «Ванька»

Вед 1: У Антона Павловича были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача.

Вед 2: В несколько минут Антон преображался, раскладывал на столе инструменты, вооружался щипцами для углей и с самым серьезным видом долго «вытаскивал зуб у мнимого пациента». Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Потом всё это нашло отражение в его произведениях.

                      Инсценировка фрагментов рассказов «Хирургия»,  «Лошадиная фамилия»

Вед 1: Шли годы. А.П. Чехов окончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься  литературой.  И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.

Вед.2: Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезенки».

Вед 2: Чехов сотрудничал со многими юмористическими журналами. Репортёрская наблюдательность позволила Чехову увидеть человеческие пороки и высмеять их в коротких рассказах – сценках.

Инсценировка отрывка из рассказа  «Толстый и тонкий»

Вед 1: Знания врача помогали Чехову в литературной работе. Он мог наблюдать людей в разные моменты жизни. Для него было интересно всё: тип поведения дюдей, лица, манера говорить, двигаться. Так рождались сатирические произведения, например, «Хамелеон».

Инсценировка отрывка из рассказа

Вед 2: Часто Чехов изображал людей в отчаянные и кризисные для них моменты. Писатель сочувствовал и сострадал им.

Инсценировка из рассказа «Злоумышленник»

Вед 1: При всей своей ироничности Чехов считал, что писатель не должен судить людей. Человек обязан себя ценить, уважать и воспитывать. Всем известна знаменитая фраза Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли».

Вед 2: В одном из писем брату Николаю Чехов объяснял, кто такие воспитанные люди.

             Они уважают человеческую личность, всегда мягки, уступчивы.

             Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

             Не лгут  даже в пустяках, не лезут с откровениями, когда их не спрашивают.

             Они не суетны. Если имеют в себе талант, то уважают его.

Вед 1: Из отрывка этого письма можно понять, как воспитывал себя Чехов. Но при этом он любил жизнь, любил людей со всеми их пороками и слабостями.

Инсценировка рассказа «Медведь»

Вед 2: Чехов любил природу, сам был страстным садоводом. Он любил ухаживать за цветами, разводил из семян сосны, ели. «Знаете, через 300 – 400 лет вся земля обратится в цветущий сад», - писал Чехов. В 1903 году он написал последнюю свою пьесу «Вишнёвый сад».

Инсценировка отрывка

Вед 1: Произведения Чехова вечны и неувядаемы. Их делает такими бесконечная влюблённость писателя в жизнь. К сожалению, болезнь Чехова не дала осуществиться многим его планам. Ялта стала последним приютом писателя.

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво – кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы,

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,

Чай на веранде, вечерних теней мешанина,

Белые бабочки вьются над жёлтым огнём,

Дом заколочен, и все позабыли о нём.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружьё ещё выстрелит – о, непременно!

Съедутся гости – покинутый дом оживёт.

Маятник медный качнётся, струя запоёт.

Дышит в саду запустелом прохлада,

Мы старомодны, как запах вишнёвого сада.

Сад тот Россией был Чеховым назван

И сохранить его каждый обязан!

Вед 2: А.П.Чехов… Интеллигентный, порядочный, добрый, искренний… Он торопился жить и делать добро. Правдиво рассказывал людям обо всём, что видел вокруг, призывал помогать друг другу и прощать.

Вед 1: Это был не просто писатель. Это был человек, который предложил нам особый образ жизни и мышления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Прекрасно видеть - прекрасно". Из цикла - "Здоровый образ жизни".

Материал презентации можно использовать как во внеклассной работе так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"....

Учись видеть прекрасное в человеке

УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетиче...

Литературно-музыкальное композиция "Человек - хозяин прекрасного".

Интегрированное (математика + татарская литература) внеклассное мероприятие посвященное Охране природы. Для 9 класса. Можно показать как утренник для начальной школы....

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Технологическая карта учебного занятия «Прекрасное в жизни человека. Анализ сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок», включающий работу с детьми с ОВЗ...

Методические разработки к занятиям по разделам "Я - человек", "Я - гражданин России", "Труд красит человека", "ЗОЖ", "Мир прекрасного".

Методические разработки к занятиям:1.МАСЛЕНИЦА (КВН, презентация)2.Нравственные приоритеты семьи (конспект, презентация)3.Агитбригада здорового образа жизни.4.Жить с достоинством - что это значит?...