Система профориентационной работы для ОУ
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос.Новый Кутулук
Система профориентационной работы
в школе
п. Новый Кутулук
Структура СПР
- Общее представление СПР.
- Проблемы построения СПР.
3. Структура взаимодействия с социальной сферой
4. Деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
5.Формы профориентационной работы
6.Профориентационная деятельность на каждой ступени обучения
7.Основные показатели эффективности профориентационной деятельности
1. Общее представление СПР
Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения– подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Поэтому необходимо привести в систему всю деятельность по профориентации ученика – с 1 по 11 класс.
Необходимо создать систему профориентационной деятельности общеобразовательного учреждения, способствующей самоопределению ученика.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства
Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки (“первый блок”), работу школы с семьей и социумом (“второй блок”). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.
Система профориентационной работы должна быть связанна :
- с основными профориентационными аспектами системы образования РФ;
- стратегией модернизации содержания образования;
- положение о профориентации, принятое Министерством труда и социального развития РФ;
- социально-экономической ситуацией в стране.
2. Проблемы построения СПР
Систему профориентационной работы в ОУ возможно построить лишь разрешив следующие проблемы, которые представляются нам основными:
1.Проблема создания комплекса условий для реального самоопределения учащихся в выборе профессии и построения профессионального плана.
- только 16 % учащихся самостоятельно выбирают профиль обучения в старших классах;
- только 1, 2 % учеников видят помощь в профессиональном самоопределении со стороны МУК;
- каждый 5 ученик выбравший профессию ничего о ней не знает;
- у 17,5 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности;
- генеральное большинство учеников имеет установку поступить в ВУЗ, но не закончить его и, тем более, успешно работать по выбранной профессии и т. Д.
2. Проблема адекватного предложения содержания профессиональной деятельности ( т.е. спрос на рынке труда не должен превышать предложения)
3. Проблема формирования ключевых компетенций в области профессионального самоопределения с учетом:
а) возрастных периодов развития учащихся;
б) типологии групп (полученных на основе объединения по различным основаниям - интересам, способностям, социальным характеристикам).
4.Проблема управления системы профориентационной деятельности.
5.Частные проблемы
► Проблема массовой подготовки специалистов в области профориентации и переподготовки педагогов и руководителей с целью ведения профориентационной деятельности
► Ресурсное обеспечение деятельности системы профессиональной ориентации (научно-методическое, материальное, финансовое, организационное, административное, нормативно-правовое, информационное)
► Разработка учебно-многоуровневой диагностики;
► Взаимодействие ОУ с работодателями поселения из различных сфер деятельностей
Цель системы профориентационной работы ОУ:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи :
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
- выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
4. Деятельность педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности системы профориентационной работы:
заместитель директора по воспитательной работе или ответственный за профориентационную работу
Координатор проводит профориентационную работу с учащимися и оказывает методическую помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Выполняющие рекомендации координатора:
- Классный руководитель
- Учителя-предметники
- Библиотекарь
- Социальный педагог
- Школьный психолог
- Медицинский работник
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности,
- сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
5.Формы профориентационной работы
Что касается форм работы, то это могут быть:
- профориентационные уроки;
- экскурсии;
- классный час по профориентации;
- встречи со специалистами;
- профессиографические исследования;
- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
- компьютерная диагностики профессиональных интересов учащихся, используя программы «Ориентир», «Мир карьеры»
Система профориентационной работы принесёт положительные результаты только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).
Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.
Система разделена на 2 блока( для преемственности в МОУ Неприкской СОШ)
- Блок
«Диагностический и развивающий».
“Профессии моей семьи”. 1-4 классы.
“Я и профессии вокруг меня”. 5-8 классы.
“Я в мире профессий”. 9-11 классы.
Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. На первой ступени обучения проводится диагностика интересов и мотивации к игровой и учебной деятельности. В 5-8 классах – диагностика индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере и саморазвития. В 9 -11 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, мотивы профессиональной направленности.
Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей в ОУ, предпрофильную подготовку и обучение учащихся , профильное обучение в 10-11 классах. Участие в профориентационных ярмарках, конкурсах.
Необходимо помнить о творческом преподавании традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, поселок, район, область.
О системе дополнительного образования в общеобразовательном учреждении: Кружки – «Умелые руки» - 1-5 кл., «Театральный» - 1-4 кл., «Пользователь ПК» -5-8 кл.. «Краеведение» - 5-11 кл., «Аэробика» - 5-11 кл., «Основы компьютерной грамотности» - 9-11 кл. Секции – ОФП, Баскетбол, лыжные гонки.
О формировании педагогами школы мотивов саморазвития через районные, областные, региональные, всероссийские конкурсы, марафоны, научно-практические конференции, олимпиады
2 Блок
«Школа. Семья. Социум»
Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы.
Агентами первичной социализации являются родители, члены семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.
Семья
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: Управляющий совет школы, Попечительский Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительские собрания по темам -“Профессии, которые выбирают наши дети”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”, интересными формами работы с семьёй являются: родительские ринги, тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации, внешкольные мероприятия «Самая классная классная!», «Радуга профессий» и т.д.
Социум
Важная роль отводится и другим социальным партнерам. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности и организации летней занятости и временного трудоустройства подростков.
Средства массовой информации. СМИ активно участвуют в просветительской работе школьников и их родителей, организуя профконсультации на страницах изданий.
Службы занятости, психолого-педагогические центры. Смысл деятельности этих служб состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся подросткам
Культурно-просветительские учреждения. Данные учреждения расширяют представления учащихся о мире профессий, формируют мотивы самоопределения .
Общественные организации. Общественные организации своей значисмостью и авторитетностью могут оказать большое значение на профориентацию школьника.
Предприятия, организации, фирмы. Одними из главных партнеров в профориентационной работе являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в поселке, на территории района, области. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, знакомство школьников с особенностями производства, с востребованными профессиями, встречи с профессионалами своего дела, привлечение учащихся школы к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, участие в различных профориентационных мероприятиях, шефская помощь школе – возможные направления деятельности.
Органы власти. Органы власти оказывают школе поддержку и содействие в реализации проекта. Специалисты администрации района, отдела образования, ресурсного центра предоставляют необходимую для работы информацию, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.
План мероприятий по профориентации для учащихся
1-4 классов
Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда; формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;
расширение представлений о мире профессий.
№ | Мероприятия |
1. | Экскурсии на предприятия поселка, района, области |
2. | Цикл занятий: «Чем пахнут ремесла?» Мир моих интересов. Все работы хороши - выбирай на вкус. Профессии наших родителей. О профессиях разных, нужных и важных. Путь в профессию начинается в школе. Моя мечта о будущей профессии. Труд на радость себе и людям. |
3. | Конкурс рисунков и плакатов «На златом крыльце сидели» |
4. | Игра «Путешествие на остров мастеров» |
5. | Праздник труда. |
6. | Встречи с родителями разных профессий |
План мероприятий по профориентации для учащихся
5-8 классов
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях;
развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать
трудности адаптации в современном обществе.
№ | Мероприятия |
1. | Экскурсии на предприятия и организации |
2. | Встречи с представителями разных профессий |
3. | Цикл занятий:
|
4. | Тренинг «Управляй собой» |
5. | Мир профессий. Человек-техника. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую. Мир профессий. На страже закона. Встреча. Мир профессий. Книга-выставка. Мир профессий. Электронные помощники. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. |
План мероприятий по профориентации для учащихся
- классов
Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
№ | Мероприятия |
1. | Предпрофильная и профильная подготовка |
2. | Экскурсии на предприятия и организации, поселка, района, области. |
3. | Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района, области, со специалистами районного и областного отдела труда и занятости населения. |
4. | Цикл занятий:
|
5. | Игра «Взгляд в будущее» , «Познай самого себя» |
6. | Анкетирование. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. |
7. | Профориентация и медицинская профконсультация. |
8. | Мотивы выбора профессии. |
9. | Психологические характеристики профессий. |
10. | Вечер встречи выпускников «Они учились в нашей школе» |
11. | Интернет - работа « Профессии с большой перспективой» |
12. | Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека. |
13. | Изучение рынка труда «Что век грядущий нам готовит?» |
14. | Тренинг « Сотвори свое будущее» |
15. | Изучение периодической печати и литературы по профориентации «Что? Где? Когда? Информация о профессиях» |
16. | Презентация. Профессиональная зрелость и самопрезентация. |
17. | Работа по программе «Ориентир». «Мир карьеры» |
7. Основные показатели эффективности профориентационной работы (для дальнейшего мониторинга и коррекции) :
Критерии эффективности могут быть количественными и качественными.
Количественные: количество проконсультированных за определенное время; (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько школьников “охвачено” играми и т.п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям координатора, учителя.
Качественные: полнота учета основных факторов выбора профессии – учет желаний (хочу) возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации ЛПП; реалистичность и гибкость профессиональных перспектив; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.
Проводится диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.
Система профориентационной деятельности нашей школы действует по принципам системности, целостности, открытости позволяет решать проблему правильного выбора профессии выпускнику школы, помогает ему не только сориентироваться в окружающем мире, но и найти себя в этом мире.