Сценарий "Подвиг матери"
классный час (5 класс) на тему
Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Матери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvig_materi.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанр: литературно-музыкальная композиция
Автор работы: Варапаева Ольга Григорьевна
МОУ СОШ №29
Посёлок Приморский
Муниципальное образование Темрюкский район
Задачи:
1. Формировать у учащихся уважительное и бережное отношение к самому дорогому человеку - матери;
2. Показать мужество и патриотизм героев старшего поколения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
“Женщина – великое слово. В ней чистота девушки,
в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери”
Н. Некрасов
“Мы будем вечно прославлять ту женщину,
чье имя мать”
М. Джалиль
Ученик.
Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала …
Так я могу сказать о ком?
С любовью искренней упрямо
Неси добро, любовь и свет!
Живи прошу подольше, мама,
Тебя родней на свете нет!
Учитель: Дорогие ребята! Вы уже догадались, что сегодня речь пойдёт о самом дорогом для нас человеке, о маме. Повторяя движение губ матери, мы произносим первое в жизни слово: мама. Пройдёт 10, 15, 50 лет. Забудутся многие события, люди, встречи. Но, что бы мы ни переживали, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить, любить.
СЛАЙД 2
Ученик: О, женщина, прекрасна ты,
Мы голову перед тобой склоняем низко.
Ты – Мать, и жизнь, и символ красоты,
Ты все, что нам невероятно близко…
Ты боль и радость, горе и успех,
Прелестнейшее ты из всех творений.
Несем тебе венок стихотворений –
Мадонна! Ты превыше всех!
Ведущий 1: Главная суть женщины, ее предначертание – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. (СЛАЙД 3) Когда хотят придать слову ’’мать’’ оттенок торжественности говорят ’’матерь’’: например, ’’Матерь Божия’’. И мало кто знает, что мы вовсе не ’’украшаем’’ первичное слово, а наоборот, возвращаемся к древнейшей индоевропейской форме ’’матэр’’.
Ведущий 2: В некоторых однокоренных словах эта форма прослеживается и поныне: ’’материя’’, ’’материк’’, ’’матерый’’, т.е. сильный, зрелый, старый. По мнению исследователей, слово ’’матерый’’ образовалось очень давно и говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности, особенно женщина - Мать.
Ведущий 1. Во-первых, женщина рожает детей. Древние люди считали, что женщина рожает детей потому, что это священный дух предка входит в ее тело, чтобы воплотиться. И как прекрасна легенда, согласно которой всякий раз, когда на Земле рождается человек, на небе вспыхивает волшебным светом новая звезда.
Ведущий 2: Во-вторых, именно женщина оказывается Носительницей древней мудрости племен, их мифов и легенд.
Ведущий 1: Одним словом, в глазах наших предков женщина, особенно женщина – мать, не только являлась ’’сосудом’’ злых сил, наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина.
Ведущий 2: Современные биологи пишут, что именно женщина хранит ’’золотой фонд’’ генов своего племени, нации, расы; мужчина, как биологическое существо, гораздо более подвержен всяческим изменениям.
Ведущий 1: Мать всегда почиталась людьми, как святыня, ведь она – самый дорогой человек в жизни каждого. С мамой ты можешь поделиться самым сокровенным, она всегда выслушает, поймет, простит.
Ведущий 2: О, как прекрасно это слово - мама!
Все на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила - высшей из наук.
Ведущий 1: Женщина… В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения, в её слабости всегда таилась огромная сила. У женщин России особое сердце. Только они могут так жалеть, плакать любить.
Ведущий 2: Каждое время имело своих героинь, и чтобы в этом убедиться, давайте совершим небольшой экскурс в историю.
Ведущий 1: В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны, и, пожалуй, самой трагичной в эту годину была судьба женщины – солдатской вдовы, матери солдата.
Ведущий 2: У писателя Фадеева есть волнующие строки: «Но если в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - всё это сделали руки матери – моей, и его, и его…»
Ведущий 1: Женщина и война… Что может быть более противоестественно? Женщина, дарящая жизнь – и отнимающая её война. Эти понятия несовместимы.
Чтец: Вот и всё.
Уже вещи собраны.
Посидим на прощанье, мать.
И молчат твои руки добрые,
Хоть о многом хотят сказать.
Руки мамы…
Люблю их с детства.
Где б дорога моя ни шла,
Никуда мне от них не деться,
От душистого их тепла.
Руки мамы…
В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя…
С этих рук увидели родину,
Так похожую на тебя,
Мама…
А. Дементьев
Ведущий 2: В городе Тимашевске находится единственный в России музей, рассказывающий о жизни простой русской крестьянской семьи, о трагической судьбе российской матери – Епистинии Фёдоровны Степановой, положившей на алтарь Родины самое дорогое, что у неё было – жизни девятерых своих сыновей. (СЛАЙД 4,5, 6)
Ведущий 1: Растут в городском парке Тимашевска вокруг памятника Матери 9 серебристых елей – 9 жизней её сыновей, которые продолжились уже после смерти. (Слайд 7)
Чтец: Епистиния Фёдоровна,
Вы ушли к сыновьям.
Это Ваше святое материнское право,
Но со славой Вы вновь возвращаетесь к нам
В птичьем пенье, в деревьях и травах.
Материнский Ваш подвиг бессмертен в веках.
Равен подвигу Ваших сынов негасимых.
Девять жизней носили Вы в добрых руках –
Девять жизней Степановых помнит Россия.
(СЛАЙД 8)
Чтец: Я сына родила не для войны:
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюблённая как мать,
Готовая и штопать, и мечтать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Ещё вчерашний звонкий голосок,
А ныне жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает,
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы-
Я сына родила не для войны.
Ведущий 2: Рождаются новые семьи, и молодые пары идут к памятнику в мемориальном парке, где отлитая в бронзе Епистиния Фёдоровна ждёт своих сыновей. Много лет она прожила после войны и не уставала вглядываться вдаль – ждала до последнего часа, не надевая чёрного платка.
Ведущий 1: Мать не только волнуется и печётся, чтобы ребёнок был сыт и здоров… Мать – это окно в неведомый мир. Она помогает ребёнку увидеть и понять красоту природы: леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд. Её уроки на всю жизнь…
Ведущий 2: А ещё мать умеет пробудить в сердце сына благородные чувства: любовь к Родине, верность Отечеству. Да они и сами в трудное для страны время шли рядом с сыновьями, дочерьми до конца, до победы.
Ведущий 1: 1 октября 1943 год. (СЛАЙД 9) Письмо Оксаны Ромодановской матери с фронта: «Добрый день, дорогая мама! Наконец-то получила от тебя письмо. Рада, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро ты знаешь, что нами освобождён Орёл и сотни деревень…
Сегодня мне один краснофлотец рассказывал о своей матери. Чувствовалось, что он очень любит её – с такой нежностью и с таким волнением говорил он о ней. Так вот все бойцы любят мать, и эти два добрых слова: Родина и Мать для них сливаются воедино.
Вот и всё, что хотела написать. Береги себя, мамочка. Пиши чаще. Я только и думаю, как ты там живёшь. Целую тебя крепко. Оксана».
В октябре 1943 г. В районе Славгорода во время ожесточённых боёв с фашистами Оксана пала смертью храбрых.
(СЛАЙД 10)
Звучит песня «Последний бой»
Чтец: Мирное небо в тучах войны,
И льётся свинцовый дождь!
Кровавая тризна у нашей страны,
Слезами разбавлена ночь.
И сон отступает и рвётся мольба:
«Господи, помоги!
Пусть будет у сына другая судьба,
Пусть станут друзьями враги!»
Вселенская скорбь седых матерей,
Растерянный взгляд невест.
А им, сыновьям, на этой земле
Нести чей-то тяжкий крест.
А им – воевать. А им – умирать.
Иль жить – с опалённой душой…
…И рядом она, солдатская мать,
Стареет с каждой войной.
Н. Рукосуева.
(СЛАЙД 11,12,13,14)
Ведущий 1: Проходят годы… А матери изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги своих детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.
Ведущий 2: В мире опять неспокойно: в разных концах планеты возникают «горячие точки». И опять оживают багровые отблески недавних пожарищ, воюют и грохочут смертоносные снаряды, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим несчастным миром вновь вырастает оберегающая и скорбящая фигура матери.
Ведущий 1: Одной из трагических страниц нашей истории стала война в Афганистане. Афганская война оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
(СЛАЙД 15)
Чтец: Весною над Кабулкой тает лёд,
Весна сгустила голубые краски.
Но вы скажите, кто нам их вернёт,
Парней, погибших на земле афганской?
Из них тогда не уцелел никто.
Светило солнце медными лучами,
Но вы простите, парни, лишь за то,
Что в этот час я не был рядом с вами…
А. Стовба.
Ведущий 2: Александр Стовба. Это имя ещё недавно было знакомо многим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказывали газеты и журналы. Память о мужественном воине, невосполнимое горе родных, утрата тех, кто обязан ему жизнью…
Ведущий 1: Из письма Саши родителям: «С каждым днём жизнь становится интересней. Каждый день несёт неповторимую тайну, что-то сокровенное… А за меня не волнуйтесь, не бойтесь. За мои поступки, мысли и чувства – тоже. Не сомневайтесь в своём сыне, во мне много от вас самих… Я готов идти дальше по выбранной дороге. Ничто, никакая опасность меня не остановит… Так что вы за меня не бойтесь. Я вас всех помню, и вы мне все дороги».
Чтец: Из стихотворения, посвящённого маме:
Я приеду, мама! Ты лишь верь,
Я вернусь и радостный и взрослый!
Как там ясенёк мой? Он теперь
Стал, наверно, как братишка, рослым?
Я войду в уютный, старый дом,
Древний, как история панеты,
Он любой мне мелочью знаком,
Мне известны все его секреты…
А. Стовба
( СЛАЙД 16 )
Ведущий 2: Он погиб, прикрывая ребят. Родные и друзья называли его Аистом – по начальным буквам имени, отчества и фамилии: Александр Иванович Стовба. Аист . И ещё 15 тысяч мальчиков, юных аистов и журавлей, погибли в Афганистане, исполняя свой воинский долг. Вечная им память.
Звучит песня под гитару «Мама»
Ведущий 1: А недавние события в Чечне?.. Правители уходят и уходят. Но кто вернёт матери сына, погибшего в мирное время?
(СЛАЙД 17, 18,19, 20)
Ведущий 2: Сегодня вновь в смятенье нервном
Тревожно по земле иду:
В огне Кавказ, Чечня пылает…
И мамы не смыкают глаз –
Их дети снова погибают…
В который раз, в который раз.
Ласковое сердце матери, не знающие устали материнские руки – это символ всего самого дорогого, что есть у нас.
(СЛАЙД 21)
Чтец: Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну что смогу я им ответить –
Сердцам, бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней всё –
И радость, и терпенье,
И те шальные соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои.
Л. Татьяничева.
Ведущий 1: Каждую секунду в мире рождаются три человека. И каждая мать живёт дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. Мать и ребёнок… Любовь к малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает жизнь ребёнка. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его силой и помогает постичь духовные ценности. Не это ли держит мир, делает его вечным?
(СЛАЙД 22)
Чтец: У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то растворяться.
И ничего не требовать в замен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен
Что мерками земными не измерить.
(СЛАЙД 23)
Учитель: Мы низко кланяемся женщинам. Это их муки производят на свет новые жизни. Это их бессонные ночи выращивают из беспомощных крикунов старательных девчонок и мальчишек. Это их великое терпение, их руки и их сердца из них делают прекрасных девушек и благородных юношей. Это их заботы и труд, их любовь благославляют на подвиги во имя жизни на земле.
Ведущий 1: Цепь времён скована из сердец бабушек, мам, дочерей, и нет в мире меча, способного разрубить эту бесконечную пряжу человечества… Мира и счастья земле, по которой идёшь Ты – женщина.
Звучит песня « Мамино сердце» в исполнении учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал к классному часу посвященный Дню матери
В работе предлагается наглядный материал посвященный Дню матери....
Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню матери "Сердце матери"
Сценарий литературно-музыуальной композиции в рамках "Встречи в литературной гостинной" "Сердце матери"....
Мои родные (материал на конкурс): Чтобы помнили:рядовые Великой Победы, материал с фольклорной практики
Представленный материал повествует о военных годах и довоенной жизни. В основу материала положены воспоминания и рассказы моих родителей....
материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных``
материал для тестирования на тему материал для тестирования на тему `Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных` `...
Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В
Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Внеклассное мероприятие "Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение", посвященное Дню матери
Главная задача учителей пенитенциарных школ - помочь осужденным «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами ...