Внеклассное мероприятие "Государственная символика России"
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие предназначено для 5 класса. Знакомит учащихся с историей создания гимна, герба, флага России. Направлено на формирование высоких гражданских качеств у учащихся, привитию любви и уважения к государственным символам Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mer-e.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия: Государственная символика России
Цель: изучение учащимися истории государственной символики.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
- формировать высокие гражданские качества у учащихся;
- прививать любовь и уважение к государственным символам Российской Федерации.
воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории и символике своей страны;
- воспитание культурослушания.
развивающие:
- установление межпредметных связей, развитие памяти, умение вести дискуссию;
- развивать творческие способности учащихся.
Форма проведения: устный журнал
Место проведения: конференц-зал
Используемое оборудование:
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, видеофильм «Государственная символика», стенд «Государственная символика РФ».
Музыкальное оформление: Государственный гимн Российской Федерации.
Участники и исполнители: учащиеся 5А класса, ведущий (уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса).
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы поговорим о символике России. Ребята, а что мы относим к символике? (слайд1)
Предполагаемые ответы учащихся: гимн, герб, флаг.
Ведущий: Хорошо. Сейчас на интерактивной доске вы увидите флаги разных стран, ваша задача - определить страну, чей флаг появится на доске. (слайды 2-8).
Предполагаемые ответы учащихся: Франция, Германия, Россия, Великобритания, США, Япония.
Ведущий: Подводит итоги и сообщает следующую информацию:
5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику. Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России - полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красного цвета, официальным флагом Российской Федерации. 31 октября 1991 года флаг был утвержден Съездом народных депутатов. Бело-сине-красный флаг стал снова государственным. Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику.
Ученик 1:
Был побежден народный враг
Народную рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой -
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
Ученик 2: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты. Под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.
Ученик 3 :
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет,-
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет,-
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда, наших красных лет, -
Правдивей флага нет!
Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.
Ученик 4:
Сейчас наш флаг трехцветный. Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный "Белый царь", то есть независимый. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг. Флаг вывешивается на государственных учреждениях. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг- необходимый атрибут.
Ученик 5: Но ведь, кроме флага, у каждой страны есть свой герб.
Учитель: Верно. (Рассказывает об истории герба других стран из романа "Айвенго" В.Скотта) ...Айвенго выехал на арену рыцарского турнира со щитом, на котором был нарисован дуб, вырванный с корнем. Под щитом стояла надпись: «Лишенный наследства». Современники Айвенго сразу же понимали главное: отец рыцаря проклял сына и лишил его наследства. Раньше у каждого рыцаря был свой герб. У противника Айвенго ~ Бриана де Буагильбера, рыцаря ордена Храма, - на щите изображались два рыцаря, едущие на одной лошади. Девизом ордена Храма была бедность. Действие романа «Айвенго» происходит в конце XII века. Но еще в те далекие времена древние народы любили знаки - символы. У готов это был полумесяц, у франков - крест над кругом, датчане избрали для своего знака - символа мудрого ворона, а саксы - сильного льва. В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики. Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род. Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать. Вот, например, как выглядел герб Парижа (слайд 9).
Обращает внимание учащихся на доску.
В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль с гордой надписью: «Его качает, а он не тонет». А теперь перейдем к истории государственного герба России. Первый герб появился в конце XIX века. (Слайд 10) На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея. Наступление царствования Ивана III с византийской царевной Софьей - Зоей Палеолог принесло на Русь герб - двуглавого орла (слайд 11), а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела гербом. Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.
Ведущий: (слайд 12) Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, на красном щите - серебряный всадник, в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем, дракона.
Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?
Предполагаемые ответы учащихся: герб может изображаться на печатях, паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, дипломе, правительственных наградах.
Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел. Есть у каждого государства и гимн. Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства. Мы слышим его множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях государства. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией и текстом. Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть?
(Если кто-то знает наизусть, его просят рассказать, если нет, учитель предлагает вслушаться внимательно и читает гимн сам.)
Государственный гимн Российской Федерации
1. Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Затем звучит официальная запись гимна с сайта Правительства Российской Федерации в исполнении Президентского оркестра РФ. Прочувствуйте всю гордость за свою любимую страну!
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?
Ученик 5: Гимн Российской Федерации написали два человека. С.Михалков написал слова, а музыку - А. Александров.
Ведущий: Правильно. А теперь давайте проведем небольшую викторину.
Викторина.
- Где изображается государственный герб Российской Федерации? (Ответы учащихся: на паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
- В каком веке появился герб нашего государства? (в конце XIV века).
- Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).
- Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
- Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
- Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
- Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).
- Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).
Ведущий: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства. Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".
Ученик 6: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.
Ученик 7: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.
Ученик 8: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.
Ведущий: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Ну, а теперь, ребята, я предлагаю вам поработать над проектом герба и флага нашего класса, но для этого я разделю класс на 4 команды.
Учитель благодарит учащихся за игру и отмечает лучшие работы.
Заключительное слово ведущего: Для того чтобы вы больше узнали о государственных символах нашей страны, их истории, когда и где они используются, я хочу познакомить вас с книгой Т.А. Кудрявцевой, которая называется «Я живу в России!». Прочитав ее, вы узнаете много интересного о нашей родине. А начинается она вот такими словами: «Эта книжка про великую и прекрасную страну, и называется страна Россия. Россия – страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. Русские сказки начинаются так: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Ведь страна – это не просто поле или лес, города и села, где живут люди. Это – государство. А каждое государство обязательно имеет гимн – главную песню страны, а еще флаг и герб.
Ведущий обращается к детям и советует прочитать эту книгу, которая находится в школьной библиотеке.
Литература:
- Кудрявцева Т.А. «Я живу в России!» М: «Просвещение», 2003.
- Классному руководителю о классном часе/ под. ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М: 2003.
- Классные классные дела: методические разработки воспитательных дел в классе/ под.ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М: ТЦ Сфера, 2004г.
- Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М: 1993
Министерство образования Московской области
Московский государственный областной гуманитарный институт
Кафедра педагогики
Конспект воспитательного мероприятия
по теме «Курение и здоровье»
подготовила и провела
студентка 5 курса
исторического факультета заочного отделения
Смирнова
Ольга Николаевна
Дата: 13.03.2010г.
Оценка: _________
Подпись методиста: __________
Орехово – Зуево
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Государственная символика России"
Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...
Символика России
Предлагаю разработку классного часа о государственных символах для среднего звена. Классный час является логическим продолжением решения задач работы школы:воспитание у учащихся патриотизм...
Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"
Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».
Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Презентация на тему:"Россия-Родина моя. Символика России и Краснодарского края"
В этой презентации вы можете ознакомиться с символикой России и Краснодарского края....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: "Государственная символика России и Тульской области: история и современность"
Цель проведения: проследить историю формирования государственной символики России и Тульской области, воспитание патриотических чувств школьников.Задачи:ØРасширить и закрепить знания учащихся об...