Конспект открытого занятия "Правила дорожного движения"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Учебный материал для учащихся 4-5 классов со сложной структурой дефекта специальных корреционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnaya_rabota_-_pedsovet.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

      Несколько последних лет я работаю с группой детей со сложной формой дефекта. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход. Фронтальная работа с такими детьми требует от воспитателя чёткого понимания целей и задач своей деятельности.

     Что такое цель у человека? 

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть в различных сферах деятельности.

Цели имеют 5 характеристик:

- конкретные;

-  измеримые;

- достижимые, определенные;

- ориентированные на результат, соотносимые;

- определенные во времени.

Конкретные цели  — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат. Мы должны четко сформулировать цель. Иначе в конечном итоге может быть, достигнут результат, отличающийся от запланированного, потому что мы неправильно выстроили процесс.  

Измеримые цели  — цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения. Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.  (На уроке – итог).

Достижимые цели  — цель должна быть в принципе достижимой, неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой для человека или организации. Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счет достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые не могут быть достигнуты.

Ориентированные на результат, соотносимые цели  — цель не должна противоречить другим целям и обязана давать какой-либо полезный результат. Цели не должны характеризоваться проделываемой работой. Таким образом, достигается эффективность.

Цели, соотносимые с конкретным сроком  — цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.

Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Целеполагание выступает в роли необходимого условия успеха в большинстве областей жизни.

Основы целепостановки:

Цель должна всегда отвечать на вопрос: Что сделать?

-2-

Цель должна быть максимально позитивна.

Цель не должна противоречить другим целям.

Цель должна быть реалистичной.

Правила целепостановки:
1. Ближайшие цели (на неделю или месяц) должны быть простыми и реалистичными…. Выбирайте то, в достижении чего вы уверены.

2.  Если окажется, что вы достигли цели, пусть даже она будет маленькой, этот факт вам нужно обязательно заметить.

 3. Нельзя ставить труднодостижимых целей. Выберите наиболее подходящие для вас. Ваши цели должны создавать у вас приятные чувства – возвышенности, силы, радости, стремления к достижению намеченного.

Ставя цель – мы должны видеть результат. (Итог).

     Воспитание начинается с определения его целей.

      Главная задача воспитания – формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и цели воспитания.

     В структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач, например, для младших школьников, это:

1). Формирование нравственности (обретение знаний, правил поведения, моральных норм).

2). Формирование санитарно-гигиенических навыков (потребность в выполнении правил личной гигиены).

3). Формирование трудовых навыков (воспитывать интерес к учёбе и труду, учить выполнять поручения от начала и до конца).

4). Формирование эстетического вкуса (развивать элементарные творческие способности, любить окружающую нас природу).

     Процесс воспитания, в котором участвуют воспитатель и ребёнок, представляет собой целенаправленную деятельность. Цели воспитателя и ребёнка различны, но их объединяет результат. (итог).

     При проведение воспитательских занятий мы всегда ставим три цели: обучающую, коррекционную и воспитывающую.

     Триединая цель занятия – основа целесообразной деятельности на занятии не только воспитателя, но и воспитанников, дающая её направление, в какой-то степени это пусковой механизм занятия.

   

-3-

 

    Триединая цель определяет характер взаимодействия воспитателя и воспитанника на занятии, и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

     На примере занятия по теме: «Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре» рассмотрим, какие цели ставит воспитатель перед детьми, и какова цель воспитанников на занятии, что их объединяет.

На занятии были поставлены следующие цели:

1.Образовательная.

- Учить детей соотносить цвета светофора с действиями человека на пешеходном переходе.

2.Коррекционная.

-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в конкретной ситуации.

3.Воспитательная.

- Воспитывать культуру поведения при переходе улицы.

Занятие длилось 20 минут и строилось следующим образом:

1.Орг. момент.

2.Вводная часть. (Загадка).

3.Основная часть.

а) Повторение цветов светофора. (Коррекционно-развивающее упражнение:  «Назови значение цвета»).

б) Ситуация. (Коррекционно-развивающее  упражнение «Мальчик переходит дорогу на красный сигнал светофора» - что может произойти).

в) Правила перехода через дорогу по пешеходному переходу на светофоре.

(д/игра: «Продолжи предложение»).

г) Закрепление знаний о сигналах светофора. (Работа с учебником).

д) Физкультминутка: «Фонарики».

е) Закрепление знаний о сигналах светофора.

(Викторина: «Три чудесных цвета»).

ж) Самостоятельная работа.

(«Помоги Ване перейти дорогу на пешеходном переходе на светофоре»).

4.Подведение итогов.

а) Оценка работы детей на занятии.

б) Вручение медалей «Лучшему пешеходу».

Конспект занятия. Приложение № 1.

     Моей главной целью было: «Связать цвета светофора с действиями человека на пешеходном переходе».

Была поставлена конкретная цель, которая была достигнута в конце занятия.

-4-

Вся работа на занятии была построена таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями соотносили свет светофора с определёнными действиями.

Например, ребёнок переходит улицу на красный сигнал светофора, что может произойти? (его может сбить машина, он может погибнуть).

При подведении итогов задача была усложнена. На картинках были изображены определённые действия, но не было сигналов светофора.

Задача у детей была сложная, они должны были самостоятельно выбрать сигнал светофора соответствующий действиям ребёнка на картинке.

Все дети хорошо справились с заданием. Что интересно, никто из детей не ошибся в выборе цвета светофора и правильно сориентировался, разукрасив красный сигнал светофора вверху, а зелёный внизу у светофорного макета.

Тем самым дети показали, что поставленная цель была для них достижимой и они все справились с самостоятельным заданием.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 81

Ул. Тимирязевская, д. 21, г. Москва, 127422

Телефон/факс (495) 610-20-09; телефон (495) 610-14-55

ОКПО- 41111390, ОГРН-1027700507251, ИНН- 7713286316, КПП- 771301001

__________________________________________________________________

Из опыта работы воспитателя Пучковой Е.В. по организации совместной целенаправленной деятельности взрослого и ребёнка со сложной формой дефекта в условиях школы-интерната.

Москва 2011год.

Литература.

  1. М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев «Дидактические и психологические основания образовательной технологии».

М. Центр «Педагогический поиск», 2003 г.

      2. В.Ф.Мачихина «Внеклассная работа во вспомогательной школе».

      3. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и    

          использования общественных норм поведения умственно отсталыми    

          подростками. Дефектология, 1998, №5.

      4. SMART – цели. Авторы Боб Нельсон, Питер Экони.

          («SMART» в переводе с английского «Умный»).

         Аббревиатуру «SMART» ввёл Питер Друкер в 1954г.

      5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе:

          Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов

          Пед. институтов/Под редакцией В.В.Воронковой – М.:Школа-Пресс,    

         1994.

           

 

Приложение № 1.

Заголовок: «Правила дорожного движения».

Тема: «Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре».

Цели:

Образовательная:

1.Учить детей соотносить цвета светофора с действиями человека    

   на пешеходном переходе.

Воспитательная:

    1.Воспитывать культуру поведения при переходе улицы.

Коррекционная:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в конкретной ситуации.

Оборудование:

  1. Книги, сюжетные картинки, геометрические фигуры, макеты светофора, простые и цветные карандаши, фломастеры, медали.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ребята у нас с вами сегодня открытое занятие, поэтому к нам пришли гости, вы все их хорошо знаете, это заместитель директора - Тамара Владимировна и наши воспитатели. А теперь сели все ровненько, выпрями спинки, положили руки перед собой и внимательно слушаем меня.

     Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и наша тема:

«Переход улицы по пешеходному переходу на светофоре».

Ребята, послушайте внимательно загадку:

Свет зелёный –

Проходи,

Жёлтый –

Ты уж подожди,

Ну, а если красный

Стой, дружок!

Опасно!

Как вы думаете, что это? Выберите нужную карточку. (На доске две картинки:

дорожный знак и светофор). Молодцы, вы правильно выбрали, это действительно светофор.

Перед вами на парте сигналы светофора. (Кружки из бумаги: зелёный, красный, жёлтый).

Валерия возьми красный сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Запрещает). Полный ответ.

Артём возьми жёлтый сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Нужно приготовиться). Полный ответ.

Георгий возьми зелёный сигнал светофора и скажи, что он обозначает.

(Можно переходить улицу). Полный ответ.

Ребята, а может быть кто – то из вас знает стихотворение о светофоре?

-2-

(Лера читает стихотворение о светофоре).

Красный свет прохода нет,

Жёлтый приготовиться,

А на зелёный говорят:

Проходите, путь открыт!

Молодец Валерия!

Ситуация.

А есть дети, которые не знают, что означают сигналы светофора.

(На доску вывешивается картинка с мальчиком и автобус)

Ребята, вот мальчик Ваня, он очень торопится в школу и переходит улицу, на какой свет светофора? (На светофоре красный магнит).

(На красный свет).

Что с ним может произойти, когда он идёт на красный свет, ведь для машин горит зелёный и они все едут?

(ответы детей)

Автобус наехал на мальчика и его сбил. Что может случиться с мальчиком?

(Автобус накрывает мальчика).

Правильно, молодцы!

Чтобы этого не случилось! Давайте напомним Ване, правило перехода через дорогу.

Продолжите предложение:

Дорогу нужно переходить –

Артём Борзяков: на зелёный свет.

Дорогу нужно переходить, где?

Артём Щедров: по пешеходному переходу.

А теперь Валерия помоги мальчику Ване перейти дорогу правильно, какой свет должен гореть на светофоре?

(Валерия меняет на доске магнит с красного на зелёный).

Молодец!

Давайте ещё раз вспомним, что означают сигналы светофора?

Красный свет – хода нет,

Жёлтый -  приготовиться,

Зелёный – путь открыт!

Все запомнили, что обозначают все сигналы светофора?

Работаем с учебниками на странице №15.

На доску вывешивается светофор.

Перед вами лежат учебники, посмотрите на страницу № 15.

Артём прочитай, пожалуйста, задание.

(Читает).

Леон прочитай слова.

(Иди, стой, жди).

Георгий, какое слово соответствует красному сигналу светофора?

(Это слово - стой).

Покажите это слово в книге, а Леон покажет этот свет на доске. (Красный).

-3-

Молодцы!

Сколько в слове букв? Посчитайте! (1,2,3,4).

Запишем это слово карандашом в нужные клеточки.

Правильно мы записали? Вам хватило клеточек?

(Да). (4 окошка, 4 буквы).

Молодцы!

Теперь выбираем слово, которое соответствует жёлтому сигналу светофора.

Покажите это слово в книге, а Костя покажет этот свет на доске. (Жёлтый)

(Это слово – жди).

Сколько в слове букв? (3).

Запишите слово в нужные клеточки.

Молодцы!

Теперь выбираем слово, которое соответствует зелёному сигналу светофора.

Покажите это слово в книге, а Артём покажет этот свет на доске. (Зелёный)

(Это слово – иди).

Сколько в слове букв? (3).

Запишите слово в нужные клеточки.

Молодцы!

Ребята, давайте с вами отдохнём!

Встали. Разминка называется «Фонарики».

«Мы фонарики зажжём (сжимаем по очереди правую и левую руку)

 А потом гулять пойдём (топаем)

 Вот фонарики сияют (крутим ладошки)

 Нам дорогу освещают (резко сжимаем обе руки).

Молодцы!

Сейчас, мы с вами проведём викторину: «Три чудесных цвета».

На столах у детей макеты светофора.

1.Что регулирует движение на дорогах? Что помогает нам перейти дорогу?

Светофор! (светофор висит на доске).

2.Теперь я закрою все цвета на светофоре и задам следующий вопрос.

Какой сигнал светофора разрешает движение? (зелёный).

(положите зелёный кружочек на свой светофор, а Валерия сделает это у доски).

Какой сигнал светофора запрещает движение?

(красный)

(положите красный кружочек на свой светофор, а Георгий сделает это у доски).

Какого света не хватает на вашем светофоре? Где он находиться?

(Жёлтого).

Положите жёлтый кружок на соответствующее место, а Костя сделает это на доске.

Молодцы!

Ребята, а знаете ли вы, почему для светофора выбрали именно эти цвет?

Красный, жёлтый, зелёный?

-4-

 Красный – цвет костра, пожара. Это – тревога, опасность.

 Желтый – цвет солнца. Оно может быть другом или врагом. Солнце как бы предупреждает: “Будь осторожен! Внимание! Не торопись!”

 Зеленый – цвет травы, леса, листьев. Он напоминает об отдыхе, спокойствии. Это – безопасность.

А сейчас я проверю, как вы запомнили сигналы светофора?

Перед вами картинки.

(детям даются картинки светофора, задания даётся по рядам).

1 ряд – у вас задание.

Мальчик переходит дорогу.

Какой сигнал светофора вы закрасите?

(зелёный).

Закрасить нужно только один кружок, который поможет мальчику перейти дорогу).

2 ряд – у вас задание.

А вашему мальчику нельзя переходить дорогу.

Какой сигнал светофора вы закрасите?

Закрасить нужно только один кружок, который запрещает мальчику переходить дорогу).

Выполняем!

Молодцы!

Вы все сегодня хорошо работали,  и теперь сможете всегда правильно переходить дорогу на светофоре и по пешеходному переходу,

Поэтому я вручаю вам всем медали, как лучшим пешеходам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Культура движения"

Цель нашего урока – сформировать знания о культуре движений и о гигиеническом режиме двигательной активности.         Движение – один из факторов здоровья челов...

Обмен педагогическим опытом. Конспект по правилам дорожного движения "Светофор" во второй младшей группе

Организованная образовательная ситуация для детей второй младшей группы по ПДД...

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"

Конспект занятий по изучению правил дорожного движения "Правила дорожного движения для дошколят"...

Конспект урока "Безопасность дорожного движения"

Разработка урока по правилам дорожного движения. Материал содержит различные виды деятельности обучающихся на всех этапах урока. Задания на историю ПДД, загадки, ссылки на видео фрагменты....

План-конспект урока ОБЖ "Дорожное движение". 5 класс.

Цель урока:Актуализировать знания о составных частях дороги, о понятии «дорога». Показать учащимся возможные опасности на дороге, способы обеспечения безопасности на дороге.Задачи:Обучающи...

Конспект занятия "Правила дорожного движения ( средняя группа)

Конспект занятия по правилам дорожного движения (средняя группа) Светлана Владимировна Крупина Конспект занятия по правилам дорожного движения (средняя группа) Цель: систематизировать знания детей о п...