"Согласье золотых колоколов"- литературно- музыкальная композиция.
методическая разработка (5 класс) по теме
Литературно –музыкальная композиция «Согласье золотых колоколов» направлена на развитие эстетических чувств, понимание исторического развития России, воспитание любви к Родине. В ней раскрывается история создания колоколов, значение колокольного звона в жизни людей. Предлагается прослушивание различных мелодий колокольного звона.
Может быть использована на внеклассных мероприятиях в разных типах образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Согласье золотых колоколов»
Цель: развитие эстетических чувств, понимания исторического развития России, её культуры, воспитание любви к Родине.
Оформление и оборудование:
Экран; фильмоскоп; видео-двойка; музыкальный центр; 4 свечина заднике сцены: 3 купола; на кулисах: «Согласье золотых колоколов»;
Эпиграф: «Колокол –это символ России, её голос, глас, который вновь обрёл силу. Это душа русского человека – открытая и громкоголосая».
Форма: литературно – музыкальная композиция.
Звуковое сопровождение:
- Колокольные звоны Москвы- пасхальный, благовест, праздничный, набат;
- Архангельские перезвоны – праздничный;
- Песня Козлова «Вечерний звон»;
- Музыка из сюиты П.Свиридова «Время, вперёд».
Видеосопровождение:
- Диафильм: «Сказание о граде Китеже».
- Отрывок из к/ф Тарковского «Андрей Рублёв» - «Страсти по Андрею».
Действующие лица: 2 ведущих, чтецы
(Тихо звучит песня «Вечерний звон», ведущий обращается к залу»).
Ведущий 1:
В этой песне передано ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали.
Сегодня мы поговорим о том, что такое колокола, чем они были изначально и чем стали для русского человека с течением времени.
(На фоне колокольного звона – Архангельский праздничный звон чтец читает стихотворение).
Чтец:
Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живёт в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Той, что не стаяла, как дым,
В кострах высоких Чингисхана,
Не гибла под пятою пана,
Не стлалась ковылём седым.
Той, что под глас:
«Иду – на вы!»
Несметно войско поднимала
И не склоняло головы –
На поле брани оставляла.
Колокола – Руси венец,
Червонным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим.
Ведущий 2:
Колокола… На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь человека. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику вещали набатом о грозящем бедствии. «Рожь чище звона», «слова что звон», «голос чище звона» - так говорили о том, что достойно было высшей, оценки и похвалы. (Аудио запись).
Ведущий 1:
А как отозвались колокола в русской литературе! Их звон слышен от стародавних времён вплоть до наших дней, о них писали Пушкин, Гоголь, Короленко, Салтыков – Щедрин, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Блок, Есенин и многие другие.
Чтец:
Не спят, не помнят, не торгуют
Над чёрным городом, как стон,
Стоит, терзая ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
Над человеческим созданием,
Которое он в землю вбил,
Над смрадом, смертью и страданьем
Трезвонит до потери сил!...(А.Блок).
(Звучит пасхальный звон – Колокольные звоны Москвы)
Чтец:
День православного Востока,
Святись, святись великий день,
Развей свой благовест широко.
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен, будет в мире целом,
Пускай он льётся через край.
(Звучит Благовест – Колокольные звоны Москвы).
Ведущий 2:
А сколько легенд, сказаний сложено о колоколах,- о раскаявшемся под звон благовеста грешнике, душегубе – разбойнике, об ушедшем под воду граде Китеже, о колоколах, покидающих колокольни, самовольно звонящих.
(Читается легенда. Показ фрагмента фильма «Сказание о невидимом Граде Китеже. См. приложение 1 ).
Ведущий 1:
Русские придавали колоколам чрезвычайно важное значение. Возьмём, к примеру, обычай пленения колоколов. Он идёт из глубокой древности и прослеживается вплоть до 18 века.
1146 год – князь Изяслав снял колокола в Киеве.
1266год – полоцкий князь Всеслав пленяет новгородские колокола.
1338 год – Иван Калита перенёс колокола из Тверского Спасского собора в Москву.
1481 год – псковичи привезли великому князю 8 немецких пленных колоколов.
Ведущий 2:
Во время войны Алексея Михайловича с Польшей (1654-1657) во многие города России и даже в Сибирь вместе с поляками и литовцами были сосланы пленные колокола. У побеждённых брали то, что являлось национальной святыней. После мирного договора, завершившего Северную войну, жителям Нарвы вернули кирху, ранее обращённую в православную церковь, но по приказанию князя А. Меньшикова колокола не должны были звонить на чужой церкви, не могли оставаться в «плену».
Ведущий 1:
Колокола гибли во время пожаров, лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол – уже погибший. Хоть и запаяешь, а звона того всё равно не будет. Так что русские колокола делили свою судьбу с судьбой русского народа, и они, как многие наши соотечественники, не оказались в стороне от бед, их не обошли стороной, как пишет летописец, «ужасы, доселе невиданные и не слыханные».
Ведущий 2:
Колокола наказывали, как живые существа – у них вырывали язык, лишая их голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку. Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, с русским народом.
Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий (кадры из фильма «Александр Невский» или звук набатного колокола). Наполнял душу радостью тихий благовест (звуки благовеста).
Ведущий 2:
Колокольный звон встречал возвращавшихся с победой воинов Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войска Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского, солдат Суворова.
Русские колокола славили подвиги русского народа!
Ведущий 1: (под тихую мелодию песни «Вечерний звон», сл. И. Козлова).
Вся жизнь русского человека проходила под звуки колокола: под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей и успокаивался на погосте, то есть умирал.
Чтец 1: (под звуки набата)
Чу! На башне бьют набат!
То пожар!
Словно жар,
Небо рдеет,
Но не утро то алеет.
Чу! Тревога…
Стук и гром …
Дым кругом…
Чтец 2:
С колокольни, будто стон,
Похоронный льётся звон.
Грустно стонет меди звук унылый
Над отошедшим в дальний путь могилы.
Ведущий2:
Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках верующим слышалась человеческая речь. По рассказам жителей Ярославской губернии, как – то перевозили с завода два новеньких, отлитых одновременно колокола. При переправе через реку один колокол утонул, да так и остался на дне реки. Второй довезли и повесили на колокольне. Однако звон его всегда печален, и в нём можно было расслышать слова: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».
Ведущий 1:
По народным поверьям, влиянию ночного колокола не может противостоять никакая нечистая сила, и её шабаш тот час же прекращается с первым ударом, так же теряет силу всякое колдовство, всякое гадание.
Ведущий 2:
А недавно учёные установили удивительный, но вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут многие болезнетворные микробы и вирусы гриппа.
Становится понятным, почему до революции эпидемий гриппа почти не было.Говорят, когда звонишь в колокол, душа словно светлее становится, даже вроде дышать легче. (Звуки благовеста – колокольные звоны Москвы).
Ведущий1:
Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокола в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. Они устраивали целые концерты. Но нигде не почитали так колокольный звон, как в России. Без этих особенных звуков, вдруг разливающихся над пространством полей и лесов, деревень и городов и пронизывающих душу, не мыслили своей жизни на Руси.
Ведущий 2:
Для русского звуки колокола были голосом с неба. Звон невольно отрывал все мысли от земли и уносил в поднебесную высь, наполняя сердце радостным, светлым чувством, как будто в него вливалась небесная гармония, отголоски далёкого рая.
Чтец:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
(М. Лермонтов)
Ведущий 1:
Благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное, чрезвычайное развитие, какого не встречали ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как в России, со всем их разнообразием и величественностью, не знают другие христианские страны. Колокола и колокольчики, отлитые в России, считались лучшими в мире. И создавали их наши русские мастера.
Ведущий 2:
1530 год. Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, какого раньше там не бывало, звон его, по словам летописца, уподоблялся «страшной трубе гласящей».
Ведущий 1:
Андрей Чохов отлил колокол «Реут» в 32 тонны 700 кг. 1819год – Иван Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 кг.
Ведущий 2:
И, наконец, 25 ноября 1735 года закончено литьё Царь – колокола весом в 201 тонну 924 кг. Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдорович Моторин с сыном своим Михаилом. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, а диаметр – 6метров 60 сантиметров. Царь – колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всём мире как по величине, так и по весу.
Ведущий 1:
Что касается числа колоколов, то Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. Колокольные мастера в древнерусском государстве числились за пушечным двором. Отливка колоколов считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек. Лучшей аттестацией колокола или колокольчика было то, что он отлит в России. Давайте посмотрим, как рождается колокол.
( На фоне эпизода из фильма Тарковского «Страсти по Андрею» - отливка колокола чтец читает стихотворение м. Приложение 2).
(Звучит звон колокола, праздничный перезвон, Архангельские колокольные звоны).
Ведущий 2:
Но не всегда колокола услаждали слух христиан. Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы. Невозможно изъять их из российской жизни, а изъяли.
Ведущий 1:
В вопросе о снятии колоколов нередко ссылались на Петра 1: сам император колокола снимал. Да, Пётр, который под Нарвой потерял всю артиллерию, повелел: «Со всего государства, с знатных городов, от церкви и монастырей. Собрать часть колоколов на пушки и мортиры». Но как гласил указ, брали с церквей и монастырей не все, а только часть. И самое главное – после Северной войны все колокола были восстановлены, а в 1717 году уже был отлит колокол весом в 400 пудов, т. е. в 64 тонны.
Ведущий 2:
«Советская металлопромышленность испытывает медный голод, почти такой же острый, как некогда голод, обрушившийся на Поволжье. По приблизительной статистике в Союзе насчитывается около 50 тысяч действующих церквей. Общий вес колокольной бронзы достигает 150 тысяч тонн. Изъятие колоколов может обеспечить нашей промышленности медное сырьё на 3-4 года»,- писал «Огонёк» за 1929год. Колокола были изъяты…
Ведущий 1:
И вот, сначала в Ростове Великом, затем в Архангельске, Вологде, Чернигове, Суздале, Борисоглебске они вновь обрели голос. Вновь, как и сотни лет назад, мелодичный перезвон отрывает наши мысли от земли, наполняет сердце радостным, светлым чувством.
(Звучит Праздничный Московский колокольный звон).
Чтец:
Пусть колокол, зовя к веселью,
Пошлёт младенцу свой привет,
Когда, склоняясь над колыбелью,
Мать сторожит его рассвет.
Пусть трогая сердца людские,
Потомков звоном будет звать,
Сливаться с хором литургии,
В груди скорбящего рыдать.
И что сынам земли в наследье
Во мгле готовит рок слепой,
Всё отзовётся в гулкой меди
Тысячекратною волной,
К единству, дружбе, благостыне
Пусть он людей зовёт отныне,
И в мире то исполнит он,
Чему он нами посвящён.
Ведущий 2:
В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают
праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого прекрасного вида
искусства. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть
«Золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими
чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землёй
плывут волшебные мелодии колокольной музыки.
Ведущий 1:
Говорят: икона – молитва в красках, храм – молитва в камне, колокол – молитва в звуке.
У того, кто не научился молитве, добру, есть выход. Остановитесь на минуту и
прислушайтесь! С вами говорит колокол… Говорит о судьбе русского народа, о судьбе
России, о вашей судьбе!
(Слышен звон, сначала тихий, потом громкий и торжественный).
Литература
- Белов А. С. Когда звонят колокола.- М., 1988.-120с.
- Ефимова Л.А Колокола: Стихотворения // Музыка и время.-2000.-№2.-
С..69-73.
- Колокольные звоны России / Под ред. В. С. Мартышина.-М., 1990.-112с.
- Оловянников Н.П. История колоколов и колоколитейское искусство.-М.,-1972.-300с.
- Филиппов Л. И. Колокольные звоны // музыка и время.-2000.-№2.-С. 9-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Колокола веков"
Композиция дает возможность приобщить учащихся к познанию истории, литературы, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жизни. ...
Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»
Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...
Литературно - музыкальная композиция "Колокола памяти", 9 мая 2013 года
Сценарий мероприятия к 9 мая...
Литературно - музыкальная композиция "Колокола памяти"
Сценарий фестивальной пролраммы...
Литературно-музыкальная композиция "Колокола памяти"
Материал подготовлен к празднованию победы в ВОВ....
Литературно-музыкальная композиция "Колокола памяти"
Материал подготовлен к празднованию победы ВОВ....