Программно-целевое планирование туристской подготовки
статья по теме
Программно-целевое планирование туристской подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программно-целевое планирование туристской подготовки
Эффективность туристской подготовки зависит от ее умелого планирования, которое в целом должно охватывать многолетний период. В целях достижения высоких результатов в туризме, обусловленных требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации, в многолетней подготовке должны быть четко определены конкретные задачи по этапам, периодам и циклам, указаны основные направления и средства для достижения определенного уровня физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовленности занимающихся. Современные тенденции развития туризма требуют углубленного подхода к поэтапному планированию коллективной подготовки туристов, ни в коей мере не исключая возможности индивидуального планирования, что обусловлено повышенными требованиями к организационным и методическим аспектам в этом виде спорта в связи с проведением официальных чемпионатов СССР и чемпионатов республик по видам туризма, а также соревнований по технике и тактике туризма.
Особенностью многолетнего планирования туристской подготовки, организуемой на сравнительно высоком квалификационном уровне, следует считать отсутствие четырехлетних основополагающих циклов, которые приняты в других видах спорта и связаны с подготовкой к участию в спартакиадах народов СССР и олимпийских играх. Когда речь идет о многолетних циклах в туристской подготовке, имеют место годичные или двухгодичные циклы. Основная задача их-подготовить человека психически, теоретически, технически и функционально к спортивному походу. Подготовка к походам V категории сложности требует особо целенаправленных тренировочных занятий и организационных мероприятий. Это прежде всего касается походов, заявляемых на участие в чемпионатах СССР, где техническая сложность маршрутов, как правило, существенно превышает эталонные минимумы, установленные для маршрутов учебно-тренировочных походов той же категории сложности.
При планировании туристской подготовки следует учитывать, что в ее содержание входит раздел тренировки, требующий особого внимания. Выбор основных средств туристской тренировки, которые необходимо отразить в плане, преимущественно охватывает упражнения естественно-прикладного характера, формирующие прежде всего навыки, необходимые в повседневной жизни: ходьбу, бег, плавание, передвижение на лыжах, прыжки, метания, преодоление естественных препятствий, переноску тяжестей. Фундаментом планирования многолетней тренировки туриста является разработка модели построения плана многолетних занятий (табл. 9).
Таблица 9.
Модель построения многолетней тренировки в туризме
Этапы тренировки и примерный возраст занимающихся | Основные задачи и средства тренировки | Контрольные заданий по подготовленности | ||
технической | специальной | общей физической | ||
I. Этап создания базы общей физической подготовленности (7-13 лет) | 1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: легкоатлетические и гимнастические упражнения, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, подвижные и спортивные игры. | 1. Установка палатки и разжигание костра на время. | Выполнение требований на значок "Юный турист", последовательное выполнение требований на II и III юношеские разряды по туризму | Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок |
2. Овладение простейшими туристскими умениями и навыками. Средства: участие в походах. | 2. Движение в заданном направлении по азимуту. | |||
3. Воспитание общей выносливости. Средства: кроссовый бег и длительная ходьба по пересеченной местности, ходьба на лыжах. | 3. Преодоление естественных препятствий. | |||
4. Овладение основами картографии и краеведения. Средства: упражнения с компасом и картой, устное и письменное описание краеведческих наблюдений, сделанных в походе. | 4. Выполнение заданий по краеведческим наблюдениям | |||
II. Этап начала направленных занятий туризмом (14-17 лет) | 1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры. | 1. Выполнение технических приемов во время прохождения туристской полосы препятствий. | 1. Выполнение требований III разряда по туризму. | Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок |
2. Воспитание специальной выносливости. Средства: упражнения, преимущественно направленные на воспитание выносливости: кроссовый бег, гребля на прогулочной лодке, ходьба на лыжах. | 2. Выполнение требований III разряда по спортивному ориентированию. | 2. Руководство двумя походами выходного дня в качестве заместителя руководителя | ||
3. Овладение основами техники передвижения в условиях пешего, лыжного, водного и горного походов. Средства: участие в многодневных походах, специальные подготовительные упражнения,, | 3. Демонстрация техники преодоления искусственных и естественных препятствий с помощью подручных средств. | |||
4. Совершенствование знаний по картографии и краеведению. Средства: упражнения с картой и компасом, регистрация наблюдений, письменное описание маршрута. | 4. Участие в соревнованиях по технике туризма | |||
5. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: разработка плана-графика прохождения маршрута и анализ его выполнения. | ||||
6. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение походов выходного дня | ||||
III. Этап совершенствования физической, технической, тактической и теоретической подготовленности (18-35 лет) | 1. Всесторонняя физическая подготовка. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, упражнения силового характера, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры. | 1. Демонстрация техники скалолазания. | 1. Последовательное выполнение требований II и I разрядов по туризму | Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок. |
2. Воспитание специальной выносливости. | 2. Выполнение требований II разряда по спортивному ориентированию | |||
3. Совершенствование техники передвижения в условиях пешего, лыжного, водного, горного походов. Средства: участие в категорийных походах в различных видах туризма, специальные подготовительные упражнения. | 3. Самостоятельное изготовление туристского снаряжения для сложных походов и его демонстрация. | |||
4. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: руководство категорийными походами. | 4. Участие в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью | |||
5. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение туристских мероприятий (слетов, соревнований по технике и тактике туризма, категорийных походов в различных видах туризма). Участие в судействе туристских соревнований. | ||||
6. Совершенствование знаний по топографии и картографии. | ||||
IV. Этап относительной стабилизации достигнутого уровня в физической и специальной подготовленности (36 лет и старше) | 1. Поддержание достигнутого уровня специальной выносливости. Средства: гимнастические и легкоатлетические упражнения, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. | 1. Участие в соревнованиях по туристско-прикладному многоборью. | Подтверждение разрядных требований по туризму | Выполнение нормативов комплекса ГТО соответствующей ступени на золотой значок |
2. Поддержание сравнительно высокого уровне технического исполнения приемов в туризме. Средства: участие в походах, специальные подготовительные упражнения. | 2. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию | |||
3. Совершенствование тактической подготовленности. Средства: руководство походами. | ||||
4. Совершенствование специальных организаторских способностей. Средства: организация и проведение занятий в школе по подготовке общественных туристских кадров, участие в судействе соревнований по технике и тактике туризма в качестве главного судьи, руководство работой туристской секции в коллективе физкультуры, участие в работе городского туристского клуба, выполнение обязанностей члена федерации (комиссии) по туризму в системе ДСО |
На основе модели многолетней тренировки в туризме последовательно разрабатываются планы двухлетних или трехлетних циклов, годовые планы, месячные, недельные, а также конспекты на отдельные занятия.
Таким образом, планирование учебно-тренировочного процесса в туризме представляет собой долговременную научно обоснованную программу целенаправленной деятельности тренера и самого спортсмена в овладении специальными умениями и навыками, дальнейшего их совершенствования и затем сравнительно длительного поддержания достигнутого уровня физической и специальной подготовленности. Многолетний учебно-тренировочный процесс в туризме предполагает также приобретение и дальнейшее совершенствование специальных организаторских способностей, необходимых для руководства походами.
Модель многолетнего учебно-тренировочного процесса позволяет более правильно планировать годичные циклы тренировки туриста. Наиболее сложно в любом годичном цикле планирование подготовительного периода, ибо здесь следует учитывать наряду с планированием тренировки и многие другие виды работы. Все они вместе взятые выступают как комплекс подготовительных мероприятий к походу. В данном случае, как показал опыт, наиболее приемлемым вариантом будет программно-целевое планирование, которое может быть представлено в виде сетевого графика. Учитывая, что подготовительный период имеет целью подготовку группы к спортивному походу, в сетевом графике (рис. 18.) следует выделить три основных направления работы: подготовку группы (собственно учебно-тренировочный процесс) - комплексную поэтапную подготовку (Г); маршрутную работу группы (М); организационные мероприятия по подготовке похода (П).
Рис. 18. Сетевой график последовательности этапов организации и подготовки туристского похода
Сетевой график планирования подготовительного периода на рис. 18 включает:
1 - определение цели и задач похода; включение похода в календарный план спортивных мероприятий проводящей организации;
Г-2 - комплектование группы (команды);
Г-3 - первый этап подготовки участников предстоящего похода, подразделяющийся на два раздела: а) обучение с акцентом на общей теоретической подготовленности, б) тренировку с акцентом на общей физической подготовленности;
Г-4 - второй этап подготовки группы, также состоящий из двух разделов: а) обучение с акцентом на углублении естественно-географических знаний на материалах выбранного района похода и совершенствовании топографических умений и навыков, б) тренировку с акцентом на совершенствовании специальной физической подготовленности;
Г-5 - третий этап подготовки группы, где выделены разделы: а) обучение с акцентом на овладении тактической подготовленностью и специальной по формированию навыков в организации наблюдений в походе, б) тренировку с акцентом на совершенствовании технической подготовленности;
Г-6 - четвертый этап подготовки группы, где требуется решение следующих задач: а) обучение с акцентом на совершенствовании организационно-методической подготовленности участников похода, б) тренировка с акцентом на получении и анализе данных педагогического и медицинского контроля, а также совершенствование двигательных качеств, умений и навыков, необходимых для участия в соревнованиях по туристской технике;
М-2 - выбор района похода; М-3 - разработка картографического материала, сбор и обработка информации о районе похода; М-4 - составление подробного графика маршрута и тактического плана похода; М-5 - составление календарного плана похода и выбор контрольных сроков начала и завершения похода; М-6-оформление заявочно-маршрутной документации;
П-2 - подготовка сметы и составление приказа о проведении похода; П-3 - выбор и подготовка снаряжения; П-4 - подготовка продуктов питания и медикаментов; П-5 - подготовка вспомогательного снаряжения (для обеспечения исследований в походе); П-6 - оформление проездных документов;
7 - выезд группы в район похода.
Таким образом, сетевой график в планировании подготовительного периода позволяет правильно решить оптимальное число задач, от которых зависит успех основного (походного) периода. Разноплановый характер работ в подготовительном периоде позволяет судить о. целесообразности использования в качестве основного понятия в методике туризма термина "туристская подготовка", включающего в себя кроме тренировки обучение специальным умениям и навыкам жизнеобеспечения в соответствии с требованиями района похода независимо от квалификации туриста, большой объем маршрутной работы, а также многие мероприятия по организации похода и его материально-техническому обеспечению.
Планирование переходного периода учитывает его значимость как организационного этапа в годичном цикле подготовки туриста. А потому предусматривает комплектование группы, выбор района похода и подготовку основных документов: сметы расходов, постановления (приказа) о походе. Другими словами, в переходном периоде необходимо так спланировать работу, чтобы завершить комплектование группы до начала подготовительного периода, что, в свою очередь, позволит обеспечить более качественную подготовку участников похода в подготовительном периоде.
Планирование основного (походного) периода предусматривает разработку календарного плана похода, графика движения и плана организации питания на маршруте.
Итак, планирование в подготовке туриста способствует правильному построению учебно-тренировочного процесса в сочетании со многими видами других работ организационно-методического и хозяйственного характера, что в целом позволяет успешно решать воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».
Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ», предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262516-1370453931.jpg)
основы туристской подготовки и тренировки
как грамотно организовать и провести туристское мероприятие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408443-1392878492.jpg)
Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения
Технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями.Целью творческой работы является создание модели взаимодействия учреждения дополнительного образования со сторонними о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-184949-1433142732.jpg)
Предложение и разработка программно-целевых принципов организации деятельности
Сегодня банки находятся на новом этапе своего развития, но этого не достаточно как сказывается на практике, ведь многие клиенты и те люди которые хотят , но не могут получить кредит, или не могут по о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-340888-1517234761.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Начальная туристская подготовка"
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности...
Основы туристской подготовки и тренировки
1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.2. Содержание туристской подготовки и ее этапы.3. Структура трени...