военно-патриотическое воспитание школьников
методическая разработка по теме
Военно-патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении. Это подтверждают результаты участия наших учащихся в различных видах спортивных игр, мероприятиях и конкурсах военно-патриотической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voennopatrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx | 133.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Военно-патриотическое воспитание школьников»
03.04.2014
ГБОУ СОШ № 2090, СП-1
Ларионова И. М.
Не будет Гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
1. Общие вопросы военно-патриотического воспитания школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
В последние годы ситуация стала изменяться к лучшему: государство пытается провести общую идеологию, которая была бы базовой в этой сфере; проходит мощная поддержка идеи патриотизма в СМИ.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе (рис.1) включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Военно-патриотическое воспитание - сложное, многостороннее явление, имеющее свою специфику и своеобразие различных форм внеклассной работы.
Формы работы должны отвечать следующим общим требованиям:
- быть значимыми, впечатляющими, способными вовлечь в деятельность весь коллектив учащихся;
- согласованными со всеми звеньями системы воспитания;
- насыщенными глубоким патриотическим содержанием;
- способствовать развитию интересов и потребностей учащихся, проявляющихся в патриотической деятельности;
- располагать возможностями для постоянного усложнения этой деятельности.
Содержание патриотизма включает в себя:
- чувство преданности к тем местам, где человек родился;
- уважительное отношение к родному языку;
- заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за ее социальные и культурные достижения;
- отстаивание ее свободы и независимости;
- уважительное отношение к ее историческому прошлому.
Военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения образовательным предметам, во время занятий в военно-спортивных кружках, секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования, которые учащиеся посещают по своему личному выбору.
Проявления русского патриотизма уникально, имеет глубокие исторические корни. Опытные педагоги воспитывают патриотические чувства учащихся, используя примеры воинского и трудового героизма земляков. Источниками краеведческого материала является непосредственное общения ребят с людьми, которые отстаивали Родину и сами совершали ратные подвиги; приглашение ветеранов войны на уроки живой истории; встречи с воинами интернационалистами; участниками боевых действий и др.
Участие классных коллективов в программе по военно-патриотическому воспитанию можно представить в виде примерной программы (каждый классный коллектив конкретизирует данную программу, исходя из особенностей жизни класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации):
№ | Содержание воспитательной работы | Формы внеклассной работы |
1. | Изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения. | Тематические классные часы, спецкурсы. |
2. | Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения. | Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. |
3. | Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся. | Посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы. |
4. | Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости. | Конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике. |
5. | Изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество. | Праздники получения паспорта, дня Конституции. |
6. | Развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах. | Интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематике. |
7. | Организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны. | Концерты и конкурсы, посвященные правовой и патриотической тематике. |
8. | Создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором растет ученик. | Походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме. |
9. | Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции. | |
10. | Демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма. | |
11. | Поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм. | |
12. | Активное сотрудничество с социумом, общественными организациями, родительским комитетом школы по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся. | |
13. | Привлечение учащихся к работе в общественных организациях, молодежных союзах. | |
14. | Формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьбы с шовинизмом, экстремизмом. |
2. Из личного опыта работы по направлению военно-патриотического воспитания
Я работаю в школе более 15 лет, провела два выпуска с 5 по 11 класс, сейчас – классный руководитель 6 класса. В каждом классе в воспитательной работе уделяла много внимания именно военно-патриотическому воспитанию, поскольку через это направление работы легче всего донести до школьника нравственные идеалы или разговорить «закрытого» ребёнка.
Военно-патриотическое воспитание, проявляется, как было сказано выше, в разных направлениях работы – например,
- в тематике классных часов:
тема | |
День солидарности в борьбе с терроризмом | |
Герои Отечества. Урок мужества. | |
День воинской славы России (победа русских полков во главе с Д.Донским над моноголо - татарскими войсками в Куликовской битве – 1380 г.) | |
Международный день пожилых людей | |
Всемирный день защиты животных | |
Дни правовых знаний: Конвенция ООН о правах ребенка | |
День воинской славы России. День народного единства (День освобождения Москвы от польских интервентов силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского - 1612г.) | |
Международный день толерантности | |
Всемирный день ребёнка | |
День матери. | |
День начала контрнаступления советских войск против немецко -фашистких войск в Битве под Москвой (1941). | |
День конституции РФ | |
Беседа «Что значит быть хорошим товарищем?» | |
День воинской славы России (День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова – 1790 г.) | |
27.01 - День воинской славы России (день снятия блокады города Ленинграда) | |
Проведение урока толерантности, посвященного памяти Холокоста. | |
День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко - фашистких войск в Сталинградской битве в 1943 г. | |
Международный день родного языка | |
Всемирный день авиации и космонавтики | |
Международный день земли | |
День Победы! «Ах, война, что ты сделала, подлая!» | |
Международный день семьи |
Спецификой классных часов в моём классе является то, что всегда их готовлю вместе с учениками, привлекаю всех учеников к подготовке, кого-то в этот раз, кого-то в другой, но, в любом случае, каждый ученик будет иметь право высказать своё мнение или отношение к теме классного часа.
- С классом мы сотрудничаем с Детским движением Москвы, участвуя в различных конкурсах и проектах:
- «Моя семья в летописи ВОВ»
- Конкурсе стихотворений о ВОВ
- Конкурс презентаций «Наш Герой» в рамках программы ДДМ «Герои рядом с нами»
- Акциях «письмо солдату» или «письмо ветерану»
- Акции «перезимуем вместе» и др.
Участвуя в этих мероприятиях, дети раскрываются с новой стороны, классный руководитель лучше узнаёт детей, а они его, выявляются новые интересы классного коллектива.
- Экскурсионная деятельность играет важную роль в поддержании военно-нравственного воспитания, например, экскурсии в музей вооруженных сил, в музей «танка Т-34» или «Подводная лодка», «Бородинская панорама», Исторический музей, музей истории города Москвы, музей железнодорожной техники, выездные экскурсии в другие города.
В заключении хочется отметить, что патриотическое воспитание является необходимым элементом и средством воспитания личности подрастающего поколения, формирования у него творческого мышления, пробуждения познавательного интереса у молодежи к историческому прошлому нашей Родины. В нашей школе накоплен достаточный опыт работы в данном направлении. Это подтверждают результаты участия наших учащихся в различных видах спортивных игр, мероприятиях и конкурсах военно-патриотической направленности.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Система работы по военно-патриотическому воспитанию школьников...
Презентация по военно-патриотическому воспитанию школьников
Презентация содержит отчёт о работе в школы в патриотическом воспитании школьников...
Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование
Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...
Методические разработка по реализации возможностей учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников
2.1. Организация и проведение учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в военно- патриотическом воспитании школьников. 2.2 Организация и проведение внеклассных и внешкольных меро...
КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
КОНЦЕПЦИЯВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ...
Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"
Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...