Классный час "Конституции России - 20 лет"
классный час по теме
В 2013 году главной книге России - 20 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 34.25 КБ |
konstit.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Немного истории |
В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает относительную стабильность строя. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию. Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципами преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер. Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер, т.е. они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни и не создавались механизмы для их осуществления. Конституция РСФСР 1918 г. — первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности: 1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России. 2. Из всех советских конституций она была в большей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Конституция лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23). 3. Конституция 1918 г. отличалась значительным количеством программных положений (положения о федеральном устройстве России, фиксирование некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации). 4. К числу отличительных черт первой Конституции относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установление чисто политического характера, причем ориентированного на все мировое сообщество. 5. В Конституции 1918 г. открыто признавалось применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. 6. С юридической точки зрения, Конституция 1918 г. была в значительной части несовершенной.
Все отмеченные особенности характеризуют Конституцию 1918 г. как конституцию революционную, принятую в результате насильственного изменения общества и не имеющую преемственности.
Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР. Новизна содержания Конституции 1925 г. заключается в следующем: 1. В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз СССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР. 2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР.
Принятие Конституции 1937 г. объяснялось вступлением страны в новый этап построения основ социализма, полной ликвидацией эксплуататорских классов, т.е. фактическим уничтожением тех слоев населения, которые противились тоталитаризму. Конституции этого этапа, как Союза, так и РСФСР и других союзных республик, отличают следующие черты: 1. Они сохранили классовую сущность, воплощая диктатуру пролетариата. Но форма выражения этой сущности изменилась. Было отменено лишение граждан политических прав по социальному признаку, введено всеобщее равное избирательное право. 2. В конституциях были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Впервые получило закрепление право на труд. Но возможность использования политических прав гарантировалась только в интересах укрепления социалистического строя. Все демократические установления конституций были классово ориентированы. 3. Конституциям этого этапа характерно закрепление руководящей роли коммунистической партии. Эта конституционная норма ярко выразила всеукрепляющуюся тенденцию превращения партии в государственную структуру. 4. Конституции 1937 г. впервые утверждались как «конституции построенного социализма». 5. С юридической стороны конституции этого периода приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты. 6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституции РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР. 7. Полнее в Конституции РСФСР 1937 г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству.
Конституция 1978 года - последняя советская Конституция
Конституция 1978 г. на протяжении своего 15-летнего срока претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности, поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам действия. В первые 10 лет новую конституционную систему СССР характеризовали следующие черты: 1. Принятие всех этих конституций отразило новый этап — этап «развитого социализма», означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. 2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они более откровенно отражали роль коммунистической партии. Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу. 3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя новые права (право на жилище, охрану здоровья и т. д.). 4. Конституция 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР. 5. Конституция 1978 г. значительно изменилась структурно. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала более объемной. 6. В плане федеративного устройства Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР Конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные. 7. Конституция 1978 г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.
Последующие процессы реформирования Конституции 1978 г., начавшиеся в 1989 г., были ознаменованы принятием Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции рСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР». Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Это выразилось в следующих нововведениях: а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; в) признание приоритета прав человека и гражданина; г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной; д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.
Все республики, в том числе и РСФСР, приняли декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г.
Смоленский М.Б. Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций / М.Б.Смоленский // Смоленский М.Б. Конституционное право. 100 экзаменационных ответов. - Ростов-на-Дону, 2001. - С.37-41
|
Человек – высшая ценность Конституции РФ |
По страницам периодических изданий 1. Алексеев, С. К Конституции человека : Российский Основной закон : реальность и перспективы / С. Алексеев // Независимая газ. – 2012. – 16 нояб. – С. 5. 2. Амрахов, Н. И. Конституционные права и свободы человека и гражданина: проблемы понятийного аппарата и законодательного регулирования / Н. И. Амрахов // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 11. – С. 67 – 69. 3. Беляева, Е. В. Право на жизнь: проблемы конституционного обеспечения / Е. В. Беляева // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 2. – С. 39-40. 4. Гранкин, И. В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне / И. В. Гранкин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 7. – С. 44 – 47. 5. Куриленко, А. В. Некоторые вопросы обеспечения Президентом России гарантированности Конституции РФ / А. В. Куриленко // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 1. – 6. Мататова, М. М. Конституционно-правовой механизм защиты прав человека в России: некоторые внутригосударственные и международные аспекты / М. М. Мататова // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 5. – С. 45-49. 7. Неретин, Н. Н. Спорные моменты реализации конституционного права на защиту в уголовном кодексе / Н. Н. Неретин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 8. – С. 60 – 63. 8. Речицкий, В. В. Простые ценности конституционализма: свобода, рынок и социальная динамика / В. В. Речицкий // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 2. – С. 64 – 69. 9. Стародубцева, И. А. Коллизии между Конституцией и Уголовным кодексом РФ в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина / И. А. Стародубцева, С. А. Коняев // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 9. – С. 71 – 73. 10. Татаринов, С. А. Некоторые вопросы модернизации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации / С. А. Татаринов // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 9. – С. 48 – 52.
*** Белюшина, Т. А. Упражнения по Конституции 1993 года / Т. А. Белюшина // Преподавание истории в школе. – 2011. - № 8. – С. 46-48. Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской федерации. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=ya... . – 22.08.2013. Омельченко Н. Н. Уроки о Конституции РФ к 1 сентября 2013 года [Электронный ресурс] / Н. Н. Омельченко // ПроШколу.ру: [портал]. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/423028/ . – 14.08.2013. Фалькович, Т. А. По законам добра: изучаем Конституцию Российской Федерации: [учебное издание] / Т. А. Фалькович, Т. И. Шупина. – М.: 5 за знания, 2006. – 144 с. – (Классному руководителю). |
Вопросы для зрителей
Одновременно с речью ведущего вопросы будут появляться на экране интерактивной доски
- Конституция какой страны считается самой первой ?( США)
- В какой развитой европейской стране до настоящего времени нет писаной Конституции?( Великобритания)
- Какое второе название конституционного права ?( Государственное право)
- Сколько конституций было принято в нашей стране после революции 1917 года?( 4 )
- Сколько конституций было принято в США со времени принятия независимости?( 1)
- Сколько глав в первом разделе Конституции Российской Федерации( 9 глав )
- Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?( народ)
- Кто, что является высшей ценность в государстве по Конституции Российской Федерации?( народ)
- Какие формы собственности , признаваемые и защищаемые государством указаны в Конституции?( частная, личная, государственная, муниципальная, иностранных граждан)
- Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных , демократических государств? ( права и свободы человека )
- Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции?( обязанности)
- Какая обязанность закрепленная в Конституции касается только части граждан Российской Федерации?( служить в армии)
- Чем является по государственному устройству Россия?( федерацией)
- Чем является Россия по форме правления?( республика )
Контрольные вопросы:
- 1. Что такое Конституция?
- 2. Когда была принята Конституция РФ?
- 3. Какие государственные символы вы знаете?
- 4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены?
- 5. Что символизирует каждая полоса флага?
- 6. Что представляет из себя герб РФ?
- 7. Кто написал текст и музыку для гимна РФ?
Задачи Всероссийского урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства. При изучении Конституции Российской Федерации преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституции как основного закона Российской Федерации:
- основы конституционного строя Российской Федерации - России;
- права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
-высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;
- судебная власть;
- органы местного самоуправления.
Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон, за историю страны и ее выдающихся людей.
Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:
- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;
- изучение истории российских конституций;
- дискуссии;
- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;
- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;
- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.
Всероссийский урок начинается вступительным словом учителя, в котором целесообразно заострить внимание учащихся на следующих моментах:
- Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего – право на образование;
- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;
-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности.
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм. Знакомство с главой 3 «Федеративное устройство» рекомендуется организовать в форме дебатов. Желательно, чтобы в дебатах принимали участие как школьники класса, так приглашённые гости.
Основные вопросы для обсуждения на уроке:
- Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? (статья 65),
- Какой язык является государственным языком Российской Федерации, какие вы знаете государственные языки республик Российской Федерации (статья 68)
- На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус (статья 68)?
- Что вам известно о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования, о столице нашего государства (статья 70)?
- Перечислите основные прерогативы федерального центра (статья 71).
- Какова официальная денежная единица в Российской Федерации (статья 75)?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разаработка классного часа "России важен каждый"
Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно испол...
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...
Классный час "Россию прославит молодёжь"
Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....
Сценарий классного часа "России верные сыны"
Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....
Классный час "Россия - Родина моя"
Задачи классного часа - воспитание любви к своей семье, своей стране, своей Родине; уважительного отношения друг к другу; воспитание ответственности и причастности к своей стране....
Классный час "России верные сыны!"
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...
Классный час "Россия начиналась не с меча"
Данное мероприятие относится к гражданско-патриотическому воспитанию. Классный час можно проводить в среднем и старшем звене....