Урок- концерт, посвященный Международному Женскому дню
методическая разработка (5 класс) на тему
Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, её нежностью, заботливостью, сердечной теплотой.
Накануне Международного Женского праздника мы хотим подарить вам несколько страничек русской литературы, посвящённых мамам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kontsert_posvyashchennyy_zhenshchinam.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Ι. Слово учителя.
«Здравствуйте, сегодня мы рады приветствовать в этом зале любителей поэзии и особенно дорогих мам и подарить приятные минуты радости. Я думаю, будет справедливо, если сегодня все внимание будет уделено только Вам – наши родные!
В латинском языке есть выражение Аve Maria, оно означает «Радуйся, Мария!» Так приветствовал Мать Иисуса Христа архангел Гавриил.
Не обязательно знать итальянский или латинский язык, чтобы понять какие чувства передает автор. Музыка всё вам расскажет…
(Звучит «Аve Maria Каччини)
Каждой земной женщине-матери близка судьба Богородицы — матери Иисуса Христа Девы Марии. Леонардо да Винчи создал на холсте волнующий материнский образ — "Мадонна с младенцем", именуемую также "Мадонна Литта" (1490). Этот образ максимально обобщен. На картине изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая грудью ребенка. В картине гениально воплощена идея материнства.
Современный поэт Всеволод Рождественский, восхищенный "Мадонной", посвятил ей стихотворение.
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд.
Остановившегося кадра
Переливая нежный цвет,
Сияет — кистью Леонардо
Векам завещанный портрет.
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество, —
Не все ль равно? Она когда-то
Не с райских кущ к нему сошла
В лучах умбрийского заката
С чистейшей ясностью чела.
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.
«Древнейшей песнью материнства» на Руси издревле почитается икона Владимирской Богоматери. Глаза полны чувства «радости святой печали». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Мария придерживает ребёнка рукой, пытаясь защитить. Нежность, и печаль, и жертвенность в этом образе Владимирской Богоматери.
Есть святая страница и в нашей поэзии, дорогая и близкая любому, не очерствевшему сердцу, любой, не потерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, — это стихи о матери.
Поэты всех времен преклоняли колена перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, её нежностью, заботливостью, сердечной теплотой.
Накануне Международного Женского праздника мы хотим подарить вам несколько страничек русской литературы, посвящённых мамам.
ВЕДУЩИЙ:
Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.
ВЕДУЩИЙ:
В печатной литературе, которая поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.
ВЕДУЩИЙ:
Не случайно Александр Сергеевич Пушкин столько прелестных стихов посвятил няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».
ЧТЕЦ: А.С.Пушкин «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
ВЕДУЩИЙ:
Николай Васильевич Гоголь – первый русский писатель, создавший образ русской матери в повести «Тарас Бульба».
ЧТЕЦ:
«Спало всё во дворе… одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их. «сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их она отдала бы всю себя.
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, … а она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне».
ВЕДУЩИЙ:
По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
ЧТЕЦ: (Из стихотворения «Мать»)
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
ВЕДУЩИЙ:
Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Сквозь всё творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. «Лучше тебя никого не видал,» - так скажет поэт о своей матери.
ЧТЕЦ:
С. Есенин «ПИСЬМО МАТЕРИ»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
ВЕДУЩИЙ:
Век 20 для нашей страны был веком тяжёлым, многострадальным, наполненным революциями, войнами, жестокими экспериментами властей. Революции, гражданская и Великая Отечественная война лишь добавили матерям испытаний судьбы и страданий за своих детей. Ведь им пришлось ещё труднее, чем солдатам, так как на руках были дети, и не по одному ребенку, а по пять - семь. Но женщины оказались сильнее танков и бомб. Они жили во имя детей, своего светлого будущего, жили надеждой на победу. И выстояли!
ЧТЕЦ: М. Исаковский «Русской женщине»
...Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей -
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают всё ниже,
А громы грохочут всё ближе,
Всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.
За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё...
ЧТЕЦ:
Мусса Джалиль «МОЛОДАЯ МАТЬ»
Горит деревня.
Как в часы заката,
Густой багрянец по небу разлит.
Раскинув руки, на пороге хаты
Застреленная женщина лежит.
Малыш озябший, полугодовалый,
Прижался к ней, чтоб грудь ее достать.
То плачет он надрывно и устало,
То смотрит с удивлением на мать.
А сам палач при зареве пожара,
Губя живое на своем пути,
Спешит на запад, чтоб спастись от кары,
Хотя ему, конечно, не уйти!
Сарвар украдкой вышла из подвала,
Поблизости услышав детский крик,
К крыльцу своих соседей подбежала —
И замерла от ужаса на миг.
Ребенка подняла: «Не плачь, мой милый,
Не плачь, тебя я унесу в наш дом».
Она его согрела, и умыла,
И теплым напоила молоком.
Сарвар ласкала малыша впервые,
Впервые в ней заговорила мать.
А он к ней руки протянул худые
И начал нежно что-то лепетать.
Всего семнадцать ей, скажи на милость!
Еще вся жизнь, все счастье впереди.
Но радость материнства пробудилась
Уже сейчас у девушки в груди.
Родные звуки песенки знакомой
Польются в предвечерней тишине...
Мне в этот час пройти бы мимо дома
И заглянуть бы в то окошко мне!
Сарвар малышку вырастит, я знаю,
В ее упорство верю до конца. Ведь дочерям страна моя родн Дарует материнские сердца.
ВЕДУЩИЙ:
Какое бы время ни было, на плечи матерей ложится самый тяжёлый груз. Наше время не исключение. У наших мам самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все.
ЧТЕЦ: «Мама» Геннадий Ростовский
Мама нагладит свой белый халат, Шапочку белую… Мама – врачиха. Снова дежурит. Который подряд День выходной! Это что же за лихо? Не за себя – за другого врача. Не отказала. Она не умеет. «Скорая помощь», пыхтя и рыча, Словно карета, прикатит за нею. Днём, да и ночью примчит из дворца – Из гаража поселковой больницы. Ждать её будут, встречать у крыльца, Жизни охранницу, а не царицу. Мама поможет, беду отведёт, Вникнет, расспросит, утешит и прочее… Завтра народ на приём к ней придёт. К ней в кабинет всех длинней будет очередь. Всё сокровенное, тайны семей, Личные тайны болезные жители Завтра поведают маме моей - Доктору, а не священнослужителю. Так и живёт – всю себя отдаёт Людям, с болезнями злыми воительница. Как же порою она устаёт, Мама моя, медицины отличница! Я и жалею её, и горжусь. Сердце сжимается горько и сладко. Может, когда-то и я пригожусь Людям, отдав им себя без остатка?
ЧТЕЦ:
Мама... Простое, казалось бы, слово,
А сколько в нем нежности, ласки, тепла,
Ребенок лопочет его бестолково,
Ручонки раскинув, припухший от сна.
В печали и в радости мы произносим,
То робкое "Мама", то резкое "Мать".
Порой на чужбине вдруг сердце запросит
Совсем незнакомую - мамой назвать.
А дома так часто ей делаем больно
Поступками, взглядами, жестами мы,
Потом вдалеке вспоминаем невольно
О том, что прибавило ей седины.
И пишем на школьных листках торопливо
Признанья своей запоздалой вины.
Она их читает, краснеет стыдливо,
И в горьких морщинах слезинки видны.
Давно без письма все обиды простила,
А тут ей до боли приятно прочесть:
"Спасибо, родная, за то, что растила,
За то, что ты любишь. За то, что ты есть!!!
ЧТЕЦ:
А. Дементьев
Вот и всё.
Уже вещи собраны.
Посидим на прощание, мать.
И молчат твои руки добрые,
Хоть о многом хотят сказать.
Руки мамы...
Люблю их с детства.
Где б дорога моя ни шла, —
Никуда мне от них не деться,
От душистого их тепла.
Руки мамы...
В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя...
С этих рук я увидел Родину,
Так похожую на тебя, Мама.
(Песня «Мама» Лазаревой С.)
ЧТЕЦ:
В маленькой комнате пасмурным вечером
Тихо молилась уставшая мать.
Голосом тихим и очень доверчивым
Стала с надеждою к Небу взывать:
«Боже всемилостив, сила Небесная,
Будь милосерден к просьбе моей:
Если виновна, карай меня грешную,
Но не взыщи ты с моих дочерей.
Если когда - то десницею щедрою
Вдруг ты захочешь меня наградить,
Я обращусь к тебе с просьбой последнею
Деток моих от беды оградить.
Скоро войдут они в жизнь свою взрослую,
В мир, где интриги, корысть и обман.
Душа моя будет пусть лодкою с вёслами,
Чтобы их с курса не сбил океан.
Господи, Отче наш, будь милосерден,
Не накажи одиночеством их,
Пошли в этой жизни им спутников верных,
Во избежанье ошибок моих.
В силах твоих наказать или миловать,
В воле твоей отобрать или дать,
Стою пред Тобою о детях с молитвою», -
Шептала склонившая голову мать.
Тихой молитвою мать защищала
Спящих в кроватках своих дочерей,
О многом просила и лишь не желала
Им повторения доли своей.
ЧТЕЦ:
Склонилась ночью мама над кроваткой И тихо шепчет Крошечке своей: «Ты только не болей, мой Зайчик сладкий, Прошу тебя, ты только не болей». Когда болезнь к ребёнку подступает, Рыдает материнская душа. И мама до утра не засыпает, К щеке прижав ладошку малыша. Когда блестят глаза не от веселья, Когда температурит сын иль дочь, То сердце мамы плачет от бессилья,
Пытаясь все болезни превозмочь Укутав нежно Счастье в одеяло, Прижав своё Сокровище к груди,
Она без перерыва повторяла:
«Уйди, болезнь, от сына прочь уйди!» И ни одно лекарство так не лечит, Как мамина забота и тепло.
Любовь ребёнка счастьем обеспечит, Отгонит все недуги, беды, зло. Для матери важней всего на свете Здоровье, счастье собственных детей. И точно так же маму любят дети, Взрослее став, заботятся о ней. Прошли года. В кровати мать больная, Ей шепчут двое выросших детей: «Ты только не болей, моя родная,
Прошу тебя, ты только не болей!»
ВЕДУЩИЙ:
Дети – самое дорогое в жизни матери. Счастье матери – это счастье ее детей. Поэтому она порой бывает строгой, взыскательной, ведь она понимает свою ответственность за то, какими вырастут ее дети! Она желает им только добра и счастья! «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец», - гласит народная мудрость.
ЧТЕЦ: Эдуард Асадов
«О СКВЕРНОМ И СВЯТОМ»
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее — от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
ВЕДУЩИЙ:
Материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением и нельзя её потерять, согрешив. Материнская любовь — это милосердие и сострадание.
Святость материнской любви в том, что её свет проникает в сердца, оживляя его, даже если оно давно очерствело.
ВЕДУЩИЙ:
Материнская любовь прозорливо угадывает будущее своего дитя. И, если не может уберечь его от страданий, сама страдает с ним рядом. Недаром, когда нам плохо, мы зовем «Мама!», сколько бы ни было нам лет.
(Песня Булата Окуджавы)
ВЕДУЩИЙ:
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. Любовь к малышу своему для нее также естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка. Мать приобщает дитя к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности. Не это ли держит мир?
ЧТЕЦ:
Владимир Романчин:
У матерей священные права:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать.
И жребий свой,
Приобретя едва,
Нести сквозь радости
Сомнения и слякоть.
У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то повторяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.
У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно
У жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чем-то тут сродни
Они великой Матери — Природе.
И пусть за всё
Воздастся щедро ей!
Собрав в букет
Любовь и откровенье,
Придите, дети,
К матери своей
И станьте перед нею
На колени.
ВЕДУЩИЙ:
Мать, мама, мамочка... Как мы привыкли к тому, что она просто есть, и все.
Порой забываем, кружась в жизненной карусели, решая свои бесконечные первоочередные задачи, что где-то есть человек, который ежеминутно думает, помнит о нас, волнуется, если у нас что-то не получается, по первому зову бросается на помощь, поддержать, успокоить, подставить свое хрупкое плечо, отдать целиком свое сердце.
А мы часто огорчаем своих матерей резкими словами, своевольными поступками, не часто говорим им добрые слова, которые матери ждут, скупимся на ласку и почти никогда не просим у них прощения, если в чём-то виноваты.
(Песня «Только ты, моя мама, живи!»)
Учитель: Мы в вечном долгу перед самыми добрыми, заботливыми, милыми, самыми прекрасными, самыми понимающими людьми — нашими матерями. Наши матери всегда будут в наших сердцах, но не всегда они будут рядом с нами. Надо любить маму так, чтобы эта любовь насытила её и наше сердце, связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти.
Берегите своих матерей!
С. Островой «Песня о женщине»
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете метится следами
Сколько б ты ни вышагал путей,
Яблоня - украшена плодами,
Женщина - судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребёнком на руках.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Мы говорим вам до свидания. Храните, берегите в душе тепло сегодняшней встречи и помните, что, какой бы ветер не дул, именно огонь материнской любви дарит нам радость и свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Урок-концерт, посвященный Международному женскому дню" для учащихся подготовительного класса ДШИ
материал состоит из 4 страниц - афиша к празднику, 3 страницы текста ( с указанием названий используемых песен)...
Сценарий праздничного концерта, посвященного международному женскому дню 8 марта «Песни весны в кругу семьи» методическая разработка мероприятия (сценарий).
Данная методическая разработка является сценарием праздничного концерта, посвящённого международному женскому дню 8 марта. В разработке представлен полный сценарий со стихами, авторами и названиями пе...
«Весна, цветы, музыка…» Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню
Праздничный концерт в Саяногорском политехническом техникуме, проведенный студентами в 2017 году....
Проект праздничного концерта, посвященного Международному женскому дню"
Сценарий к 8 марта для учащихся разновозрастной группы...
Сценарий праздничного концерта, посвященного Международному женскому дню 8 Марта. «Для вас, милые женщины,от всей души!»
Цель: воспитание уважительного отношения к женщине (педагогу, матери, бабушке, девочкам)Задачи:1. Научить выразительно читать стихи.2. Развивать творческие способности детей, ловкость, артистично...
Сценарий концерта, посвященного Международному женскому дню в школе
Сценарий концерта 8 марта в школе...