ток-шоу "Милосердие"
методическая разработка (11 класс) по теме
классный час в 11 классе по теме: "Милосердие". Классный час в форме тое-шоу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_klassnogo_chasa.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в форме ток-шоу по теме: «Милосердие – зеркало души человека».
Эпиграф: « Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Зигфрид Ленц, немецкий писатель.
Ход классного часа:
1.Слово учителя:
-Дорогие друзья: участники и гости! Я приветствую вас в стенах нашей родной школы. Форму классного часа я выбрала необычную: это дискуссия, ток-шоу. Слайд №1-2. Недавно в 10 классе я провела тестирование, учащиеся отвечали на ряд вопросов (анкета).
-Что показал опрос десятиклассников?
-Чем удивил меня, работающую с ними 6 год?
-Проанализировав анкеты,ответы учеников ,я решила провести классный час по теме :«Милосердие-зеркало души человека.» Слайд №5
-Сегодня мы с вами будем обсуждать острую, наболевшую проблему современного общества :
дефицит милосердия - это страшная болезнь 21 века?
-Почему утрачивается оно?
-Нужно ли милосердие в наше время?
-Почему бездушие , жестокость стало нормальным явлением?
-Во-первых, чтобы продолжить беседу, давайте познакомимся
2.Представление гостей
-завуч школы
-председатель комитета по делам молодежи
-член родительского комитета
-руководитель филиала ДСП «Важное дело»
-директор реабилитационного центра для несовершеннолетних
-директор дома –интерната для престарелых
3.Слово учителя:
Знакомство с планом работы, с правилами ведения дискуссии.
-Учащиеся 10»А» класса после проведения анкеты были разделены на 2 группы. Каждая из групп будет отстаивать свою точку зрения. 1 группа - это те ребята , кто уже приблизился к понятию слова милосердие. 2 группа- учащиеся, которые стоят на пути выбора или то, кто шёл по тропинке и увидел развилку, на столбе было написано: « Налево пойдёшь – равнодушие приобретёшь, направо пойдешь- милосердие найдешь». Это тот, кто ещё не выбрал свой путь, свою тропу.
Милосердие…можно ли его увидеть, услышать, потрогать?
-Что обозначает это слово? Оно живет в сердцах ,увидеть можно только в поступках.
4.Задание №1.
Объясните ,пожалуйста, письменно лексическое значение слова милосердие. Каждая группа свой ответ обоснует.
5.Слайд номер 8
Лексическое значение слова милосердие
6.Слайд номер 9
Буквы алфавита
В старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З - земля
Л- люди
М-мысль
Д- добро
Азбука призывала: «Люди Земли! Мыслите, думайте и творите!»
7.Задание№2.
1 группа:
-Приведите слова, близкие по значению к слову милосердие.
2 группа:
-Подберите антонимы.
Добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память, благотворительность, альтруизм, гуманность, забота, ласка, любовь, человеколюбие.
Равнодушие, эгоизм, черствость, злость, жадность, зависть, бездушие, высокомерие.
8.Слайд 10-11
Слова учителя:
-Каких слов больше и почему?
Вывод: доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться.
В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло, хорошо.
9.Задание № 3
--Приведите примеры афоризмов, крылатых выражений о добре, милосердии.
1 группа:
Например,Счастья достоин тот, кто стремится сделать счастливым других.
Жизнь человеку даётся 1 раз, и нужно её прожить так ,чтобы не было разочарований .
Живи добрее, будешь всех милее.
Добра не купишь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
2 группа:
Например, не делай добра, не получишь зла.
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
10.Слово учителя:
Говорят , что, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, -значит, он, как человек, состоялся.
А.П.Чехов утверждал: «Пока молоды, сильны и добры, не уставайте делать добро.
11.Задание №4:
1 группа :
Ответить на вопрос : «Что изменилось в стране, что сейчас происходит с людьми в 21 веке?»
2 группа:
Что осталось незыблемым в наше время?
Вывод: Что мы можем сделать, чтобы люди стали добрее?
Мой совет: полюбить ближнего своего.
«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбе родной страны, к судьбам ближнего,»- писал М.Е. Салтыков-Щедрин
12.Слайд №12
13.Задание №5.
-Приведите примеры милосердных поступков (например, Беслан, теракт на Дубовке, акция первого канала «Добрый свет», землетрясения, пожары, наводнения).
14.Задание №6.
-Назовите фамилии людей, их подвиги (например ,доктор Рошаль, комбат Сергей Солнечников)
15.Задание№7.
-Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия, сочувствия?
16.Задание №8.
-Кому милосердия нужнее всего?
А) Детские дома
Б) Школы-интернаты
В) Дома престарелых
Г) Инвалиды
Д) Ветераны Великой Отечественной войны
Е) Смертельно больные взрослые и дети
Ж) Воины, 17афганцы, чеченцы
17.Слово предоставляется директору реабилитационного центра
Вывод: Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителя- результат жестокости, эгоизма.
18.Слово учителя:
-Сердце и душа маленького ребенка - открытая, мягкая, чистая и податливая почва. Семена, упавшие в нее, обязательно дадут входы. Только вот какие будут семена?
В.А.Сухомлинский, известный педагог, писал: «Если человека учат добру, в результате будет добро. Учат злу - будет зло. Не учат ни добру, ни злу – в результате все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Из доброго семени, посаженного в плодородную, благодатную почву, вырастет большое и красивое дерево. Оно не только будет радовать взор, но и укроет уставшего путника от зноя, утолит его голод и жажду своими сочными плодами. Так и душа ребенка.
19.Фрагмент видеофильма о мальчике, ухаживающем за мамой-инвалидом.
20.Слово предоставляется директору дома- интерната для престарелых и инвалидов.
21.Слайд №13-23
22.Слово учителя:
- Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней. Во время стихийных бедствий, экологических катастроф люди приходят на помощь. Они проявляют милосердие и сострадание к нуждающимся.
-Кто такой доброволец?
Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не принуждению взял на себя какую-нибудь работу. И наши ученики тоже помогают другим.
23.Слово предоставляется руководителю Кесовогорского филиала ДСП «Важное дело»
24.Слово учителя:
Я обращаюсь ко 2 группе: «По какой же легче идти тропинке? Милосердия или равнодушия? По какой труднее? Почему? (Одна ровная и гладкая, другая с преградами и трудностями)
Какую вы выбираете?
25.Слайд №24
Слово учителя:
Вывод: Человек должен оставаться человеком. Помнить свои корни, жить по-людски, иметь и не потерять чувство любви, уважения к своим родным, близким.
Рефлексия:
-Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас.
-М.Цветаева говорила, что есть круговая порука добра, надо только крепче взяться за руки, творить добро. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим, друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас.
Комментарий :
Ток-шоу ( от анг.- разговорное шоу)- вид телепередачи, в котором один или несколько приглашенных участников ведут обсуждение.
Задача жанра ток-шоу- активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания разных точек зрений.
В ходе «мозгового штурма» определяется детализация будущего проекта, выбирается приемлемый вариант. В ходе ток-шоу идет обсуждение проблемы (ситуация нравственного выбора). Ток-шоу не дает единственно правильного решения проблемы, однако в поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, соотносятся нравственные ценности участников с общечеловеческими.
Анкета
1.Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и беды?
Да:+1 Нет:-1
2.Прихит ли ваша семья на помощь соседям?
Да:+1 Нет:-1
3.Дашь ли ты в долг последние 30 рублей другу в столовую?
Да:+1 Нет:-1
4.У школы на дороге лежит человек. Твои действия:
а) подойду и посмотрю (0 б)
б)пройду мимо (-1 б)
в)выясню причину, постараюсь помочь (+3 б)
5.Пожилая тетушка идет с тяжелыми сумками
а)постараюсь обогнать (0 б)
б)сверну на другую дорогу (-1 б)
в)предложу свою помощь (+3 б)
6.Вы увидели драку в школе, на перемене
а)побегу посмотреть, поболею на победителя, подзадориваю (-3 б)
б)постараюсь разнять дерущихся (+3 б)
в)приглашу старших (+2 б)
7.Возле ДК плачет малыш. Твои действия:
а)пройду мимо (0 б)
б)посмеюсь над его бедой (-1 б)
в)постараюсь успокоить (+3 б)
8.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
Да:+1 Нет:-1
9.Свойственно ли тебе мстительность, злопамятность?
Да:+1 Нет:-1