Классный час в 6 классе +презентация
картотека (6 класс) на тему
Урок "Вежливость - это сила, слабость или необходимость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 26.89 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 686.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»
Цели:
1.Способствовать пониманию учащимися такого понятия как «вежливость».
2. Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и справедливо, не ущемляя интересы других людей.
3. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
4. Способствовать развитию навыков общения.
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пообщаемся на очень интересную тему «Вежливость – это сила, слабость или необходимость»? , которая является актуальной практически для каждого человека, живущего в современном мире. (Слайд1)
Вот как высказывались о вежливости зарубежные писатели и поэты. (Слайд 2)
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес Сааведра.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э.Роттердамский.
2.Обозначение проблемы
Так что такое вежливость, попробуем разобраться? Работа в парах. Высказывания детей. Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость - это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается). (Слайд3)
Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Толковый словарь Ушакова. Вежливый человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. А все ли бывают вежливы? Приходилось ли сталкиваться в жизни с невежами? Да, тема вежливости всегда остро стояла во все времена. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
3. Обсуждение ситуаций и комментарии
А в чем преимущества вежливости?
- Вежливость даёт возможность достойно выйти из любой ситуации.
- Вежливость даёт умение «держать себя в руках».
- Вежливость придаёт силы для проявления только лучших человеческих качеств.
- Вежливость даёт радость от общения с людьми.
- Вежливость обеспечивает ясность в словах, мыслях и поведении.
- Вежливость освобождает от хамства и грубости.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
В чем же сила вежливости? Поиграем в детскую игру вежливых слов: (слайд 5)
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
* 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
* 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
* 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
* 5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
* 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания)
Слайд 6
Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».
В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!»., затем слово заменили на спасибо.
Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».А всегда ли можно выразить благодарность, только словами? Попробуем поблагодарить друга без слов...
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов.
«Здравствуйте» - слово очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть могучими и крепкими, как дерево дуб. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
«Пожалуйста»
Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.
«До свидания»
Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»
Вторя часть темы – слабость? А в чем же слабость? (отказать из-за вежливости, отстоять свою точку зрения…т.п.)
А является ли вежливость необходимостью. Дискуссия в парах…
- Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
- Семейное воспитание. Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
- Международные отношения. Международная «вежливость» - это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
- Общение в профессиональном коллективе. Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.
4. Совместный поиск путей решения проблемы
Работа над ситуациями (Слайд7)
У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить
на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?
Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа
отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал
смотреть любимую передачу «В мире животных».
ПРАВИЛО 1
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день
она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока
они новые» - говорила она подругам.
ПРАВИЛО 2
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в класс, закричал:
- Привет, Серый!
- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в
лужу!
ПРАВИЛО 3
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его
оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал
улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и
снова отвернулся к окну.
ПРАВИЛО 4
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют
вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
ПРАВИЛО 5
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
- Посмотрим, ничего мы не упустили (слайд 8,9,10)
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Как воспитать в себе вежливость? Слайд 11
- Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
- Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
- Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
- Работа над собой. Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
- Общение. Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.
Вывод: Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!
- Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.
5. Рефлексия
Закончите предложение.
• Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …
• Нам был нужен этот разговор …
• Я хочу себя похвалить …
• Я хочу похвалить одноклассников …
• Я хочу похвалить учителя …
• Я думаю, что я вежлив, потому что …
• Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. М.Сервантес Сааведра Вежливость порождает и вызывает вежливость . Э.Роттердамский
Что такое «вежливость» ? Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 1 6 века «вежа» означало «знаток», - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
даёт возможность достойно выйти из любой ситуации; даёт умение «держать себя в руках»; придаёт силы для проявления только лучших человеческих качеств; даёт радость от общения с людьми; обеспечивает ясность в словах, мыслях, в поведении; освобождает от хамства и грубости; В чём преимущества вежливости? Вежливость -
Поиграем в детскую игру
Спаси Бог Здравствуйте - Спасибо - Желаю здоровья Пожалуйста- «подари, если любишь» До свидания - надеюсь свидеться с тобою снова
Кабинет рассуждений
Правила вежливости 1 . В вежливости проявляется отношение к другим людям. 2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. 3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. 4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
Правила вежливости 5 . Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. 6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи. 7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Правила вежливости 8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью. 9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Изучать этикет Чтение Работа над собой Общение Как воспитать в себе вежливость?
Закончите предложение • Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе … • Нам был нужен этот разговор … • Я хочу себя похвалить … • Я хочу похвалить одноклассников … • Я хочу похвалить учителя … • Я думаю, что я вежлив, потому что … • Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу (2 класс). Тема: "Сталинград и КУбань"
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)...
Внеклассная работа. Классный час для 10 класса. Презентация к классному часу.
Классный час для 10 класса " Человек рожден для счастья!"...
классный час в 6 классе + презентация
Вежливость -это сила или слабость, слабость или необходимость?...
Классный час в виде презентации для 5 класса посвященный "Дню народного единства"
День народного единства - сравнительно новый праздник, но огбъединяющий все народы проживающие в России. Отмечается 4 ноября....
из опыта работы классного руководителя 9 класса презентация
обобщение опыта работы как классного руководителя, рассуждения о воспитательной работе в целом, рассказано об основных целях и принципа воспитательной работы. Показано поэтапное формирование дружного,...
84 года МЧС РФ - презентация для классного часа (7 класс)
4 октября - праздник для всех сотрудников МЧС РФ,Основные задачи МЧС РоссииОсновными задачами МЧС России являются:1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защи...
классный час "Мы сдадим" презентация к классному часу.
Цель: сообщить школьникам об эффективных способах подготовки к экзаменам и поведении во время и после него.Задачи:- провести занятия с учениками по снятию психологического напряжения у выпускников...