Внеклассное мероприятие "Любовь матери-сокровище жизни"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Цели:
Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит её сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле;
Частные – ответить на вопросы:
- Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей?
- В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней?
- Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 38.27 КБ |
презентация | 937.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любовь матери – сокровище жизни.
5 класс
Цели:
Общие – подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит её сила, что несет она в мир; пробудить желание относиться к своим матерям как к самым дорогим людям на земле;
Частные – ответить на вопросы:
- Какова душа вашей матери? Что возьмете вы с собой в жизнь от своих матерей?
- В чем проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней?
- Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой?
Оборудование урока.
- Компьютер и мультимедийный проектор.
- Иллюстрации: Богоматерь Владимирская. Первая половина 12 века; К.С. Петров-Водкин. Мать, 1915; А.А. Дейнека. Мать. 1932; А.А. Пластов. Солнышко. 1966; Л.Винчи «Мадонна Лита» и др.
- Фотографии мам.
- Тексты на столах / В.А. Сухомлинского/.
- Музыка
- Эпиграфы (на доске)
- Таблицы кластеров (пишутся на уроке).
Эпиграфы на уроке:
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни. О. Бальзак |
Структура урока.
- Фаза – Вызов интереса.
- Фаза – Осмысление.
- Фаза – Размышление над текстом.
- Составление синквэйна. Выводы по прочитанному.
- Задание на дом.
Ход урока:
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности, опираюсь на жизненный опыт учащихся.
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о маме)
Эпиграф:
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни.
О. Бальзак
- Чувствовали ли вы когда-нибудь, что между вами и вашей мамой протянуты тайные невидимые нити? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни.
Объяснение значений слова «мать» подбором синонимов и антонимов.
Каково же значение слова «мать»? давайте подберем синонимы:
Мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек.
А антонимы? Мать – мачеха.
А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе?
Мама, мамка, маменька (устар.), родительница, матушка, мамушка (устар., народ.-поэт., шутл.), мамуля (прост.), мамаша (устар.), матерь (высок. и трад.-поэт.), родимая (нар.-поэт.).
- А как мы будем говорить о Маме?
Кластер № 1
с благодарностью с восхищением с радостью | МАМА | с любовью с почтением с уважением с теплотой |
Записываем предложение и разбираем его по членам предложения.
О маме мы будем говорить с уважением, с любовью, с теплотой, с восхищением.
Объясняем знаки при однородных членах предложения.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Мама»?
Кластер №2
Каждый ученик записывает в центре листа «мать», вокруг него записывает ассоциации.
начало жизни чистота
продолжение рода …..мать……..счастье
нравственность тепло
духовность сердце
верность любовь
(ласка, улыбка, теплота, тревога, нежность, щедрость, покой, мягкость)
… Сколько о маме сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы.
Вспомните песни, стихи, посвященные матери.
Обратимся к тексту великого педагога, учителя, писателя Василия Александровича Сухомлинского. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
Чтение текста.
О жаворонке, который в окошко улетел
В. Сухомлинский
У Матери было семь сыновей; самому старшему десять лет и самому младшему – три года.
Замесила мать из белого теста каждому по семи пшеничных жаворонков и себе один.
Выставляет мать из печи жаворонков на стол, а сыновья сидят рядышком, глаз с ароматных птичек не сводят, матери в глаза смотрят, ожидают, когда она улыбнется еле заметно и кивнёт головой: можно. О, как хорошо они знают эту улыбку и этот кивок головой.
Румяные жаворонки, пышные – сидят на столе, в открытое окошко выглядывают, как будто улететь собираются.
- Идите, дети во двор, погуляйте немножко, пусть жаворонки простынут, много жара сегодня в печи, - сказала мама.
Ушли шесть сыновей во двор, а самый маленький – Мизинчиком его называла мама – остался: жаворонки пахли так вкусно, что не мог Мизинчик с лавки подняться. Сидит Мизинчик у стола, и вот рука его сама потянулась к жаворонку. Взяла горячего жаворонка, поднесла ко рту. Открылся рот, заработали зубы – и нет жаворонка. Испугался Мизинчик, побежал во двор и стал гулять вместе с братьями.
Позвала мать сыновей, пришли семь братьев, сели за стол. Поделила мать жаворонков. Досталось каждому по семи птичек, а матери ни одной не осталось.
- А где же ваш жаворонок? – спросил старший брат, Материн Первый Помощник.
- Мой жаворонок в окошко улетел, - ответила мать, вздохнула и, облокотившись на стол, задумалась.
С глаз Мизинчика закапали слёзы. Ему стало жаль маму, он готов был бы отдать ей самого пышного и румяного, самого вкусного жаворонка, но, к сожалению, когда мама сказала, что жаворонок в окошко улетел, он уже доедал последнего, седьмого жаворонка, и только небольшой кусочек ещё остался. Несколько мгновений сидел Мизинчик с непроглоченным кусочком жаворонка, потом всё-таки проглотил, но такую боль, такое страдание почувствовал он при этом, что не мог ни встать, ни слова сказать, ни глаз поднять. Братья снова пошли во двор, гуляли, резвились на солнечной лужайке, а Мизинчик все сидел, и сидел, и мучили его угрызения совести.
Размышления над текстом
- О чем вас заставил задуматься текст?
- О чем рассказывается в тексте?
- Что отражено в заглавии? (тема текста)
- О чем задумалась мать, когда увидела, что ей не досталось жаворонка? Обиделась ли она на своих детей?
- Почему она ничего не сказала им? Как вы поступили бы на её месте?
- Как вы думаете, она догадалась, кто из детей съел жаворонка?
- Как, по вашему мнению, он поступит в подобной ситуации в следующий раз?
- А если бы она стала ругать детей, говорить им об их неблагодарности, испытал бы Мизинчик угрызения совести?
- Можно ли назвать мать из сказки мудрым воспитателем? В чем проявилась ее мудрость?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы испытывали угрызения совести, после того как несправедливо обидел свою маму? Что вы сделали, чтобы исправить свою ошибку?
- Может ли мать не простить своих детей? Могут ли дети не простить свою мать?
- Как вы думаете, если бы люди любили друг друга также, как мать любит своих детей, изменилась бы жизнь на земле? Может ли подобная любовь существовать между любыми другими людьми?
Подберите пословицы, поговорки, можно фразеологические обороты о маме (задание индивидуальное)
Пословицы о материнской любви.
Какие пословицы вы знаете о матери? Можете привести?
Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.
Не оставляй отца и мать на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Материнское сердце в детках, а детское в камне.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
Пчелки без матки – пропащие детки.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Мать праведна – ограда камена.
Материнские побои не болят.
Материнская любовь и со дна моря поднимает.
При солнце тепло, а при матери добро.
- Как вы думаете, почему мать сравнивается с солнцем?
- Назовите наиболее характерные черты материнской любви.
(Мать всегда прощает своих детей; она всегда верит в них; всегда видит в них лучшее; в своих мыслях она всегда вместе с ними; она готова в любую минуту прийти на помощь детям; ради детей она, не задумываясь, может пожертвовать собой).
- Нарисуйте солнце души вашей мамы. На лучах этого солнца напишите все, за что вы любите свою маму.
- Какие качества появились в вас под воздействием лучей солнца материнской любви?
Сегодня мы услышали много умных и добрых слов о женщине, о женщине – матери. Давайте заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей:
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Мама, имя твое я несу через жизнь как святыню. (С. Островой)
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (В. Сухомлинский)
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)
Почему сердце матери – неиссякаемый источник чудес? (Опишите и нарисуйте чудеса материнского сердца.)
Синквейн:
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Она
- Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Интересная, фантастическая
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Рассказывает, развлекает, воспитывает
- Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ученье – свет, неученье – тьма
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Составление синквэйна.
Сердце.
Беспокойное, горячее.
Страдает, взывает, молится.
Взывает к милосердию, любви.
Душа.
Любовь.
Огромная, всепобеждающая.
Спасает, окрыляет, радует.
Источник земного наслаждения, счастья.
Жизнь.
Мать.
Светлая, мудрая.
Заботится, оберегает, наставляет.
Преданная, бескорыстная, творит добро.
Солнце.
Давайте посмотрим, как согласуются существительные, прилагательные и глаголы с выводом. Согласуются ли? Нет ли противоречия?
Рефлексия.
- Какой вид работы меня заинтересовал?
- Чему я научился?
- Чего я не принял на уроке (текст, способ деятельности, общение)?
Домашнее задание. Поэты всех времён преклоняли колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Думается, что под влиянием матери ваше обращение с миром и людьми всегда будет отмечено печатью высокой духовности и благородства. Но кто сможет сказать о своей маме, её душе лучше, чем дочь или сын?
Попробуйте создать свой текст. Сделайте к тексту зарисовки.
- Подумайте и расскажите о том, как можно проявить ласку к маме и заботу о ней.
- Внимательно понаблюдайте за мамой и запишите все, что мамины руки делают за день, с раннего утра до позднего вечера. Напишите сказку о волшебных материнских руках.
- Расскажите о своей маме. За что вы благодарны ей больше всего на свете?
- Напишите сказку о том, как Мизинчик проявил нежную заботу к матери.
- Напишите сказку о том, как мать силой своей молитвы спасла ребенка.
- Напишите сказку о сердце матери, ставшем волшебным источником чудес.
Оформить в качестве страницы будущей книги
Анализ урока:
Класс: 5
Тема урока: «Любовь к матери – сокровище жизни».
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
- познакомить учащихся с воплощением образа матери в художественной литературе, фольклоре, живописи;
- развивать навыки творческого сочинения в жанре синквейна, подготовить к написанию домашней письменной работы на тему материнства;
- воспитывать любовное, уважительное отношение к женщине-матери, задуматься над понятиями материнской любви, преданности, жертвенности.
Оборудование: Репродукции картин художников, слайды, карточки-информаторы, фонограмма к песне.
Одно из наиболее сложных занятий – урок развития речи, имеющий целью настолько погрузить учащихся в материал выбранной темы, чтобы вызвать ответное желание воплотить собственные мысли и чувства в письменной форме.
Тема урока достаточно близка для восприятия пятиклассников, так как каждый ребенок испытывает чувство любви к матери. Однако это чувство часто существует на подсознательном уровне, поэтому задачей учителя было помочь учащимся осознать роль матери в жизни каждого человека.
Для реализации поставленной цели использовались множество разнообразных приемов: беседа, подбор синонимов, антонимов, ассоциативных слов, работу с иллюстрациями, прослушивание стихов о маме, знакомство с пословицами, поговорками, высказываниями известных людей, чтение и анализ рассказа В. Сухомлинского, творческую работу и др. Все эти многообразные виды работы находятся в строгой подчиненности логике урока, закономерно вытекают один из другого.
Несомненным достоинством урока следует считать опору на жизненный опыт учащихся, их личностные представления и эмоции.
На уроке реализуются воспитательные цели: ведется разговор о бережном и уважительном отношении к матери, формируются чувства доброты, преданности, любви.
Очень удачно используется наглядность, например, создание из слов-ассоциаций цветка ромашки, в центре которого солнышко-мама.
анализ этапов урока:
- Подготовка к восприятию темы.
После объявления темы урока идет работа с эпиграфом, в качестве которого взяты слова Бальзака о материнской любви. Учитель сразу же настраивает детей на личностное восприятие темы, предлагая им вспомнить случаи из собственной жизни, когда они почувствовали невидимую связь с матерью. Для создания первичного представления о богатстве материнской души учащиеся обращают внимание на иллюстративный материал – репродукции икон Богоматери, картин Леонардо да Винчи и других художников. Использован прием подбора синонимов и ассоциативных слов. Переходом к следующему этапу урока служит вопрос о чувствах, с какими следует говорить о маме.
2. Создание эмоциональной основы урока.
Для создания особой эмоциональной атмосферы занятия учитель предлагает детям вспомнить поэтические и музыкальные произведения о маме.
3. Чтение и анализ рассказа В. Сухомлинского.
Учащиеся знакомятся с рассказом В. Сухомлинского о нравственном уроке, который преподнесла мать младшему сыну. Далее идут беседа по содержанию рассказа: учащиеся определяют тему произведения, опираясь на его название, формулируют главную мысль, анализируют поступки героев. В результате пятиклассники подходят к осознанию мудрости материнского воспитания.
Особенно важен акцент на личностный смысл темы рассказа, учитель просит учеников назвать ситуации, когда они несправедливо могли обидеть свою маму.
4. Расширение представлений учащихся о материнских чувствах.
Для обогащения представлений учеников о глубине материнских чувств предлагается вспомнить пословицы и поговорки о матери, а затем попытаться расшифровать смысл одной из них с помощью творческого задания: нарисовать солнце души матери и на лучах подписать те качества, которые нам особенно дороги в матери. Детские представления расширяются и за счет знакомства с высказываниями известных людей о чувствах к матери. Обобщая все сказанное, дети пытаются сформулировать ответ на вопрос, в чем чудо материнского сердца.
5. Творческая работа. Создание синквейна.
Вся подготовительная работа воплощается в творческом задании – создании синквейна (пятистишия по определенной схеме) на тему «Мама». Прочитанные учащимися письменные работы свидетельствуют о глубоком эмоциональном воздействии материала урока на душу детей.
6. Выводы по уроку. Домашнее задание.
Итоги урока подводятся на карте деятельности, где, осмысляя содержание занятия, учащиеся записывают свои впечатления. Домашнее задание носит дифференцированный характер: написать сочинение на одну из четырех предложенных тем. Следует отметить, что все четыре темы связаны с материалом урока, носят творческий характер, вполне посильны и интересны для пятиклассников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни или вредные привычки".
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью....
Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»
Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии, литературе, музыке....
внеклассное мероприятие Лишь слову жизнь дана
Внеклассное мероприятие "Лишь слову жизнь дана" проводилось в 5 классе. Первая часть мероприятия представляет собой рассказ о том, как создаётся книга. О том, какой путь ей пришлось пройти, кто приним...
Внеклассное мероприятие "Математика в жизни человека"
Всем известно, что в профессиональные училища поступают ребята, которые бегут из школы от математики. Цель преподавателей общеобразовательных дисциплин привлечь обучающихся к изучению предмета. я пров...
Внеклассное мероприятие Здоровый образ жизни
Данное мероприятие можно использовать для проведения тематической игры в рамках пропаганды здорового образа жизни среди учащихся 5, 6 классов.Цель: воспитать серьезное отношение к своему здоровь...
Внеклассное мероприятие "Во имя жизни на Земле"
Мероприятие включает в себя три страницы: 1) "Героическое прошлое России", 2)"Фронтовые дороги войны" 3) исследовательские проекты учащихся "Великая Отечественная война в истории моей семьи". Способст...