Дети войны
методическая разработка (10 класс) на тему

Елена Брук

Мероприятие «СВЕЧА ПАМЯТИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti.rar1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «СВЕЧА ПАМЯТИ».

Цель: развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны.

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к Родине, чувства гордости к людям старшего поколения;
  •  развивать коммуникативные и креативные способности учащихся,
  • расширить представление детей о героизме и трагедии советского народа;
  • воспитание уважительного отношения к памятникам войны.

Учитель:  Сегодня, ребята, я предлагаю вам задуматься над тем,  что такое человеческая память. Подумайте и через минуту продолжите: «Память – это…»

(Ученики высказывают варианты продолжения предложений.)

Учитель: Ребята, а может не надо вспоминать о войне молодым здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?

(Ребята высказывают свои мнения, размышляют.)

О них должен знать и помнить каждый человек, потому что они связывают воедино разные поколения людей, заставляют гордиться своей страной и чувствовать сопричастность к истории.

Д.С. Лихачев сказал, что «память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность».

1 чтец. Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из улиц лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла.
Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери?
У любого отца?
А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
Дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.
Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!
Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.
Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной?

ДОМИК, НЕ ГОРИ! ДОМИК, НЕ ГОРИ!..»НИНА РАЧИЦКАЯ – 7 ЛЕТ

Помнится отрывками, иногда – очень ярко.
Как они приехали на мотоциклах…. У каждого было ведро, и они тарахтели этими ведрами. А мы спрятались…У меня еще было два маленьких братика – четыре и двух лет. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там.
Помню, как я очень удивилась, что молодой фашистский офицер, который стал жить у нас, был в очках. А я себе представляла, что в очках ходят только учителя. Он жил с денщиком в одной половине дома, а мы в другой. Братик, самый маленький, у нас простыл и сильно кашлял. У него была большая температура, он весь горел, плакал ночами. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» - и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится.
Забрали у нас все, мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он слышит запах пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть. А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка…». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утенка, и все будем сытые…»
Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь. Всю войну я спасала его от смерти, спала с ним под подушкой. Потом, когда мы в сорок четвертом году пошли в первый класс, мой букварь был на тридцать человек.
«ОН ОГЛЯНУТЬСЯ БОЯЛСЯ…» ЖЕНЯ БИЛЬКЕВИЧ – 5 ЛЕТ
Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускала его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!».
Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся…
Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз.
Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.
А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на этом же месте. Мы кричали и просили, чтобы нашу маму не закапывали...

Учитель. За годы войны в концлагерях уничтожено 11 млн. человек.  Вот они – лагеря смерти, лагеря боли:                                                                      Бухенвальд: около 239 тысяч были узниками, за 8 лет существования в

лагере замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

Освенцим: страшный символ уничтожения людей, на его счету свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции и других стран.

Дахау (первый концлагерь): около 70 тысяч людей – замучено или убито.

Маутхаузен: 122 тысячи человек уничтожено, из них 32 тысячи советских граждан.

Саласпилс: более ста тысяч человек были узниками этого лагеря. Лагерь известен своими зверствами над детьми.

Учитель: Всем узникам концлагерей посвящается «Бухенвальдский набат». (звучит песня)

Среди узников концлагерей были дети, малыши, новорожденные, которые тысячами гибли  от голода, болезней и невыносимых условий жизни. В период господства гитлеровцы опутали всю Европу целой системой концлагерей.

Всего на территории рейха содержалось в лагерях и тюрьмах 18    миллионов человек, причем каждый пятый из них был ребенком. Более 11 миллионов были уничтожены. 5 из этих 18 миллионов были гражданами Советского Союза.

1 чтец. Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
2 чтец. Освенцим ,Дахау, Майданек, Бухенвальд ,Треблинка, Ора-дур , Лидице, Бабий Яр, Хатынь - это названия концлагерей, созданных фашистами.
3 чтец. В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей…
Песня «На братских могилах не ставят крестов…»

1 чтец. В обители  смерти молчат о смерти.

И только крик.

Парит и кружит над крышей блока.

Бьется о твердые кулаки стен:

Жить !

Тяга к жизни – сорняк живучий –

Дает нам силу

Сломить бессилие.

Дахау — первый немецкий концлагерь. Был создан в 1933 г.  в  17 километрах от Мюнхена по личному распоряжению Гиммлера.

С 1934 г. лагерь находился в ведении органов СС, здесь проходил подготовку руководящий персонал для других концлагерей. Осенью 1941 г. в лагерь поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были немедленно расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тысяч узников, из них погибло около 70 тыс., в том числе около 12 тысяч советских граждан. Дахау был одним из лагерей, где проводились жуткие медицинские опыты на живых людях. Узникам в специальных бараках прививал туберкулез, малярию, тиф, заражали гангреной. Потом лечили экспериментальными методами. даже выздоровевших все равно уничтожали как опасных свидетелей. Были и другие опыты. Например, заключенного на несколько часов опускали в ванну со льдом, доводили тело почти до полного отморожения. Затем отогрева ли. Так гитлеровцы пытались найти эффективный способ лечения своих летчиков, сбитых над холодными морями.

Майданек – один из самых страшных фашистских лагерей. Фашисты создали Майданек в 1941 году в польском городе Люблине. Прибыв в лагерь, каждый заключенный получал круглый жетон со своим лагерным номером; номер на шею, номер на грудь, номер на правую ногу. Полосатая роба. На спине – лагерный номер. Гремящие пантофли ( деревянные башмаки), кружка, миска, на сутки  - маленький кусочек хлеба, баланда – чай, заваренный на траве. Работа - с утра до ночи. Страшная работа!

Девочки спаривали и увязывали шнурками ботинки, сапоги. Горы обуви! Горы одежды... В ящики укладывали ложки и кружки. Работа мальчиков - паковать в мешки людские волосы. Из них потом хозяйственные немцы делали парики, кисти, щетки, ими набивали матрацы... Всего в Майданеке сожжено, убито, замучено, умерло от болезней около полутора миллионов ни в чем неповинных людей из всей Европы.

Освенцим – лагерь смерти,  огромная территория в 40 кв.км. Стена высотой до восьми метров. Железобетонные столбы, два ряда колючей проволоки под током высокого напряжения. Через каждые 150 метров – вышка с пулеметом. Внутри – кирпичные бараки под железной крышей, снаружи ворота с надписью: «Труд делает свободным». Более изощренного глумления над человеком трудно себе представить. Около ворот утром и вечером лагерный оркестр играет Штрауса, «приветствуя людей, идущих на работу ( с работы) или … в крематорий». Шеф крематория поливал цветы и улыбался, приглашая: “В баню, в баню”... Люди входили внутрь, раздевались. И скоро начинали кашлять от удушающего газа. Вопли, плач. . . Несколько минут — и тишина. Полный покой... Появлялась зондеркоманда, собирала одежду, снимала кольца, серьги, очки, щипцами выдирала золотые зубы. В бараках - складах лежали их  горы.

Команда уходила, опять тишина. Кто-то где-то нажимал кнопку — створки пола раскрывались. Вся масса тел летела вниз, на большую глубину. Над зловещими трубами крематория всплескивались языки пламени и клубился черный дым...

 С 1940 по 1945 годы в Освенциме уничтожено более 4 млн. человек.

Маутхаузен. Прибывшим приказали раздеться догола. Холодный душ. Остригли, обрили. Полосатая роба, пантофли . И номер. Не люди, а номера...

Альпийская скала, каменный карьер. Длинная, вырубленная в камне, как в преисподнюю, лестница смерти. Точно призраки, полосатые, шатающиеся фигуры  узников с тяжелым камнем на спине. Капо бьет упавшего тяжелой дубиной, пинает коваными ботинками.

Никогда не угасал  факел над трубой крематория

В Маутхаузене побывало около 335 тыс, человек, погибло, замучено более 120 тысяч, среди них свыше 30 тысяч советских граждан.

В латвийском концлагере Саласпилсе немцы организовали фабрику детской крови, выкачивая у советских детей из кровеносных сосудов кровь для нужд своей армии. С 41-го по 45-й год у пленных детей было выкачано 3 500 литров крови. Для этой цели использовали даже новорожденных младенцев.  Не трогали только малышей с признаками заболевания и тех, у кого кожа была покрыта язвами. Поэтому ребятишки постарше царапали малышам лица, пачкали их грязью и так спасали от смерти…

В Саласписе происходила неслыханная в истории трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные, отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились торжественно у стола. Из рук матерей силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем невинных детей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Находились они в отдельном бараке в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривали 5-7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей.

Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей.

за период с конца 1942 г. по 1944 г. через Саласпилский лагерь прошло до 12 000 советских детей.

Бухенвальд. На тяжелых решетчатых воротах надпись: «каждому свое»: немецким арийцам — господствовать над миром, остальному человечеству — работать на них за колючей проволокой... Ряды эсэсовцев на аппельплаце (площадке для построения), крики, пинки, рычание и клыки лютых овчарок. 

Детский блок 8. Оскорбления, унижения, тумаки в лицо, пинки ногой . Кормили два раза в день — баланда на воде, вареная брюква. 150 граммов хлеба — из отрубей, с опилками, только вечером. Хлеб надо бы оставить на завтра, но проглатывали в раздаточной. Утром в барак приносили огромную кастрюлю с чаем — отваром из стеблей полевой травы.В бараке были дети разных национальностей и возрастов. Двенадцати-тринадцати летних на работу не гоняли — у них брали кровь.

Самым страшным был 46 блок. Над его узниками проводили медико-биологические опыты. Всего в Бухенвальде уничтожено 56 тыс. заключенных.

Цветут в Бухенвальде цветы –

Алые маки.

В музейном покое – щиты,

А рядом – бараки.

Цветут в Бухенвальде цветы -  

Алые вспышки.

На маки глядят с высоты

Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.

Дым не клубится …

Цветы пламенеют – и свет

Ложиться на лица.

Не ходит по лагерю смерть,

Не лают собаки,

А все-таки жутко смотреть

На алые маки.

То, что вспоминают они из тех лет, похоже на кошмарный сон. Как же они выжили в этом аду?

Семилетней попала в Освенцим Галина Александровна Сажина (Старовойтова) вместе с бабушкой, мамой и сестрёнками — трёхлетней Верой и годовалой Ниночкой. По её словам, недолго прожила в Освенциме бабушка, а с ней и сестрёнка Нина. Памятен ей и день, когда фашистский изверг, задрав её левую руку, долго и больно выкалывал иглой лагерный номер 62084. То же самое он повторил и с сестрёнкой Верой, которой достался следующий по счёту номер. Вспомнила она, как гитлеровские врачи-садисты брали у них кровь и как долго они потом болели. А ещё то, как часто их наказывал надзиратель, ставя босыми на ночь на горох, как секли их розгами. И как советский врач на медосмотре, глядя на неё, похожую на скелет, содрогнулся: «Что же они с тобой, изверги, сделали?».

Чудом избежал печей крематория в Бухенвальде Василий Андреевич Ковалёв, которого 15-летним угнали в Германию. За сознательно загубленную деталь на фабрике Кестера его жестоко избили и отправили в Бухенвальд. Совсем обессилевших узников концлагеря освободили американцы. Перед этим гитлеровцы пытались выгнать их из лагеря и расстрелять по дороге. Руководство подпольной организации 11 апреля 1945 года передало по всем лагерным блокам, чтобы заключённые не выходили из бараков. При приближении американских войск смертники Бухенвальда подняли восстание. Потому 11 апреля стал Международным днём узников фашистских концлагерей.

Евгению Евтихьевичу Талалину не было и 16 лет, когда он стал узником лагеря остарбайтеров в пригороде Нюрнберга. Там он сполна испытал на себе издевательства нациста Шварца, излюбленным методом «воспитания» которого был удар по лицу резиновым шлангом со вставленным туда стальным тросом. Из того лагеря 16-летнего Евгения продали пожилому хозяину строительной фирмы. Там он вёл подпольную агитацию.

В штрафлагерь Ризе Вера Евгеньевна Почуева попала 17-летней, поскольку, работая на заводе в Эрфурте, помогала военнопленным, засыпала песок вместо пороха в снарядные гильзы. Избитую в гестапо, её отправили в штрафной лагерь, откуда она сбежала. Пойманная полицией, она была направлена в Магдебург, где за антифашистскую деятельность её снова арестовало гестапо. В июле 45-го после проверки в лагере СМЕРШ она приехала в Сталинград. Сейчас инвалид 2-й группы.

Узницей лагеря в Ноймюнстере стала в 15 лет Лидия Васильевна Белова. Там её заставляли делать гильзы для «ФАУ». После освобождения прошла через СМЕРШ и долго не могла устроиться на работу в Сталинграде. В феврале 47-го её приняли в реквизиторский цех драмтеатра имени М. Горького.

Сталинградка Алевтина Модестовна Щепотько (Тарасова), ныне председатель организации бывших узников Центрального района, сохранила лагерную карточку, которая была заведена на неё, 14-летнюю, в лагере городка Бад-Липпшпринге, близ г. Падерборна. 2 февраля 43-го по траурным флагам, вывешенным на улицах, она узнала о Победе под Сталинградом. Два года назад Алевтина Модестовна побывала в местах своего бывшего заключения.

Можно ещё долго перечислять изломанные войной и фашистским рабством судьбы малолетних узников концлагерей. Пепел Бухенвальда, Освенцима, Заксенхаузена, других фашистских концлагерей, будет стучать в их сердцах до последнего дня.
2 чтец. Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!
(Минута молчания) фонограмма №2.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы !

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна….

Учитель: так сложилось у многих народов, что когда вспоминают погибших людей, то в честь  памяти о них зажигают свечи. И тогда мы уже не думаем о том в какой войне погиб человек, мы скорбим о том, что его жизнь унесла война. Я предлагаю вам прослушать песню «Зажгите свечи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....