Внеклассное мероприятие "Живопись на бересте"
методическая разработка по теме

Иванович Татьяна Александровна

Данный материал знакомит обучающихся  с видами обработки бересты, ее свойствами, включает мастер-класс живописи на бересте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие по изо178.27 КБ

Предварительный просмотр:

Миниатюра на бересте

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ   ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«ЖИВОПИСЬ НА БЕРЕСТЕ»

          C:\Users\Татьяна\Documents\березы.jpg

Выполнила:

Иванович Т.А.,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

р.п. Чунский

2014 г.

Содержание

  1. Краткое описание ресурса…………………………………………………….3

2. Актуальность разработки…………….. ……………………………………….3

3. Цель и задачи мероприятия……………………………………………………3          

4.  Основное содержание ……………………………………………………..….4

5. Методические рекомендации по проведению мероприятия………………..8

6.Информационные источники………………………………………………….9

  1. Краткое описание ресурса

Данная разработка  может быть использована учителями изобразительного искусства во внеурочной деятельности и педагогами  дополнительного образования на занятиях кружка. Ресурс представлен сценарием внеклассного мероприятия, методическими рекомендациями по проведению мероприятия, презентацией (приложение 1), технологической картой (приложение 2) и музыкальным сопровождением (приложение 3).

Материал позволяет познакомить обучающихся с одним из замечательных видов художественного творчества - живописью на бересте. Аудитория:  разработка  предназначена для обучающихся 13-14 лет.

  1. Актуальность разработки

Жизнь в современном обществе требует от человека нестандартных решений возникающих перед ним проблем.   Поэтому поиск путей развития творческих способностей и креативности детей является одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогами.  Сегодня невозможно представить  образовательное пространство без занятий, направленных на  развитие творческого потенциала детей. Все мы знаем, что творчество всегда начинается с новой идеи. Но новые идеи могут возникнуть у ребенка только в том случае, когда он получает возможность находиться  в  обогащенной среде и когда существует опора на собственный опыт творческой самореализации, причем опыт должен быть обязательно положительным. Именно художественное творчество остается областью, которая позволяет развивать у детей креативность, и дает возможность получать удовольствие от процесса получения опыта  изобразительной деятельности.

  1. Цель и задачи мероприятия

Цель: расширить представление учащихся о народном искусстве; обогатить опыт самореализации детей в области художественного творчества.

Задачи:

1. Познакомить учащихся со свойствами березы и ее коры - бересты. Дать представление о художественно-выразительных возможностях разных материалов.

2.Развивать творческие способности, эстетический вкус, совершенствовать навыки работы с художественными матералами и инструментами.  Расширить сенсорный опыт детей.

3.Воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: 

Для педагога: мультимедийный  проектор,  компьютер, презентация.

Для учащихся: береста, наклеенная  на  оргалит или плотный картон, технологические карты, магниты, емкости для воды, кисти синтетические №1, №2, акриловые краски(1-2 пачки в зависимости от количества участников),  белые объемные контуры,  салфетки, палитры пластиковые.

  1. Приветствие.
  2. Вводная беседа.

(2слайд)

Я в березовых поленьях

Слышу музыку любви

И природы вдохновенье

Все в кусочке бересты.

Припаду щекой румяной,

Белой птицей воспарю,

Она нежная, как мама

В теплом, сказочном раю.

Душу светом озаряя,

 Упоительно звеня…

Береста – она святая,

 В ней загадка бытия.

Сколько русского, родного

В светлом образе берез,

Теплота живого слова,

В серебристых каплях грез…

Первозданная природа!

Матерь Божия земли!

Чудодейственным Покровом

Нас спаси и сохрани!

                 (Елена Киргизова)

             

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей).

Правильно, сегодня мы поговорим о чудесных свойствах дерева, ставшего символом России. Слово «береза» очень древнее, лингвисты связывают с глаголом «беречь», поскольку  славяне считали березу даром богов, оберегающим человека на земле. За многочисленные полезные свойства бересту называли на Руси «белым золотом». Целебные свойства березы известны человеку давно. Это замечательное дерево отдает для поддержания здоровья человека буквально все: кору, сок, нежные корешки, молодые листочки и веточки, сок,  березовый гриб (чагу), деготь, березовый уголь. Русскую баню невозможно представить без березовых веников.  Целебный экстракт из бересты, который веками использовался в лечении и в быту, представляет собой природное сочетание различных биологически активных соединений, основным из которых является бетулин. Именно он  и придает бересте белый цвет.

 Аромат свежей бересты, разнообразная гамма ее оттенков, теплота и нежность при прикосновении не оставляет никого равнодушным.

Люди испокон веков называли березу теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым. Береза обладает положительной биоэнергетикой. Достаточно нервному, возбужденному человеку непродолжительное время побыть в березовой роще  – и он успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье.

Березу широко применяли  в быту, и  первые памятники славянской письменности  были также выполнены на бересте и  сохранились  до наших дней.

Ребята, какие изделия из бересты вам известны? (Ответы детей).

(3 слайд)

Береста – это уникальный природный материал с набором совершенно необыкновенных свойств. Она легка и пластична, обладает достаточной прочностью и долговечностью, не подвержена гниению.  Именно этим объясняется ее широкое применение: от игрушек до  строительства домов. Так, благодаря  непроницаемости и антисептическим свойствам, бересту использовали в качестве изоляционного материала при укладке венцов деревянного сруба, подоконников, перекрытий.   И, конечно, незаменима была береста, как материал для домашней утвари.

(4 слайд)

Корзины,  туеса и короба для хранения продуктов, солонки, конская упряжь, лапти.  Прочно вошла береста и в мир детства - у каждого младенца были погремушки-шаркунки.  В  дальнейшем ребенок играл плетеными из бересты  игрушками – мячиками, лодочками, и т.д.  Конечно, изделия из бересты украшались народными умельцами различными способами - тиснением, резьбой,  росписью. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства обработки и украшения берестяных изделий. Благодаря этому мы с вами можем насладиться красотой и самобытностью народного искусства.

(5 слайд)

По-новому зазвучал этот замечательный материал в руках современных художников. На слайде вы видите работу художника Сергея Сурина, который часто в своем творчестве использует бересту в качестве основы для своих картин. Береста на его картинах выступает в главной роли – именно ее рельеф и природные неровности, подсказывают, что появится под умелой кистью художника и дают толчок полету фантазии художника.

Сегодня я предлагаю вам также окунуться в мир творчества, и написать зимний пейзаж.      

У вас на столе – небольшие прямоугольники из бересты.   Как вы успели заметить, все они разные, уникальные. Давайте посмотрим на них, и постараемся представить, «увидеть» внутренним взором пейзаж. Увидели?  Отлично! Теперь при помощи красок и кистей мы просто проявим увиденное.  Если вам будет трудно определиться с сюжетом, вы можете упростить задачу, и опираться в работе на технологическую карту.

У каждого из вас получится своя, эксклюзивная вещь. Но, также, как каждый из этих  кусочков бересты  несет в себе частичку чудодейственной силы березы, так и наш пейзаж будет иметь общие черты. Как вы думаете, что может быть общим для всех пейзажей? ( Ответы детей)

Прежде чем вы начнете творить, давайте обговорим каждый этап живописи.

 (6слайд)

Хочу  обратить ваше внимание, что работать мы будем  акриловыми красками.  Художники, работающие на бересте, выбирают акрил  за особые свойства – эти краски обладают прозрачностью, что помогает показать всю красоту фактурной поверхности бересты, и не смываются водой при высыхании. Эта особенность акриловых красок  требует от художника тщательно промывать кисти во время и после работы. Для живописи на бересте  лучше использовать краски матовые, чтобы подчеркнуть бархатистость и матовость материала основы.

(7 слайд)

На первом этапе мы определяем, какую часть на миниатюре может занимать небо. Это, прежде всего, зависит от расположения  наростов.  Намешиваем цвет на палитре и наносим краску прозрачно, показывая фактуру бересты.

(8слайд)

Далее торцом кисти №2 мы прорабатываем дальний план, пишем его так, как подсказывает наше воображение.

(9слайд)

Вносим разнообразие в дальний план, выполняя кистью № 1 елочки.

(10 слайд)

Верхнюю часть деревьев на дальнем плане «припорошим» снегом, работая торцом плоской кисти №2. Добавляем снег на первом плане.

(11 слайд)

Обязательно смотрим, как подчеркнуть особенности бересты, включить их  в композицию. Выбираем, где будет акцент в  нашей композиции. Таким акцентом может быть дерево. Выделяем его  размером, формой и цветом. Ствол пишем кистью № 1, крону – торцом кисти № 2.

(12слайд)

Пишем снег на кроне дерева. Декорируем пейзаж объемными контурами. Тут главное – не переборщить. Нам нужно  только слегка подчеркнуть фактуру снега на первом плане.  Так же, в зависимости от замысла, прописываются детали первого плана.

Практическая работа.

Во время практической работы поддерживаем положительный эмоциональный настрой,  оказываем консультативную помощь.

Ребята, наша  работа готова. Как вы думаете, в качестве чего можно использовать этот пейзаж на бересте?

(Ответы детей).

Я предлагаю использовать наш пейзаж в качестве магнита. Отделите от магнитов предохранительную полоску, и прикрепите его на обратную сторону пейзажа.

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня?

- Какие чувства вы испытали от практической  работы?

Благодарю вас за сотрудничество и желаю творческих успехов!

5. Методические рекомендации по проведению мероприятия

Для проведения мероприятия желательно оформить выставку  творческих работ  по теме. Причем это могут быть как изделия, так и фотографии изделий. Такой подготовкой решается задача обогащения детей визуальными образами, которое позволит детям более плодотворно  решать творческие задачи. Можно привлечь к проведению мероприятия детей, поручив им найти дополнительный материал по теме, (в этом случае детей  можно попросить вести  мероприятие совместно с педагогом).

При выполнении практической  работы нужно делать акцент  не на технике исполнения работы, а на творческий аспект, – чтобы дети сами нашли образ зимнего пейзажа, опираясь на характер фактуры бересты.

На этапе рефлексии нужно поддерживать непринужденную атмосферу,  положительно отметив каждого участника.

6.Информационные источники

1. http://wikihomia.ru/wp-content/uploads/2011/04/brz.jpg

2. http://www.birchworld.ru/info/about_birch 

3. http://vbereste.ru/posts/28980

4. http://rusbirchbark.ru/rus/birch_bark/rabota_s_berestoi

5. http://down-house.ru/blog/poznavatelno/21077.html

6. http://www.artberez.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по бересте

Презентация предазначена для кружковой работы. Дети с удовольствием занимаются росписью побересте. Самое главное сказать о том, что кора березы берется с поваленных деревьев....

Этапы выполнения росписи по бересте.

В этой презентации можно посмотреть этапы работы. Можно использовать любые краски. Но если в акварель добавить клей ПВА, то краска держится очень хорошо. И работу можно протирать....

Роспись по бересте

Презентация Мастер-класс о росписе по бересте...

Час внеурочной деятельности по теме "Изделия из бересты". ФГОС

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство". Закрепление материала по теме "Изделия из бересты"...

технологическая карта к внеклассному мероприятию "Живопись на бересте"

Технологическая карта представляет последовательность этапов выполнения живописи на бересте....

презентация к внеклассному мероприятию "Живопись на бересте"

Презентация иллюстрирует внеклассное мероприятие "Живопись на бересте"....