Программа "Здоровье"
методическая разработка на тему
Программа направлена на создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся, через создание для этого благоприятных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обоснование программы
Проблема овладения учащимися ППУ-15 требуемым объемом знаний, умений и навыков, повышения конкурентоспособности выпускников на сокращающемся рынке трудовых вакансий ставит задачу эффективного использования различных форм организации педагогического процесса, в том числе и здоровьесберегающих.
Училище не имеет своего медицинского персонала, валеолога, нет кабинета психологической разгрузки, спортзала. Поэтому реализация программы предполагает сотрудничество с нашими социальными партнерами – МУЗ «Центральная городская больница» города Покачи, спортивно-оздоровительный комплекс «Звездный», комитет по делам молодежи города, другие организации и предприятия города. Основная работа ложится на плечи преподавателей, классных руководителей и мастеров производственного обучения. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это новая грань педагогического мастерства педагога-предметника, мастера производственного обучения, классного руководителя. Данная проблема актуальна и глубоко современна, так как неизмеримо возросшие интеллектуальные и психологические нагрузки на учащихся невозможно компенсировать дополнительными уроками физкультуры. Именно валеологизация образовательного процесса с учетом региональных факторов является оптимальным выходом из создавшего положения.
Программа «Здоровье» - комплексная программа, так как она предусматривает деятельность всех участников образовательного процесса в комплексе для успешного решения следующих целей и задач:
Структура программы:
- Титульный лист
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Основные этапы и сроки реализации
- Участники программы
- Реализаторы программы и их функции
- Ожидаемые результаты
- Основные направления деятельности
- Содержание деятельности
- План реализации программы
- Диагностика и критерии отслеживания программы
- Литература.
Сроки реализации программы ноябрь 2009 года – декабрь 2013 года.
Цель:
создание благоприятных условий для успешной учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья учащихся, физическое совершенствование, формирование доверительных отношений и навыков общения с педагогами, расширение доступа уч-ся к медицинской помощи
Задачи:
- Организация внутренней среды, обеспечивающей здоровьесберегающий и развивающий характер образовательного процесса на основе идеологии культуры здоровья;
- объединение усилий и координация работы училища и системы здравоохранения в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей.
- формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
- совершенствование кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения
Основные этапы и сроки реализации:
1 этап. Подготовительный (ноябрь - декабрь 2009 года). Разработка программы «Здоровье», создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы.
2 этап. Основной (январь 2010 - январь2012)
Создание Центра здоровья; формирование содержания деятельности училища, изучение и внедрение здроровьесберегающих технологий, мониторинг оздоровительного процесса.
3 этап. Завершающий (январь 2012 – декабрь 2013). Подведение итогов, обобщение опыта.
Участники программы:
- учащиеся
- педагогический коллектив
- администрация
- медицинский работник
- родители
- социальные партнеры училища
Реализаторы программы и их функции:
Системный подход к реализации поставленных задач решается через координируемое взаимодействие блоков конкретных направлений практической деятельности и их особого содержания.
Блок управления
В соответствии с законами менеджмента известно, что та или иная область управления будет успешно функционировать в том случае, если ее возглавляют отдельные компетентные специалисты, имеющие право планировать, корректировать, контролировать ее развитие, отвечать за состояние дел в ней.
Хотя училище не располагает штатами медицинского работника и валеолога, вопросы по здоровьесбережению, а именно просвещения и обучения учащихся здоровому образу жизни, саморегуляции и создании комфортных условий жизнедеятельности, будут решаться силами самого педагогического коллектива, создав функциональный Центр здоровья.
Структура и функции Центра здоровья:
Руководитель Центра здоровья:
Совместно с администрацией Покачевского профессионального училища – 15 осуществление подбора и профилизации кадров по основным направлениям деятельности Центра; руководство Центром, контроль и планирование его деятельности; участие в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности Центра, разработка учебно-методической документации и рекомендации по различным направлениям его деятельности; координация совместной образовательной, методической, просветительской деятельности Центра с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья; анализ деятельности Центра здоровья.
Члены Центра:
Социальный педагог
Диагностика социальных условий обучающихся, рекомендации родителям.
Психолог
Диагностика и коррекция психического состояния, релаксация. Проведение мониторинга.
Руководитель физического воспитания
Оздоровительные и спортивные мероприятия, организация спортивных секций.
Коррекция здоровья на основе рекомендаций медицинских работников, разработка оздоровительных физкультурных комплексов, рекомендации классным руководителям и мастерам п/о.
Преподаватель биологии, экологии
Знания о ресурсах человеческого организма и об окружающей среде. Проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Руководитель ОБЖ
Знания о здоровье, вредных привычках, о способах оказания помощи пострадавшему. Проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Педагог-организатор
Просветительская работа. Проведение акций, массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Медицинский работник
Проведение мониторинга, коррекции здоровья учащихся и педагогов; осуществление реабилитационных мероприятий.
В функции Центра здоровья входит разработка и реализация здоровьесберегающих программ училища, ежегодное планирование хода их реализации; корректировка планов; контроль за их выполнением; оказание методической помощи; организация экспериментальной работы; проведение внутриучилищного мониторинга, ежегодное подведение итогов.
Контроль за деятельностью Центра, обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, социального развития, физической культуры, представителями общественности по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляет директор.
Функции остальных категорий работников училища в контексте реализации программы:
Функции директора и его заместителей
Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
Общее руководство по организации Центра здоровья в училище;
Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в училище;
Организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии, экологии, ОБЖ;
Организация контроля уроков физкультуры;
Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
Организация работы классных руководителей и мастеров п/о по программе «Здоровье» и ее контроль;
Организация банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
Организация работы психологической службы в училище.
Функции классного руководителя:
Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности учащихся в училище;
Организация и проведение в группе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
Организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Организация и проведение в группе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
Организация и проведение в группе исследования уровня психофизического здоровья учащихся;
Помощь в проведении вакцинации, диспансеризации, медицинских осмотров.
Функции мастера п/о:
Обеспечение соблюдения безопасности труда на производственном обучении и производственной практике;
Санитарно-гигиеническая работа по организации производственного обучения учащихся;
Организация и проведение совместно с классным руководителем в группе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
Организация и проведение совместно с классным руководителем в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Организация и проведение совместно с классным руководителем в группе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Помощь в проведении вакцинации, диспансеризации, медицинских осмотров.
Основные направления деятельности:
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов
- организация учебного процесса
- медико-профилактическая работа
- психологическое здоровье
- социальное здоровье
- физкультурно-оздоровительная работа
- пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
- валеологическое просвещение педагогического коллектива
- охрана труда и здоровья участников образовательного процесса
Содержание программы
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов
Для реализации программы «Здоровье» в училище имеется следующая условия (материальная база):
- училище работает в одну смену;
- имеется 1 полностью оборудованный медицинский кабинет;
- в кабинетах полностью заменены старые столы и стулья на новые регулируемые, в соответствии с СанПин.
- для кабинетов ЭВМ приобретены и установлены кондиционеры, компьютерные столы, кресла;
- приобретены предметные кабинеты физики, химии, билогии;
- в каждом кабинете установлены светильники для освещения доски;
- в кабинете «повар-кондитер» установлены вытяжки над электрическими плитками, конвекционные шкафы;
- для занятий по физической культуре – лыжи на 100000 руб, мягкий инвентарь;
- установлены кулер для питьевой воды, «фонтан» (пятиступенчатая очистка воды)
- в пищеблоке училища устаревшее оборудование полностью заменено на новое (холодильная камера, холодильные витрины, жарочные шкафы, электрические плиты и т.д.)
Занятия по физической культуре проходят в арендованном спортивном зале КСК «Звездный».
Мероприятия этого раздела направлены на дальнейшее совершенствование материально-технической базы училища, на создание санитарно-гигиенических условий для успешного прохождения УВП.
Организация учебного процесса
Одно из важнейших направлений деятельности училища по сохранению здоровья учащихся – это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий. Особое внимание уделяется на воздушно-тепловой режим учебных помещений и их освещенность, которые оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Важным направлением в работе педагогического коллектива является валеологизация системы обучения. Занятия по основам анатомии, физиологии и правилам оказания неотложной помощи на уроках ОБЖ позволяют учащимся получить необходимые знания по этим темам, а также навыки оказания помощи в экстремальных ситуациях. Формирование ценностей здорового образа жизни и профилактика вредных привычек ведется как на уроке, так и во внеурочное время.
Медико-профилактическая работа
Этот раздел предусматривает мероприятия медицинского работника, закрепленного за училищем, в соответствии сего функциональными обязанностями:
- Организация и проведение периодического медицинского осмотра
- Анализ состояния здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра;
- Организация и проведение иммунопрофилактики в соответствии с нормативными и методическими документами
- Профилактическая работа во время эпидемии
- Выявление ранних и скрытых форм социально значимых заболеваний, в т.ч. гепатитов В и С. Наблюдение за тубинфицированными учащимися.
Психологическое здоровье
Сюда входит психологическая диагностика учащихся. На основе психодиагностики планируется и осуществляется коррекционная работа с подростками. Работа психолога направлена на формирование здорового климата по всем направлениям взаимоотношений между педагогами и учащимися, педагогами и администрацией, педагогами и родителями, а также формирование знаний по проблемам ЗОЖ.
Социальное здоровье
Основные задачи мероприятий этого раздела:
- оказание помощи учащимся из малообеспеченных и неблагополучных семей
- патронаж учащихся, которые находятся под опекой
Физкультурно-оздоровительная работа
Важную роль в решении задачи формирования здоровья учащихся играет физкультурно-оздоровительный блок.
В училище кроме занятий по программе по субботам проводятся дополнительные занятия по физической культуре (4 часа). Большая часть учащихся охвачена различными видами внеурочной и внеучилищной физкультурно-оздоровительной работой. Физкультурно-спортивные мероприятия позволяют решать ряд задач:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности участников образовательного процесса;
- развитие основных двигательных качеств;
- воспитание у учащихся нравственных качеств;
- внедрение технологий педагогики сотрудничества и личностно-ориентированной педагогики
Большинство мероприятий этого раздела проводятся в училище традиционно:
- первенства училища по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису
- «Веселые старты» среди девушек
- спортивные праздники, посвященные Международному женскому дню, Дню Защитников Отечества
- лыжные гонки, соревнования по легкой атлетике, силовое троеборье.
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
Главной задачей по направлению ЗОЖ является выработка у подростков понимания здоровья как первой жизненной ценности каждого человека, а также необходимости знания своего организма и заботы о нем. Этот раздел программы представлена подпрограммой «Я выбираю жизнь»
Валеологическое просвещение педагогического коллектива
Основные задачи мероприятий этого раздела:
- Повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья
- Рациональная организация учебного процесса
- Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Поэтому данный раздел предполагает:
- Знакомство с научно-методической литературой по вопросам здоровья
- Продолжение изучения и освоения, использование в работе педагога здоровьесберегающих технологий, позволяющих приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся;
- Организацию режима труда и отдыха учащихся, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся во время занятий и производственного обучения;
- Организацию самообразования; проведение семинаров, методических консультаций, методических дней на различные дни.
Охрана труда и здоровья участников образовательного процесса
Данный раздел предусматривает:
- создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охрану труда работников;
- содействие укреплению здоровья
- сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса
- профилактику ДТТ
План реализации программы
№ | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов | |||
1. | Приобретение для оснащения ППУ-15 - стендов для оформления уголков групп, холла училища, уголка здоровья - ТСО - спортивного инвентаря - ультрафиолетового бактерицидного облучателя Обеспечение необходимыми медикаментами, дезинфекционными средствами | 2010-2013 (по мере возможности) | Зам.директора по АХЧ |
2 | Комната психологической разгрузки для учащихся | 2010-2011 | Психолог Зам. дир. по АХЧ |
3 | Открытие фитобара в столовой (лечебные травяные коктейли) | 2010-2011 | администрация |
4 | Контроль за санитарно-гигиеническими условиями училища:
| постоянно | Зам.директора по АХЧ |
5 | Обеспечение учащихся высококалорийным меню | постоянно | Зав.столовой |
6 | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | постоянно | администрация |
7 | Соблюдение требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся | постоянно | администрация |
8 | Контроль за соблюдением во время производственного обучения необходимых мер по обеспечению безопасного учебного процесса | постоянно | Зам. директора по УПР |
9 | Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов (в том числе медиков) | постоянно | администрация |
10 | Разработка методических рекомендаций в помощь преподавателям-предметникам | 2010 | Творческая группа |
Эстетическое оформление кабинетов и училища | постоянно | Зав каб. зам. дир. по ВР и АХЧ | |
Работа с кадрами | |||
1 | Организация мониторинга здоровья. Анализ заболеваемости сотрудников ППУ-15 | В течение года | Инспектор ОК |
2 | Организация работы по ЗОЖ - пропаганда занятий по физической культуре - профилактическая вакцинация сотрудников ППУ-15 (против гриппа) - ежегодный медицинский осмотр | Постоянно Октябрь Март-апрель | Рук.физвоспитания Инспектор ОК Инспектор ОК |
3 | Снятие психоэмоционального напряжения, индивидуальные консультации | постоянно | Психолог |
4 | Проведение семинаров, лекций, бесед по проблемам здоровья (новые знания, достижения в этом направлении) | Систематически в течение года | Работники ГБ |
5 | Обеспечение безопасности условий труда | постоянно | Зам.дир. по АХЧ Инженер по ТБ |
Организация учебно-производственного процесса | |||
1. | Формирование философии здоровья на уроках по общеобразовательным и спец. дисциплинам | постоянно | Преподаватели |
2. | Формирование культуры тела и здоровья при проведении уроков физической культуры | постоянно | Преподаватель физ.культуры |
3. | Анатомо-физиологические знания, изучение строения организма человека на уроках биологии | постоянно | Преподаватель биологии |
4. | Ведение уроков основ безопасности жизнедеятельности, включая раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | постоянно | Руководитель ОБЖ |
5. | Валеологизация системы обучения | постоянно | Зам. дир. по ТО |
6. | Рациональное расписание уроков | постоянно | |
7 | Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий: - физкультуры для мышечного утомления - гимнастика глаз | постоянно | преподаватели |
Обеспечение учащихся, проходящих производственное обучение на предприятиях, специальной одеждой | в начале учебного года | Зам. по АХЧ, мастера п/о | |
Проведение вводных инструктажей по ТБ на занятиях по производственному обучении. | В течение года | Мастера п/о | |
Проведение ежедневных инструктажей на рабочем месте | В течение года | Мастера п/о | |
Соблюдение во время производственного обучения необходимых мер по обеспечению безопасного учебного процесса | В течение года | Мастера п/о | |
Медико-профилактическая работа | |||
1. | Организация и проведение мед. осмотра учащихся ППУ-15 | периодически | Зам директора ВР Специалисты ГБ |
2. | Анализ состояния здоровья учащихся (по результатам мед. осмотра) | ежегодно | Специалисты ГБ |
3. | Витаминизация | Осень, весна ежегодно | Зам.директора по АХЧ |
4 | Вакцинопрофилактика учащихся | По календарю | Мед.работник |
Психологическое здоровье | |||
1. | Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся | 2 раза в год | психолог |
2 | Коррекция психологического состояния учащихся | В течение года | Психолог |
3 | Психологическое консультирование учащихся, родителей, сотрудников | В течение года | Психолог |
4 | Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения | В течение года | Психолог |
5 | Диагностика межличностных отношений | В течение года | Психолог |
6 | Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди субъектов образовательного процесса | В течение года | психолог |
Социальное здоровье | |||
1 | Организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей, преподавателей и мастеров п/о | В течение года | Соц. педагог Зам. дир. по ВР психолог |
2 | Оказание адресной помощи детям из малообеспеченных семей | По необходимости | Соц. педагог |
2 | Вовлечение учащихся, состоящих на учёте, в кружки, спорт. секции по интересам | В течение года | Соц. педагог |
3 | Информация о летнем отдыхе детей, состоящих на учёте | В течение года | Соц. педагог |
4 | Проведение цикла лекций на правовые темы | В течение года | Соц. педагог |
5 | Посещение семей, состоящих на учёте | В течение года | Соц. педагог |
Физкультурно–оздоровительная работа | |||
1. | Организация и проведение дней здоровья, спортивных праздников и т.д. | Согласно плану работы училища | Рук.физвоспитания |
2. | Организация и проведение первенств училища по футболу, волейболу, баскетболу, армспорту, гиревому спорту… | Рук.физвоспитания | |
3. | Участие в городских соревнованиях, спартакиаде допризывной молодежи, спартакиаде трудящихся | Рук.физвоспитания | |
4. | Организация и проведение месячника оборонно-массовой работы | февраль | Рук.физвоспитания, Организатор ОБЖ |
5. | Участие в окружной спартакиаде среди учебных заведений | Апрель | Рук.физвоспитания |
6. | Военно-полевые сборы | Апрель-май | Руководитель ОБЖ |
7 | Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в училище и вне училища | постоянно | |
Просветительская работа | |||
1. | Организация просветительской работы среди учащихся, родителей, направленной на ЗОЖ и воспитание негативного отношения к вредным привычкам | В течение года | Зам дир. по ВР Кл. рук.,Соц пед. Педагог-организатор |
2 | Тематические классные часы по теме «Здоровый образ жизни» | Согласно плану работы | Классные руководители |
3 | Тематические внеклассные мероприятия «Здоровый досуг» | Согласно плану работы | Классные руководители |
4 | Участие в городских, окружных акциях «Не преступи черту» | октябрь | Пед-организатор |
5 | Выполнение рефератов «Формирование здорового образа жизни», «Вредные привычки» | В течение года | Рук. ОБЖ, Рук. физвоспитания |
6 | Выпуск информационных листов на тему ЗОЖ | В течение года | Зам.дир. по ВР |
7 | Распространение буклетов на тему «Знать: чтобы понять, уберечь, помочь» | В течение года | Зам.директора по ВР |
8 | Анкетирование учащихся по проблемам ЗОЖ | Апрель | Зам.дир. по ВР |
9 | Выставка плакатов «Молодёжь против наркотиков» | Ноябрь | Зам.дир. по ВР |
10 | Анкетирование учащихся «СПИД и его профилактика» | Ноябрь | Организатор |
11 | Организация летнего отдыха учащихся | Май | Соц. педагог |
12. | Совещание с кл. руководителями «Формы и методы работы с учащимися по охране и укреплению здоровья» | октябрь | Зам.директора по ВР |
13 | Проведение круглых столов, диспутов, деловых игр по теме ЗОЖ | В течение года | Соц. педагог Зам.дир. по ВР |
14 | Работа с родителями по вопросам здоровья учащихся | В течение года | кл. руководители |
15 | Проведение методических совещаний на темы «Учет индивидуальных особенностей детей», «здоровье учащегося» и т.д. | По плану | методист |
Валеологическое просвещение педагогического коллектива | |||
1 | Цикл лекций по саморегуляции:
| 2010-2013 | Педагог-психолог |
2 | Тренинговые занятия | Педагог-психолог | |
3 | Организация самообразования педагогов по вопросам психофизического оздоровления учащихся | ||
4 | Знакомство с новинками методической литературы по вопросам здоровья | постоянно | Библиотекарь |
5 | Проведение педсоветов:
| 2010-2013 | администрация |
6 | Проведение заседаний методических объединений на темы:
| 2010 | Руководители МО |
7 | Курсовая подготовка педагогов | методист |
Мероприятия по обеспечению сохранения жизни и здоровья уч-ся
1 | Обновление инструкций в учебных кабинетах по пожарной безопасности, электробезопасности, по охране труда учащихся | сентябрь | Инженер ОИ и ТБ |
2 | Соблюдение в учебных кабинетах необходимых мер по обеспечению безопасного учебного процесса | постоянно | Зав. кабинетами |
3 | Проведение разъяснительных бесед с учащимися о соблюдении мер безопасности во время учебного процесса | постоянно | Преподаватели и мастера п/о |
4 | Проведение инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности | 1 раз в квартал | Инженер ОИ и ТБ |
5 | Проведение инструктажей при проведении массовых мероприятий | По необходимости | Инженер ОИ и ТБ |
6 | Выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности | В течение года | Зам дир. по АХЧ |
7 | Проведение занятий по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы и т.д.) | В течение года | Зам. директора по ВР Классные руководители |
8 | Проведение анализа случаев травматизма в училище | ежегодно | Инженер по ТБ |
Диагностика
- мониторинг физического развития
- контроль за заболеваниями учащихся
- мониторинг занимающихся физической культурой и спортом в свободное время
- мониторинг физической подготовленности
Методы диагностики основаны на собеседовании, анкетировании, наблюдениях, изучении и анализе документальных материалов.
Критерии отслеживания программы
- сохранение показателей состояния здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
- динамика мотивации к ведению здорового образа жизни
- использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты:
- снижение процента заболеваемости учащихся и учителей по сравнению с данными стартового среза
- улучшение показателей физического развития через урочную и внеурочную деятельность
- увеличение количества учащихся, систематически занимающихся спортом и физкультурой
- улучшение общего психического состояния детей, снижение уровня тревожности как результат целенаправленной работы психолога на основе психосберегающих технологий
- повышение качества знаний, умений и навыков
- учащиеся – учителя - мастера производственного обучения- родители – активные участники в жизни училища
Литература
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок. М.: АРКТИ, 2004
- Николаев Ю.А. О культуре физической и системе физкультурной деятельности. // Теория и практика: физическая культура, 1997.
- Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, М.: Феникс, 2001
- Елисеев Ю.Н. Физическая культура. М.: Феникс, 2001.