Чем опасно курение для детей
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Чем опасно курение для детей
• Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск раз. вития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5—9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Обследован свыше 2 тыс. детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.
• У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал т Х. Блюмберг при обследовании 17 тыс, таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
• Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.
• Курение подростков в первую очередь сказывается на сосудистой системе. В 12—15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор декалине еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
• Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
• Курение подростков замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.
Наркотики
Что же такое наркомания? Это зависимость от химического вещества, вызывающего привыкание, влияющего на физиологическое и психическое состояние человека и вызывающего зависимость от этого химического вещества.
Наркомания — это заболевание, суть которого заключается в постоянной зависимости человека от приема наркотика.
на древнегреческом означает «ступор», неподвижность, беспамятство (помрачение сознания). Прием наркотиков приводит к тяжелым медицинским и социальным последствиям, распаду личности больных, росту ВИЧ/СПИДа и преступности.
Что должны знать родители, чтобы уберечь своего / ребенка от наркотиков
Помните, что наркомания возникает не за несколько часов, не от пробы «анаши» или от употребления каких-либо таблеток. Она развивается в течение месяца или нескольких месяцев, ещё до начала регулярного употребления наркотиков. Важно не пропустить момента, когда ребенок впервые столкнулся с наркотиком. Ваша убежденность, тревога за ребенка могут еще спасти его. Если же вы пропустили этот момент, то
экспериментальный период превращается в болезнь, на лечение которой потребуются многие и многие месяцы или годы.
Некоторые признаки наркозависимости у подростка.
• Резкие перепады настроения: беспечная веселость сменяется апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или неуспехами в школе, с взаимоотношениями с друзьями, они возникают как бы сами по себе.
• Изменение ритма сна: ребенок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру становится энергичнее. Он не засыпает вовремя; всю ночь напролет занимается либо компьютером, либо слушает музыкальные записи.
• Изменение аппетита, у ребенка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, при этом он не страдает от голода, и
вдруг, придя с прогулки, съедает буквально все, что есть в доме. Сама манера еды обращает на себя внимание: она становиться жадной, порывистой, и врачи называют такое состояние <волчьим аппетитом.
• Абсолютная безучастность к близким и отсутствие интереса к тому, что происходит в доме. Резко меняется отношение к жизни.
• Появляется раздражительность, нетерпимость, иногда плаксивость, часто агрессивность.
• У ребенка неряшливый внешний вид. Начинает постоянно носить одежду с длинными рукавами (скрывает следы от уколов).
Вредные привычки
• Вдруг исчезают старые друзья, которые раньше приходили к вашему ребенку.
• Подросток начинает скрывать, кто ему звонил, куда он идет.
• Если вы попытаетесь задержать его, то он все равно уйдет наперекор вам, хлопнув дверью.
• Во время употребления наркотиков зрачки чрезмерно расширены или чрезмерно сужены. Изменяется цвет кожи лица. На щеках, ближе к носу, как правило, появляется розовая бабочка.
• Появление среди вещей ребенка неизвестных вам лекарств или коробок с зеленой травой со специфическим запахом, шприцов.
• Запах ацетона, уксусного ангидрида, эссенции дома или на лестничной площадке.
• Обнаружение на кухне закопченных флакончиков, мисок.
• Из дома начинают пропадать вещи, книги, золотые украшения, аппаратура, т. е. то, что можно быстро продать и получить деньги на покупку наркотика.
Как поговорить е ребенком о том, что вас тревожит
• Покажите, что вы обеспокоены и хотите ему помочь.
• Вызовите на откровенность конкретными примерами из жизни людей, здоровье которых подорвано употреблением наркотических средств.
• Выявите причины, по которым ваш ребенок решил попробовать наркотик.
• Попытайтесь вместе найти выход из сложившейся ситуации.
• Убедите, что любой наркотик смертельно Опасен.
Как помочь подростку отказаться от наркотика, который ему предлагают друзья
• Если твой друг предлагает тебе попробовать наркотики вместе с ним или даже вся компания собирается сделать это на вечеринке — откажись.
Родительские собрания в средней школе
• Никто не может быть уверен, что не станет наркоманом, когда впервые пробует наркотики.
• Попроси друга, чтобы он не делал этой глупости.
• Постарайся его удержать — возможно, потом он скажет тебе спасибо.
• Не стесняйся, если над тобой начнут смеяться.
• Чтобы отказаться от наркотиков в компании, нужны смелость и терпение (которых, может быть, не хватает тем, кто принимает наркотики), но они окупаются впоследствии.
• Знай, что отказаться от наркотиков, а тем более удержать кого-либо от их употребления — мужественный поступок.
7 КЛАСС
Тематика встреч:
1 Эти трудные подростки.
2. Поговорим о вредных привычках.
З. С кем дружат ваши дети?
4. Подведем итоги ( собрание можно провести как конференцию).
1. Вступительное слово учителя.
Эти трудные подростки.
Годы идут. Дети наши взрослеют. Еще в 5 - б классах ребенок был все же под родительским надзором — он был защищен.
Но вот ребенок подрос и вышел самостоятельно во двор, на улицу — он нуждается в этом общении. Зато теперь он постоянно слышит ваш вопрос: (Где ты пропадал?) Сын знает свою вину, но он ничего не может поделать, у него нет выхода. От безысходности он начинает дерзитъ вам, и все равно завтра он будет во дворе столько, сколько и все. Поймите, он не может отличаться от всех, он должен выглядеть «(своим)» во дворе, потому что те побои, те унижения, та беззащитности отверженность, что грозят ему во дворе,
страшнее вашего гнева. Его безопасность теперь зависит не от родителей, а от дворового Окружения. Все ваши фразы («Что ты в них нашел?) С кем ты связался? Я запрещаю тебе с ними дружить’» — все это пустое, бесполезное. Потребность в безопасности невозможно подавить, а фразам она и вовсе не поддается.
Но, может быть, не пускать ребенка во двор? Так ведь и в школе то же самое — нужна защита. И вот тогда он зорко засматривается, нашла своих, размышляет, как избежать беды. Юлит, хитрит, обманывает, подделывает отметки в дневнике,
превращается в клоуна, добивается, чтобы его выгнали с урока, — словом делает все, чтобы его заметили: ему надо стать героем среди своих, ему надо отстоять свое достоинство перед учителями. Он, от которого все столько терпят, он — самый несчастный среди всех. Он, как зверек, борется за жизнь, за свое «я». Он связан со своими по рукам и ногам. А у своих — свои словечки, свои Манеры.
«Свои» п нужны подростку для того, чтобы распускаться: здесь он развязен, распущен, дерзок. Среди «чужих» - застенчив, неуклюж, осторожен.
Если ваш ребенок одинаково подобран, активен, в ровном и спокойном напряжении не стеснителен в гостях и не развязен дома, если он не знает тревоги среди людей, всегда уверен в себе, в своей речи, в своих манерах, в своей одежде; если не заискивает, не ищет поддержки, потому что никого не опасается, то причин для волнения нет. Про таких ребят можно сказать — у них все в порядке и родителям нечего беспокоиться,
Итак, главная наша тревога: как уберечь подростка от потребности быть «своим» среди плохих. Примите советы:
• Прежде всего обратите внимание на два пара, данные подростку от природы: любознательность и воображение.
Об этом очень хорошо сказано у Пушкина:
О нет, мне жизнь не надоела.
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
У тратя молодость свою.
Ее хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья.
• Из любознательности и воображения развивается ум.
Больше творческих игр! Именно они развивают воображение.
• Выяснив дарования подростка, нужно постараться этому пути (кружок, секция, студия и т. д.).
• Если подростка ничего не интересует — любознательность. Верьте — интерес появится
направить его по развивайте его любознательность. Верьте – интерес появится.
• Только развитие подростка внутреннее обогащение, которое всегда поддерживает развитие, а значит внутреннюю тягу к чему-то.
Знайте: ранняя усталость от жизни может привести к трагедии.
И еще:
• Помните: каждому подростку для развития нужна строго индивидуальная программа. Одному нужно для развития прыгать и скакать, другому — сидеть в уголке и вертеть кубик рубик.
• Не ждите от подростка совершенств, не данных ему природой. Не насилуйте! «Я не хочу рисовать!*— говорит сын. «Нет, ты пойдешь в изостудию»,
- отвечает мама. Так не заразите ребенка искусством.
• Внимательней и по-доброму всматривайтесь в своих детей, прощупывайте поле интереса. того поля, которое рождает тысячи вопросов, их и сеять не нужно
Если ваших детей интересуют вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», — это растут люди энциклопедий, коллекций кросвордов.
другой тип любознательности проявляется в вопросах «Почему? Отчего? Как это получается? Как это устроено? Любознательность таких подростков проявляется в том, что они что-то ломают, разбивают. Ну что ж... Пусть так и будет.
• Помните: любознательность подростка — самая дорогая, драгоценная вещь в вашем доме, берегите ее, не сломайте.
-А детские («почему?») Не волнуйтесь’ Наберитесь терпения, и в будущем вы будете потрясены «открытиями» ваших детей.
Я хочу вам подарить удивительное правило жизни молодого человека, героя фильма «Мокрые под дождем»: «Чтобы что-нибудь придумать, надо что-нибудь узнать. А чтобы что-нибудь узнать, надо что-нибудь придумать».
Человек без воображения ужасен.
Личность подростка неисчерпаема.
Главное, чтобы его душа была наполнена добром, чтобы она по-хорошему всегда «страдала».
Очень важно в воспитании подростков, чтобы они понимали, что такое душа
душа — это желания человека, чувства, вера, надежда, любовь. Потому-то душа часто болит, жаждет, хочет, страдает, принимается, радуется. У нее свои свойства: в чистой душе не появится низкое желание.
• Нельзя прививать какое-то одно чувство в отдельности. Воспитывать можно только всю душу в целом.
2. Беседа с родителями (ответы на их вопросы).
З. Об особенностях работы в 7 классе. О новых предметах.
4. Решение организационных вопросов.
5. Заключительное слово:
Вера, надежда, любовь — это не просто поэтический набор, это первая забота моя и ваша, а может быть, и единственная забота.
Представим себе только на минуту: вот человек, который ни во что не верит, ни на что не надеется, ничего и никого не любит. Это трагедия. Подростковый возраст (7 - 8класс) очень трудный и крайне ранимый. Сделайте все возможное, чтобы дети доверяли вам, чтобы они выросли сердечными, умеющими сочувствовать.
А для этого не надо быть равнодушными.
ВЕРИТЬ И ЛЮБИТЬ! В этом спасение.
И последнее, мой совет: каждый из вас должен обязательно выработать свои правила, которых вы сами придерживаетесь. И успех гарантирован — вы переживете подростковый период. Но все же оставим общим во всех к своим правилах слово люби. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие.
Наши неудачи в воспитании только потому, что мы пытаемся «вбить в Головы» детей правила, которых сами не придерживаемся. Не назидание, а дружеское отцовское слово: «держись!
Вот и все секреты воспитания.
Успеха вам, мои дорогие родители!
К следующему собранию подумайте, какие привычки ваших детей вредят им. Всего доброго!
Если есть у кого-то из родителей потребность в индивидуальной беседе, останьтесь, поговорим.
Поговорим о дурных привычках
1. Вступительное слово:
— Пожалуй, это слишком мягкое название для таких привычек у наших подростков, как пьянство, курение, токсикомания, наркомания. Откуда взялись эти напасти? Взрослые люди, кажется, всегда курили и пили вино, дети это видели, но им и в голову, наверное, не приходило, что курить и пить можно и им. Были, как говорится, отдельные случаи, тайком покуривали мальчики, тайком пробовали вино. А сейчас не только мальчики, но и девочки покуривают и даже потягивают рюмочку в компаниях.
Про наркоманию мы с вами, дорогие родители, конечно, слышали, но сомневаемся, чтобы кто-то из вас видел это в период своего отрочества, О токсикомании тогда вообще и речи не было. А сейчас! Сейчас это настоящее бедствие, и одурманенные опасным зельем юные головы далеко не редкость. Тут мы, старшие, уж никак не могли подать детям дурной пример.
Значит пело, видимо, не в плохом примере
Процессы, долгое время происходившие в нашем обществе, изменили нашу психологию, нашу жизнь.
Я хочу вам зачитать одно письмо местной газеты.
(«Я учусь в 8 классе и уже не вижу для себя в будущем ничего Я и мои сверстники употребляем наркотики. Мне дали в 7 классе что-то такое, что захотелось повторить. Поначалу было просто приятное ощущение, теперь — необходимость, У нас в классе 30 человек. Из них только трое не пробовали дурмана. На это надо деньги. У нас создалась своя компания, где каждый поможет другому. Уйти из этого круга нельзя: тебя держат долги, страх за то, что ты сделал. Мама с отцом ничего не знают. Кто мне поможет? Спасите, я очень прошу!»
Вот он, крик о помощи. Страшно становится. А что он сделал сам, чтобы спастись? Что можем сделать мы?
Я, к счастью, пока от наших детей такое не слышала, но предупредить это несчастье — наш долг, потому я и говорю с вами. Примите мои советы:
• Наркоманы, равно как и токсикоманы, приобщаются к пагубной привычке в группах себе подобных — так легче добыть желаемое, получится информацию. Поэтому всех вас должна насторожить частая и беспричинная смена друзей.
• Проводите наблюдение за досугом своих детей.
• Сделайте все возможное, чтобы у подростков было меньше свободного времени. Заполняйте его хорошим, интересным для вашего ребенка содержанием.
• Присматривайтесь повнимательнее к подростку. Заметили, что у него шаткая походка, что он какой-то странный, что у него почему-то дрожат руки, что он какой-то пьяный, но запаха нет — принимайте меры.
• Только не торопитесь делать выводы.
• Вначале еще раз проверьте свои наблюдения.
• Затем сходите в наркологический диспансер, опишите врачу состояние вашего ребенка и спросите, обоснованны ли ваши подозрения.
• После доверительно поговорите с сыном или дочерью о возможности показаться доктору.
• Никаких угроз или наказаний!
• И последнее: только не нагнетайте ужаса, то есть всего того, о чем мы говорили, должно быть не слишком много. Просто время от времени напоминайте о фактах — к чему приводят наркотики.
Посмотрите вместе видеофильм про наркоманов, чтобы он увидел последствия употребления наркотиков.
Укоренилась сейчас и такая привычка, как употребление алкогольных напитков. Здесь, видимо, мало просто запретить и мало сказать, что это плохо. Может быть, нужно дать подросткам почитать какую-то умную, серьезную книжку о вреде алкоголя? Может быть, книгу профессора Углова? Она очень интересная и заставляет детей о многом задуматься.
Потом, может быть, ненавязчиво предложить просмотреть кино на
антиалкогольную тему, Понимаете, здесь нужно найти какую-то нейтральную позицию. Тогда, может быть, вам удастся чего-то добиться. Если у вас в городе есть интернат, где находятся дети пьющих матерей и отцов, сводите подростка туда. Надо показать, что у них впоследствии могут родиться больные дети именно от того, что они курят и употребляют алкогольные напитки. Может быть, это произведет впечатление...
Что еще посоветовать?
• Когда ребенку 12 - 13 лет, его надо очень серьезно контролировать.
• деньги открыто лежать не должны: подросток думает, что, раз они так лежат, значит, их можно брать, как и все в доме.
И еще обратите внимание: ваш подросток излишне активен, Это очень ценное качество в человеке. Используйте его в мирных целях. Если есть упорство в желании что-то совершить, значит, надо просто найти поле деятельности для такого активного дитяти.
Одна из вредных привычек — табакокурение. Порой к ней приобщаются дети чуть ли не с третьего класса. Легко ли отучить ребят от этой дурной привычки? Нет, нелегко. Но в любом случае надо начинать лечить: здесь любой метод хорош. Я читала, что есть такое лечение методом иглотерапии, есть болгарский препарат — табак, а в Армении выпускают желательную резинку специально от курения.
Нужно обязательно все попробовать, потому что курение очень вредно действует на слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки. Страдают умственные способности, страдают также и легкие. Очень часто никотин действует и на потомство. Девочке об этом надо знать.
В заключение я хочу обратить ваше внимание, что в борьбе с вредными привычками первое и главное — любой ценой наладить контакт с дочерью или сыном, попробовать быть с ним на равных; не запугивать, а совершенно спокойно и нейтрально общаться.
Не спешите лечить саму дурную привычку, вначале разберитесь в тех причинах, которые приводят к этой привычке.
Вам, если откровенно, будет очень трудно. То, что мы говорим, на них мало действует, потому что система ценностей в переходном возрасте меняется, — их все равно тянет к сверстникам,
Если вы хотите хотя бы как-то воздействовать на свое чадо, станьте другом его коллектива, приятно вам это или неприятно. Пусть приходят друзья домой к вам. Не гоните их. Так вы будете узнавать изнутри, кто есть кто, и тогда можно будет что-то противопоставить, понять, откуда и что берется.
Не потеряйте своих детей! Терпеливо находите подходы к ним.
Я желаю вам успеха! Всего доброго!
С кем дружат ваши дети?
1. Вступительное слово:
Как это ни странно, на этот вопрос не каждый из нас может ответить А жаль... Ведь друзья очень многое могут проясните вам в ваших детях. С чего, например, у дочки появилось увлечение перстнями? Непонятно. Но вот стала ходить в дом ее подруга каждый раз в новых украшениях— и стал понятен источник нового интереса у дочери. Почему сын стал увлекаться футболом? да потому что его новый приятель занимается в секции футбола.
дети, особенно подростки, испытывают огромное влияние своих сверстников. Их вкусы, увлечения куда важнее подчас наших с вами. Как это ни горько, но надо признать, что ребятам хочется пользоваться авторитетом, находить одобрение в своей возрастной группе, а не у нас, взрослых. Поэтому друзья имеют огромное значение в жизни наших детей, а их росте, становлении.
Может быть, именно поэтому многие из вас неодобрительно относятся к ребячьей дружбе: от нее, мол, асе плохое. А уж если сын или дочь попадают в дурную компанию, сворачивают на кривую дорожку, тут уж вина целиком и полностью ложится на их горе - друзей. Слов нет, влияние друзей может быть как хорошим, так и плохим. Но иногда мы ошибаемся в оценке ребят, не умеем
за внешними непривлекательными чертами, свойственными подросткам, разглядеть в них хорошую основу, ценность, красоту души.
В любом случае, правы мы или нет в оценке тех, с кем дружат наши дети, мы, не давая себе труда разобраться как следует во всем, чаще всего налагаем запрет на их дружбу, причем порой в категоричной форме: «Чтоб я тебя больше, не видела в компании с В.»
Хорошо это или плохо? Скверно. Запретом делу не поможешь, даже когда вы абсолютно правы. Ребята противятся запрету, отставляют свое право на дружбу. И рушатся добрые отношения в доме.
Как быть? Как повлиять на ребят, чтобы послушались, поступили так, как советуют родители? Конечно, тяга к плохому не может не беспокоить нас.
• Опять мой совет: не торопиться! Вступите в контакт с теми, с кем дружат дети. Кстати говоря, ребята нуждаются в нашей дружбе.
Вы должны помочь разобраться своему ребенку во всем; самое главное, чтобы он был честен с вами.
Вы а своих анкетах пишете мне: а сын любит дружить с малышами», или «Ему больше нравится дружить с девочками, или а почему-то его больше привлекают старшие по возрасту. А вот и такое признание: «Мою дочь тянет к тем, кто озорничает, безобразничает, балуется.
• Не бойтесь этого ничего. Разберитесь во всем и помните, что подросток, выбирая себе друзей, всегда питает надежду в душе стать лидером, ведущим, жаждет завоевать авторитет.
• Подростки очень боятся одиночества. Выясните, почему ваш ребенок тянется именно к таким ребятам. Вам, может быть, кажется, что они ненадежные или не такие, каких бы вам хотелось
У ребят, особенно в таком возрасте, свои представления о достоинствах. Мальчики могут быть и смелыми, и отчаянными. А могут иногда даже нагрубить, и это, им кажется, допустимо...
Пусть вас особенно не волнует, если ваш сын будет поживее, поэнергичнее. даже, может быть, озорным. Это нормально.
• Спросите своих детей, чем ему нравятся его друзья? Он вам все расскажет, и тогда вы более спокойно будете реагировать эту дружбу.
• будьте довольны, если друзья вашего сына часто ходят к вам, У вас тогда будет больше возможности влиять на них. Например, вы можете невзначай обронить слова: к ребятки, защитите Славу, когда ему будет плохо». Если вы так доверительно к ним обратитесь, они будут просто считать
обязанными стоять за вашего сына, защищать его, а не то что обижать.
• Надо всегда привлекать друзей к своему ребенку, а не отгадывать их, не
говорить: «С этим не дружи, с этим не дружи!» Будет все наоборот. Не
потеряйте доверия.
• Идите всегда от увлечений вашего ребенка. Ищите здесь для него
авторитет.
Общение с яркой личностью — это великое счастье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме:«Вред и опасность курения, употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ»
Профилактика...
Беседа с родителями на тему "Опасности интернета для детей"
Беседа с родителями "Опасности интернета"...
Физические упражнения,выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на детей
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» разработаны НИИ гигиены и охраны здоро...
Консультация для родителей "Осторожно! Опасные игрушки для детей"
консультация для родителей...
Опасные растения для детей
Текст вызовет интерес и будут способствовать обогащению знаний об окружающем мире. Цель: Знания об опасных растениях на дачном участке помогут взрослым и детям избежать многих неприятностей....
Вредные привычки.Профилактика вредных привычек.Опасность курения.
Вредные привычки.Профилактика вредных привычек.Опасность курения....
Профилактическая беседа "Опасность курения в подростковом возрасте"
Данная беседа разработана для работы социальных педагогов и классных руководителей....